Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 7: «Западная философия XIX века»
В философии XIX века основополагающие идеи немецкой классической философии подверглись критике в первую очередь со стороны К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистические идеи Фейербаха были развиты Марксом и Энгельсом в 40-е годы XIX в. в Германии. С 1844 по 1848 гг. марксизм оформляется как ранний гуманизм, в котором исследуется проблема отчуждения труда, т.е., такого состояния, когда труд становится внешней силой, господствующей над человеком. Маркс выделяет четыре формы отчуждения труда: отчуждение от предметов труда; отчуждение от процесса труда; отчуждение от людей в процессе труда; отчуждение от окружающей среды. В конце 40-х гг. XIX в. Марксом и Энгельсом были написаны две работы: «Святое семейство» и «Немецкая идеология», в которых была разработана концепция материалистического понимания истории. Сущность материалистического понимания истории состоит в следующем: 1. Фундаментом истории и общества является экономика, т.к. в общественном производстве своей жизни люди вступают в независящие от их воли производственные отношения, соответствующие определённому уровню развития производственных сил. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру, базис, на котором возвышается политическая, юридическая, экономическая и духовная надстройки. 2. Общество на определенном этапе развития рассматривается как общественно – экономическая формация, имеющая следующую структуру: фундаментом общественной системы является экономическая система, определяющая социальную и политическую системы и опосредованно духовную систему. Графически это может быть представлено следующим образом.
Мифология, религия, Общественное сознание философия
Государство, партии, церковь
Общественное Касты, сословия, классы, нации
бытие Азиат., антич., феод., бурж., ком. способы производства
Экономические, социальные и политические отношения, складывающиеся независимо от индивидуального сознания, назывались Марксом «общественное бытие». А формы осознания обществом самого себя на разных исторических этапах характеризуются как формы общественного сознания. Маркс вывел три закономерности соотношений между общественным бытием и общественным сознанием: а) общественное бытие определяет общественное сознание; б) общественное сознание обладает относительной самостоятельностью; в) общественное сознание может оказывать обратное активное воздействие на общественное бытие. 1. Всемирная история анализировалась Марксом как прогрессивная смена следующих способов производства: азиатского, античного, феодального, буржуазного и будущего коммунистического. 2. Одновременно К.Маркс выделял три этапа всемирной истории, основанные на трех типах социальности. Первый этап – это отношения личной зависимости, существующие в условиях архаического общества, азиатского, античного и феодального способов производства. В таких обществах человек лично не свободен (раб, крепостной крестьянин) и поглощен социумом. Второй этап- это отношения вещной зависимости, возникающие в условиях буржуазного способа производства. В таком обществе человек лично свободен, но отношения между людьми складываются как отношения товаропроизводителей. Третий этап – это отношения свободных универсальностей, возникающие в условиях универсально развитой экономики и универсального развития человека. 3. Механизмом развития истории, по Марксу, является борьба антагонистических классов. Одна общественная формация сменяет другую в результате революции. Коммунизм – это бесклассовое общество с общественной собственностью на средства производства, которое появится одновременно в развитых капиталистических странах. Отличное от позиций марксизма понимание философии развивали в XIX в. первые позитивисты О. Конт и Г. Спенсер. Они провозглашали решительный разрыв с философской метафизической традицией, считая, что наука не нуждается ни в какой философии. Сама философия сводит к общим выводам из естественных и общественных наук, ибо не может претендовать на раскрытие причин и сущностей. Как и просветители XVIII в., позитивисты были убеждены в бесконечном развитии науки и ненужности предельных философских вопросов знания. О. Конт в работе «Система позитивной политики» рассматривал развитие истории по аналогии с развитием человеческого разума: 1. Детство – это теологический период, на котором человек объясняет мир посредством системы божеств. В политике господствуют военно-монархические порядки, властвующую роль играют священнослужители, основным элементом общества является семья. 2. Юность – это метафизический период, на котором воображение заменяется разумом и мир объясняется абстракциями. В политической сфере – это этап укрепления государства, подъем средних классов. 3. Зрелость – это позитивный (научный) период, на котором обществом управляют позитивисты – философы от имени банкиров, это научно-промышленный этап, т.к. в центре общества находится предприятие, управляемое технократами. На этом этапе создается социология, состоящая из социальной статики и динамики. Прогресс характеризовался О.Контом как чередование органических и критических эпох. Органические эпохи – это эпохи, в которых существует социальное равновесие между классами. Критические эпохи – это времена нарушения порядка (Французская революция, войны). В работах: «Принципы биологии», «Принципы моральности» Г.Спенсер рассматривал философию как унифицированное знание. Общество – это организм, стремящийся к равновесию, поэтому борьба классов – это болезнь организма. Прогресс – это плавное восходящее развитие, в котором происходит усложнение структуры и функций организма. В истории действует многолинейная эволюция и воинствующие общества с жесткой детерминацией заменяются индустриальным обществом с меньшей централизацией. В отличие от марксизма и позитивизма в философии XIX в. возникали иррационалистические тенденции в воззрениях С. Кьеркегора, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Эти философы не верили в прогресс, разум и гуманизм и критиковали безграничную веру в науку. С.Кьеркегор создал экзистенциальную философию в работе «Или-или». Этот религиозный мыслитель считал, что внутреннее состояние человека не может быть выражено в понятиях, а дано человеку в переживании самой жизни. Со своей сущностью человек может встретиться только в критические моменты своей жизни. Каждый человек проходит три стадии своего развития: 1. Непосредственная жизнь, в которой человек живет чувственными удовольствиями. На этом этапе возможен переход на второй период, путь к которому лежит через отчаяние. 2. Этический этап, когда человек выбирает не наслаждение, а чувство долга. 3. Религиозный этап, на котором человек вступает в общение с личным божеством. А.Шопенгауэр работе «Мир как воля и представление» выдвигал понятие «Мировая воля». Воля всегда «голодна», она абсурдна, нелепа, формами её реализации является всемирное тяготение, магнетизм, инстинкты животных, воля жизни. Наш мир - наихудший из миров, поэтому люди должны направлять свою энергию против Мировой воли, которая делает человека не свободным, а посредственным и заставляет жить между полярными состояниями печали или скуки. Только художник в своём искусстве, растворяясь в творчестве, становится свободным. В XIX в. в творчестве Бергсона, Дильтея, Зиммеля возникает новый тип философии - философия жизни. Жизнь рассматривается как поток наших переживаний, чувств, некий порыв, непрерывное творческое становление, постигаемое только интуицией. В работах «Воля к власти», «Антихрист», «Переоценка ценностей» Ф. Ницше развивает философию жизни, воли к власти. Философия Ницше - это неклассический тип философии, представленный в символической форме притчи, иносказания. Центральным понятием его философии становится понятие «Жизнь». Жизнь – это специфическая воля к аккумуляции силы. Жизнь находится по ту сторону добра и зла, это есть вечное повторение трагических начал, жизнь – это вечное становление. В мире отсутствует прогресс, человек как вид не прогрессирует, а интеллект разрушает волю к власти, потому что волю к жизни заменяет рассуждениями о ней. Христианство – это рабская мораль, делающая человека стадным существом. Поэтому Ницше требует переоценки традиционных христианских ценностей и обосновывает идеал сверхчеловека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы