Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 8: «Русская философия конца XIX - начала XX вв.»
Русская философия конца XIX - начала XX вв. развивается в русле религиозного христианского мировоззрения. В значительной степени такая тенденция развития была связана с тем, что самобытная русская философия возникает в середине XIX в., когда на Западе уже существовала длительная философская традиция. Отечественная философия выступает как неохристианская философия в пределах богословской проблематики. Последовательное развитие философско-религиозной традиции определило такие ее специфические черты как онтологизм, соборность, зависимость гносеологии от онтологии, учение о космической роли Богочеловечества. Оригинальная русская философия возникает в первой трети XIX в., когда российская государственность уже имела тысячелетнюю историю. Это определило характер и особенности русской философии: на нее оказывала значительное влияние европейская философия, и она должна была осознать свои собственные задачи. В значительной степени своеобразие русской философии было связано с православием, как учением и как социальным институтом. Некоторые исследователи (С.С. Хоружий) полагают, что философский процесс в России - это встреча православия и философии. Программные идеи отечественной философии были сформулированы славянофилами А. Хомяковым и И. Киреевским, которые выводили философию из самой жизни и опыта церкви. Было сформулировано учение о живом знании, создающим целостную, а не расчлененную картину мира и учение о внутреннем человеке. В середине XIX в. возникает философия русского космизма как новая система ценностей в отличие от восточного космизма, где активность человека направлена вовнутрь и западного, в котором активность человека направлена вовне. Русский космизм – это синтез западного и восточного векторов активности, идея соединения творческой энергии человека с божественной энергией космоса. Философия космизма выступает в трех формах: естественно-научный космизм (Вернадский, Циолковский); религиозный космизм (Булгаков, Флоренский и др.) и художественный (Рерихи, Скрябин и др.) Родоначальником философии русского космизма является В. Соловьёв, обосновавший философию Всеединства как принципа гармонического устройства бытия. Мир находится в состоянии хаоса, разлада и упадка и его необходимо вернуть к состоянию первоначальной гармонии. Распасться миру не даёт София – Красота, Женственность, Мудрость. Космическая задача человечества состоит в возвращении падшего бытия в состояние первоначального Всеединства. На этом пути человечество, преобразуя мир, изменяется само, становясь Богочеловечеством. Большой интерес в философии русского космизма представляет философия " Общего дела" Н.Ф. Федорова, в которой обосновывается: - необходимость нового этапа эволюции, ведущего к одухотворению природы; - необходимость сознательного управления эволюцией; - изменение в процессе регуляции самого человека; - гармонизацию человека в ходе эволюции и преодоление смерти; - " имманентное воскрешение всех умерших" как возвращение к жизни и преобразование всех ушедших поколений; - объединения в общем деле всех людей: верующих и неверующих. Тему направленности эволюционного процесса продолжал В.И. Вернадский в своем учении о ноосфере, т.е., сфере разума. По мысли В. Вернадского, переход из геосферы в биосферу и возникновение жизни - это космическое явление и абиогенез (стадия эволюционного процесса, связанная с неповторимыми и невоспроизводимыми земными условиями). Принципом живого вещества, создавшего биосферу, является питание энергией Солнца. Отныне все процессы развития стали иными и на Земле утвердился новый принцип развития планетарного вещества. На этапе биосферы возникает человек и его интеллект, который становится геологическим фактором, т.к. вносит катастрофические изменения в процесс эволюции. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в ноосферу. Это означает, что характер эволюционного процесса кардинально изменился. Если раньше эволюция биосферы осуществлялась путем самоорганизации, то теперь эволюцией биосферы будет управлять человеческий разум. Через 20 лет близкие В. Вернадскому идеи высказал французский теолог и ученый Тейяр де Шарден в " Феномене человека". По Шардену, переход биосферы в ноосферу приводит к возникновению финальной ситуации - Сверхжизни: полном окончании всех эволюционных процессов, окончательном слиянии в единое целое природы и Бога. В своеобразной космической философии К.Э. Циолковского космос рассматривается как воплощение высшей божественной реальности. Циолковский утверждает монизм Вселенной, для которого весь Космос – это сложный бесконечный организм, все непрерывно, едино в живой Вселенной; во Вселенной господствовал и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Человек - это не окончательный венец творения в ходе эволюции изменится, преобразуется человеческое тело и достигнет бессмертия. К. Циолковский описывает будущую модель автотрофного (самопитающегося существа). Такое существо рождается как земная тварь, потом преобразуется, теряет большинство органов и покрывается непроницаемой оболочкой, становясь бессмертным. Таким образом, в философии русского космизма в начале XX в. утверждаются всечеловеческие нравственные ценности: всеобщая ответственность всех за всех: ответственность каждого за мир и за всех людей и стремление каждого к спасению всех. Внимание в русской философии к проблеме человека стало основанием для возникновения экзистенциальной философии Н. Бердяева и Л. Шестова. Н.А Бердяев исследует проблему кризисного состояния личности и утраты смысла жизни. Современный европеец, считал мыслитель, находится в кризисном состоянии, живет в состоянии страха. Смысл жизни может быть только индивидуальным, а не всеобщим и может быть восстановлен как религиозный, так как он связан с источником мирового зла в истории. Обосновывая теодицею – оправдание Бога, Бердяев одновременно утверждает антроподицею, как оправдание человека творчеством. Только в творчестве человек становится свободным и освобожденным от демонизма и зла. Л. Шестов в алогизме почвы человеческого существования, в безумии видел единственно возможный путь к Богу. Л.И.Шестов в работах «Достоевский и Ницше», «Добро в учениях Толстого и Ницше» выступал против добра, которое не спасает, не помогает, а добивает человека и требует признания абсурдности существования человека в мире. В жизни фатальна случайность, неискореним трагизм человеческого существования, зло следует принимать как неизбежное. Спасение возникает на дне отчаяния, когда человеку протягивает руку Бог. Выбор Бога – безосновная личная встреча человека с Богом. Феноменологический этап освоения православия философией, на котором исследуется православие как целостное явление, представлен творчеством Л. Карсавина и П.Флоренского. На этом этапе Карсавиным развивается феноменология догмата, вводится принцип Триединства как динамического аспекта бытия и обосновывается концепция симфонической личности. П. Флоренский развивает идеи философского символизма, главную задачу культуры видя в ее воцерковлении. На первый план в философии о. П. Флоренского выдвигается практическая область религиозного содержания - Церковь и культ. Флоренский стремился к построению целостной картины мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия. По мнению о. П. Флоренского, бытие имеет два взаимосвязанных модуса: обращенность внутрь и энергетическое проявление вовне. Носителями энергия бытия выступают слова и имена. Слова и имена - это символы бытия, само бытие в его открытости человеку. Флоренский соединяет мифологию имени с философией именования как целостной культурной деятельностью и создает оригинальную эстетику сотворчества: стихии организуют мир, ибо в слове мир осмысляется. Человек проговаривает имя, и мир из хаоса приводится в состояние совершенства. Бытие откликается на имя. Творчество имен - это творчество жизни. Вся Вселенная пронизана динамикой имен, как свидетельства мощи сакральных энергий. Проблему антроподицеи Флоренский рассматривает как соотнесение божьего замысла о человеке, его несовершенства и греховности. Необходимо, считает Флоренский, расчистить путь к Христу для неверующей русской интеллигенции, ибо Христос ничего не обещает в этой жизни, кроме будущей жизни, а Антихрист обещает. Для Флоренского основной закон мира - это закон возрастанияэнтропии - Хаоса, которому противостоит Логос. Средневековая культура, укорененная в культе, борется с человекобожнической культурой Возрождения, несущей в себе хаос. Как церковный мыслитель, задачу философии Флоренский видит в воцерковлении культуры и оправдании творчества как воздвижение символического христианского храма. храма. В этом смысле, Троица и Боговоплощение оказываются двумя принципами русской культуры, а икона, собор, песнопения - первообразами русской культуры Русская философия конца XIX - начала XX вв. была религиозно - философским Ренессансом в культуре «Серебряного века».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы