Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Орленок, орленок, взлети выше солнца



И степи с высот огляди,

Навеки умолкли веселые хлопцы,

В живых я остался один (Я.Шведов " Орленок" ).

Первая часть этого четверостишья " веселая", вторая ― " печальная". Иллюстрацией такого же рода текстов может служить стихотворение А.К.Толстого:

Рассевается, расступается

Грусть под думами могучими,

В душу темную пробивается

Словно солнышко между тучами!

Ой ли, молодец? Не расступится,

Не рассеется ночь осенняя,

Скоро сведаешь, чем искупится

Непоказанный миг веселия

Прикачнулася, привалилася

К сердцу сызнова грусть обычная,

И головушка вновь склонилася,

Бесталанная, горемычная...

Простое вычленение ключевых в эмоциональном плане компонентов стихотворения дает такой ряд: рассевается грусть ― миг веселия ― сызнова грусть обычная.

Конечно, " смысл и функция стихотворения о грусти, ― писал вслед за Выготским А.Н.Леонтьев, ― вовсе не в том, чтобы передать нам грусть автора, заразить нас ею" (Леонтьев 1972, 8). Но семантика данного текста основана на описании грусти (чередующейся с мигом веселия), и тем самым весь текст несет в себе именно это состояние. И здесь мы сошлемся на точку зрения Эйзенштейна, который, как и Л.Толстой (с ним, по-видимому, и спорили ученые), считал, что искусство есть " заражение чувствами" с помощью " внешних знаков" (Толстой 1985, 65; Жолковский, Щеглов 1996, 12).

К " печально-веселым" текстам можно отнести такие произведения Пушкина, как " Пиковая дама" (где есть воспоминание о молодости и смерть графини; денежный выигрыш и проигрыш Германна); " Дубровский" (где героя принимают за более значительное лицо и есть такие семантические компоненты как `смелость' в сценах с убийством медведя и при попытке похищения Маши, `удача' в разбое и грабежах Дубровского, а также `потеря' земли, дома, денег, невесты); и даже " Сказка о рыбаке и рыбке" (где есть `нищета', `неожиданное богатство' и снова `нищета' ― разбитое корыто).

Отдельно следует упомянуть о " Евгении Онегине". В тексте есть описание молодости: герою, в кабинете которого висит портрет Байрона (тексты последнего мы ранее отнесли к " печальным" ), осьмнадцать лет, есть и `сожаление об упущенном счастье'. " Величайшая ошибка в его жизни, ― полагает А.Д.Чегодаев, ― то, что он не принял всерьез любви Татьяны... Ему приходится тяжело за это расплачиваться. Пушкин становится прямо безжалостным, наглядно показывая, как оказалось невозможным вернуть упущенное... Роман Пушкина ― на редкость грустное (sic! ― В.Б.), глубоко трагическое произведение" (Чегодаев 1989, 132-133).

Характерно, что многие герои " печальных" текстов не только молоды, но и смелы, и сильны.

Так, схватка юноши ― героя поэмы " Мцыри" Лермонтова с лесным барсом является когнитивным эквивалентом маниакальной фазы циклоидного состояния (или МДП). Просит, чтобы " сильнее грянула буря" , лирический герой лермонтовского же " Паруса". Обладает большой силой пушкинский Балда (" Сказка о попе и его работнике Балде" ), юный царь Гвидон (" Сказка о царе Салтане" ), Руслан (" Руслан и Людмила" ); убивает медведя Дубровский.

Этот компонент " веселых" текстов почти всегда встречается в " печальных":

Но много нас еще живых, и нам

Причины нет печалиться. ...

Зажжем огни, нальем бокалы,

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы (Пушкин " Пир во время чумы" ).

`Нищета' в таких текстах соседствует с `богатством': Пехотный капитан сильно поддел меня (вкарты ― В.Б.)... и все обобрал, ― говорит в начале пьесы Хлестаков, уезжая из городка почти с 1500 рублями. (Гоголь " Ревизор" ).

 

Так и не выигравший Герман все время мечтает о деньгах:

Когда сон им овладел, ему пригрезились карты... кипы ассигнаций и груды червонцев. Он... выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман. Проснувшись... он вздохнул о потере своего фантастического богатства.(Пушкин " Пиковая дама" ).

К числу " печальных" с наличием " веселых" символов отнесем и текст романа " The English patient", по которому снят известный кинофильм. " Печальными" тут будут следующие мотивы: война и смерть; потеря денег, ранение главного героя, приведшее к ожогу его лица и к просьбе убить его. Сам жанр ― воспоминание о трагической любви к девушке и ее смерти в холодной пещере типичен именно для " печальных" текстов. " Веселыми" в нем являются такие мотивы, как любовь, перемещение в жаркую страну, проникновение в тыл врага и побег от фашистов, полет на самолете и подъем медсестры на веревках в церкви для осмотра фресок (пожалуй, самый странный и достаточно сильный по воздействию фрагмент фильма).

10.7. " ПЕЧАЛЬНО-КРАСИВЫЕ"

Исследователи давно обратили внимание на то, что в творчестве С.Есенина имеется большое количество слов, обозначающих цвета. Это позволяет увидеть в его текстах сходство с " красивыми". В то же время, в его творчестве присутствуют в конкордансе такие компоненты: `прошлое' ― `настоящее', `молодость' ― `увядание', `жизнь' ― `смерть' (Степанченко 1991, 144-161). К примеру, стихотворение Есенина

Не жалею, не зову, не плачу

Все пройдет, как с белых яблонь дым,

Увяданьем золота охваченный

Я не буду больше молодым...

мы считаем " красиво-печальным" по эмоционально-смысловой доминанте. Это подтверждается словами поэта, о том, что оно " было написано под влиянием одного из лирических отступлений в " Мертвых душах" Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: " Вот меня хвалят за те стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь" (Толстая-Есенина 1977, 401). " Несомненно, что место в " Мертвых душах", о котором говорит С.Есенин, ― комментирует К.С.Горбачевич, ― это начало шестой главы, которая заканчивается словами: "... что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть! " (Гоголь " Мертвые души" ).

В романе Г.Р.Хаггарда " Дочь Монтесумы" дворянин Томас Вингфилд предваряет свой рассказ о необычайных приключениях в стране майя и ацтеков уведомлением о том, что могущественный народ Анаука был разорен и вместо благоденствия получил горе, пытки, рабство. Кончается роман сообщением о бездетности и смерти его жены Лили и его собственной готовности к смерти. Герой устами автора также утверждает, что жестокий Кортес умер в Испании в немилости и нищете, хотя в действительности завоеватель Мексики до конца своих дней был богат и носил титул герцога. Таким образом, в романе явно сочетается повествование о необычном, ярком и одновременно трагичном и фатально обреченном.

Повесть Тургенева " Ася" построена как воспоминание о годах юности лирического героя, названного автором Н.Н., который путешествует по Германии и встречает двух своих соотечественников ― Гагина и его спутницу по имени Ася. Герой повести влюбляется в Асю ― миловидную и грациозно сложенную семнадцатилетнюю девочку, напоминающую газель. Они обмениваются различными знаками внимания ― она бросает ему из окна цветок, пишет ему записки. Потом от Гагина он узнает, что Ася ― его сводная сестра и незаконнорожденная. Н.Н. в смятении и не решается сказать того, что хотел, что должен был сказать. Когда он принял решение ― было уже поздно: Гагин и Ася уехали. Герой бросается на их поиски, но безрезультатно.

Сожаление об упущенном счастье явно присутствует в финале повести:

" Осужденный на одиночество бессемейного бобыля доживаю я скучные годы, но храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, может быть, давно уже тлеет в могиле. .. И я сам ― что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека ― переживает самого человека".

В повести " Ася" есть основные признаки " печального" текста: герой стар, он вспоминает молодость, он сожалеет о сделанной ошибке. Такого рода мироощущение (возведенное в данном случае в ранг основной идеи художественного текста) вполне соотносится со следующим описанием видения мира: " Все окружающее воспринимается в мрачном свете. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. Настоящее и будущее видятся мрачными и безысходными" (Справочник 1985, 56). Такая характеристика дается в психиатрической литературе депрессивной личности. К " красивым" структурам относится описание заграницы (Германии), и в целом вся линия Аси с фреймом `тайна родства' в центре.

Хорошо известна трактовка этой повести как " неудавшегося свидания" (Левидов 1977, 33), и даже как примера " вырождения дворянского общества в заурядных либералов" (Н.Г.Чернышевский). При этом Чернышевский говорит даже больше ― он считает, что герой ― " дряннее отъявленного негодяя" (см. там же). Скорее всего такого рода социологический (точнее, педагогический) вердикт имеет под собой основания в мировоззрении литературного критика. Психостилистический же анализ такого типа текстов не дает оснований для такого рода суждений.


Поделиться:



Популярное:

  1. Возвышение корлеонцев: Эпизод второй – Накануне Mattanza (1970-1983)
  2. Возвышение корлеонцев: Эпизод первый – Лучано Леджо (1943-1970)
  3. Возвышение Москвы (конец Х111-1380 г.).
  4. Гелиометеотропная реакция - влияние солнца на человека
  5. Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности предприятия (проектная часть)
  6. Глава V. Второе возвышение Ассирии (Новоассирийское царство)
  7. Глава XI. СИМПТОМОКОМПЛЕКС ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ
  8. Главным направлением конструирования является повышение качества машин, их надежности и экономического эффекта.
  9. Да, только в помещениях с повышенной опасностью и особоопасных помещениях
  10. Значения для валов с напрессованными деталями при давлении напрессовки свыше 20 МПа
  11. И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ИЗДЕЛИЯ
  12. Излучение Солнца .Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения и их применение в медицине.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь