МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
На практических занятиях по зарубежной литературе 19 века систематизируются знания теоретических вопросов курса, прививаются умения и навыки, необходимые студентам при анализе художественных явлений, вырабатывается умение самостоятельного наблюдения над особенностями творчества конкретного писателя, что способствует развитию научно-исследовательских способностей студентов. Основным содержанием практических занятий является анализ текста произведений различных методов и жанров, наиболее ярко характеризующих творчество изучаемых авторов.
Цель практических занятий по зарубежной литературе 19 века – систематизировать и углубить основные теоретические сведения, связанные со спецификой романтизма и реализма, и помочь студентам четко уяснить особенности каждого из литературных направлений.
В задачи входит, прежде всего, изучение идейно-художественного своеобразия произведений различных родов и жанров, представляющих романтизм и реализм. Студенты знакомятся с образцами эпических, лирическиех, драматических форм, с разновидностями жанра романа и т.д. В процессе конкретного анализа раскрывается ряд теоретико-литературных категорий (жанр, сюжет, конфликт, композиция, лейтмотивы т.д.).
По окончании курса студент должен уметь характеризовать особенности основных литературных направлений изучаемой эпохи и знать специфику творчества наиболее ярких её представителей, иметь практические навыки квалифицированного анализа художественного текста. На практических занятиях вырабатываются также навыки употребления литературоведческой терминологии, расширяется филологический кругозор, оттачиваются навыки практического анализа текста.
На практических занятиях могут быть использованы такие формы активизации учебной деятельности студентов, как «литературная игра», викторина, читательская конференция, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов по отдельным темам и т.п. Это будет способствовать лучшему усвоению теоретического материала и более глубокому проникновению в текст изучаемого произведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№
| Тема занятия и содержание
| Кол-во
часов
| Неделя
|
Форма проведения
|
| Романтизм
как литературное направление
и художественный метод
1. Исторические условия возникновения романтизма.
2. Философская основа романтического направления.
3. Течения в романтизме.
4. Особенности романтической эстетики и поэтики.
5. Национальная специфика романтизма в литературах разных стран.
6. Романтизм и предшествующие ему литературные направления.
|
| 1-я
| Беседа.
Работа с АРМ
|
| Поэзия английского романтизма
1. Поэзия У.Блейка.
2. Течения английского романтизма.
3. «Озёрная школа».
4. Проблематика и поэтика лирики П.Б.Шелли.
|
| 2-я
| Презентация течения.
Чтение наизусть.
Анализ текста
|
| Поэмы Д.Г.Байрона.
Байронический герой
1.История создание поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
2. Идейный смысл поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение её в поэме.
3.Жанровые особенности произведения. Своеобразие его художественной структуры.
1. Проблема романтического героя в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи. Проблема центрального героя поэмы; эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвёртой песни.
2. Тематика и проблематика «восточных поэм». Конфликт незаурядной личности и враждебного ей общества.
3. Герой «восточных поэм».
4. Своеобразие композиции и стиля «восточных поэм».
5. Герой в романтических поэмах Байрона и произведениях реакционных романтиков.
9.«Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.
|
| 3-я
| Презентация произведения
|
| Своеобразие романтизма
Э.-Т.-А.Гофмана
1. Путь Гофмана к литературному творчеству.
2. Своеобразие мировосприятия и эстетики Гофмана.
3. Двоемирие и принципы его воплощения в произведениях Гофмана
4. Музыка и образ музыканта в художественной системе Гофмана.
5. Функция романтической иронии в новеллах Гофмана.
6. Типология новелл Гофмана.
7. Реальность и фантастика в новелле «Золотой горшок». Ансельм как романтический герой.
|
| 4-я
| Дискуссия
|
| Поэзия французского романтизма
1. Особенности поэзии французского романтизма.
2. Французские поэты-романтики.
3.
|
| 5-я
| Дискуссия
|
| Художественное своеобразие романа В.Гюго
«Собор Парижской Богоматери»
1. История создания романа «Собор Парижской Богоматери».
2. Тематика и проблематика произведения. «Собор Парижской Богоматери» - художественная энциклопедия средневековой жизни.
3. Философская концепция В.Гюго и значение финала романа.
4. Образный мир произведения.
5. Теория романтического гротеска и её воплощение в романе. Композиционное своеобразие романа «Собор Парижской Богоматери». Художественный язык произведения.
|
| 6-я
| Работа в малых группах.
Презентация героя произведения.
|
| Творчество Э.По
1. Эстетические взгляды Э.По.
2. Жанровое своеобразие прозы Э.По.
3. Проблематика и поэтика новеллистики Э.По.
4. Поэтическое творчество Э.По: основные темы, мотивы, образы, художественное своеобразие.
5. Переводы поэзии Э.По на русский язык.
|
| 7-я
| Анализ поэтического текста
|
| Критический реализм как литературное направление и художественный метод
1.Зарождение и развитие критического реализма в зарубежной литературе.
2. Определения критического реализма в научной литературе.
4. Особенности критического реализма. Понятие типического.
5. Критический реализм и другие художественные методы.
|
| 8-я
| Дискуссия.
Работа с АРМ
|
| Поэзия Беранже
1.Периодизация творчества Беранже.
2. Основные темы и мотивы поэзии Беранже.
3.Фольклорные традиции в творчестве поэта.
4. Особенности поэтики Беранже.
|
| 9-я
| Анализ текста.
Работа в малых группах
|
| «Красное и черное» Ф.Стендаля как социально-психологический роман
1. История создания и смысл заглавия романа.
2. Социальный анализ в романе: картины жизни современного французского общества в эпоху Реставрации (Верьер, Безансон, Париж).
3. Образная система. Способы создания характеров (портрет, внутренний монолог, авторский комментарий, оценки других персонажей, роль детали). Найти примеры в тексте.
• Жюльен Сорель (противоречивость характера, этапы жизненного пути, внешний и внутренний конфликт, причины трагедии Жюльена)
• Госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль («любовь-страсть» и «любовь-тщеславие»)
• Роль второстепенных персонажей (соперничество г-на де Реналя и г-н Вально, аббат Пирар и др.)
4. Особенности психологизма Стендаля.
|
| 10-я
| Презентация героя произведения.
Аналитическое письмо.
|
| Новеллистика П.Мериме
1. Романтизм и реализм в «экзотических» новеллах П.Мериме («Матео Фальконе», «Таманго», «Кармен»). Различия в изображении исключительных, «экзотических» героев романтиками и Мериме (сравните образы Эсмеральды и Кармен).
2. Социально-психологические новеллы П.Мериме о современном обществе («Этрусская ваза», «Арсена Гийо», «Аббат Обен», «Двойная ошибка»). Авторская ирония и ее функции.
3. Рациональное и иррациональное в «фантастических» новеллах П.Мериме («Венера Ильская» и «Локис»)
4. Художественные особенности новелл П.Мериме (жанровое своеобразие, принципы сюжетостроения, рамочная композиция, автор и герои, роль детали).
|
| 11-я
| Работа в группах.
Составление кластера.
|
| Идейно-художественное своеобразие
романа О. де Бальзака
«Отец Горио»
1. Эстетика О. де Бальзака. (Анализ предисловия к «Человеческой комедии»). Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии».
2. Проблематика романа: конкретно-историческое и вечное в романе.
3. Система образов. Приемы создания характеров:
• Отец Горио и его дочери;
• Эжен де Растиньяк;
• Вотрен;
• Виконтесса де Босеан;
• Роль второстепенных персонажей (госпожа Воке, Бьяншон, м-ль Мишоно и др.).
4. Сюжетно-композиционное построение романа (роль экспозиции, основные этапы развертывания конфликта, смысл финала, прием контраста). Внесюжетные элементы: городской пейзаж и интерьер, их роль в раскрытии основных проблем.
|
| 12-я
| Составление концептуальной карты.
|
| Идейно-художественное своеобразие новеллы
О. де Бальзака «Гобсек»
1. Место новеллы «Гобсек» в «Человеческой комедии»
О. де Бальзака.
2. Проблематика произведения.
3. Образный мир новеллы «Гобсек». Способы создания характера.
4. Особенности поэтики произведения.
5. Образ Гобсека в галерее образов «скупых» в мировой литературе.
|
| 13-я
| Презентация образа главного героя.
Аналитическое письмо.
|
| «Женская проза» в Англии второй половины 19 века.
Творчество Ш.Бронте
1. Подготовьте сообщение на темы:
1) Сёстры Бронте.
2) Жизненный и творческий путь Ш.Бронте.
3) Жизнь и творчество Э.Гаскелл.
2. Проанализируйте социальную проблематику романа Ш.Бронте «Джейн Эйр». Определите сущность, природу конфликта.
3. Выполните письменную характеристику образа Джейн Эйр. Раскройте мастерство психологического анализа Ш.Бронте.
4. Выделите элементы романтизма и реализма в романе.
|
| 14-я
| Дискуссия.
Аналитическое письмо.
|
| Объективный роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»
1. Проблематика романа и ее воплощение в художественном мире произведения.
А) Сюжет и композиция, художественное пространство.
Б) Система образов, характерология:
• Эмма и Шарль Бовари
• Родольф и Леон
• Аптекарь Омэ, ростовщик Лере.
2. Поэтика романа:
А) Автор в романе, авторская ирония (найти в тексте примеры пародии на романтическую литературу).
Б) Особенности стиля, новаторство Флобера (особенности портретных характеристик, описания предметного мира, несобственно-прямая речь в романе, приемы «монтажа» в сцене сельскохозяйственной выставки и др.)
|
| 15-я
| Работа в группах.
Презентация героя романа.
| |
ВСЕГО:
|
|
|
|
ЦЕЛИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
При изучении зарубежной литературы 19 века большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, включающей задания самого разнообразного характера: заучивание и выразительное чтение наизусть, конспектирование, ведение «сюжетной тетради», подготовка к «литературному бою» или викторине, инсценирование отрывка художественного произведения, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов и т.д. В ходе проверки выполнения СРС используются разнообразные формы контроля – как традиционные (опрос, беседа, защита реферата, проверка конспектов, обсуждение и рецензирование творческих работ и т.п.), так и интерактивные (мини–спектакль, презентация произведения или литературного направления, дискуссия и проч.).
Использование на практических занятиях и в ходе контроля СРС различных форм активизации учебной деятельности студентов будет способствовать лучшему усвоению теоретического материала изучаемого курса.
Цели СРС: углубление и закрепление основных теоретических знаний, полученных в ходе изучения данной дисциплины на лекционных занятиях, практических занятиях и СРСП; самостоятельное изучение отдельных тематических разделов; анализ идейно-художественного своеобразия конкретных произведений или творчества тех или иных представителей литературного процесса в целом; знакомство как с классическими, так и с новейшими исследованиями в области зарубежной литературы 19 века, изучение отдельных монографий, посвящённых проблемам специфики романтического и реалистического искусства, отдельным жанрам, творчеству отдельных представителей изучаемой эпохи, анализу конкретного произведения.
Приступая к работе над вопросами, вынесенными для самостоятельного изучения, студентам следует, прежде всего, проработать основной теоретический материал по данной теме, законспектировать соответствующие разделы учебников и учебных пособий или сделать тезисный план ответа на вопросы; прочитать текст художественных произведений, проанализировать их идейно-художественное своеобразие и выполнить практические задания, перечисленные в блоке СРС к каждой из изучаемых тем. Выполнение отдельных заданий потребует от студента не только хороших теоретических знаний, но и умений практического анализа художественного текста, умений сопоставлять и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СРС
№
СРС
| Содержание заданий
| Кол-во
часов
| Срок
сдачи
| Форма контроля
|
| ЗАДАНИЕ 1 (30 баллов)
1. Завести «сюжетные тетради».
2. Законспектировать по КЛЭ и другим энциклопедическим изданиям статьи «Романтизм», «Романтический герой», «Романтический портрет», «Романтический пейзаж».
3. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству Д.Г.Байрона.
4. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству
Э.-Т.-А.Гофмана.
5. Изучить основные положения работы Н.Дьяконовой «Английский романтизм» и сделать краткий конспект. Обратить особое внимание на раздел, посвящённый творчеству лондонских романтиков.
6. Изучить основные положения работы Н.Берковского «Романтизм в Германии» и сделать краткий конспект, обратив особое внимание на развитие эстетической теории, проблему периодизации немецкого романтизма, своеобразие романтических школ в Германии.
ЗАДАНИЕ 2 (30 баллов)
1. Выучить наизусть 2 стихотворения Д.Г.Байрона.
2. Выучить наизусть отрывок из поэмы Д.Г.Байрона (на выбор).
3. Выучить наизусть стихотворение П.Б.Шелли.
4. Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов-«лейкистов» (на выбор).
5. Выучить наизусть отрывок из баллады В.Скотта (на выбор).
6. Выучить наизусть 2 стихотворения немецких поэтов-романтиков (на выбор).
ЗАДАНИЕ 3 (40 баллов)
1. Написать эссе на тему «Байронический герой».
2. Написать эссе на тему «Немецкий романтизм и музыка».
3. Написать эссе на тему «Образы-символы в произведениях Новалиса».
4. Выполнить письменный анализ образа Ансельма.
5. Опираясь на материал учебной и научной литературы, сделать сопоставительную характеристику первого и второго этапов немецкого романтизма, представленных йенской и гейдельбергской школами, и отразить результаты наблюдений в следующей таблице:
ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ
(1-й этап)
| ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ
(2-й этап)
|
|
|
|
|
6. Сопоставить произведения Д.Г.Байрона и Р.Саути:
ВОСТОЧНЫЕ ПОЭМЫ
| Д.Г.БАЙРОН
|
Р.САУТИ
|
|
|
|
|
|
| 1-я – 4-я неделя
| Проверка конспектов.
Чтение наизусть.
Защита творческих работ.
|
| ЗАДАНИЕ 1 (30 баллов)
1. Изучить основные положения работы Д.Д.Обломиевского «Французский романтизм» и сделать краткий конспект.
2. Законспектировать одну из работ, посвящённых творчеству В.Гюго.
3. Законспектировать одну из работ, посвящённых творчеству Э.По.
4. Подготовить сообщение о творчестве поэтов французского романтизма.
ЗАДАНИЕ 2 (30 баллов)
1. Выучить наизусть 2 стихотворения В.Гюго.
2. Выучить наизусть стихотворение А. де Ламартина.
3. Выучить наизусть стихотворение А. де Мюссе.
ЗАДАНИЕ 3 (40 баллов)
1. Сопоставить исторический роман В.Скотта и исторический роман В.Гюго. Составить диаграмму Венна.
2. Выполнить письменную характеристику образов главных героев романа «Собор Парижской Богоматери».
3. Выписать из текста романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» примеры контраста и романтического гротеска.
4. Выполнить сопоставительный анализ различных вариантов перевода на русский язык стихотворения Э.По «Ворон».
|
| 5-я – 7-я
неделя
| Проверка конспектов и письменных работ.
Чтение наизусть.
Защита творческих работ.
Презентация поэта
|
| ЗАДАНИЕ 1 (30 баллов)
1. Законспектировать по КЛЭ и другим энциклопедическим изданиям статьи «Реализм», «Критический реализм», «Типическое».
2. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству Ф.Стендаля.
3. Законспектировать 3–4 научных работы, посвящённых творчеству О. де Бальзака в целом и анализу конкретных произведений писателя.
4. Законспектировать одну из работ, посвящённых творчеству П.Мериме.
5.Самостоятельно изучить тему «Романтизм в Польше». Письменно ответить на следующие вопросы:
а) национально-освободительные идеи в творчестве польских романтиков;
б) проблематика и поэтика ранних стихотворений А.Мицкевича;
в) героический характер в романтической поэме А.Мицкевича «Гражина»;
г) идейно-художественное своеобразии поэмы А.Мицкевича «Конрад Валленрод»;
д) переход А.Мицкевича на позиции реализма в поэме «Пан Тадеуш».
6. Самостоятельно изучить раздел «Немецкая литература 30-40-х г.г.19 в.».
ЗАДАНИЕ 2 (30 баллов)
1. Выучить наизусть 2 стихотворения П.-Ж.Беранже.
2. Выучить наизусть стихотворение А.Мицкевича.
3. Выучить наизусть стихотворение Г.Гейне.
ЗАДАНИЕ 3 (40 баллов)
1. Написать эссе на тему «Герои О. де Бальзака и мировая литература».
2. Выполнить письменную характеристику образов главных героев эпопеи О. де Бальзака (Растиньяк, Вотрен, Горио, Гобсек, Дервиль и др.).
3. Выполнить письменную работу на тему «Разрушение семьи в мире собственнических отношений» (по романам О. де Бальзака).
4. Используя цитаты из текста романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное», сделать письменную характеристику образов Ж.Сореля, мадам де Реналь, Матильды де ла Моль. Заполнить таблицу, обратив внимание на то, как характеристика двух героинь помогает понять многое в образе Жюльена:
ГОСПОЖА
де РЕНАЛЬ
| ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ
| МАТИЛЬДА де ЛА МОЛЬ
|
|
|
|
|
|
|
5. Составить кроссворд по творчеству О. де Бальзака.
6. Проследить эволюцию образа одного из главных героев «Человеческой комедии» (на выбор) и отразите результаты наблюдений в следующей таблице:
ЭЖЕН РАСТИНЬЯК
| Названия произведений, в которых встречается данный образ
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА
в данном произведении
|
|
|
|
| |
| 8-я – 11-я
неделя
| Проверка конспектов и письменных работ.
Чтение наизусть.
Презентация героя произведения.
Решение кроссвордов по творчеству Бальзака.
|
| ЗАДАНИЕ 1 (30 баллов)
1. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству Ч.Диккенса.
2. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству У.Теккерея.
3. Законспектировать основные положения одной из работ, посвящённых творчеству Г.Флобера.
4. Самостоятельно изучить тему «Венгерская литература 19 века». Познакомившись с соответствующими разделами учебной и дополнительной литературы, подготовить тезисный план ответа на следующие вопросы:
а) Венгерская революция 1848 – 1849 г.г. и литература;
б) жизнь и творчество Ш.Петефи;
в) основные черты поэзии Ш.Петефи;
г) поэтическая программа Ш.Петефи;
д) идейно-художественное своеобразие поэмы Ш.Петефи «Витязь Янош».
ЗАДАНИЕ 2 (30 баллов)
1. Выучить наизусть стихотворение Ш.Леконт де Лилля.
2. Выучить наизусть стихотворение Т.Готье.
3. Выучить наизусть 2 стихотворения Ш.Бодлера.
4. Выучить наизусть стихотворение Ш.Петефи.
ЗАДАНИЕ 3 (40 баллов)
1. Подготовиться к «литературному бою» по творчеству Ч.Диккенса. Составить вопросы и задания для команды соперников, подготовить инсценировку отрывка из романа «Приключения Оливера Твиста». Обратившись к тексту произведений Ч.Диккенса и используя цитатный материал, составить вопросы по портретной характеристике героев.
2. Выписать из текста романа «Госпожа Бовари» примеры портретной характеристики Эммы в восприятии различных героев романа. Сопоставить три портрета героини.
3. Написать эссе на тему «Роль портрета в изображении развития характера героя Флобера».
4. Составить кроссворд по творчеству Ч.Диккенса.
|
| 12-я – 14-я
неделя
| Проверка конспектов и письменных работ.
Чтение наизусть.
Решение кроссворда по творчеству Ч.Диккенса.
Презентация героя произведения Г.Флобера.
| | ВСЕГО:
|
| | |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
Д.Н.Г.БАЙРОН
Из «Паломничества
Чайльд-Гарольда»
Мне ничего не жаль в былом,
Не страшен бурный путь,
Но жаль, что, бросив отчий дом,
Мне не о ком вздохнуть.
Вверяюсь ветру и волне,
Я в мире одинок.
Кто может вспомнить обо мне,
Кого б я вспомнить мог?
Мой пёс поплачет день, другой,
Разбудит воем тьму
И станет первому слугой,
Кто бросит кость ему.
Наперекор грозе и мгле
В дорогу, рулевой!
Веди корабль к любой земле,
Но только не к родной!
УИЛЬЯМ БЛЕЙК
Популярное:
|