Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КИТАЕ



 

Философские взгляды Мао Цзе Дуна — в том виде, как они изложены Хо (Ho, 1988), — сводились к сле дующему. Он считал, что главным фактором, отлича ющим людей от остальной части вселенной, является человеческая способность превращать субъективное поведение во внешнее (overt) поведение, которую он обозначал термином «потенциал сознательного акти виста» (voluntary activist caрability). Эта способность позволяет человеку продумывать различные вариан ты социального развития, а затем проверять их эф фективность на практике. Такие взаимопревращения внешнего и внутреннего поведения, замысла и вопло щения представляют собой бесконечный диалектичес кий процесс. Мао считал, что человеческий фактор иг рает более важную роль в войне, чем экономическая или военно техническая мощь; а для того чтобы эко номические реформы могли иметь успех, люди долж ны измениться. Поэтому массы необходимо идеологи чески воспитывать, а государственные лидеры долж ны апеллировать к их классовому сознанию. Наиболее сильными мотиваторами для людей, подчеркивал Мао Цзе Дун, являются идеологические факторы, а не ма териальные стимулы. А так как пределы человеческих возможностей зависят от группы, к которой принад лежит человек, и изменяются по мере ее изменения, человеческий потенциал в условиях группы в прин ципе безграничен.

Китайская психология в значительной степени ориентирована на идеи Маркса и Ленина.1 У послед него позаимствован взгляд, согласно которому пси хика (psychology) есть функция мозга, а изучаемые


психологией психические явления представляют со бой более или менее точное отражение (aррroximate reрresentations) действительности (Yue, 1994a). Не которые психологи, однако, не рассматривают дея тельность мозга как тождественную психической де ятельности, хотя и продолжают отводить мозгу важ ную роль в детерминации психических явлений.

По видимому, неправомерно рассматривать тра диционную китайскую мысль как проникнутую дуа лизмом «душа — тело» (Smith, 1985, см. рис. 2.2). Как и во многих других предуалистических культурах, вместилищем некоторых или даже большинства пси хологических функций, т. е. «седалищем души», счи талось сердце (Smith, 1985, 1990); китайское слово

«ксин ли ксю» (xinli xue), используемое для обозна

чения психологии, буквально переводится как «уче ние о правилах сердца» (Petzold, 1987). Китайцы не проводят различия между сознательным и бессозна

тельным и не имеют «изощренных философских и психологических систем для объяснения [витальной]

“души”» (Petzold, 1987, р. 215).2

Однако многие китайские психологи учились на Западе, или испытали западное влияние (Yue, 1994b; Petzold, 1984); кроме того, на китайской психологии, вероятно, также сказалось влияние буддизма (Kuo,

1976). Учитывая эти обстоятельства, нет ничего уди вительного в том, что мы обнаруживаем в работах китайских психологов дуализм души и тела в форме мозговых детерминант (brain determiners), характер ный для западной психологии, или дуализм в еще более прямой форме противопоставления внутренне

го и внешнего мира, внутренних и внешних причин, дуализм в виде концепции сознания как функции организма и дуализм тела (организма) и мозга (Gao,

1979, цит. по: Yue, 1994a; Kuo, 1971; Pan, 1987).

Например, Чу (Chu, 1962, цит. по: Kuo, 1971) утверждает, что человеческая психика (рsyche) про изводится мозгом и отражает реальность. Следова тельно, противоречия, присущие реальности, содер жатся и в человеческой психике. Чу полагает, что по скольку объективная реальность находится в процессе беспрерывного изменения, она представля ет собой неиссякаемый источник проблем, с которы ми сталкивается и которые вынужден решать каж дый человек.

Это порождает конфликт между человеком и объективным миром, в результате чего человек дол жен изменять мир, себя либо как мир, так и себя, что бы достичь равновесия. Но любое равновесие явля ется лишь временным, так как жизнь диктует новые требования и возникают новые противоречия между


 

1Однако Вонг (Wang, 1993) в своем обзоре основных направлений исследований в современной китайской психоло

гии не упоминает о диалектике.

2 Петцольд считает, что этот факт объясняется отсутствием в китайской мысли четкого различия между (по)знани ем (knowing) и действием (acting). Он не учитывает возможность того, что в рамках недуалистической культуры зна ние может рассматриваться как форма действия, и что такие формы дуализма, как сознательное бессознательное, ли шены в этом контексте особого смысла. Тенденция приписывать всему человечеству собственный стиль мышления глу боко укоренилась на Западе.


 

 


объективностью и субъективностью; эти противоре

чия и составляют базис личности.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь