Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Упражнение 181. Расставьте знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами а, но, однако. Объясните ваш выбор.
I. 1. Следует заметить что в комедии явно прослеживаются следы влияния классицизма а как известно основное правило классицизма заключается в " трех единствах" в единстве места времени и действия. 2. Главный герой романа разрешает проблему свободы воли двояко с одной стороны Печорин признает существование судьбы и ее неизбежность но с другой оставляет за собой право выбора своей судьбы. 3. Некрасову чуждо пассивное созерцание жизни он не уходит от нее а наоборот энергично и страстно борется за ее переустройство разоблачая тех кто мешает счастью народа. 4. В тексте романа внутренняя речь героя получает не меньшее а может даже и большее значение чем речь обращенная к людям поэтому мы можем сделать вывод что для Раскольникова главным оппонентом является он сам. 5. Больше всего " новые люди" ценят полную независимость но чтобы жить независимо надо зарабатывать достаточно много и для них чрезвычайно важно было уметь что-то делать практически приносить материальную пользу. 6. Внимательное чтение однако раскрывает постоянное взаимопроникновение тем и мотивов в поэзии Тютчева. 7. Трудно назвать благополучным даже Гаева хотя он получает место в банке но зная его способности и возможности нельзя быть уверенным что из него выйдет дельный финансист. 8. Герои пьесы " На дне" как например Актер не могут вырваться из этого мира но все равно не способны бороться а значит и жить. 9. Рассказ Бунина обрывается неожиданной смертью героини однако вопреки всему в душе остается удивительно лучезарное светлое чувство. 10. Однако по образу Мечика нельзя судить об интеллигенции в революции вообще рядом показан врач Сташинский для которого существует в первую очередь слово «надо» а уж потом все остальное и конечно команд отряда Левинсон. II. 1. Если писатель своим жанровым определением нарочито подчеркивает несоответств между формой и содержанием то исследователи критики сталкиваются с загадкой разрешение которой важно для понимания конфликта а следовательно и идеи произведения. 2. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления а скорее их преломляет в душе поэта сопоставление с его внутренними переживаниями. 3. Базаров отрицает любовь и увидев Одинцову он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. 4. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы мы видим все т же внутренние реплики он говорит как бы с оглядкой но поняв что Порфирий все знает Раскольников замолкает и их диалог превращается в монолог Порфирия. 5. Но даже тогда когда Толстой описывает маленькие помещения они не выглядят убогими и не вызывают гнетущей ощущения а напротив создают атмосферу уюта. 6. В отличие от " Ионыча" этот рассказ не с деградации героя но наоборот о его духовном пробуждении. 7. В сомненье кипит еще спор // Не слиты незримой четою // Одной мы живем и мечтою // Мечтою разлуки с тех пор... (Анненский) 8. Старая Русь была для Цветаевой даром Божьим и ее разрушение поэтесса воспринимала как богоборческий бунт земной власти бессильной однако утвердить свое превосходство в высшем смысле " Но выше вас цари колокола". 9. Шолохов посредством юмора умеет показать в самом накале " классовой борьбы" борьбы людей которые считают друг друга врагами а значит нелюдьми возможность иного некровопролитного разрешения конфликта. 10. Надо отметить что Стена не только символ отторжения от мира природы но и символ отторжения человека от " родимого хаоса" с его непредсказуемостью а следовательно символ пренебрежения к бесконечному разнообразию жизни. 11. В романе " Война и мир" Л.Н. Толстой предстает не только как самобытный гениальный писатель стилист и художник не менее важное место в эпопее занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи. 12. Обладая безусловным даром предвидения Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии и мы сегодня можем убедиться как точен и прозорлив был он в своих оценках. 13. Горький считает что музыка обладает даже большей выразительностью чем слово и рисуя образ героя как бы отдает предпочтение музыке. 14. Видимо сатирик увидел те черные стороны нашей жизни которые наиболее трудно истребить и поднял те вопросы которые остаются актуальными и в бытовой жизни людей и в политике государства. 15. В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. III. 1. Несомненно псалмы для Державина являлись лишь запасом материала откуда он черпал и мысли и образы. 2. На первый взгляд это бытовая комедия так как все действие происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все кто живет в нем а читатель и зритель узнает о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. 3. Если в романтической поэме мотив дороги связывался с постоянным движением с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу полной свободе человека то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому. 4. Но нет слова которое было бы так замашисто бойко так вырывалось бы из-под самого сердца так бы кипело и живо трепетало как метко сказанное русское слово (Гоголь). 5. Он внушил себе что его никто не любит и невзлюбив весь мир оказался в одиночестве. 6. Медлительность повествования однако не является чем-то самодовлеющим предумышленным а всецело определяется требованиями жизненной правды. 7. Муж Веры Николаевны понимает что на его глазах развернулась " огромная трагедия души" и отбросив предрассудки проявляет глубокое уважение к чувствам " маленького человека". 8. Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии и не только в нашей стране. 9. Так возникло движение " Смена вех" с которым Булгаков кстати одно время поддерживал связь и именно в смеховеховском духе воспринималась тогдашней интеллигенцией речь Мышлаевского в последнем действии пьесы. 10. Не страшно под пулями мертвыми лечь // Не горько остаться без крова // И мы сохраним тебя русская речь // Великое русское слово. // Свободным и чистым тебя пронесем // И внукам дадим и от плена спасем. // Навеки! (Ахматова)
Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью Стечение союзов Упражнение 183. Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи, найдите все грамматические основы, охарактеризуйте союзы, укажите типы придаточных и способ их соединения с главной частью (соподчинение, однородное подчинение, последовательная связь). Объясните знаки препинания. 1. Герцен писал, что если и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста - то это в Чацком. 2. Знаменательно, что, когда Пушкин говорит в " Евгении Онегине" о крепостных слугах, он всякий раз указывает хотя бы намеком на их тяжелую жизнь. 3. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце, или небо закрывалось облаками (Тургенев). 4. Заметим, что если для самого Раскольникова покаяние представляет дилемму (покаяться или нет), то для автора романа это именно та идея, которая в итоге побеждает. 5. Кабанову возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказывать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. 6. " Если вы, милостивый государь, - заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, - хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя" (Л.Н. Толстой). 7. С декадентами спорили реалисты, которые считали, что литература - явление демократическое и что она должна быть доступна не только " избранным", но и всему народу. 8. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла на корабле, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее и не предать ее. 9. Шариков гордится своим низким происхождением, низким образованием, вообще всем низким, потому что только это поднимает его над теми, кто высок духом и разумом. 10. В отличие от других подобных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему нравится, и так, как он лично их понимает. Упражнение 184. Расставьте знаки при стечении двух подчинительных союзов (союзных слов). 1. Пушкин понимает что после того как столица государства была перенесена в Петербург прежнее значение Москвы утрачивается (" И перед младшею столицей померкла старая Москва..." ) но тем не менее поэт называет ее царственной " порфироносной вдовой". 2. Всех этих чиновников Гоголь относит к категории толстых то есть чиновников которые " если сядут где то сядут надежно и крепко так что скорей место затрещит и угнется под ними а уж они не слетят". 3. Кроме того автор дает понять что если и Лопухов и Кирсанов выходцы из небогатых и незнатных семей то за плечами у них наверняка бедность и труд без которого невозможно образование. 4. Мечик желая использовать еще одну возможность поправить свои дела в отряде пытается объяснить все Левинсону " Я знаю что если бы я был сильнее меня бы все слушались меня бы боялись потому что каждый здесь только с этим и считается..." 5. Когда крестьянин работал на себя он понимал что если хочешь жить благополучно в достатке надо много и упорно трудиться. 6. При анализе произведения становится очевидным что если читать Шолохова непредвзято то можно увидеть неоднозначное отношение автора к тем методам которыми проводилась коллективизация к зачислению многих людей в разряд " врагов" да и к самой коллективизации и ее последствиям. 7. Героиня Петрушевской заранее уверена что в любой просьбе ей откажут что ее не любят что если она чего-то и сможет добиться от окружающих так только хитростью только обходным маневром основанным на знании слабостей этих людей. 8. Но есть и другие герои которые хотя и подчиняются законам общества а некоторые даже активно созидают это общество все-таки живут своей " настоящей жизнью" своим внутренним миром. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2312; Нарушение авторского права страницы