Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение 98. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого. Объясните постановку / непостановку тире.



Пунктуация

Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение 98. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого. Объясните постановку / непостановку тире.

1. " Светлана" — свободное переложение баллады немецкого поэта Г.А. Бюргера " Ленора". 2. Вечер, по представлению романтиков, наиболее подходящее время для созерцания природы. 3.Роль внесценических персонажей - создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину жизни тогдашней России. 4. Душа Печорина " не каменистая почва, не засохшая от зноя земля". 5. Создается впечатление, что Петербург, полный богатства и роскоши, - это дьявольский город, в котором начальник - полноправный правитель, хотя и существует " высшее начальство". 6. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. 7. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость!.. (Лесков) 8. Первый путь в революцию - изжить в себе все не соответствующее настоящему моменту, отдаться делу, забыть о себе, слиться с народом. 9. Кирилл Лютов не единственный интеллигент в " Конармии". 10. Главное, что есть у человека, - это его прошлое и его память. 11. По мнению Цветаевой, Пугачев сам и есть основа повести Пушкина, он же у нее " единственное действующее лицо". 12. Многие страницы " Доктора Живаго" автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству; ведь врач Юрий Живаго тоже поэт.

Упражнение 99. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого, поставьте знаки препинания.

1. Воспитательная цель литературы учение о трех " штилях" в которых писались произведения употребление литературных слов и выражений триединство места времени действия вот основные черты и правила классицизма. 2. Главное что сделало басни Крылова популярными это простой русский разговорный язык. 3. Впрочем дамы Москвы обладают властью еще более страшной чем власть над мужьями они судьи всему именно они создают общественное мнение. 4. Главная задача для родителей это как бы поудачней да повыгодней женить или выдать замуж свое чадо. 5. В " Полтаве" два основных героя Мазепа и Петр Великий. Один представитель себялюбивого личного начала другой носитель государственной идеи. 6. В.Г. Белинский писал что " Евгений Онегин" есть роман исторический. 7. Этот душевный отпечаток есть то особенное что всегда отличало Москву и москвичей от скажем холодного Петербурга и его обитателей. 8. " Физиологический" подход к отношениям с женщиной не поза не бравада. Это позиция. 9. Лопахин представитель деятельной части общества он не рассуждает о необходимости труда он трудится. 10. Нет попытка поцеловать шкаф еще не делает пьесу комедией и даже напыщенные фразы типа " дорогой многоуважаемый шкаф" не основание для подобного утверждения.

 

Упражнение 100. Главные члены, типы сказуемых, знаки

1. Дворянин не считающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших это мог быть и Пушкин. 2. Каждый московский дом для писателя величайшая святыня. 3. Главная задача автора показать как постепенно умирает в человеке человек насколько не приспособлен к жизни помещик не привыкший что-либо делать. 4. Разбирать женские образы созданные И. А. Гончаровым значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца (Добролюбов). 5. Жизнь в поместье внушает Александру Адуеву красивому образованному способному юному дворянину мысль что он " первый в мире" избранник. 6. Иван Флягин человек носящий столь незвучную фамилию тем не менее весьма интересная личность. 7. Ведь главная причина по которой Морозка совершил подвиг это его любовь и привязанность к бойцам отряда. 8. Вожатый у Цветаевой и вожатый у Пушкина несколько разные люди. 9. Возвращение к началам когда все были равны единственный выход для Живаго как творческой личности в противном случае он постоянно будет чувствовать ущербность своего существования. 10. " Народ жертва зла. Но он же опора зла а значит и творец или по крайней мере питательная почва зла" размышляет Ф. А. Абрамов.

Упражнение 101. Ставить тире или не ставить? Почему?

1. В воображении читателя облик автора " Слова" меняется в зависимости от описываемых событий. То он дружинник то он пахарь то он монах то он военачальник то он государственный деятель то он белобородый сказитель Боян. 2. Главное здесь для поэта успокоить наставить на путь истинный влюбленного человека потерпевшего трагедию в любви. 3. Грибоедов использовал любовную драму для того чтобы показать что такие люди как Чацкий еще редкость что основная масса еще живет по старым законам. 4. " Мечтанье есть душа поэтов и стихов" так впервые выразил сущность своего романтического мировоззрения Батюшков. 5. Пугачев не может жить иначе для него бунт смысл жизни для Гринева же " жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину", б. В Москве Обломов получил хорошее образование но голова его " как будто бы библиотека состоящая из одних разрозненных по частям знаний". 7. " Люди как реки" " человек текуч" вот что лежит в основе взглядов Л. Н. Толстого на человека. 8. По общему признанию главное невидимое действующее лицо в чеховских пьесах как и во многих других его произведениях беспощадно уходящее время. 9. Большинство евреев изображенных в " Конармии" образованные оберегающие свою культуру и традиции люди. 10. Единственное что спасает героев от отчаяния это сознание долга и внутренняя сила.

Упражнение 102. Поставьте тире между подлежащим и сказуемым и другие знаки.

I. Что главное в поэзии Жуковского? Она история души поэта его волнений мечтаний дум лирическим выражением которых становятся его элегии баллады и поэмы. 2. Все что на земле тленно а то прекрасное чем богата душа бессмертно. 3. Недаром Лиза говорит " Грех не беда молва нехороша". 4. Ольга Ильинская чужая в своей среде но она не жертва потому что в ней есть и ум и решительность чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. 5. Итак одна из главных задач интеллигенции изображаемой Чеховым не утонуть в быту не дать " тине мелочей" затянуть человека. 6. Путь праведничества для каждого и всех с евангельской проповедью любви и добрых дел вот позитивная программа любимых героев Лескова и его самого прошедшего мучительные духовные искания. 7. Герои Куприна не блестящие столичные гвардейцы а обыкновенные служаки тянувшие лямку военной службы во всех уголках России. 8. И прежде всего они люди со своими проблемами слабостями и недостатками. 9. По мнению Анны самый большой грех на свете это лишить человека его родины. 10. Пушкин для поэта Рюхина тот же Хлестаков но счастливее удачливее.

Упражнение 109. Найдите однородные члены предложения, определите их разновидность. Расставьте знаки в соответствии с союзным или бессоюзным соединением однородных членов, наличием или отсутствием обобщающего слова.

I. 1. Творения поэта внушаются ему высшими существами Музой Фебом (Аполлоном) позже шестикрылым серафимом. 2. В поэме " Мёртвые души" Гоголь показывает что старая патриархальная дворянская Россия умирает. 3. Автор подчеркивает европеизм Павла Петровича и вместе с тем его приверженность сословным дворянским идеалам. 4. Конфликт у А. Н. Островского как у классицистов внутренний нравственный только его переживает не царская дочь или знатная дама а купеческая жена. 5. В поэме Некрасова в той или иной степени задействованы все основные жанры фольклора сказка песня былина легенда частушка загадка. 6. Салтыков-Щедрин первым не только в русской литературе но и в мировой ввел жанр сатирической хроники создал новый тип социального романа. 7. При всей схематичности портрета Раскольникова яркие выделяющиеся детали одежда-рубище " слишком приметная шляпа" (как терновый венец) создают чуть ли не образ Христа восходящего на Голгофу. 8. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали и много раз проходят перед читателем вызывая раздражение плоское самодовольное лицо князя Василия кудри красавца Анатоля мраморно-белые обнаженные плечи Элен. 9. Темы рассказиков Антоши Чехонте осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы. 10. Действие пьесы " На дне" происходит в мрачном полутемном подвале похожем на пещеру со сводчатым низким потолком который давит на людей своей каменной тяжестью подвала где темно нет простора и трудно дышать.

II. 1. Все социальные силы России XVI-XVII веков народ боярство духовенство проходят перед нами в пушкинской трагедии. 2. Виноградные лозы полные гроздьев ягод похожих на дорогие серьги птицы чистый небесный свод все это вознаградило беглеца за недавние переживания. 3. Хитрый двуличный Земляника плут куда более опасный чем городничий с его грубой прямой натурой. 4. Красочные народные сцены полные жизни и движения хороводы характерных выразительных лиц и фигур все это создает неповторимое многоголосие в некрасовской поэме. 5. Именно эти две линии развенчание теорий ставящих одного человека выше других и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев основные в романе " Преступление и наказание". 6. Важно то что в трилогии фактически два главных героя Николенька Иртеньев и взрослый человек вспоминающий свое детство отрочество юность. 7. В человеке сталкиваются неравные начала личная воля и власть обстоятельств. 8. Острота основных конфликтов между самодержавием и народом между старым отжившим и новым придает роману динамику драматизм. 9. Все что пишет Ахматова посвящено или любви или воспоминаниям об ушедшей любви. 10. Чехов открывает читателю жизнь бедную событиями каждодневную она служит лишь фоном для глобальных экстраординарных свершений. 11. Это было время ломки не только политического строя но и этических и эстетических норм. 12. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент о неспособности увидеть последствия своих действий но также о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

 

Приложение как разновидность определения

Упражнение 110. Выделите определяемое слово (или словосочетание) и подчеркните волнистой линией приложение к нему (ОДНО слово — независимо от того, одиночное приложение или распространенное). Объясните, почему ставится или не ставится дефис; почему отдано предпочтение запятым или тире.

1. Обращение поэтов-романтиков к балладному жанру связано со стремлением к изображению экзотического мира, то есть к перенесению действия в далекое прошлое или фольклорную среду. 2. Авторские характеристики героев, соединенные с народными характеристиками, практически заменяют портрет героев: проказница Мартышка, попрыгунья Стрекоза. 3. Пушкин, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс и его результат - рукопись. 4. Стихотворение " Кинжал" - одно из наиболее острых политических произведений - скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. 5. В третьем круге Данте поместил чревоугодников, которых терзал Цербер, трехголовый пес. 6. Личность яркая, самобытная, Базаров не только стал центром притяжения романа, но и породил массу споров как среди нигилистов, так и среди либералов. 7. В духе традиции, созданной русскими писателями, Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. 8. Новый взгляд на культуру и предназначение России мы видим в философии А. Блока - поэта, ставшего свидетелем исторических катаклизмов. 9. Даже строгая красота Петербурга, Северной Пальмиры, как нередко называли его, не могла затмить того очарования, которым всегда обладала Москва. 10. Из гумилевских литературных вечеров рождается объединение поэтической молодежи " Цех поэтов", в недрах которого вызревает акмеизм - поэтическое направление, с которым связаны имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. 11. Для многих поколений " черные вороны", или, иначе, " черные маруси", стали одним из самых мрачных символов эпохи. 12. Образ " огнедышащего интеграла", чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу Замятина.

Упражнение 123. Рассмотрите причастные обороты. Укажите разновидность причастия (действительные или страдательные, настоящего или прошедшего времени). Выделите суффиксы причастия (и глагола, от которого они образованы). Объясните знаки препинания.

1. Таким образом, " дорога", указанная Пугачевым, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других. 2. Описываемая Гоголем картина никогда не бывает статичной. 3. Герои романа и даже просто петербуржские прохожие объединены уже тем, что все они " полусумасшедшие", то есть " сошедшие" с пути, лишенные разума. 4. Адуеву-младшему предназначен путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей. 5. Написанная в 1902 году пьеса " На дне" изображала жизнь " бывших людей". 6. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале.

Упражнение 148. Вспомните правила на употребление тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Расставьте знаки препинания с учетом всех других синтаксических конструкций, содержащихся в предложении. Объясните свой выбор.

1. Можно ли утверждать что Гринев воплощение нравственных идеалов Пушкина? 2. Это город где невозможно оставаться здоровым бодрым полным сил. Он душит и давит. Он соучастник преступлений. Он свидетель кошмарных снов человеческих трагедий. 3. Страхов убежден что роман замечательное достижение Тургенева-художника " Базаров есть тип идеал явление возведенное в перл создания". 4. Соня маленькая худенькая в шляпе с пером это образ ангела с голубыми глазами и перьями то есть крыльями за спиной. 5. Следовать теории разумного эгоизма значит избрать этически безукоризненную линию поведения чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить справедливости общества не ущемить чужих прав. 6. " Гроза" не единственная пьеса АН. Островского которая обличает жестокие нравы купечества к таким произведениям относятся и " Бесприданница" и " Бешеные деньги" и " Доходное место". 7. Природа для Тютчева сгусток живых страстей сил чувств а отнюдь не мертвый материл послушный воле художника. 8. Порфирий Головлев прозванный в семье еще с детства Иудушкой главный герой романа. 9. Ключевые слова второго цикла лирики " Стихи о Прекрасной Даме" " свет" и " пламя". 10. Пилат решает судьбу Иешуа но по существу Иешуа свободен а он Пилат отныне пленник заложник собственной совести.

Упражнение 149. Вспомните правила на употребление тире при однородных членах. Расставьте знаки препинания с учетом всех других синтаксических конструкций, содержащихся в предложении. Объясните свой выбор.

1. Но панталоны фрак жилет // Всех этих слов на русском нет... (Пушкин). 2. Социальные пороки а именно беззаконие казнокрадство взяточничество корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе все это показано в " Ревизоре" в виде общепризнанных норм жизни. 3. Все эти качества сила воли настойчивость решительность самообладание характеризуют Инсарова как практического деятеля в противоположность созерцательным натурам подобным Берсеневу и Шубину. 4. Рассказ изобилует элементами фольклорных жанров посвященных горькой доле женщины песен пословиц поговорок плачей причитаний. 5. Герои поздних произведений и Голован и Иван Северьянович и старообрядцы в " Запечатленном ангеле" доказывают что Лесков не так безнадежно смотрел на жизнь. 6. Обычные интересы людей этого общества интриги придворные сплетни карьера богатство вот все чем они живут. 7. Во имя любви к человеку Чехов высмеивал обывательщину пошлость мещанство все то что уродует душу. 8. Не только содержание но и форма новое построение стиха размер рифма звукопись словотворчество все это было призвано разбудить толпу дремлющие в ней разрушительные силы которые Маяковский хотел поставить на службу новому обществу.

Упражнение 150. Вспомните правила на употребление двух тире или двух запятых при обособленном приложении. Расставьте знаки препинания с учетом всех других синтаксических конструкций, содержащихся в предложении. Объясните свой выбор.

1. Действующие лица звери или предметы наделялись в баснях качествами героев народного эпоса. 2. Два отца в прозе Пушкина " старинный русский барин" Кирилла Петрович Троекуров и станционный смотритель Самсон Вырин воспитывают своих дочерей без матери. 3. Для своего стихотворения Н.А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой то есть александрийский стих торжественный размер эпохи классицизма. 4. В основе сюжета романа лежит реальный факт убийство совершенное молодым человеком не из-за денег а под влиянием своих идей. 5. Но есть теперь у него в душе согревающая тайна которая отличает его от других воспоминание о даме с собачкой. 6. Образ Люцифера падшего но не раскаявшегося ангела света словно магической силой притягивает к себе неудержимую поэтическую фантазию каждый раз открываясь с новой стороны. 7. Прославим женщину-мать неиссякаемый источник всепобеждающей жизни прославим в мире женщину-мать единую силу перед которой склоняется смерть (Горький). 8. Сражаясь в Польше герои книги постоянно сталкиваются с местным населением поляками и евреями. 9. Перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колоритных и легко узнаваемых персонажей мещан-обывателей. 10. Главный герой повести профессор Преображенский являющий собой тип людей наиболее близких Булгакову тип русского интеллигента задумывает своеобразное соревнование с самой Природой.

Упражнение 151. Вспомните правила на употребление тире при обособленном несогласованном определении, выраженном инфинитивом. Расставьте знаки препинания с учетом всех других синтаксических конструкций, содержащихся в предложении. Объясните свой выбор.

1. Основной долг гражданина служить на благо Отечества поэт-декабрист Рылеев почитал главным идеалом своей жизни. 2. Гоголь создает необычайную для пьесы ситуацию вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить цель написания пьесы " собрать в одну кучу все дурное в России". 3. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться угождать учителям и начальникам и самое главное беречь и копить копейку. 4. Мужики хохотом встречают приказ на " вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова" так как " той вдове под семьдесят а жениху шесть лет! " 5. Рассказы Чехова становятся горячим призывом не растерять светлые идеалы не поддаваться губительному влиянию пошлости сохранить в себе человека. 6. Все это произведение построено на острой дилемме доверять или не доверять другому человеку. 7. Маяковский умело владел высшим искусством поэзии удивительно ярко соединять вымысел поэтический образ и автобиографическое начало. 8. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.

Упражнение 152. Вспомните правила на употребление запятых, тире и скобок при вводных и вставных конструкциях. Расставьте знаки препинания с учетом всех других синтаксических явлений, содержащихся в предложении. Объясните свой выбор.

1. Поражает и трогает наивность Радищева который хотел скрыть за модной и привлекательной по его мнению формой всем известные идеи французских просветителей о равенстве выразив их высокопарным стилем. 2. Художественный мир Пушкина это космос в древнем значении этого слова упорядоченность устроенность красота. 3. Суть метода " художественного воспроизведения" Тургенев выразил так " Художественное воспроизведение если оно удалось злее самой злой сатиры". 4. Достоевский в своем романе " Преступление и наказание" создал литературный образ вместивший в себя так что " разорвется грудь от муки" все страдания боли и раны времени. 5. Феномен общественного мнения достижения 60-х годов его еще не было в 40-е дал России свободно мыслящих одиночек объединявшихся в небольшие кружки. 6. Несмотря на перемены произошедшие в стране жизнь обитателей деревень Некрасов дает им красноречивые названия Неелово Разутово Неурожайка Дырявино осталась по-прежнему тяжелой и голодной. 7. Отзвонят колокола уйдут одни а другим останется в этом не сомневается Лесков думать над вечным противостоянием в человеке духовного и мирского и выбирать свою дорогу восхождения к Истине или падения в соблазны чревоугодия стяжания тщеславия. 8. Эпопея " Война и мир" дает изображение народа в трудные для его существования дни когда великие события трагические или героические потрясают и приводят в движение все общество страну нацию. 9. Чехову становилось страшно и скучно жить лишь для того чтобы по словам Пушкина благополучно " скончаться посреди детей плаксивых баб и лекарей". 10. В статье " Безвременье" 1906 Блок поставил провидца судеб России Лермонтова за бескомпромиссность его идеалов рядом с Гоголем и выше Достоевского.

У прояснение 166. Подчеркните грамматические основы каждой части, укажите, где главная, а где придаточная часть (задайте вопрос от главной к придаточной). Выделите союз или союзное слово (в придаточной части). Определите тип придаточного. Обратите внимание на знаки, особенно при составных союзах.

1. В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. 2. Прежде чем начать писать басни, Крылов испытал себя почти во всех родах словесности. 3. Да, Чацкий действительно борец, способный идти против всех, чего не может взять на себя никто другой из персонажей комедии. 4. Для того чтобы расширить рамки драматического произведения, усилить обобщение и типизацию, вводятся внесценические персонажи. 5. По справедливому замечанию В. Г. Белинского, Печорин развивал онегинскую тему, ибо несходство этих людей было " гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". 6. Как поэтическое сливается с хроникальным, так органично сплетаются в поэме личное и общественное. 7. Инсаров живет в России и занимается в университете только для того, чтобы лучше подготовиться к ожидавшему его делу. 8. В то время как его современники революционеры-демократы призывали Русь " к топору", Н.С. Лесков говорил с читателем о духовных началах в человеке. 9. Хотя повествование вовсе не сводится к полемике с революционными демократами, в нем сквозила мысль о напрасной борьбе " новых людей" с несправедливостями жизни. 10. Читая стихи, совершенно не обязательно помнить, при каких конкретных биографических обстоятельствах они создавались. П. В " Диком помещике" автор наглядно демонстрирует, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. 12. Своих героев Л.Н. Толстой предъявляет в тех условиях и тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. 13. Проклинать свое прошлое, каким бы ужасным оно ни казалось, - труд неблагодарный и неблагородный. 14. Воланд наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. 15. Природа в художественных произведениях, находясь в контрасте с чувствами героя или сливаясь с ними, необходима для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы " души человеческой".

 

Упражнение 167. Рассмотрите сложноподчиненные предложения с двумя придаточными. Подчеркните грамматическую основу, выделите союзы и определите типы придаточных. Отметьте примеры на однородное, параллельное и последовательное подчинение придаточных частей. Обратите внимание на отсутствие знака между однородными придаточными, соединенными одиночным союзом и.

1. В классицизме сложилось так, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. 2. Сопоставляя Пушкина и Гринева, легко обнаружить, что богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о герое. 3. Жители Петербурга, верившие легендам о наводнениях, (Считали, что ничто не угрожает их городу, пока в нем стоит памятник Петру. 4. Аркадий Кирсанов говорит о друге, что " он все знает" именно потому, что естественные науки, практическое действие, эмпирические знания становятся в 60-е годы источником истины. 5. Перед Богом все люди равны, нет важного убийства и убийства незначимого, подобно тому как не должно быть людей, которые могли бы разрешить себе убийство. 6. Мысли Ф.И. Тютчева и А. А. Блока близки многим, кто так же, как они, считают, что Россия занимает исключительное место в истории человечества и что связано это с географическим положением нашей страны и с особенностями ее национальной культуры. 7. " Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два и обмаслилась", - советовал Чехов начинающим авторам. 8. Гумилев был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. 9. Душевную бурю, смятение чувств, когда пылает сердце и холодеет в груди, Ахматова передает чередой еле заметных деталей, исподволь высвечивая то, чего читатель сам не заметил бы. 10. Еще в первые послереволюционные годы Е. Замятин осознал, что у людей выбора не будет и что обществу навязана единственная модель дальнейшего развития. 11. Горький обвинил Ленина и правительство в том, что они проводят " безжалостный опыт над измученным телом России, над живыми людьми, опыт, заранее обреченный на неудачу", а их декреты не более чем фельетоны. 12. Значения многих слов люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек и общество.

Упражнение 168. Обратите внимание, как строится сложное предложение, когда придаточная часть входит внутрь главной (даже если эта часть сама подчинена другой главной части). Подчеркните главные члены, задайте вопросы и определите типы придаточных.

1. Автору " Слова о полку Игореве" больно от того, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой. 2. Читая стихотворение, мы понимаем, что, когда Жуковский писал его, душа поэта была наполнена светлыми чувствами. 3. Но гимн свободе, прозвучавший у Пушкина, утверждает еще и необходимость посвятить всего себя борьбе, ибо только тогда, когда все люди осознают эту необходимость, они сумеют искоренить " барство дикое". 4. Так, мысль первой строфы, в силу того что последняя фраза распределена между первой и второй строфами, имеет логическое продолжение во второй строфе. 5. Якима, таким образом, невозможно даже по облику отделить от земли русской: " шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо", но, для того чтобы собрать с этой земли хоть какой-нибудь урожай, крестьянин должен затратить нечеловеческие силы. 6. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П. Шерер; все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная шутка, гаснет в бездушной обстановке. 7. То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюбленность показывает человеку, каким он должен быть (Чехов). 8. Блок всем своим чистым сердцем надеялся, что большевизм - это как бы новое христианство, способное, чего так и не сделало старое, очистить мир от векового зла. 9. Новизна любовной лирики Анны Ахматовой бросалась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, но, к сожалению, знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время скрывало ее истинный, оригинальный облик. 10. То, что рабочие-землекопы в " Котловане" видят реального ребенка, ради которого стоит " жить впрок", вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. 11. Есенин убежден, что если бы каждый живущий ощущал красоту природы, то это было бы счастьем для всех. 12. Тому, кого интересует недавнее прошлое нашей страны, очень много могут рассказать песни Александра Галича.

Упражнение 183. Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи, найдите все грамматические основы, охарактеризуйте союзы, укажите типы придаточных и способ их соединения с главной частью (соподчинение, однородное подчинение, последовательная связь). Объясните знаки препинания.

1. Герцен писал, что если и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста - то это в Чацком. 2. Знаменательно, что, когда Пушкин говорит в " Евгении Онегине" о крепостных слугах, он всякий раз указывает хотя бы намеком на их тяжелую жизнь. 3. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце, или небо закрывалось облаками (Тургенев). 4. Заметим, что если для самого Раскольникова покаяние представляет дилемму (покаяться или нет), то для автора романа это именно та идея, которая в итоге побеждает. 5. Кабанову возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказывать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. 6. " Если вы, милостивый государь, - заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, - хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя" (Л.Н. Толстой). 7. С декадентами спорили реалисты, которые считали, что литература - явление демократическое и что она должна быть доступна не только " избранным", но и всему народу. 8. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла на корабле, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее и не предать ее. 9. Шариков гордится своим низким происхождением, низким образованием, вообще всем низким, потому что только это поднимает его над теми, кто высок духом и разумом. 10. В отличие от других подобных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему нравится, и так, как он лично их понимает.

Упражнение 184. Расставьте знаки при стечении двух подчинительных союзов (союзных слов).

1. Пушкин понимает что после того как столица государства была перенесена в Петербург прежнее значение Москвы утрачивается (" И перед младшею столицей померкла старая Москва..." ) но тем не менее поэт называет ее царственной " порфироносной вдовой". 2. Всех этих чиновников Гоголь относит к категории толстых то есть чиновников которые " если сядут где то сядут надежно и крепко так что скорей место затрещит и угнется под ними а уж они не слетят". 3. Кроме того автор дает понять что если и Лопухов и Кирсанов выходцы из небогатых и незнатных семей то за плечами у них наверняка бедность и труд без которого невозможно образование. 4. Мечик желая использовать еще одну возможность поправить свои дела в отряде пытается объяснить все Левинсону " Я знаю что если бы я был сильнее меня бы все слушались меня бы боялись потому что каждый здесь только с этим и считается..." 5. Когда крестьянин работал на себя он понимал что если хочешь жить благополучно в достатке надо много и упорно трудиться. 6. При анализе произведения становится очевидным что если читать Шолохова непредвзято то можно увидеть неоднозначное отношение автора к тем методам которыми проводилась коллективизация к зачислению многих людей в разряд " врагов" да и к самой коллективизации и ее последствиям. 7. Героиня Петрушевской заранее уверена что в любой просьбе ей откажут что ее не любят что если она чего-то и сможет добиться от окружающих так только хитростью только обходным маневром основанным на знании слабостей этих людей. 8. Но есть и другие герои которые хотя и подчиняются законам общества а некоторые даже активно созидают это общество все-таки живут своей " настоящей жизнью" своим внутренним миром.

Упражнение 191. Расставьте знаки препинания и объясните, как устроена конструкция, которая называется сравнительным оборотом. Выделите союз. Назовите два сопоставляемых предмета (лица, явления) и определите, на каком основании они уподобляются.

1. В балладе " Лесной царь" перед нами предстает иной чем у Гете образ царя " Он в темной короне с густой бородой". 2. Мальчик тосковал о родном крае где " братья в пляске круговой" где " люди вольны как орлы". 3. Тем и привлекает нас Чацкий что он не вздыхает подобно Горичу не болтает как Репетилов а смело бросается в бой за новое с отжившим старым. 4. Гриневу намного более симпатичен Пугачев чем Швабрин такой же как он офицер. 5. Как и в шекспировских трагедиях в " Борисе Годунове" используется белый пятистопный ямб имеются также и прозаические вставки. 6. После событий 14 декабря 1825 года одинокий Пушкин жил в Михайловском без связи с друзьями как будто в " пустыне мрачной". 7. Здесь в Петербурге легко оживают дома и вещи люди ходят и разговаривают сами с собой а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже словно чиновник. 8. Точно в " маленьком зеркале" в первом романе Гончарова нашла свое отражение " историческая ломка" переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами к буржуазному укладу. 9. История по мнению писателя действует в мире как естественная природная сила. Ее законы подобно законам физическим или химическим существуют независимо от желаний воль и сознаний тысяч и миллионов людей. 10. К сожалению светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже чем великие потрясения. 11. В повести " Собачье сердце" звучит тема нового Фауста но как и все у М. А. Булгакова она носит трагикомический характер. 12. Лютов скорее будет понят нежели люди которые с одинаковой легкостью стреляют врагов затем своих друзей а после угощают яблоками оставшихся в живых!

Упражнение 192. В конструкциях с приложением, использующих союз как, пометьте определяемое слово и само приложение (ОДНО слово). Где этот союз привносит значение причины, а где значение " в качестве"? Расставьте знаки в соответствии с вашим пониманием.

1. Мы должны видеть художественный образ как часть целого и как плод воображения автора. 2. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию. 3. Как честный писатель-реалист Тургенев чутко реагировал на все веяния в общественной жизни. 4. Маяковский первооткрыватель который как смелый мастер владеет словом и образами и работает со своим материалом по собственным законам. 5. Мир господина из Сан-Франциско символически изображен как гигантский оснащенный последнему слову моды и техники пароход " Атлантида".

Упражнение 193. Рассмотрите примеры с союзом как в конструкциях простого и сложного предложения. Расставьте знаки соответственно. Подчеркните грамматические основы. Определите типы придаточных.

 

1. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе к жизни на воле к борьбе за это счастье. 2. Уже по варьированию одних и тех же образов появляющихся в разных стихотворениях видно как изменилось представление автора о мире. 3. А по сути один из главных героев Борис вообще характеризуется как " принадлежащий более к обстановке". 4. Куприн не открывает нам того что стало с Верой Николаевной потом после того как она соприкоснулась с тайной любви. 5. И в ночь прощания Мастер почувствовал как его отпускают на свободу как и он только что отпустил созданного им героя.

Упражнение 194. Где союз как формирует " живой" сравнительный оборот, а где входит в устойчивое сочетание, в состав сказуемого, вводную конструкцию или имеет обстоятельственное значение? Выделите также значения приложений. Расставьте знаки в соответствии с вашим пониманием.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2966; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь