Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Звуки речи, их классификация



Звук – это результат колебаний какого-либо тела в такой среде, которая может передавать эти колебания до органа слуха. Акустика характеризует звук следующими параметрами: 1) высота, 2) сила, 3) тембр, 4) долгота. Каждая зона частот звука, усиленная резонаторами, называется формантой. Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука.

Существует две классификации звуков: классификация со стороны говорящего – артикуляторная классификация, и характеристика по объективно выявляемым с помощью прибора акустическим параметрам – формантам, шумам и т.д. – акустическая классификация. Однако эти типы классификации являются различными типами, поэтому более популярна универсальная дихотомическая классификация. В основе этой классификации лежат 12 дифференциальных, т.е. различительных признака. Вся классификация получила название дихотомическая, поскольку на каждом этапе анализа происходит разбиение групп звуков надвое. Признаки этой классификации:

1) гласный – негласный (акустическая характеристика: наличие - отсутствие четко выраженной формантной структуры; артикуляторная характеристика: колебания голосовых связок при свободном проходе воздуха через голосовой тракт);

2) согласный – несогласный (акустическая характеристика: низкий – высокий уровень энергии; артикуляционная характеристика: наличие – отсутствие преграды в органах речи);

3) компактный – диффузный;

4) напряженный – ненапряженный;

5) звонкий – глухой;

6) носовой – ротовой (или назализованный – неназализованный);

7) прерванный – непрерванный;

8) резкий – нерезкий;

9) глоттализованный – неглоттализованный;

10) низкий – высокий;

11) бемольный – простой (например, русские согласные перед огубленными гласными: тут, нос, в отличие от там, нас;

12) диезный – простой ( например, русский согласный ть в отличие от т).

 

8.2. Фонетическое членение речи. Непредельные (недискретные) фонетические единицы

Речь – звуковой поток или цепь звучаний. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это фразы, такты, слоги и звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов, фраз.

Фонетическое словосочетание или фраза – это последовательность фонетических слов, ограниченная паузами, внутрь которой не может быть вставлено другой такой же последовательности. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь. Объединяется фраза интонацией. Интонация состоит из: а) повышений или понижений голоса; это мелодика речи; б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что придает фразе ритм; в) из скорости или медленности протекания речи во времени, что образует темп речи; г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления придыхания, что образует интенсивность речи; д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз; е) из общего тембра высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть мрачным, веселым, игривым и т.д.

Фраза распадается на такты. Такт – этот часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди или сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклизой, а само примкнувшее безударное слово – проклитикой (напр., на дому, без шляпы, три года, где безударные на, без, три – проклитики). Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее слово – энклитикой (напр., кто это, на дом, видел ли, где это, дом, ли – энклитики).

Такты распадаются на слоги. Слог – одна из самых сложных фонетических единиц. Слоги – минимальные единицы, нам которые говорящий человек может разделить свою речь паузами. Слоги – единственное деление речи, связанное с самой организацией дыхания в процессе речи. Слог состоит из какого-либо звука, допускающего максимум голосовой энергии и называемого слогообразующим, и других звуков, составляющих минимум энергии. Слогообразующими выступают как правило гласные и сонанты ([р], [л], [н], [j]). В фонетической форме слога и слогоотделения отражается смысловое членение речи на приставки, корни, суффиксы – в пределах слова, на служебные и самостоятельные слова – в пределах сочетания слов, на разные группы сочетаний слов – в пределах полного высказывания.

Слоги разделяются на звуки. Поэтому звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии или одной рекурсии (экскурсия – это приступ звука, когда органы речи «выходят на работу», рекурсия – отступ звука, когда органы возвращаются в нерабочее состояние).

Кроме перечисленных выше единиц к недискретным фонетическим единицам относится высказывание. Высказывание – это последовательность фраз, ограниченная паузами, внутрь которой не может быть вставлено такой же последовательности. Если фраза – это фонетическая форма словосочетания, то высказывание – фонетическая форма предложения (фонетическое предложение).

Фонетическое содержание слога – сила, тон, интонация, длительность и т.д. Повышение акустической мощности слога относительно других слогов в данной последовательности слогов называется силовым или динамическим ударением.

Немаловажную роль играет высота звучания слога, или его тон. Тоны используются в языках мира по-разному. В языках дальнего Востока и Юго-Восточной Азии – китайском, вьетнамском, бирманском и др. – каждый слог характеризуется определенным тоном. Такие языки называются языки с этимологическими тонами. Функция тонов в этих языках следующая. Слоги и слова одинаковые по фонемному составу, но различные по тону, имеют совершенно различное значение (напр., в китайском – FU – мужчина, богатство, префектура, богатый). В этой функции китайские тоны схожи с динамическим ударением русского и других индоевропейских языков, ср. русск. мукá - мỳ ка. Далее, при одном фонемном составе и общем вещественном лексическом значении тон служит средством разграничения грамматических категорий, напр. глагол – существительное. Существуют также такие языки, в которых тон является в подлинном смысле средством выделения слога: таковы, например, японский, корейский, шведский. В этих языках имеется тоновое или музыкальное ударение. В таких языках, как русский, английский, польский, тон слога может меняться по усмотрению говорящего, следовательно, не может служить этимологическим тоном или средством музыкального ударения. Но в этих европейских языках тон может быть средством эмоционального ударения.

8.3. Фонетические процессы

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, гаплологии и др.

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодация (напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат – мят, мол – мел, лук – люк), или наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация (напр., гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове дом артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове брату «т» произносится с огублением перед «у»).

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными). Может быть полной – когда два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми, и неполной. Напр, сбить [з’б’ит’] – неполная ассимиляция, озвончение глухой согласной; сшить [шшыт’] – полная ассимиляция, изменение зубной согласной с в небную ш.

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа (одинаковыми или подобными – гласными или согласными) и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звука. Напр., произнесение слова доктор как дохтор, кто как хто (т.е. изменение взрывного к в фрикативное х перед взрывным т).

Гаплология – когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например знаменосец (вместо знаменоносец), трагикомедия (вместо трагикокомедия).

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения – возникновение протез в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.

Протез (надставка) – когда к началу слова добавляется согласные или гласные (вострый вместо острый, ишла в южнорусских диалектах вместо шла).

Редукция – ослабление и изменение звучания безударных слогов (вода – в первом предударном слоге уже не [о], а звук, акустически более похожий на [а].

 

9. Общие вопросы лексикологии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3002; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь