Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из книги «Песни невинности и опыта»



Святой образ

Добро, Терпимость, Мир, Любовь

В несчастье мы зовём

И сим достоинствам святым

Возносим наш псалом.

 

Добро, Терпимость, Мир, Любовь –

Всё это Бог Благой;

Добро, Терпимость, Мир, Любовь –

Всё это мы с тобой!..

О, если б образ наш святой

Любой в любом берёг!

Где Мир, Терпимость и Любовь –

Там, собственно, и Бог!

УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ

Сонет

Отшельникам не тесно жить по кельям.

В пещерах жизнь пустыннику легка,

Весь день поэт не сходит с чердака,

Работница поёт за рукодельем,

Ткач любит стан свой; в Форнер-Фелльс к ущельям

Пчела с полей летит издалека,

Чтоб утонуть там в чашечке цветка,

И узники живут в тюрьме с весельем.

Вот почему так любо мне замкнуть

В час отдыха мысль вольную поэта

В размере трудном тесного сонета.

Я рад, когда он в сердце чье-нибудь,

Узнавшее излишней воли бремя,

Прольёт отраду, как и мне, на время

ДЖОН КИТС

* * *

Эллады тень! обвитая листвой

Мужей из мрамора и легких жен,

Зеленым лесом, смятою травой

Ты мучаешь, маня, как вечный сон

И вечно леденящая мечта!

Но поколенье сменится другим,

Ты новым людям будешь вновь сиять -

Не нам. Тогда скажи, благая, им,

" Краса есть правда, правда - красота",

Земным одно лишь это надо знать.

ФРИДРИХ ФОН ГАРДЕНБЕРГ

(НОВАЛИС)

«Гимны к ночи»

 

Глава пятая

Отброшен камень прочь –

Настало воскресенье!

Твоя Святая ночь –

Всеобщее спасенье.

Земля побеждена;

Бегут печали наши

От этого вина

В твоей целебной чаше…

 

Глава шестая

Из царства света вниз, во мрак!

Иная жизнь в могиле.

Печаль в разлуке – добрый знак:

Счастливые отплыли.

Мы – в тесном нашем челноке,

Небесный берег вдалеке.

 

Хотим забыться вечным сном

В ночи благословенной;

Увяли мы в тепле дневном

От грусти сокровенной.

Пора вернуться наконец!

Скитальцев дома ждет отец»

 

ГЮСТАВ ФЛОБЕР

Из «ЛЕКСИКОНА ПРОПИСНЫХ ИСТИН»

Перечень изысканных мыслей:

Автор. – Необходимо «быть знакомым с авторами», нет надобности знать их имена.

Адвокаты. – В палате слишком много адвокатов. – Их суждения лживы. – Об адвокате, не обладающем даром слова, говорят: «Да, но зато он очень сведущ в вопросах права».

Алкоголизм. – Причина всех современных болезней.

Ангел. – Превосходно применяется в любви и в литературе.

Антракт. – Всегда слишком длинен.

Астрономия. – Прекрасная наука. – Очень полезна для мореплавания. А поэтому насмехайтесь над астрологией.

Банкет. – На нем постоянно царит самая искренняя сердечность. – Оттуда выносят лучшие воспоминания и, расставаясь, обещают друг другу встретиться на следующий год.

Беседа. – Политика и религия должны быть из нее исключены.

Библия. – Самая древняя книга в мире.

Благодарность. – Нет нужды ее высказывать.

Вальс. – Возмущаться им.

Вдохновение (поэтическое). – Вызывается видом моря, любовью женщины.

Вздох. – Испускают подле женщины.

Вина. – Служат темой мужских бесед. – Лучшее – бордо, т.к. прописывается врачами.

Воображение. – Обычно живое. – Остерегаться. – Поносить чужое воображение.

Газеты. – Нельзя без них обойтись, но надо их ругать.

Дворянство. – Презирать его и завидовать ему.

Дети. – При гостях проявлять к ним лирическую нежность.

Диплом. – Свидетельствует о знаниях. – Ничего не доказывает.

Должность. – Должности надо всегда просить.

Думать. – Мучительно; обычно приходится думать о покинутом.

Дурак. – Всякий инакомыслящий.

Жалость. – Воздерживаться.

Здоровье. – От избытка его возникают болезни.

Знание. – Не следует допускать.

Идеал. – Совершенно бесполезен.

Иллюзии. – Делать вид, что их было много; сетовать на утрату их.

Книга. – Всегда слишком длинна, независимо от качества.

Лаборатория. – Необходимо иметь в имении.

Латынь. – Портит почерк. – Остерегаться латинских цитат: за ними всегда скрывается какая-нибудь нескромность.

Литература. – Занятие праздных.

Луна. – Навевает грусть. – Быть может, обитаема?

Математика. – Сушит сердце.

Метафизика. – Смеяться над ней; это служит доказательством высшего ума.

Нововведение. – Всегда опасно.

Оазис. – Гостиница в пустыне.

Поэт. – Благородный синоним бездельника, мечтателя.

Романы. – Развращают массы. – Только исторические романы терпимы, ибо они обучают истории.

Словарь. – Говорить о нем: «Составляется только для невежд».

Толпа. – Неизменно отличается добрыми порывами.

Ученые. – Издеваться над ними. – Чтобы быть ученым, нужны только память и работа.

Эгоизм. – Жаловаться на чужой и не замечать своего.

 

МАТЕРИАЛЫ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каким образом связаны между собой Предисловие к «Кромвелю» и роман «Собор Парижской Богоматери»?

2. Как в образах главных героев романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» проявилась теория контраста и романтического гротеска?

3. В чём заключается композиционное своеобразие романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»?

4. В чём заключается суть философской концепции В.Гюго и как она реализована в художественной ткани романа «Собор Парижской Богоматери»?

5. Почему роман «Собор Парижской Богоматери» называют художественной энциклопедией средневековой жизни?

6. В какой работе Ф.Стендаль изложил основные положения своей эстетики?

7. Как женские образы романа «Красное и чёрное» раскрывают внутренний мир Жюльена Сореля?

8. Каково значение эпиграфа и смысл заглавия романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное»?

9. В чём заключается своеобразие художественного метода П.Мериме? Каким образом в новеллистике Мериме сочетаются элементы романтического и реалистического изображения действительности?

10. Сюжет какой из новелл П.Мериме предвосхитил роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»?

11. По мотивам какой новеллы П.Мериме создано одноимённое музыкальное произведение?

12. Что связывает воедино произведения цикла Оноре де Бальзака «Человеческая комедия»?

13. В каких произведениях Оноре де Бальзака мы встречаем образы Эжена Растиньяка, Люсьена Шардона, Вотрена?

14. В чём заключается смысл заглавия цикла Оноре де Бальзака «Человеческая комедия»?

15. Какую роль в раскрытии характера Гобсека играет портретная характеристика героя?

16. В каких произведениях О. де Бальзак обращается к анализу семейных отношений в мире собственности?

17. Каким образом в творчестве Ч.Диккенса проявились традиции английского юмора?

18. В чём заключается композиционное своеобразие романа Ч.Диккенса «Записки Пиквикского клуба»?

19. Какие проблемы поднимает Ч.Диккенс в романе «Домби и сын»?

20. В чём состоит своеобразие финала романов Ч.Диккенса?

21. Какую роль играет портрет в изображении развития характера героя Г.Флобера? Приведите примеры.

22. В чём заключается символическое значение подзаголовка романа Г.Флобера «Госпожа Бовари»?

23. Какую роль в романе «Госпожа Бовари» играют физиологические детали? В чём своеобразие реализма Г.Флобера?

24. В чём проявилась скрытая полемика Г.Флобера с романтизмом?

25. В чём суть и причины трагедии Эммы Бовари?

Задание: Заполните таблицу, которую можно использовать в качестве плана ответа на вопрос о творчестве поэтов французского романтизма:

ПОЭТ годы жизни ведущие жанры основные темы и мотивы произведений особенности поэтики
         
         
         

Задание: Охарактеризуйте основные течения американского романтизма и заполните следующую таблицу:

 

ТЕЧЕНИЕ романтизма США ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
         
         
         
         

Задание:

Сопоставьте критический реализм с реализмом эпохи Просвещения; выделите черты сходства и отличия и результаты наблюдений отразите в следующей таблице:

 

  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ (отличие от КР)     черты сходства двух художественных методов   КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (отличие от ПР)
     
     

 

Задание:

Сопоставьте критический реализм и романтизм; определив черты сходства и отличия, результаты наблюдений отразите в следующей таблице:

 

  РОМАНТИЗМ (отличие от КР)     черты сходства двух художественных методов   КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (отличие от Р)
     
     

Задание:

Проанализируйте особенности проблематики и поэтики произведений П.-Ж.Беранже в разные периоды творчества поэта. Заполните таблицу:

 

ПЕРИОД творчества поэта и его временные рамки основные ЖАНРЫ произведений поэта ТЕМЫ И МОТИВЫ   ключевые ПРОИЗВЕДЕНИЯ     ПОЭТИКА
         
         

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Эстетика немецкого романтизма.

2. Образ музыканта в творчестве Э.-Т.-А.Гофмана.

3. Тема ночи в творчестве Новалиса.

4. Поэтическое творчество Ф.Гёльдерлина.

5. Теория воображения У.Вордсворта и С.Т.Кольриджа.

6. Исторический роман В.Скотта и А.Дюма.

7. Драматургия П.Б.Шелли.

8. Поэтическое творчество Д.Китса.

9. Философский роман французского романтизма.

10. Социальный роман французского романтизма.

11. Трансцендентализм в американской литературе.

12. Особенности поэтики П.-Ж.Беранже.

13. Поэтика заглавия романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное».

14. Три цвета времени в творчестве Ф.Стендаля.

15. Литературные реминисценции в цикле О. де Бальзака «Человеческая комедия».

16. Романтический исповедальный роман Р.Шатобриана.

17. Проблематика и поэтика романа А. де Мюссе «Исповедь сына века».

18. Романтизм и реализм в «экзотических» новеллах П.Мериме.

19. Поэтика заглавия романа У.М.Теккерея «Ярмарка тщеславия».

20. Поэтика заглавия сборника Ш.Бодлера «Цветы зла».

21. Автобиографическме мотивы в произведениях Ч.Диккенса.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Глосса – 1) в античной терминологии – архаизмы, диалектизмы и др. «редкие слова»; 2) комментарии к ним (между строк, на полях или в словарях – глоссариях).

 

Глоссарий – собрание глосс, толкований непонятных слов и выражений, встречающихся в каком-либо литературном памятнике.

 

Классицизм – направление в искусстве, для которого характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершённым гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции; в то же время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлечённая идеализация.

 

Романтизм – одно из крупнейших литературных направлений, пришедших на смену классицизму и выступавших за свободу творческой индивидуальности художника. Для романтизма характерно неприятие буржуазной действительности, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и прозаичности буржуазных отношений. Течения в романтизме: активный и пассивный (революционный и реакционный романтизм).

 

«Озёрная школа» - группа английских поэтов-романтиков, идейное и творческое содружество которых сложилось в к. 18 – н. 19 в.в., когда они поселились на северо-западе Англии, в т.н. Озёрном крае. Отвергнув идеалы Просвещения, поэты-лейкисты осуществили романтическую реформу в английской поэзии. В их стихах проявились созерцательная мечтательность, чувство природы, любовь к простому человеку. Патриархальные идеалы и идеализация средневековья, особенно характерные для предромантизма, вызывали критику со стороны революционных поэтов-романтиков.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

 

Ассонанс – повторение гласных звуков.

 

Аллюзия – одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь