Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Своеобразие литературного процесса 19 века. Романтизм



1. Особенности новой исторической эпохи.

2. Основные литературные направления 19 века.

3. Периодизация литературы 19 века.

4. Романтизм как литературное направление и художественный метод:

1) историко-социальные источники и стимулы романтизма;

2) этапы романтического движения;

3) течения в романтизме;

4) эстетические принципы романтизма;

5) романтический дуализм; романтический герой;

6) романтизм европейский и русский (сопоставление).

 

Новая эпоха всемирной истории началась 14 июля 1789 года, когда парижский народ штурмом взял Бастилию. События революционной Франции эхом прокатились по всей Европе, вызвав волну освободительного движения. Суть этого движения – борьба буржуазии против феодальных порядков. Затем, уже в недрах нового, буржуазного, общества зарождается новый конфликт – конфликт между рабочим классом и буржуазией: к разрешению своему он придёт в 1871 году провозглашением Парижской коммуны, первого в мире пролетарского государства. Таким образом, две названные исторические даты обнимают весьма богатый и интересный период не только истории, но и истории литературы.

Великая французская революция разделила две исторические эпохи – век Просвещения и совершенно новую эпоху с новым социальным устройством и новыми представлениями. Идейно революция была подготовлена просветителями, обещавшими «царство разума» и свято верившими в то, что наступление оного действительно возможно. Победа буржуазной революции обнаружила иллюзорность идеала просветителей, неосуществимого в условиях наступившего века бессердечного чистогана: одна форма эксплуатации сменила другую, а народ вновь оказался обойдённым и обречённым на нищету.

Отражением настроений и чувствований переходной эпохи явился романтизм – новое литературно-художественное направление конца 18 – первой четверти 19 века. (Во второй половине 19 в. ведущая роль будет отведена критическому реализму, возникшему в 20-е г.г. и долгое время развивавшемуся параллельно романтическому направлению).

Предпосылки романтизма:

1) Сентиментализм;

2) Готический роман;

3) Взгляды Руссо (руссоизм; культ личности естественного человека), Канта (кантовский дуализм) и Фихте («абсолютное Я»).

Отсюда – этетика романтизма:

1) антиклассицистическая эстетика;

2) культ личности (гл. проблема; активный субъект; неординарность; всегда в меньшинстве противостоит реальности; не анализирует, а сразу отрицает мир; разрыв м/у идеалом и действительностью);

3) отношение к искусству как средству создания второй реальности;

4) требование естественности;

5) мифологизм (переработка старых + создание новых мифов);

6) упор на воображение и фантазию + разум;

7) постановка себя выше филистеров; противопоставленная прозе жизни, «толпе»;

8) осмеяние их и себя à юмор и ирония – основные средства от того, чтобы не сойти с ума;

Существует много вариантов романтизма, но, несмотря на это, везде есть индивидуализм, культ личности, романтическое двоемирие, антиклассицистическая эстетика и романтическая ирония.

Теоретики романтизма – Ф.Шлегель, Ф.В.Й.Шеллинг, С.Т.Кольридж и У.Вордсворт.

Историческая ситуация определила 2 этапа романтического движения. Начало революции в романтических кругах было встречено восторженно, ибо была жива вера в то, что она принесёт свободу. Но впоследствии на смену социальному и историческому оптимизму приходят пессимистические, трагические ноты; радостное мироощущение сменяется тоской по несостоявшемуся идеалу, который был возможен в прошломили будет возможен в далёком и неясном будущем. В становящейся буржуазной действительности всё более утрачиваются естественные человеческие связи, и возникают денежные и меркантильные интересы. Здесь нет места романтической гармонии. В этих условиях романтическая личность, некогда воспринимавшая мир, ощущает себя безгранично одинокой.

Традиционно в романтизме выделяют 2 основных течения. Ещё М.Горький, различая активный и пассивный романтизм, подчёркивал: «Пассивный Р. пытается примирить человека с действительностью, приукрашивая её, или отвлечь от действительности к бесплодному углублению в своё внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти… Активный Р. стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж против действительности, против всякого гнёта её». Иначе эти течения называют прогрессивным (Байрон, Шелли, Гюго, Ж.Санд, А.Мицкевич) и консервативным (Шатобриан, Ж. де Местр, Новалис, поэты-«лейкисты» и др.). В произведениях консервативных романтиков господствуют пессимизм, мотивы безысходности, мистика. Творчество прогрессивных романтиков проникнуто демократическим пафосом. По отношению к Байрону и Шелли весьма применим термин «революционный романтизм».

Ключевые понятия эстетики романтизма: двоемирие, романтический герой (одинокая и трагическая фигура).

ТЕМА 2

Романтизм в Англии

1. Своеобразие английского романтизма.

2. Творчество У.Блейка – родоначальника английского романтизма.

3. Течения в английском романтизме: противоборство политических и эстетических программ внутри романтического движения.

4. Творчество поэтов-«лейкистов».

5. Лондонские романтики. Творчество Джона Китса.

6. Творчество Д.Г.Байрона. Периодизация. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Своеобразие художественного метода романа в стихах «Дон Жуан». Образ Дон-Жуана в мировой литературе.

7. Творчество П.Б.Шелли. Особенности поэтики произведений Шелли..

8. Творчество В.Скотта. Жанр исторического романа в английской литературе. Своеобразие художественного метода В.Скотта.

 

Английский романтизм, которому характерны общеромантические принципы (принцип неприятия современного буржуазного общества, повышенная роль эмоционального начала и воображения, обращение к внутреннему миру человека и т.д.), отличается и национальным своеобразием. В произведениях английских романтиков сказывается традиция фантастико-утопического, аллегорического и символического изображения жизни; сильны просветительские идеи.

В английском романтизме обычно выделяют 3 основных течения: поэты-«лейкисты» (У.С.Т.Вордсворт, Кольридж, Р.Саути); революционные романтики (Д.Г.Байрон, П.Б.Шелли), лондонские романтики (Д.Китс, Хэзлитт и др.)

У.Блейк – родоначальник английского романтизма. Лучшие поэтические сборники У.Блейка – «Песни Невинности» и «Песни Опыта», которые сам автор рассматривал как части единого цикла, изображавшие два противоположных состояния человеческой души. В своих произведениях поэт часто обращается к символике, фантастике, пророческим видениям. Основные темы: восславление земной жизни человека, защита угнетённых. На русский язык Блейка переводили К.Д.Бальмонт и С.Я.Маршак; в переводах Бальмонта Блейк предстаёт как поэт-мистик, в переводах Маршака – как поэт-бунтарь.

Поэты-«лейкисты», представители «озёрной школы» жили на севере Англии, в краю озёр. Однако их объединяет не только географический признак, но и некоторые общие черты идейного и творческого пути. Их заслуга в том, что они проложили дорогу романтическому искусству в Англии. На раннем этапе творчества им были свойственны бунтарские настроения, которые после 1800 г. сменяются на идеи пассивности и покорности.

Полуофициальная дата рождения английского романтизма – 1798-й год, когда вышло в свет первое издание “Лирических баллад” Вордсворта и Кольриджа, поселившихся в так называемом “озерном краю” на севере Англии. Эстетические взгляды Уильяма Вордсворта (1770–1850) изложены в предисловии ко второму изданию “Лирических баллад» (1800). Прежде всего, это – требование простоты и прозрачности поэтического языка. Неприятие урбанизации страны, отмирания патриархальных устоев (“Майкл”). Демократизм общественных взглядов (“Последний из стада”). Пейзажная и натурфилософская лирика (“Нарциссы”, “Тинтернское аббатство”). Большое место в произведениях занимают детские образы (“Нас семеро”, “Люси Грей”, “Слабоумный мальчик”). Одна из основных заслуг английских романтиков – разработка теории воображения. Воображение познаёт суть вещей изнутри. Воображение рассматривается как основной поэтический принцип. Поэт – посредник между людьми и природой.

По словам Н.Я.Берковского, Д.Н.Г.Байрон «олицетворяет не одно из течений в романтизме, как обычно трактуют его, а романтизм как таковой, в полном своём и развёрнутом виде». В творчестве Байрона условно можно выделить 3 периода. 1807–1809 годы охватывают раннее творчество поэта, который ещё находится под влиянием образцов английской классицистической поэзии. Но уже в первом сборнике («Часы досуга») начинает проявляться и его собственная поэтическая индивидуальность, характерные Байрону страстность и глубокий лиризм. Лирический герой хочет бежать от лицемерия бессердечного света; исцеление от душевных ран он видит либо в общении с природой, либо в жизни, полной борьбы и подвигов. Второй период (1809–1818) ознаменовался созданием образа романтического героя: это юноша, разочарованный в жизни и людях; он вступает в конфликт с обществом; ему свойствен индивидуалистический бунт против несправедливости («Паломничество Чайльд-Гарольда», «восточные» поэмы). Для третьего периода (1818–1824) характерно развенчание романтических идеалов и стремление к реализму («Дон-Жуан»).

Одновременно с Байроном в английской литературе выступил П.Б.Шелли, у которого было много точек соприкосновения с Байроном, но которого отличали огромный оптимизм и осуждение индивидуализма в любых его проявлениях (Байрон же часто увлекался сочувственным изображением героя-индивидуалиста). Поэзии Шелли свойственны философичность, символичность, эмоциональность, метафоричность языка, музыкальность стиха.

В мировую литературу В.Скотт вошёл как создатель жанра исторического романа. Обращаясь к старине и мастерски создавая колорит эпохи, В.Скотт ставит вопросы, связанные с современностью. Три тематических цикла романов В.Скотта: «шотландские романы» («Роб Рой»), «английский цикл» («Айвенго») и романы, рисующие историческое прошлое других стран.

 

ТЕМА 3

Творчество Д.Г.Байрона

1. Эстетика Байрона.

2. Периодизация творчества Байрона.

3. Основные темы и мотивы лирики поэта.

4. «Паломничество Чайльд Гарольда».

5. «Дон Жуан».

В России Байрон и его творчество сразу вызвали огромный интерес у критиков, поэтом и публики, возникло много его подражателей, в числе которых был и Лермонтов. Байроном восхищался Пушкин, называя его гением. В.Г.Белинский писал о нем в своих статьях, относя к величайшим поэтам мира. Мрачным гением называл его Ап. Григорьев. Ф.М. Достоевский писал: " В его (Байрона) звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему" . «Бредил» и «питался Байроном Жуковский.

Идея свободы сыграла огромную роль не только в творчестве Байрона, но и в формировании его личности. Она позволила выявить суть личности с наибольшей полнотой. Байрон — человек исключительный, гениально одаренный, не только воспевший героизм народов, принявших участие в освободительной борьбе, но и сам участвовавший в ней. Он сродни исключительным романтическим героям своих произведений, но, как и они, Байрон выразил своей жизнью дух целого поколения, дух романтизма.

В основе эстетических взглядов поэта лежит просветительское представление о разуме. Байрону близок классицизм. Его любимый поэт — классицист Александр Поуп.

Однако эти суждения Байрона не противопоставляют его романтикам, т. к. и «разум», и «этическое начало» выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника.

Черты романтизма:

1) В произведениях Байрона преобладает сильное лирическое начало.

2) Поэту свойствен и «универсализм» (т. е. сопоставление единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью вселенной. Это приводит к титанизму образов ).

3) Ещё одна особенность – «максимализм» (т. е. бескомпромиссная этическая программа, на основании которой отрицание действительности обретает всеобщий характер ).

Эти черты делают Байрона романтиком.

4) Романтическим является и острое ощущение трагической несовместимости идеала и действительности;

5) индивидуализм;

6) противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей.

Чайльд-Гарольд – это первая разновидность целого литературного типа, получившего название « байронический герой ».

Каковы его черты? Байронического героя характеризуют: раннее пресыщение жизнью, болезнь ума. Утрата связи с окружающим миром. Страшное чувство одиночества. Эгоцентризм (герой не испытывает укоров совести от собственных проступков, никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым).

Таким образом, свободный от общества герой несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, даже счастья.

Байронический герой бескомпромиссен, в нем нет лицемерия, т. к. связи с обществом, в котором лицемерие является способом жизни, разорваны. Лишь одну человеческую связь признает Байрон возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя — чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть. Таков Чайльд-Гарольд.

Образ Чайльд-Гарольда находится в сложных взаимоотношениях с образом автора, (собственно лирического героя): они то существуют раздельно, то сливаются.

Автора и героя сближает неудовлетворенность миром, но если герой видит одно средство -- бегство, в том числе и от самого себя, Байрон, окидывая современный мир взглядом не только поэта, но политика, мечтает о его переустройстве. Вот почему его всегда влечет готовность к подвигу, возможность действия.

Вслед за I и II песнями «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон создает шесть поэм, получивших название «Восточные повести».

Обращение к Востоку было характерно для романтиков. Классицисты ориентировались на античный греко-римский идеал. Обращение романтиков к Востоку открывало иной тип красоты.

Восток для романтиков также — место, где бушуют страсти, где деспоты душат свободу, прибегая к восточной хитрости и жестокости. Помещённый в этот мир романтический герой ярче раскрывает свое свободолюбие в столкновении с тиранией.

«Дон Жуан» (1818–1823) — крупнейшее произведение Байрона. Оно осталось неоконченным (написано 16 песен и начало 17-ой). «Дон Жуан» назван поэмой, но по жанру он столь отличен от других поэм Байрона, что правильнее видеть в «Дон Жуане» первый образец «романа в стихах» (как пушкинский «Евгений Онегин»).

«Дон Жуан» не история лишь одного героя, это тоже «энциклопедия жизни». Фрагментарность, разорванность композиции «восточных повестей», атмосфера тайны уступают место исследованию причинно-следственных связей.

Впервые у Байрона подробно изучается детство героя, обстановка, в которой оно проходило, процесс формирования характера.

 

ТЕМА 4

Романтизм в Германии

1. Германия на рубеже 18-19 веков. Национальное своеобразие немецкого романтизма.

2. Проблема периодизации немецкого романтизма.

3. Йенские романтики.

4. Гейдельбергские романтики.

5. Своеобразие завершающего этапа немецкого романтизма. Творчество Шамиссо.

6. Творчество Э.-Т.-А. Гофмана.

1) Своеобразие мировосприятия Гофмана. Путь Гофмана в литературу.

2) Эстетика Гофмана. Двоемирие. Музыка и образ музыканта в произведениях Гофмана. Художник – трагическая фигура.

3) Периодизация творчества Гофмана.

4) В.Г.Белинский о силе и двойственности творчества Гофмана.

 

В конце 18 века, в период Великой французской буржуазной революции, Германия и в политическом, и в экономическом отношении оставалась одной из самых отсталых стран Европы. Страна была раздроблена на почти 300 самостоятельных государств. Немецкая буржуазия была разобщена, распылена по мелким княжествам. Бюргерство было слабым и задавленным. И хотя феодальные порядки сильно тормозили экономическое развитие Германии, о буржуазной революции здесь не могло быть и речи. Германия становится центром аристократической реакции против французской революции. Полнее всего эта реакция выразилась в области философии.

Национальное своеобразие немецкого романтизма заключается в следующем: прогрессивная, революционна тенденция в немецком романтизме проявилась слабо и непоследовательно, так как она не имела реальной опоры в социально-политической жизни. На передний план в немецком романтизме выдвинуты не насущные проблемы, а глобальные философские проблемы бытия. Немецкие романтики противопоставляют окружающей действительности, грубой и серой, погрязшей в мелочных выгодах, мир искусства. Герой произведений немецких романтиков – поэт, музыкант, художник, т.е. человек, наделённый творческим даром; это человек, способный воссоздать мир силою своего воображения и фантазии (ср.: у английских революционных романтиков герой – бунтарь).

Творчество Ф.Гёльдерлина замыкает просветительский этап немецкой литературы и начинает этап романтический. Романтизм Гёльдерлина носит прогрессивный, революционный характер. Ближе всего он к романтизму Байрона и Шелли.

В литературе немецкого романтизма выделяют 3 периода.

Первый этап (1795-1805) – этап разработки эстетической теории (полемика с просветительским реализмом, утверждение произвола творческой фантазии художника, учение о романтической иронии). Философская основа – субъективный идеализм Фихте, философия природы Ф.В.Й.Шеллинга. Представители немецкого романтизма на данном этапе ( «йенский романтизм») – братья Шлегели, Л.Тик, Вакенродер, Новалис (Ф.фон Гарденберг).

Своеобразной эмблемой немецкого романтизма становится голубой цветок – символ истины, символ романтической мечты («Генрих фон Офтердинген» Новалиса).

Характерная примета второго этапа (1806-1815) – обращение романтиков к народному творчеству (собирание и изучение фольклора: деятельность Брентано, Арним, братьев Гримм); появление новых тем (проблемы народа и его истории, проблема соотношения личности и общества – то есть ранее абстрактный конфликт становится более конкретным).

Для романтизма третьего периода (1815-1848) свойственны интерес художников к действительности, усиление критического начала в произведениях, зарождение реалистических тенденций ( Э.Т.А.Гофман, А.де Шамиссо).

Вершина немецкого романтизма – творчество Э.Т.А.Гофмана. Гофман создал неведомый до него в литературе стиль, который условно называют музыкально-живописно-поэтическим. Основная тема произведений Гофмана – тема взаимоотношения искусства и жизни; основные образы – художник и филистёр. Весь род людской писатель разделил на «хороших людей» и «истинных музыкантов» (романтических мечтателей, «энтузиастов»). По Гофману, искусство – единственная цель и смысл человеческого бытия; музыка – самый романтический из всех видов искусств. Герой Гофмана живёт как бы в двух мирах.

Одним из существеннейших компонентов поэтики Гофмана, как и ранних романтиков, является ирония. Все люди делятся для Гофмана на две группы: на художников в самом широком смысле, людей, поэтически одаренных, и людей, абсолютно лишенных поэтического восприятия мира. «Я как высший судья, - говорит alter ego автора Крейслер, - поделил весь род человеческий на две неравные части: одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе немузыкантов, другая же - из истинных музыкантов». Наихудших представителей категории «немузыкантов» Гофман видит в филистерах.

И это противопоставление художника филистерам особенно широко раскрывается на примере образа музыканта и композитора Иоганна Крейслера. Мифического нереального Глюка сменяет вполне реальный Крейслер, современник Гофмана, художник, который в отличие от большинства однотипных героев ранних романтиков живет не в мире поэтических грез, а в реальной захолустной филистерской Германии и странствует из города в город, от одного княжеского двора к другому, гонимый отнюдь не романтическим томлением по [70] бесконечному, не в поисках «голубого цветка», а в поисках самого прозаического хлеба насущного.

Как художник-романтик, Гофман считает музыку высшим, самым романтическим видом искусства, «так как она имеет своим предметом только бесконечное; таинственным, выражаемым в звуках праязыком природы, наполняющим душу человека бесконечным томлением; только благодаря ей... постигает человек песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод». Поэтому и основным своим положительным героем Гофман делает музыканта Крейслера.

Высшее воплощение искусства в музыке Гофман видит прежде всего потому, что музыка может быть менее всего связана с жизнью, с реальной действительностью. Как истый романтик, подвергая ревизии эстетику Просвещения, он отказывается от одного из основных ее положений - о гражданском, общественном назначении искусства: «...искусство позволяет человеку почувствовать свое высшее назначение и из пошлой суеты повседневной жизни ведет его в храм Изиды, где природа говорит с ним возвышенными, никогда не слыханными, но тем не менее понятными звуками». Для Гофмана несомненно превосходство мира поэтического над миром реальной повседневности. И он воспевает этот мир сказочной мечты, отдавая ему предпочтение перед миром реальным, прозаическим.

Если новелла «Крошка Цахес» уже отмечена явным смещением акцентов с мира фантастического на мир реальный, то в еще большей степени эта тенденция сказалась в романе «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819- 1821). Болезнь и смерть помешали Гофману написать последний, третий том этого романа. Но и в незаконченном виде он является одним из самых значительных произведений писателя, представляющим в наиболее совершенном художественном воплощении почти все основные мотивы его творчества и художественную манеру.

Дуализм мировоззрения Гофмана остается и даже углубляется в романе. Но выражается он не через противопоставление мира сказочного и мира действительного, а через раскрытие реальных конфликтов и прежде всего – конфликт художника с действительностью (главный конфликт творчества Гофмана). Мир волшебной фантастики совершенно исчезает со страниц романа, за исключением некоторых второстепенных деталей, связанных с образом мейстера Абрагама, и все внимание автора сосредоточивается на мире реальном, на конфликтах, происходящих в современной ему Германии.

Основная тема творчества Генриха фон Клейста – судьба сильного одинокого человека во враждебном мире. Излюбленный мотив – диалектика доверия–недоверия, понимания–непонимания, внешнего–внутреннего. Специфика клейстовского психологизма – отсутствие цельности в герое, раздвоенность его души (“Михаэль Кольхас”).

 

ТЕМА 5

Романтизм во Франции

1.Основные Основные этапы развития французского романтизма. Особенности французского романтизма (ср. с английским).

2. Романтические школы во Франции: школа Р.Шатобриана (дворянский романтизм) и школа мадам де Сталь (либерально-буржуазный романтизм).

3. Творчество Р.Шатобриана. Поиски путей самоутверждения личности вне пределов буржуазного общества («Рене»). Психологическое мастерство Шатобриана. Особенности стиля писателя.

4. Исторический роман эпохи романтизма (А.де Виньи, А.Дюма).

5. Творчество А.де Мюссе. Идейно-художественное своеобразие романа Мюссе «Исповедь сына века».

6. Социальный роман эпохи романтизма. Творчество Жорж Санд.

7. Творчество Виктора Гюго.

1) Идейная эволюция писателя от монархизма к признанию революции.

2) Принципы романтической эстетики в Предисловии к «Кромвелю».

3) Исторический роман «Собор Парижской Богоматери»: полемика с В.Скоттом. Теория романтического гротеска в романе.

4) Лирика В.Гюго.

5) Идейно-художественное своеобразие романа Гюго «Отверженные».

 

В истории французского романтизма выделяют 3 этапа.

Первый этап совпал с периодом Консульства и Первой Империи: 1801-1815 – период формирования романтической эстетики (Шатобриан, Ж. де Сталь, Б.Констан и др.).

Второй период начинается в период Реставрации; 1815-1830 – этап окончательного формирования романтической школы: появление манифестов романтизма, расцвет всех жанров романтической литературы: и лирики ( А. де Ламартин ), и драмы, и романа – прежде всего, исторического ( А. де Виньи ).

Третий период (1830-1848) совпал с периодом Июльской монархии. В это время создают свои реалистические произведения Бальзак и Стендаль. Романтики же ( В.Гюго и Ж.Санд ) поднимают в своём творчестве новые социальные вопросы.

Романтизм во Франции возникает как реакция против французской революции. Основным настроением мыслящей Франции становится всеобщее разочарование. Разочарованы были как те, кто в ходе революции лишился аристократических привилегий, так и те (буржуазно-демократическая интеллигенция), кто был неудовлетворён результатами революции.

Особенности социально-политического положения во Франции (незавершённость борьбы между дворянством и буржуазией; недостаточная сила рабочего класса; усиление дворянской реакции после реставрации Бурбонов) обусловили национальное своеобразие романтизма, складывавшегося в сложной обстановке переходного периода.

Особенности французского романтизма заключаются в том, что дворянское реакционное направление во французской литературе было более выраженным и сильным, чем соответствующее направление в английском романтизме; во французской литературе не сложилось революционного направления, подобно английскому – «аристократическому» романтизму здесь противостоял не революционный, а лишь либеральный романтизм.

В то же время, уже в 20-х г.г. 19 века во французской литературе выступают представители реалистического искусства (Беранже, Стендаль, Бальзак).

Ранний французский романтизм представлендвумя школами: это школа Шатобриана (Л. де Бональд, Ж. де Местр и др.), выступающая против рационализма и защищающая религиозные догматы, и школа мадам де Сталь, вступившая в полемику с Шатобрианом и приветствовавшая революцию.

С именем Шатобриана связано возникновение нового литературного жанра – романтического исповедального романа, на первом плане в котором изображение внутренней жизни героя, его самоанализ. Нередко сливаясь с автором, герой выражает его мировосприятие, его настроения: сомнения, разочарование и скорбь.

Особо следует выделить роман Бенжамена Констана «Адольф». В нем органично и последовательно сочетаются преемственность с романом XVIII в. и новый взгляд на душевный мир человека, уже свойственный романтизму. Роман «Адольф» был издан в 1816 г., так как автор имел основания опасаться, что современники проведут параллель между любовной драмой героя и его сложными отношениями с Жерменой де Сталь, которая долгое время (с 1794 по 1811) была его гражданской женой. Роман действительно в какой-то мере автобиографичен, что характерно для французской прозы первого десятилетия XIX в. Однако, отталкиваясь от реальности, Констан поднялся до подлинно художественного обобщения. В его герое «смутность страстей» проявляется в обстановке обыденной, вполне конкретной, снимающей с его чувств всякий драматический флёр.

Поэты французского романтизма: А. де Ламартин, А. де Виньи, В.Гюго, А. де Мюссе, О, Барбье, Ж. де Нерваль.

В лирике де Виньи большое место занимают филоофские размышления. Но они не всегда превалируют. Есть у него идеи, четко выраженные и прошедшие лейтмотивом через все творчество. Главная из них - защита простых человеческих чувств, скромных радостей бытия.

Под влиянием исторических потрясений и творчества В.Скотта происходит необычайный расцвет исторического жанра, представленного, прежде всего, именами А.Дюма и А. де Виньи. Жанр социального романа связан с именами Ж.Санд и В.Гюго.

ТЕМА 6

Жизнь и творчество В.Гюго

1. Основные этапы творчества В.Гюго.

2. Поэтическое творчество В.Гюго.

3. Романы В.Гюго.

 

В начале своей литературной деятельности Гюго—он начал писать стихи еще ребенком, с четырнадцати лет—пребывал в рядах реакционно-аристократического течения романтической школы. Социально-политическое сознание поэта в эту пору еще не созрело. При Реставрации, до самой середины 20-х годов его творчество являлось в основном отголоском реакционных настроений дворянства и буржуазной аристократии, настроений, обусловленных в первую очередь ненавистью этих классов к минувшей революции. В эту пору молодой Гюго находится под обаянием литературной славы Шатобриана, вождя реакционно-аристократического романтизма, и он выпускает в 1822 году первый сборник стихотворений “Оды и баллады”, сразу завоевавший широкую популярность.

Приступая к своей реформе, Гюго объявил прежде всего, что рационалистический язык, свойственный классицизму, с его антично-мифологической метафорой, аристократически-жеманной перифразой, должен уступить место языку чувства и ощущений. В связи с этим Гюго заявлял, что нет больше слов “благородных” и “низких”, что все слова одинаково предоставлены поэту, что все они свободно применимы в любых жанрах, что словарь поэта должен быть чрезвычайно объемен и включить в себя не только презиравшиеся классицизмом простонародные слова, но даже провинциализмы и технические термины.

Из самой гущи народной толпы, которая играет решающую роль во всей концепции романа, выходят и его главные герои – уличная танцовщица Эсмеральда и горбатый звонарь Квазимодо. Мы встречаемся с ними во время народного празднества на площади перед собором, где Эсмеральда танцует и показывает фокусы с помощью своей козочки, а Квазимодо возглавляет шутовскую процессию как король уродов. Оба они так тесно связаны с живописной толпой, которая их окружает, что кажется, будто художник лишь на время извлек их из нее, чтобы толкнуть на сцену и сделать главными персонажами своего произведения.

Эсмеральда и Квазимодо представляет как бы два разных лика этой многоголосой толпы. Красавица Эсмеральда олицетворяет собой все доброе, талантливое, естественное и красивое, что несет в себе большая душа народа, в противоположность мрачному средневековому аскетизму, насильно внушаемому народу фанатиками церкви. Недаром она так жизнерадостна и музыкальна, так любит песни, танец и саму жизнь, эта маленькая уличная танцовщица. Недаром она так целомудренна и вместе с тем так естественна и прямодушна в своей любви, так беспечна и добра со всеми, даже с Квазимодо, хотя он и внушает ей непреодолимый страх своим уродством. Эсмеральда – настоящее дитя народа, ее танцы дают радость простым людям, ее боготворит беднота, школяры, нищие и оборванцы из Дворца чудес. Эсмеральда – вся радость и гармония, ее образ так и просится на сцену, и не случайно Гюго переработал свой роман для балета «Эсмеральда», который до сих пор не сходит с европейской сцены (музыка Пуни, 1844 год).

Другой демократический герой романа – подкидыш Квазимодо олицетворяет скорее страшную силу, таящуюся в народе, еще темном, скованном рабством и предрассудками, но великом и самоотверженном в своем беззаветном чувстве, грозном и мощном в своей ярости, которая поднимается порой, как гнев восставшего титана, сбрасывающего с себя вековые цепи.

Образ Квазимодо является художественным воплощением теории романтического гротеска, которую Гюго изложил в предисловии к «Кромвелю». Невероятное и чудовищное явно преобладает здесь над реальным. Прежде всего это относится к гиперболизации уродства и всяческих несчастий, обрушившихся на одного человека. Квазимодо «весь представляет собой гримасу».

При этом Квазимодо – предел не только уродства, но и отверженности: «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплеванным, заклейменным. Человеческая речь была для него либо издевкой, либо проклятием» (2, 146). Так гуманистическая тема отверженных, без вины виноватых, проклятых несправедливым людским судом, развертывается уже в первом значительном романе Гюго.

Но гротеск у Гюго, как он сам говорит в предисловии к «Кромвелю», является, кроме всего прочего, «мерилом для сравнения» и плодотворным «средством контраста». Этот контраст может быть внешним или внутренним или тем и другим вместе. Уродство Квазимодо прежде всего резко контрастирует с красотой Эсмеральды.

Уродство Квазимодо контрастирует еще более с его внутренней красотой, которая проявляется в беззаветной и преданной любви к Эсмеральде. Кульминационным моментом в раскрытии подлинного величия его души становится сцена похищения Эсмеральды, приговоренной к повешению. Нравственное величие, преданность и душевная красота Квазимодо еще раз выступят во всей своей силе в самом конце романа, когда, не сумев уберечь Эсмеральду от ее главного врага – архидиакона Клода Фролло, все же добившегося казни несчастной цыганки, Квазимодо приходит умереть возле ее трупа, обретая свою любимую только в смерти (отсюда символическое название этой главы – «Женитьба Квазимодо»).

На протяжении жизненного и творческого пути творчество В.Гюго развивалось от канонов классицизма к романтическому бунтарству. Гюго был художником-новатором во всех жанрах – и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.

В романе «Отверженные» представлено сочетание элементов романтического искусства с реалистической эстетикой.

ТЕМА 7

Романтизм в литературе США

1. Социально-исторические предпосылки возникновения американского романтизма. Периодизация американского романтизма.

2. Основные течения в американском романтизме.

3. Национальное своеобразие американского романтизма.

4. Особенности раннего этапа в развитии американского романтизма. (В.Ирвинг, Д-Ф.Купер).

5. Ф.Купер – создатель американского социального романа.

6. Творчество Эдгара По: эстетика, своеобразие поэзии, психологизм произведений, новеллистика.

7. Творчество Г.Лонгфелло. Поэтический эпос «Песнь о Гайавате».

8. Творчество У.Уитмена.

 

В отличие от европейских стран, в литературах которых отчётливо выделяются 2 литературно-художественных направления, «век романтизма» и «век критического реализма», в истории американской литературы весь 19 век выступает «веком романтизма».


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса.
  2. II.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
  3. VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.
  4. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  5. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах.
  6. А. Пол. - Влияние на правоспособность. - Латинский мир. - Народные правовоззрения нового времени. - Средние века. - Современные кодексы. - Русское право
  7. АВТОМАТИКА И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
  8. Адаптация или разработка системы непрерывного контроля и улучшения процесса. Реинжиниринг процессов
  9. Американская журналистика 19 века.
  10. Американский романтизм. Фенимор Купер. Эдгар По
  11. Анализ процесса подачи баланса и силовые факторы при рубке древесины в рубительной машине.
  12. Архитектура XX века. Основные проблемы


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь