Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Претензии на мировое господство



После Второй мировой войны центр мировой геополитической мысли переместился в США. Резкое доминирование США в миро­вой экономике трансформировалось в претензии на мировое гос­подство, их экспансию за пределы Западного полушария. В нема­лой степени этому способствовало и обладание США ядерным оружием. Впервые идея гегемонии США в Евразии казалась реаль­ностью. Американские геополитики оценивали США после Второй мировой войны как первого в мире полноценного гегемона, по­скольку только США за всю историю удалось осуществить гегемо­нию над Европой.

Однако американские претензии на мировое господство были развеяны усилиями СССР и его союзников по мировой системе социализма. Мировое геополитическое пространство после Второй мировой войны довольно быстро упростилось до бинарного строе­ния, т.е. противоборства двух сверхдержав. В римленде образовыва­лись военно-политические союзы, шло действительно серьезное противостояние между США и СССР, начиная с войны в Корее (1950—1953) и кончая войной в Афганистане (1979—1988). Понятия «Запад» и «Восток» приобрели идеологическое измерение. Если внешняя политика СССР идеологически обосновывалась антиимпе­риализмом, то США объявили себя защитниками свободного мира. По этому принципу расположенная на Дальнем Востоке Япония стала частью Запада. В противовес НАТО в 1949 г. СССР образовал военный блок Организации Варшавского договора (распущен 1 апреля 1991 г.).

После распада СССР в 1991 г. и крушения коммунистической системы политический ландшафт стал приобретать черты модели однополярного мира во главе с США. Впервые в геополитической истории США со времен Первой мировой войны идея мирового господства начала обретать реальные черты. После «холодной войны» задача США состоит в контроле над всей Евразией как ключевой геополитической ареной. 3. Бжезинский в книге «Великая шахмат­ная доска» (1998) писал:

Сегодня геополитический вопрос более не сводится к тому, какая часть Евразии является отправной точкой для господства над кон­тинентом, или к тому, что важнее: власть на суше или на море. Геополитика продвинулась от регионального мышления к глобаль­ному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства.

Однако заметим, что для глобального господства США не хва­тает самую малость — подчинить своему влиянию Россию.

Этноцентри́ зм (греч.ἔ θ ν ο ς — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие):

1. механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона;

2. отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

Термин «этноцентризм» введён У. Самнером (1906) и Л. Гумпловичем (1883)[1].

Религия и политика

В качестве фактора мировой политики религия выступает главным образом в двух своих ипостасях: как система убеждений (мировоззрение) и как набор институтов.

Исходя из этих двух значений слова «религия», мы предлагаем отличать религиозный фактор в мировой политике от конфессионального фактора. Под термином «конфессия» подразумевается организованная религия, воплощенная в каких-либо социальных институтах (церковь у христиан, система улемов у мусульман, буддистская сангха и др.). Практика показывает, что любая религия, даже не предполагающая строгой иерархической организации (подобной организации католической и православной церквей), тем не менее, всегда имеет определенную институциональную структуру («церковь» в широком смысле слова).

К сожалению, проблема взаимоотношений религии и политики часто сводится к проблеме отношений церкви (или другого религиозного института) и государства. Явления внецерковного и внегосударственного характера (транснациональные религиозные движения, религиозно мотивированный терроризм, религиозно-этнические конфликты) упоминаются вскользь. Между тем религия не тождественна «церкви» или любой другой официальной структуре.

Религия часто появляется на мировой арене в виде системы транснациональных связей между государствами, отдельными группами, общинами и политическими движениями. Эти связи устанавливаются «поверх» государственных границ, создавая дополнительную систему взаимосвязей, сосуществующую с системой межгосударственных отношений. В каком-то смысле, происходит частичное возвращение мира к догосударственному состоянию, когда лояльность человека может принадлежать как государству, так и транснациональной религиозной общности.

«Возвращение» религии в мировую политику заставило некоторых западных ученых заговорить о «новом средневековье» (neomedievalism) – то есть об эпохе, когда лояльность граждан принадлежит не государству, а транснациональным религиозным сообществам[3]. В этот период, как и в эпоху средневековья, территория не имеет особого значения, так как люди получают возможность вступать друг с другом в непосредственные контакты, не пересекая физически государственных границ. Более того, нет необходимости и в использовании старых средств связи, таких как почта или телефон, которые слишком уязвимы перед силой государств (прослушивание, перлюстрация). Потеря связи с территорией, снижение значимости физического контакта делает различные негосударственные субъекты, так сказать, все менее и менее уловимыми. Многие политологи предпочитают говорить не о международных отношениях (отношениях между «народами», то есть, государствами), а о мировой политике, в которой взаимодействуют государства, этнические группы, проживающие на территории одного или нескольких государств, а также транснациональные субъекты.

Политическая или политизированная религия представляет собой идеологию, позволяющую приложить религию к политике. Политические религии появились потому, что религия не может стать непосредственной основой политического действия. Большинство политических режимов, установленных на основе религии, являются не теократическими в буквальном смысле, а идеократическими, то есть строятся не непосредственно на принципах религии, а на принципах соответствующей идеологии.

В рамках политической религии события нашего мира рассматриваются как часть (или отражение) событий религиозного, сакрального, вселенского (космического) характера. Цель, которую ставят перед собой религиозно-политические движения, – это Цель с большой буквы, главная задача всего человечества, осуществление которой санкционировано потусторонними силами. Они делают что-то не потому, что хотят этого сами, но главным образом потому, что этого хочет Бог или другая сверхъестественная сила. Известный американский исследователь политических религий Марк Юргенсмейер (Калифорнийский университет в Санта-Барбаре) пишет о религиозных войнах следующее: «Такого рода религиозные действия являются не просто политическими феноменами, которые оправдывают с помощью религии; истинно верующие воспринимают их как грани более фундаментального противостояния. Конфликты реального мира связываются с невидимой, космической войной: духовной битвой между порядком и хаосом, светом и тьмой, верой и сомнением»[26]. Это означает, что реальная война воспринимается как «священная», как земное отражение столкновений между добром и злом в потустороннем мире.

Тео́ рияза́ говора (от англ. conspiracytheory, также известная как конспирологическая теория) — совокупность гипотез, показывающая жизненно важное (общественно-значимое) событие (ряд событий) или ход истории как результат заговора со стороны некоторой группы людей (обычно сословия), управляющих этим процессом из корысти или амбиций (различных личных, групповых, клановых и др. интересов).

Теорию заговора можно рассматривать как один из крайних вариантов теории элит[1].

Предпосылки возникновения теорий заговоров

Одна из причин появления теории заговоров — некие глубинные социальные и психологические потребности человека. Восприятие положений теории заговора тесно связано с механизмами стереотипизации[2], проекции и феноменом эскапизма. Причиной успешности теорий заговора также называют идеологическую реакцию на социальное неравенство[2].

Арабский заговор

Арабский заговор — глобальный исламистский заговор, направленный против западной цивилизации. Предположительно охватывает правительства арабских и ряда европейских государств («Еврабия»). Целью заговора конспирологи называют превращение государств западной Европы в исламистские теократии, а также уничтожение США и Израиля. В союзники заговору, в зависимости от политических взглядов целевой аудитории, приписывают фашизм или коммунизм (ссылаясь на пронацистскую деятельность муфтияИерусалимаАмина аль-Хусейни в 1940-х годах[20] и на помощь СССР арабским странам во время Холодной войны соответственно).

 

11. Роль внешнеполитических традиций великих держав в обосновании различными внутриполитическими силами «моделей» их поведения на мировой арене. Традиции изоляционизма и глобализма США, самобытности и мессианизма России и их проявление в современной международно-политической практике этих стран.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛИЗМА США. В качестве ее базы, которая и использовалась впоследствии для проникновения и дальнейшего контроля за экономиками стран мира, был взят контроль за мировыми кредитными ресурсами. В условиях Второй мировой войны США были фактически единственным банковским центром, не затронутым боевыми действиями. Теоретически оставалась еще Швейцария, однако она могла только сохранять находящиеся на ее территории капиталы (и то лишь при условии и до тех пор, пока Германия продолжала признавать ее нейтральный статус и воздерживаться от оккупации), но не проводить активную политику. Кроме того, в этой стране было очень велико влияние спецслужб фашистской Германии. США же значительно усилили свою позицию на финансовом рынке еще и потому, что и во время войны, и в первые послевоенные годы могли увеличивать свой оперативный финансовый ресурс путем использования бюджетных эмиссионных средств - по поводу которого в условиях военных действий вряд ли можно было ожидать протестов.

После биржевого краха 1929 года фондовые индексы еще очень много лет находились на чрезвычайно низком уровне (максимальный уровень 1929 года был достигнут только через двадцать пять с лишним лет, в самом конце 1954 года). С учетом этого, изначально очень низкого, уровня можно было наращивать капитализацию американских компаний, что автоматически влекло за собой рост активов банков и других финансовых институтов. Это, в свою очередь, позволяло безопасно (с точки зрения устойчивости финансовой системы) эмитировать новые доллары, которые и шли на " завоевание" предприятий и рынков в других странах. Повторяя уже сказанное, в экономической модели Ф. Рузвельта в принципе продолжал использоваться тот же механизм " фондовой мультипликации", что существовал и раньше, но он был взят под контроль и стал применяться для усиления влияния США во всем мире. Отметим, что " для внутреннего применения" Ф. Рузвельт применял активную кейнсианскую политику, а описанные методы использовались американскими компаниями для внешней экспансии (разумеется, поддерживаемой на государственном уровне).

Для того чтобы еще более усилить этот ресурс, США сумели построить систему контроля за процессами ценообразования во всем (несоциалистическом) мире, причем на все основные биржевые товары, прежде всего, на сырьевые ресурсы. Этот система строилась все послевоенные годы и состояла в том, что цены на сырьевых рынках стали определяться не путем поиска равновесия за счет многочисленных актов купли-продажи, как учили классики экономической мысли XIX - начала XX века, а с помощью механизма фьючерсной торговли, когда объемы срочных контрактов стали превышать объемы соответствующих наличных (" физических", материальных) ресурсов даже не в разы, а на порядки. Разумеется, цены на фьючерсных рынках определялись как раз теми механизмами, которые описывали классики, но, во-первых, эти рынки были уже по сути своей финансовыми, так как на них торговались преимущественно " бумажные" активы. А во-вторых, поскольку их объем существенно превышал объем исходных сырьевых рынков, контроль за ними мог осуществлять только " игрок", обладающий колоссальными финансовыми резервами. Таким " игроком" в условиях первых послевоенных десятилетий могли быть только США, скопившие в 1940-1950-е годы прошлого века огромные ресурсы как за счет стран Европы, которые в условиях тотальной войны направляли в США свои финансовые и золотые резервы, так и за счет упомянутого фондового мультипликатора. Существенную роль сыграла и принятая в Бреттон-Вудсе новая валютная система, которая сделала доллар центральной мировой валютой.

Самобытность и мессианизм России

В концепции «Москва – Третий Рим» сливались две тенденции – религиозная и политическая: тенденция одного подчеркивала мессианскую благость и священство, а также подспудную тенденцию изоляционизма от «нечистого», «инославно-иноверного» окружения; другого – властьи царство, а также подспудную внешнеполитическую имперскую миссианскуютенденцию. Эти направления нашли реальное воплощение в идеологии, внутри- и внешнеполитической практике Московского царства, а затем и Российской империи. В ней выкристаллизовались имперские тенденции в политике государства (идеи «греческого» или «Константинопольского проекта»и панславизма).Диалектическое взаимодействие мессианизма и миссианизма есть характернаячерта для алгоритма развития не только российской истории, но и истории Японии, США и ряда других держав и империй. В них так же, как и в России былии есть свои «западники» и «славянофилы», отстаивающие или особый путь своегогосударства, или общецивилизационные ориентиры его развития.

К основным доминантам идеологемы «Москва – Третий Рим» можно отнестиследующие сюжеты:

1. В сознании русского человека настойчиво утверждается мысль, что Русь – это исключительное, стоящее выше всех остальных стран мира государство – «Святая Русь».

К середине XVI в. это словосочетание получает прочное основание в представлениирусских о провиденциальной роли державы, которое усваивалось в лоне устойчивогостереотипа о «святой», «богоизбранной» стране, населенного богоизбранным народом, – «народом-богоносцем».

2. Данная мессианская мифологема подчеркивала своеобразную и специфическуюисториософскую концепцию предназначения России и русского народа. Это предназначение касалось библейско-эсхатологической идеи «удержания» мира от апостасии, от окончательного прихода в мир Антихриста. Отсюда одно из значений понятия«держава» – держать, спасать, удерживать мир от вселенской катастрофы.

Сегодня эти представления присущи американцам. В их глазах США – это государство, спасающее мир от «мирового зла» и несущее всему человечеству истины мирового правопорядка и демократии. Американская демократия в данном случае воспринимается ими как непререкаемое благо и ценность, как объект для подражанияи непререкаемого авторитета в глазах мирового сообщества.

3. Логика реализации идеи «Москва – Третий Рим» в жизнь требовала ореола мученичества «богоизбранного» народа, т.е. необходимо было показать, что святость емудана не по случайной воле божественного провидения. Она явилась ему наградой завыстраданность и мученичество, за святое служение благим целям и свое провиденциальное предназначение. В первый же год самостоятельного правления Ивана Грозного(1547) в Москве был созван духовный Собор, на котором было канонизировано 22«новых чудотворца», а через два года, в 1549 – еще 17. Таким образом, в два-три годав Русской Православной Церкви канонизируется столько святых, сколько не было канонизировано за все предыдущие пять веков, прошедших со времени ее основания.

Идея мученичества, жертвы стала в последствие одним из краеугольных камней в идео-логии не только российского, но и советского государства.

Такая же идея, к примеру, сегодня имеет место быть в умах американцев. События«11 сентября», гибель американских солдат в Афганистане и Ираке и т.д. – все это, с ихточки зрения, свидетельствует о тех жертвах, которые приносит Америка во имя мираи процветания всего человечества.

4. Мессианская мифологема требовала идеи особого «божественного покровительства». В российском самосознании такая идея была запечатлена и зафиксирована в народной вере особого покровительства «русского Христа», Богоматери и заступничестве русских святых. В этом же ключе складывался миф обапостоле Андрее. В отличие от других учеников Христа апостол Андрей воспринимался как более «национальный» для России, поскольку согласно «Повести временных лет» он предсказал великое будущее Руси и поставил в знак ее будущего величия крест на Киевских горах. Он был как бы «русским вариантом» апостола Петра, «русским Петром», крестившим Русь в I в. н.э. Недаром, самой главной дореволюционной наградой стал учрежденный Петром Великиморден «Андрея Первозванного».

Российский мессианизм, претерпевая в своей истории существенные трансформации и облекаясь в различные идеологические формообразования, придавал своеобразные, специфические черты ментальным структурам «московита», россиянина и советского человека. До Петра Великого Россия жила и одухотворялась идеей «СвятойРуси», послепетровская Россия – идеей «Великой России». В советское время в идеологии страны также доминировала идея великого государства – Союза Советских Социалистических Республик. Включение их в идеологическую канву государственнойполитики служило мощным средством социальной терапии в российском обществемногие столетия, и наоборот, игнорирование этих доминант в идеологии служило существенным фактором для дестабилизации, распаду моральной и духовной традиции, дезориентации и разобщенности членов общества, о чем свидетельствует последнеедесятилетие российской истории. Поэтому сейчас все больше ощущается потребностьи особенно актуально решение вопроса национальной идеи, которая опиралась бы натрадиционные исторические ценности и духовные ориентиры российского народаи послужила бы основой в выработке государственной политики.

22. Демократизация - один из основополагающих принципов бесконфликтного функционирования общества.Демократизация общественной жизни и государственных институтов заключается в выборности различных органов государственной власти, использовании разнообразных средств массовой информации и коммуникации для выработки гражданами своего отношения к этим органам и активного влияния на их деятельность, легитимности протеста против нарушения демократических прав и свобод, развитии многопартийности.

Основными направлениями Демократизации являются:

- широкое участие граждан в управлении делами общества и государства путем создания условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развития самоуправления общества;

- постоянное укрепление законности и правопорядка, правовой основы государственной и общественной жизни;

- регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел;

- свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества;

- совершенствование избирательной системы.

Демократизация охватывает различные сферы общественной и государственной жизни, связана с преобразованием общества как в целом, так и его отдельных составляющих (например, Демократизация на производстве).

Демократизация ведет к минимизации конфликтности в обществе.

Эффективная политика управления политическими конфликтами предполагает использование социальных технологий демократического урегулирования конфликтов. Они основаны на научно и практически выверенной реалистической оценке возможностей позитивного влияния на складывающиеся в политической сфере конфликтные ситуации и противоборство путем таких воздействий, которые обеспечивают конструктивное и взаимовыгодное разрешение возникающих противоречий совместными партнерскими усилиями самих конфликтующих субъектов.

Международно-политической теории " гуманизация" международных отношений трактуется как неуклонный рост влияния на эту сферу норм морали и нравственности, как ее " очеловечивание", направленное на признание самоценности человека, как все более полное обеспечение его прав и свобод. В ПРООН (Программе развития ООН) гуманитарное развитие определяется как процесс, в ходе которого каждому представителю данного населения на протяжении его жизни может предлагаться широкий набор альтернатив[1]. В то же время и в академической среде, и в политических кругах проблема гуманизации международных отношений является предметом разногласий и острых дискуссий. В самом деле, с одной стороны, усиливается влияние точки зрения о доминировании в сфере международных отношений эгоистических национальных интересов, геополитических императивов и силовых (не только в военном, но и в экономическом, и социо-культурном отношениях) аргументов, не оставляющих места для морали и заботы об отдельном человеке[2]. С другой стороны, утверждается, что гуманизация международных отношений - отнюдь не только благое пожелание питающих иллюзии наивных людей и что при всех недостатках международных организаций и международного права, они все же выполняют функции защиты конкретного индивида, способствуют соблюдению морали в данной сфере[3].

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, Обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

Понятие «международно-политический конфликт» может быть применено не только к конфликту между государствами, но и к конфликту между любыми социальными общностями, взаимодействующими в системе властных отношений на мировой арене.

Причинами международных конфликтов ученые называют:

» конкуренцию государств;

» несовпадение национальных интересов;

» территориальные притязания;

» социальную несправедливость в глобальном масштабе;

» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

» негативное восприятие сторонами друг друга;

» личную несовместимость руководителей и пр.

23. В российском обществознании категория «политический процесс» рассматривается в двух смыслах. В первом она отождествляется с термином «политика» и противопоставляется какой-либо другой сфере общественной жизни (например, экономической или социальной). В таком случае специфика политической сферы связывается с деятельностью властных структур, преследующих не официально провозглашенные, а реально существующие цели.

Институциональной формой горизонтально организованного политического процесса является «трипартизм» – постоянное, юридически оформленное взаимодействие правительства, предпринимателей и профсоюзов.

Международной организацией считается постоянное объединение, которое создается на основе соглашения международного характера. Целью объединения является содействие решению тех проблем, которые оговариваются в соглашении. Международные организации бывают межгосударственного характера - действующие на уровне правительств государств, и неправительственного характера. Также различают международные организации всемирного и регионального характера.

Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

-по характеру членства: а) межправительственные; б) неправительственные;

-по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

-по компетенции:

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

-по характеру полномочий:

а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

-по критерию способа создания:

а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений. ений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

 

24. Организа́ ция Объединённых На́ ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства[2]. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001), премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 году Нобелевскую премию мира получили миротворческие силы ООН.

Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Совершенствование деятельности Совета Безопасности, занимающее центральное место в процессе повышения эффективности ООН, должно основываться в первую очередь на пересмотре методов и процедуры его работы. Повышение транспарентности, организация постоянного взаимодействия с заинтересованными странами, безупречное правовое обеспечение являются залогом действенности этого органа. Важнейшим элементом повышения роли Совета Безопасности является неукоснительное соблюдение всеми участниками международного общения положений Устава ООН, касающихся места и значения Совета в поддержании международного мира и безопасности. Повышение эффективности ООН в области развития и кодификации международного права лежит в плоскости совершенствования процедуры разработки новых норм. Главную ответственность за этот процесс должны нести соответствующие органы ООН, непосредственно занимающиеся нормотворческой деятельностью.

 

Политическая деятельность отдельных региональных политических организаций. НАТО в современном мире, проблема ее расширения и его влияние на безопасность в Европе и в мире. Европа на пути от противостояния военно-политических блоков к созданию эффективных организационных структур, обеспечивающих международную безопасность.

Организа́ ция Североатланти́ ческого догово́ ра, НА́ ТО, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Страны-члены – 28: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция, Греция, Турция, Германия, Испания, Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Албания, Хорватия.

В 1954 Советский Союз предложил присоединиться к НАТО. Предложение было отклонено. В результате, в противовес НАТО по инициативе СССР был подписан Варшавский Договор. Позднее СССР повторил предложение о присоединении к НАТО в 1983 г., после 1991 г. Россия также неоднократно выступала с подобным предложением.

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

Существует достаточно оснований для того, чтобы оценивать расширение альянса, как реальную угрозу и с военно-стратегической, и с политической, и с культурно- цивилизационной точек зрения. Новый виток враждебности к России даже в се нынешнем, " демократическом" виде ясно подтверждает, что борьба с коммунизмом и разрушение Советского Союза имели для Запада не идеологическое, а сугубо геополитическое значение. Целью этой борьбы всегда было ослабление, а потом и разрушение именно России.

Однако есть и новые причины для расширения НАТО. Они связаны с глобальной проблемой XXI века - проблемой выживания человеческой цивилизации. Стремительный рост энерго- иресурсоемкости экономики ведет к тому, что качество жизни той или иной страны будет определяться прежде всего доступом к природным ресурсам. Особенно остро эта проблема проявляется в развитых странах с высоким жизненным уровнем.
С этой точки зрения территория Российской Федерации представляет для Запада особый интерес, поскольку там находится 60-70% разведанных мировых запасов сырья.

В 1994 году президент США Б.Клинтон подписал документ, в котором заявляется о готовности применить силу для получения доступа к сырью: " США весьма заинтересованы в беспрепятственном доступе к сырью за рубежом... Когда на карту могут быть поставлены жизненные интересы нации, применение нами силы будет решительным и, если это необходимо, односторонним".

Расширение НАТО является для прежде всего средством сохранить военное присутствие США в Европе и тем самым сохранить американское влияние на регион, который стремится стать самостоятельным центром мировой политики. Военная опасность со стороны НАТО зачастую воспринимается в России исходя из опыта вторжения Германии в СССР в июне 1941 года: сначала заблаговременное сосредоточение крупных масс войск и техники вблизи границ, а затем переход границ сухопутными войсками.

В современной войне решающее значение для достижения успеха имеют не мотострелковые и танковые части, а средства воздушно-космического нападения. Об этом убедительно свидетельствует война против Ирака и операция НА ТО в Югославии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3909; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь