Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жизнь и творчество Ч.Диккенса



1. Основные этапы творчества Ч.Диккенса.

2. Эстетические взгляды писателя.

3. Проблематика и поэтика романов Ч.Диккенса.

 

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал " Очерками Боза", были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Эстетика Ч.Диккенса: идейная философия искусства – поддержание в человеке веры в неизменную победу добра над злом (так называемая «рождественская философия»): утверждение простых, не подлежащих сомнению общечеловеческих ценностей (по Достоевскому, «Диккенс – носитель общечеловечности»). Но в его творчестве эта манера трансформируется.

Многие романы Ч.Диккенса построены в форме жизнеописания героя. Диккенс углубляет критику буржуазного общества. Его интересует проблема взаимоотношений личности и общества, личности и окружающей её социальной среды. Особенности романов: остросоциальная направленность; правдивость социальных характеристик; идеализация образа главного героя; идеализированное изображение образов добрых богачей; тяготение к счастливому финалу. Большую роль в создании образа играет речевая характеристика героев, поэтика заглавия, повторяющиеся детали и мотивы, гипербола и гротеск, символические образы.

Для первого периода творчества Диккенса характерны оптимизм и веселый юмор. Однако уже в это время в его романах появляются ноты недовольства английскими законами (изображения, в частности, губительных для людей работных домов, воровских притонов, «дна» Лондона). Положительным же героям счастье даруется за изначально присущую добродетель. Ранний Диккенс был убежден в том, что идея добра всегда в конечном итоге побеждает.

Сороковые годы ознаменовались новым этапом в понимании Диккенсом проблемы добра и зла. Общий тон повествования романов иной, чем в его ранних произведениях. В большинстве романов этого периода нет места его раннему безграничному оптимизму, в них преобладают печальные ноты. Но писатель все же сохраняет в себе веру в победу добра над злом. Финалы этих романов («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1844; «Домби и сын», 1848) назовем относительно счастливыми.

Герои, воплощающие в себе негативное начало, приобретают в романах этого периода некоторую многоплановость: Чезлвит-старший — злой богач и в финале добрый дедушка; Домби - «холодный» человек и в конце романа любящий отец и дед. В романах пятидесятых годов с наибольшей силой выразились опасения Диккенса за будущее человеческих отношений и будущее страны. Он начинает убеждаться, что победа моральных истин, нравственных правил, наконец, идеи добра над миром эгоизма и расчета достигается ценой больших лишений.

Отсюда и мрачный тон романов этого периода. Юмор чаще сменяется горькой иронией и сатирой. Даже сами названия романов свидетельствуют об этом: «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854). Неблагоприятно в это время обстояли дела и с личной жизнью писателя. Сложные отношения с женой, связь с Элен Тернан нанесли серьезный удар по главной этической ценности Диккенса - семье. Теперь ему было трудно верить в спасительную роль «домашнего очага». С таким настроением он создает произведения 50-х годов. В романах последнего десятилетия (60-е годы) писатель размышляет о возможной нравственной гибели не только отдельного человека, но и страны в целом.

Основные особенности творчества Ч.Диккенса:

1) обращение к проблемам современности;

2) внимание к нравственной проблематике;

3) дидактизм;

4) критический пафос в сочетании с утверждением идеала;

5) ориентация на демократического читателя;

6) распространение прозаических жанров;

7) умение средствами гротеска, сатиры юмора, иронии изобразить иногда простые, а чаще очень сложные социальные конфликты;

8) способность воспроизвести исторически правдивый, пространственно точный пейзаж и колорит.

 

ТЕМА 15

Литература Франции 50-60-х годов 19 века

1. Исторические условия развития литературы.

2. Литературная группа «Парнас».

3. Творчество Шарля Бодлера.

4. Основные тенденции в развитии критического реализма.

5. Творчество Г.Флобера.

а) Жизненный и творческий путь. Формирование мировоззрения писателя.

б) Эстетические взгляды Флобера.

в) Облик буржуа в «Лексиконе прописных истин».

г) Социально-психологический роман «Госпожа Бовари»: проблематика и художественные особенности.

д) Развитие бальзаковских традиций в творчестве Флобера.

 

Революционные события 1848 года и последовавшие за ней важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества стали тем водоразделом, который даёт основание делить реализм зарубежных стран 19 века на два этапа – реализм первой и второй половины столетия.

В 1848 году революция произошла в ряде стран – Франции, Германии, Италии, Венгрии.

Революция резко обострила противоречия внутри буржуазного общества; она развеяла иллюзии о том, что социальные противоречия можно разрешить мирным путём. Всё это неизбежно сказалось на искусстве, и прежде всего на литературе второй половины 19 века.

Литературу нового времени характеризует решительная переоценка идей, тем, образов, эстетических норм старого искусства.Писатели приходят к выводу, что необходимо искать новые эстетические нормы.

Литературная жизнь 50-х – 60-х годов была весьма сложной. В ней намечались различные направления, боролись различные силы. Официальное искусство, возглавляемое Французской академией, создавало произведения, защищающие устои Второй империи. Это искусство прославляло буржуазные добродетели, создавало буржуазного положительного героя, стремилось внушить уверенность в том, что в обществе всё благополучно и нет оснований сомневаться в устойчивости существующего порядка. Но порядок этот был поколеблен, и свидетельством этому было само искусство.

В 60-е годы во Франции уже появлялись первые ростки той поэзии и эстетики, которые позднее породили декаданс.

Одно из заметных явлений французской поэзии этой поры – литературная группа «Парнас», выступившая с требованием «чистого искусства», чуждого утилитаризму и гражданским задачам. Парнасцы отвергали как романтизм с его субъективизмом, так и реализм, ставящий своей целью глубокое познание жизни и её правдивое изображение. Неприемлемо для них было и буржуазное искусство, прославляющее мещанские добродетели.

Парнасцы утверждали самоценность искусства, его независимость от политики. Они прославляли принцип «искусства для искусства», отрицая принцип полезности: искусство полезно уже тем, что оно прекрасно; единственная цель искусства – служение красоте и воспевание красоты. Теоретические положения парнасцев декларировались в сборнике «Современный Парнас».

Наиболее яркое художественное воплощение эстетических принципов «Парнаса» - поэтическое творчество таких поэтов, как Ш. Леконт де Лиль, Т.Готье, С.Прюдом.

В этот же период развивается поэтическое творчество Ш.Бодлера, которого многие исследователи справедливо считают «первым декадентом», первым провозвестником мотивов декаданса – мотивов безысходности и пессимизма. Исследователи выделяют две стороны творчества Ш.Бодлера: с одной стороны, сочувствие обездоленным, умение почувствовать боль страданий людей, неприятие буржуазной пошлости, анархическое бунтарство; с другой – эстетизация пороков и язв большого города, эстетизация безобразного, признание неодолимости зла и уродства в жизни (эти и подобные мотивы и сделали Ш.Бодлера глашатаем декаданса). Ключевое произведение Ш.Бодлера – поэтический сборник «Цветы зла» (такое название стало отчасти вызовом тому времени, когда цветы могут быть только цветами зла).

Творчество Гюстава Флобера (1821-; 1880) - связующее звено между бальзаковским этапом реализма первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом так называемого натурализма, представленным во второй половине XIX в. Э.Золя и его школой.

Свою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить «интересы духа», оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии. Отсюда ставший теперь хрестоматийным его образ «башни из слоновой кости», возвышающей художника над хозяевами жизни – буржуа.

Флобер начинал как романтик: «Ноябрь», «Записки сумасшедшего». А в зрелые годы (вторая половина 40х гг.) – отказ от субъективной манеры письма: «Не хочу рассматривать литературу как ночной горшок для чувств».

Флобер разработал целую систему способов достижения безличности в литературе: (1) перевоплощение (нужно усилием воли перенестись на точку зрения персонажа, смотря на мир глазами персонажа, не своими глазами + романтик эгоцентричен, он уходит внутрь себя, а объективный писатель выходит за рамки себя); (2) отказ от авторского комментария (романист не имеет права выражать своё собственное мнение, давать оценку). Но – очень лаконично, очень скрыто оценочность у Флобера всё же присутствует; (3) отказ от вдохновения как источника творчества (=Леконт де Лилль). (4) отказ от личных пристрастий при выборе сюжета или предмета.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы 19 века: западноевропейская реалистическая проза. – М., 2004.

2. История зарубежной литературы 19 века. / Под ред. Е.М.Апенко. – М., 2001.

3. История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Н.П.Михальской. – Ч.1-2. – М., 1991.

4. История немецкой литературы. / Под ред. К.Бётхера. – Т.3. – М., 1989.

5. История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Ф.С.Дмитриева. – Ч.1-2. – М., 1983.

6. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.

7. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1989.

8. Черневич М.Н. и др. История французской литературы. – М., 1975.

9. История американской литературы./ Под ред.Н.Самохвалова. – ч.I, II. – М., 1989.

10. История немецкой литературы./ Под ред.К.Бетхера.- В 3-х т.т. – т.2. – М., 1986.

11. История зарубежной литературы 19 века. / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991, 2000.

12. Ковалёва О.В. Зарубежная литература 19 века. Романтизм. – М., 2005.

13. Тихонова О.В. История зарубежной литературы 19 века. Учебное пособие. – Воронеж, 2008.

 

Дополнительная литература:

14. Писатели США. – М., 1990.

15. Бодлер Ш. Об искусстве. – М., 1986.

16. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. – М., 1978.

17. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. – М., 1975.

18. Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон Жуан». – М., 1986.

19. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

20. Европейский романтизм. – М., 1973.

21. Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. – М., 1979.

22. Колесников Б.И. Революционная эстетика Шелли. – М., 1973.

23. Пирсон Х. Вальтер Скотт. – М., 1983.

24. Клименко Е.И. Английская литература 1-й половины 19 в. – Л., 1974.

25. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

26. Орлов С.А. Исторический роман В.Скотта. – Горький, 1970.

27. Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта. – М., 1985.

28. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

29. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

30. Дейч Л. Судьбы поэтов: Гельдерлин, клейст, Гейне. – М., 1987.

31. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.

32. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1987.

33. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1978.

34. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Спор о драме в период первой Империи. – Л., 1972.

35. Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1987.

36. Трапезникова Н. Эволюция романтизма в романе. – Казань, 1980.

37. Муравьёва Н. В.Гюго. – М., 1981.

38. Брахман С.Р. «Отверженные» В.Гюго. – М., 1978.

39. Евнина М.М. В.Гюго. – М., 1986.

40. Сафронова Н.Н. В.Гюго. - М., 1989.

41. Дерналович М. Адам Мицкевич. – Варшава, 1981.

42. Самохвалов Н.И. Американская литература 19 в. – М., 1974.

43. Герви А. Эдгар По. – М., 1987.

44. Аллен Г. Э.По. – М., 1984.

45. Ковалёв Ю.В. Э.По. Новеллист и поэт. – Л., 1984.

46. Ронгонен Л.И. Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». – М., 1982.

47. Венедиктова Т.Д. Поэзия У.Уитмена. – М., 1982.

48. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу. – М., 1982.

49. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ в. – М., 1977.

50. Козлова Н.П. Творчество Беранже. – М., 1973.

51. Виноградов А.К. Три цвета времени. – М., 1980.

52. Виноградов А.К. Стендаль и его время. – М., 1980.

53. Реизов Б.Г. Стендаль. Годы учения. – Л., 1978.

54. Реизов Б.г. Стендаль.– Л., 1974.

55. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. – Л., 1978.

56. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл. – Киев, 1997.

57. Честертон Г.К. Ч.Диккенс. – М., 1982.

58. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. – М., 1988.

59. Гершкович А. Шандор Петефи. – М., 1981.

60. Гиждеу С. Лирика Г.Гейне. – М., 1984.

61. Ронгонен Л.И. Г.Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». – М., 1982.

62. Тугушева М.П. Романс Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». – М., 1985.

63. Мендельсон М.О. У.Уитмен. – М., 1978.

64. Днепров В. Проблемы реализма. – Л., 1980.

65. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. – М., 1973.

66. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

67. Обломиевский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. – М., 1981.

68. Чичерин В.А. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». – М., 1989.

69. Луков В.А. Проспер Мериме. – М., 1983.

70. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.

71. Балашов Н.И. Ш.Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1970.

72. Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. – М., 1982.

73. Петрова Е. Становление реализма Бальзака. – Саратов, 1974.

74. Резник Р.А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». – Саратов, 1981.

75. Нольман Н. Ш.Бодлер. Эстетика. Стиль. – М., 1978.

76. Стадников Г. Г.Гейне. – М., 1984.

77. Бодлер Ш. Письма. // Вопросы литературы. – 1975. - № 4.

78. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу. – М., 1982.

79. Шайтанов И.О. Вначале была пародия. // Теккерей. Ярмарка тщеславия. – М., 1986.

80. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1989.

Художественные тексты:

РОМАНТИЗМ

У.Блейк. Лирика.

У.Вордсворт. Лирика.

С.Т.Кольридж. Лирика.

Д.Н.Г.Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльд Гарольда».

Восточные поэмы. «Манфред». «Шильонский узник». «Каин». «Дон Жуан».

П.Б.Шелли. Лирика.

«Королева Маб». «Ченчи».

В.Скотт. «Айвенго». «Роб Рой». «Пуритане».

Людвиг Тик. Лирика.

Новалис. Лирика.

Ф.Гёльдерлин. Лирика.

А.Шамиссо. Лирика.

Э.-Т.-А.Гофман. «Дон Жуан». «Песочный человек». «Золотой горшок». «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». «Житейские воззрения кота Мурра».

Г.Клейст. «Михаэль Кольхас».

Ф.-Р.Шатобриан. «Рене». «Атала».

А. де Мюссе. Лирика. «Исповедь сына века».

Ж. Де Сталь. «Коринна, или Италия».

А.Дюма. Любые 2-3 романа на выбор.

Ж.Санд. «Консуэло».

В.Гюго. Лирика.

«Эрнани». «Собор Парижской богоматери».

«Отверженные». «93-й год».

Д.-Ф.Купер. «Зверобой».

Г.Мелвилл. «Моби Дик».

Э.А.По. Лирика. «Падение дома Ашеров». «Убийство на улице Морг». «Золотой жук». «Тайна Мари Роже». «Человек дела».

Г.Лонгфелло. Лирика. «Песнь о Гайавате».

А.Мицкевич. Лирика. «Гражина». «Конрад Валленрод». «Пан Тадеуш».

 

РЕАЛИЗМ

Жан-Пьер Беранже: стихотворения («Весна и осень», «Бедняк», «Король Ивето», «Челобитная породистых собак», «Смерть Сатаны», «Старый капрал», «Будущность Франции», «Красный призрак», «Улитки»).

Фредерик Стендаль: «Расин и Шекспир»

«О любви», «Ванина Ванини», «Красное и черное», «Поермская обитель», «Красное и белое».

Проспер Мериме: «Театр Клары Газюль», «Гюзла», «Жакерия», «Таманго», «Взятие редута», «Матео Фальконе», «Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Венера Илльская», «Коломба», «Кармен», «Арсена Гийо», «Хроника царствования Карла IХ».

Оноре Бальзак: «Шуаны», «Гобсек», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Полковник Шабер», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии», «Торговый дом Нюсинжен», «Блеск и нищета куртизанок», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Вотрен»

Георг Бюхнер: «Смерть Дантона»

Генрих Гейне: сб. «Книга песен», «Путевые картины», сб. «Современные стихотворения», поэма «Германия. Зимняя сказка», сб. «Романцеро».

Шандор Петефи: лирика («Поэтам ХIХ века», «Поэзия», «Герои в дерюге», «Ветер») «Витязь Янош».

Чарльз Диккенс: «Очерки Боза», «Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Мартин Чезлвит», «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Большие надежды».

Уильям Теккерей: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия».

Шарлотта Бронте: «Джен Эйр»,

Элизабет Гаскелл: «Мэри Бартон».

Уолт Уитмен: сб. «Листья травы».

Генри Лонгфелло: стихотворения «Песнь о Гайавате».

Шарль Бодлер: «Цветы зла».

Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 26380; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь