Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 1: «Специфика философского знания»Стр 1 из 10Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА» Институт водного транспорта И.Б.Братникова Учебное пособие по дисциплине: «Философия» для всех специальностей заочной формы обучения Новороссийск УДК 1 (077) ББК Ю Ор 3-34
Рецензент: кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета Т.В. Веселая Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова в качестве учебно-методического пособия
И.Б. Братникова Учебно-методическое пособие: «Философия» для курсантов всех специальностей очной формы обучения.- Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2016. - с.72
Представлены программа курса, планы семинарских занятий, конспекты лекций, тестовые задания по контролю знаний и глоссарий. Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов специальности: 180402 - «Судовождение», специальности: 180403 - «Эксплуатация судовых энергетических установок» и специальности: 190701 - Организация перевозок и управление на транспорте» очной формы обучения. Библ.: 25 назв.
УДК 1 (077) ББК Ю Ор 3-34 И.Б.Братникова, 2010 МГА имени адм.Ф.Ф.Ушакова, 2010 КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Тема № 1: «Специфика философского знания» Мировоззрение – это система взглядов, идей, ценностей о мире и человеке. Мировоззрение присуще каждому человеку и обществу. Можно выделить следующие уровни мировоззрения: обыденное, эмпирическое и теоретическое. Обыденное мировоззрение связано со здравым смыслом и повседневной жизнью человека. Эмпирическое мировоззрение основано на опытных данных, поэтому в таком мировоззрении часто обнаруживаются внешние, несущественные стороны изучаемого предмета. Теоретическое мировоззрение основано на рацио, деятельности мышления и раскрывает сущностные и закономерные связи изучаемых предметов, фиксируемых в форме закона. На разных этапах развития человека способами постижения мира выступают мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В истории развития общества сложились основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, право и др. Первоначально знание человека о мире было синкретичным, т.е., единым, нерасчлененным знанием. Поэтому на ранних этапах развития философия выступает в форме эзотерического знания - закрытого знания, для посвященных, со временем став экзотерическим знанием - внешним знанием, для профанов. В европейской культуре философия возникает как движение от Мифа - образно символического восприятия мира к Логосу, как системно-рациональному знанию. На Востоке философия возникает и развивается как мудрость, сохраняя религиозно-мифологическую форму. В русской традиции философия всегда считалась любомудрием, поэтому оригинальная философия развивается на основе православия. Можно выделить основные социокультурные типы философии: - западную, связанную с поиском абсолютной истины; - восточную, связанную с поиском смысла вечности и слияния с нею; - русскую, ориентированную на поиск абсолютного добра. Кроме того, различают также национальные типы философии: греческую, немецкую, арабскую и т.д. Существует классификация европейской философии на основе хронологии: античная, средневековая, философия 20 в. и т.п. В зависимости от типов культуры выделяют такие типы и стили философии, как классическая, неклассическая и постнеклассическая. На основе предмета философии и её проблематики выделяют: онтологическую, гносеологическую, антропологическую и другие философские системы. Философия, утверждает К.Ясперс, возникает в «осевое время» - 8-2 вв. до н.э. в древнем Китае, Индии, на островах Эгейского моря и связана с постановкой мировоззренческих вопросов. Этимология слова «философия» означает любовь к мудрости. Впервые Пифагор употребил этот термин в 5 в. до н.э., а как системное знание философию развивают Платон и Аристотель. На ранних этапах своего развития философская картина мира созвучна мифологической, религиозной и несет в себе черты предшествующих картин мира. Мифология – это древнейшая форма общественного знания, обладающая следующими особенностями: - присутствует у всех народов в архаический период; - обращена к проблеме возникновения космоса, богов (космогония), того, как из Хаоса возникает Логос; - основана на образном восприятии мира, единстве природы и общества, в ней отсутствует дихотомия: субъект – объект; - связана с эмоционально-чувственным отношением к миру; - исходит из единства времени: прошлого, настоящего и будущего и его циклического восприятия; - выступает определённой системой ценностей: закрытой, неизменяемой и воспроизводимой в ритуале; - не является примитивным отношением к миру, а дологическим, преимущественно правополушарным мышлением; - сохраняется в культуре XXI в. в националистических идеологиях, проявлениях массовой культуры и т.п. Специфика религиозной картины мира состоит в том, что в ней содержится: - система богов, бога или сверхъестественных сил; - принципиальное удвоение мира на земной и небесный, в котором земной мир определяется небесным; - вера как некритическое принятие определённых ценностей и культ – система сложившихся ритуалов; - догматизм (только так и никак иначе) и фанатизм (слепое отстаивание своей веры), в отличие от критической направленности философии. В своём развитии религия движется от политеизма с чертами тотемизма, фетишизма, анимизма к монотеизму (единобожию). Близость философии, мифологии и религии позволяет рассматривать философию как особого рода гуманитарное знание: - предметом такого знания является человек и мир духовной культуры общества; - это знание требует понимания, поэтому в XX в. появляется особая философская наука - герменевтика как философия понимания другого смысла, иной культуры; - такое знание всегда диалогично, т.к. обращено к индивидуальности; - это интерпретационное знание, в котором всегда присутствует автор; - это чувственно-эмоциональное отношение к миру, а не рациональное, предполагающее целостное познание мира, а не схематичное как в науке; - такое знание определяется социальными условиями, поэтому оно более идеологично, чем наука; - обращено к запредельным основам бытия, связанным с самоуглублением. Итак, философия является одной из форм общественного сознания, т. е. исторически конкретной формой рефлексии (самосознания) человечества. Именно поэтому философия выступает как мировоззрение и как особое гуманитарное знание. Как одна из форм мировоззрения, философия близка к мифологии, религии и науке при всем различии между ними. Как мировоззрение, философия содержит в себе два компонента: ценности и знания. С ценностных позиций философия близка к религии и мифологии, ибо объектом названных форм общественного сознания выступает мир человека, предполагающий его понимание и интерпретацию, образное, лично-эмоциональное воссоздание этого мира, выявление глубоких основ бытия. Акцент на знание предполагает понимание философии как теоретического мировоззрения, науки. Таким образом, с экзистенциальных позиций философия является особым гуманитарным знанием, замыкается на всю культуру и может выступать в форме религии, мифологии, литературы, живописи, музыки, а не только науки.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА» Институт водного транспорта И.Б.Братникова Учебное пособие по дисциплине: «Философия» для всех специальностей заочной формы обучения Новороссийск УДК 1 (077) ББК Ю Ор 3-34
Рецензент: кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета Т.В. Веселая Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова в качестве учебно-методического пособия
И.Б. Братникова Учебно-методическое пособие: «Философия» для курсантов всех специальностей очной формы обучения.- Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2016. - с.72
Представлены программа курса, планы семинарских занятий, конспекты лекций, тестовые задания по контролю знаний и глоссарий. Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов специальности: 180402 - «Судовождение», специальности: 180403 - «Эксплуатация судовых энергетических установок» и специальности: 190701 - Организация перевозок и управление на транспорте» очной формы обучения. Библ.: 25 назв.
УДК 1 (077) ББК Ю Ор 3-34 И.Б.Братникова, 2010 МГА имени адм.Ф.Ф.Ушакова, 2010 КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Тема № 1: «Специфика философского знания» Мировоззрение – это система взглядов, идей, ценностей о мире и человеке. Мировоззрение присуще каждому человеку и обществу. Можно выделить следующие уровни мировоззрения: обыденное, эмпирическое и теоретическое. Обыденное мировоззрение связано со здравым смыслом и повседневной жизнью человека. Эмпирическое мировоззрение основано на опытных данных, поэтому в таком мировоззрении часто обнаруживаются внешние, несущественные стороны изучаемого предмета. Теоретическое мировоззрение основано на рацио, деятельности мышления и раскрывает сущностные и закономерные связи изучаемых предметов, фиксируемых в форме закона. На разных этапах развития человека способами постижения мира выступают мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В истории развития общества сложились основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, право и др. Первоначально знание человека о мире было синкретичным, т.е., единым, нерасчлененным знанием. Поэтому на ранних этапах развития философия выступает в форме эзотерического знания - закрытого знания, для посвященных, со временем став экзотерическим знанием - внешним знанием, для профанов. В европейской культуре философия возникает как движение от Мифа - образно символического восприятия мира к Логосу, как системно-рациональному знанию. На Востоке философия возникает и развивается как мудрость, сохраняя религиозно-мифологическую форму. В русской традиции философия всегда считалась любомудрием, поэтому оригинальная философия развивается на основе православия. Можно выделить основные социокультурные типы философии: - западную, связанную с поиском абсолютной истины; - восточную, связанную с поиском смысла вечности и слияния с нею; - русскую, ориентированную на поиск абсолютного добра. Кроме того, различают также национальные типы философии: греческую, немецкую, арабскую и т.д. Существует классификация европейской философии на основе хронологии: античная, средневековая, философия 20 в. и т.п. В зависимости от типов культуры выделяют такие типы и стили философии, как классическая, неклассическая и постнеклассическая. На основе предмета философии и её проблематики выделяют: онтологическую, гносеологическую, антропологическую и другие философские системы. Философия, утверждает К.Ясперс, возникает в «осевое время» - 8-2 вв. до н.э. в древнем Китае, Индии, на островах Эгейского моря и связана с постановкой мировоззренческих вопросов. Этимология слова «философия» означает любовь к мудрости. Впервые Пифагор употребил этот термин в 5 в. до н.э., а как системное знание философию развивают Платон и Аристотель. На ранних этапах своего развития философская картина мира созвучна мифологической, религиозной и несет в себе черты предшествующих картин мира. Мифология – это древнейшая форма общественного знания, обладающая следующими особенностями: - присутствует у всех народов в архаический период; - обращена к проблеме возникновения космоса, богов (космогония), того, как из Хаоса возникает Логос; - основана на образном восприятии мира, единстве природы и общества, в ней отсутствует дихотомия: субъект – объект; - связана с эмоционально-чувственным отношением к миру; - исходит из единства времени: прошлого, настоящего и будущего и его циклического восприятия; - выступает определённой системой ценностей: закрытой, неизменяемой и воспроизводимой в ритуале; - не является примитивным отношением к миру, а дологическим, преимущественно правополушарным мышлением; - сохраняется в культуре XXI в. в националистических идеологиях, проявлениях массовой культуры и т.п. Специфика религиозной картины мира состоит в том, что в ней содержится: - система богов, бога или сверхъестественных сил; - принципиальное удвоение мира на земной и небесный, в котором земной мир определяется небесным; - вера как некритическое принятие определённых ценностей и культ – система сложившихся ритуалов; - догматизм (только так и никак иначе) и фанатизм (слепое отстаивание своей веры), в отличие от критической направленности философии. В своём развитии религия движется от политеизма с чертами тотемизма, фетишизма, анимизма к монотеизму (единобожию). Близость философии, мифологии и религии позволяет рассматривать философию как особого рода гуманитарное знание: - предметом такого знания является человек и мир духовной культуры общества; - это знание требует понимания, поэтому в XX в. появляется особая философская наука - герменевтика как философия понимания другого смысла, иной культуры; - такое знание всегда диалогично, т.к. обращено к индивидуальности; - это интерпретационное знание, в котором всегда присутствует автор; - это чувственно-эмоциональное отношение к миру, а не рациональное, предполагающее целостное познание мира, а не схематичное как в науке; - такое знание определяется социальными условиями, поэтому оно более идеологично, чем наука; - обращено к запредельным основам бытия, связанным с самоуглублением. Итак, философия является одной из форм общественного сознания, т. е. исторически конкретной формой рефлексии (самосознания) человечества. Именно поэтому философия выступает как мировоззрение и как особое гуманитарное знание. Как одна из форм мировоззрения, философия близка к мифологии, религии и науке при всем различии между ними. Как мировоззрение, философия содержит в себе два компонента: ценности и знания. С ценностных позиций философия близка к религии и мифологии, ибо объектом названных форм общественного сознания выступает мир человека, предполагающий его понимание и интерпретацию, образное, лично-эмоциональное воссоздание этого мира, выявление глубоких основ бытия. Акцент на знание предполагает понимание философии как теоретического мировоззрения, науки. Таким образом, с экзистенциальных позиций философия является особым гуманитарным знанием, замыкается на всю культуру и может выступать в форме религии, мифологии, литературы, живописи, музыки, а не только науки.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы