Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Процессы интеграции языков: понятие субстрата, суперстрата, адстрата.



На Земле существует огромное количество больших и малых этносов, которые более или менее тесно взаимодействуют друг с другом. Соприкасаются и взаимодействуют также их языки и диалекты. Они могут (в силу географических, экономических, политических, культурных и прочих причин) сближаться друг с другом или, напротив, отдаляться друг от друга. В первом случае говорят об интеграции (или конвергенции ) языков (и диалектов), а во втором случае — о дифференциации (или дивергенции ) языков (и диалектов). Процессы конвергенции и дивергенции протекают в противоположных направлениях и с разной силой в разное время, в ходе истории они могут сменять друг друга, но в принципе развитие того или иного языка никогда не сводится лишь к одному из этих двух направлений.

Среди результатов конвергенции отмечается наличие в том или ином языке так называемых субстратных, суперстратных и адстратных черт. О субстрате говорят тогда, когда в данном языке могут быть выделены материальные элементы или структурные особенности, восходящие к языку прежних обитателей данной территории, смешавшихся с завоевателями (пришельцами) и принявшими их язык. Реже говорят о суперстрате, имея в виду те черты, которые данный язык заимствует из языка пришельцев, со временем ассимилированных коренным населением. Такая судьба, например, постигла язык франков в романизованной Галлии. Во французский язык вошло некоторое количество германских элементов, за страной сохранилось франкское имя. Под адстратом понимают те черты, которые выделяются в продолжающих существовать языках, которые находились в долгом взаимодействии друг с другом. В отличие от субстрата и суперстрата здесь не предполагается этнического смешения.

 

№18. История возникновения и формирования письма.

Письмо – это система графических знаков для фиксации звуковой речи, это дополнительное средство общения, которое позволяет сохранять информацию и передавать ее на далекие расстояния.

Письмо относиться к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком не возможно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время

Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по – разному соотносилось со звуковым языком. Язык появился первым по отношению к письму. Письмо – это добавочный способ общения. Сначала письмо не передавало прямо язык, но было орудием общения, передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой - очень поздний этап развития письма. Первично были символичные послания.

Начертательное письмо зарождается как п иктография1. т.е. письмо рисунками.

В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. п.; т. е. система передачи информации графическими знаками.

Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация (охота, поездка), вещи (весло, лодка), существа (люди, животные);

 

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография1, т. е. «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.

Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково.

В любом виде идеографического письма имеются, конечно, и элементы звуковых знаков; поэтому для дешифровки письменности этих эпох возникает новая трудность: когда данный знак является идеограммой и когда тот же знак служит обозначением фонетического явления (слога, звука).

Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий.

На данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.

В связи с этим были разные попытки упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.

Самый продуктивный способ оказался в фонографии. Когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии.

№19. Предмет и задачи фонетики. Артикуляционный ( физиологический), акстический и перцептивный аспексты звуков речи.

Фоне́ тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетический подход:

Артикуляционный (заключается в изучении способов образования звуков речи с точки зрения органов артикуляции)

Акустический (изучение звуков как физических явлений (это сила звук/интенсивность, частота колебаний, спектр)).

Перцептивный (как воспроизводятся звуки речи носителями языка, какие характеристики, признаки выделяются носителями языка)

Функциональный подход:

-изучений функций звуков в языке.

Предмет фонетики:

1) Широкое понятие предмета(идеи Щербы)

И фонетический и фонологический подходы должны быть едины при описании звука.

Тесная связь между ними в изучении звуков.

2) Узкое понятие

В лингвистике реализуется функциональный подход в изучении звуков (Трубецкой).

Трубецкой разграничивал:

Фонетику (изуч. единицы речи-звуки, но не все характеристики звуков).

Фонологию (изуч. Единиц языка- слова).

 

Артикуляционный аспект (физиологический)

- способ образования звуков

-результат (систематизация, классификация звуков)

Два подхода к артикуляционной классификации звуков:

1) За основу классификации берутся звуки уже известные, выделимые в естественных языках.

2) Щерба предлагает учитывать физиологические возможности артикуляционного аппарата человека.

Различные классификации гласных и согласных обусловлены различными принципами их артикуляции.

При образовании гласных звуков отсутст. преграда, как в случае с согласными.

Гласные:

1) Положение языка

Движение горизонтальное/ вертикальное,

Гласные- переднего ряда( выдвинутые)

- заднего ряда (задвинутые)

Гласные – нижнего, среднего, высокого подъемов.

2) Работа губ

Лабиализованные, нелабиализованные

3) Мягкое небо

Носовые ( небо опущено), неносовые (небо поднято)

4) По длительности

Короткие, длинные

Согласные – активные органы речи, пассивные

1) Место образования преграды

Губные

Язычные (передне-, средне-, задне-)

2) По способу образования

Смычные – взрывные ( мама)

- имплозивные ( нет разрыва смычки), (например, дом)

-аффрикаты ( смычка переходит в щель, например, ч, ц)

Акустический аспект

- изучений звуков как колебаний воздушной среды.

Характеристики:

Сила (интенсивность) –громкость

Частота колебаний – высота звука

Спектр- как тембр звука

Интенсивность связана с размахом колебательных движений, измеряется в децибелах.

Частота звука- зависит от количества колебаний за единицу времени, измеряется в герцах.

Чем интенсивнее частота, тем звук высокий.

Спектр- звук представляет собой совокупность колебательных движений ( сочетание основного и дополнительного колебательных движений)

Основное колебательное движение/ основной тон за счет голосовых связок

Дополнительный за счет частичных.

Проходя через систему резонирующих полостей, определенные области определенных частот усиливаются и образуется многообразие звуков.

Области усиленных частот- форманты.

 

Перцептивный аспект

- изучает как человек воспринимает речь

- какие акустические признаки замечаются, а какие нет.

Мы можем больше различать звуков, чем фонем.

Признаки звуков (при различении):

1)Универсальные (зависят от физиологических способностей слухового аппарата)

2) Специфические (обуслов. специфической системой нац.языка)

1) - способность человека различать гласные и согласные

2) к специфическим способностям русск.языка относится способность различать твердость

и мягкость по признакам соседних гласных)

Носители языка различают варианты гласных ( комбинаторные), т.е эти признаки являются опорными.

ИЗ ВИКИПЕДИИ!

Перцепти́ вная фоне́ тика (лат. perceptio — восприятие) рассматривает восприятие звуков речи человеческими органами слуха.

Данный раздел фонетики отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков.

№20. Сегментные и супрасегментные фонетические единицы.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства)/супрасегментные — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время звучания сегмента речи.

№21 Классификация звуковой речи

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа звука, когда органы «выходят на работу», средней части (или вы держки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой – мгновé нные звý ки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]).

Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков.

Акустически звуки речи разделяются на соно рные1(звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р –разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Есть звуки речи, артикуляция которых направлена на уменьшение раствора рта, в пределе – на закрывание рта ([п]), – это, по В. А. Богородицкому, «ртосмыкатели», или согласные; артикуляция другого рода звуков направлена на расширение раствора рта, в пределе – на полное раскрывание рта ([а]), – это «ртораскрыватели», или гласные. Проверить эту тенденцию артикуляции согласных и гласных можно, усиливая интенсивность артикуляции (в основном – мускульного напряжения): если в результате усиления мускулы будут сильнее сжимать рот, то это согласный звук ([п], [б], [т], [д], [к], [г], [ц], [ч], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [м], [н], [л], [р], а также [w] и [j]); если же в результате усиления мускулы будут сильнее раскрывать рот, то это гласные звуки ([а], [э], [о], [и], [у]), которые при данном опыте все стремятся к гласной широкого раствора [а]: гласные среднего раствора [э] и [о] непосредственно, а гласные узкого раствора [и] и [у] через ступень [э], [о] 1.

Н. С. Трубецкой (1890–1938) был сторонником определенного разграничения гласных и согласных и аргументировал это так: «Гласные» и «согласные» – это звуковые, т. е. акустические, понятия, и их можно определять только как звуковые понятия.

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (почему они называются fortes – сильные), слабее у звонких согласных (почему они называются lenes – слабые), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.

№22 Фонетические процессы. Понятия фонетического закона.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протез в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. п.).

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

1. Диэрeзы (или выкидки) чаще всего имеют ассимилятивную основу, например устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: бывает (основа [бываj-] и окончание [-от] в северновеликорусских диалектах) с переходом в бываат и далее [быва2: т]; или выкидка мгновенных согласных [т], [д] между двумя длительными, например честный [чэсн@и], праздный [празн@и], счастливый [щиэс'л'ив@и]1; или же устранение тех же [т], [д] в группах стк, здк: повестка [пΛ в'эскΛ ], поездка (пΛ jэскΛ ] (просторечие).

 

Но бывают выкидки и на диссимилятивной основе, таковы случаи произношения [шт], [шн] вместо чт, чн, например что[што], скучно [скушнΛ ] и т. п. Здесь должны подряд следовать две смычные [ч] и [т] или [н]; чтобы избежать повторения одинаковой смычки, первая смычка опускается, а «остаток» [ч] существует в виде фрикативного небного [ш]; итак, основа процесса здесь – расподобление1.

Особенно ярко это проявляется в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например знаменосец (вместо знаменоносец), близорукий (из близоркий вместо близозоркий), минералогия (вместо минералология), трагикомедия (вместо трагикокомедия), стипендия (вместо стипепендия) и т. п.

2. Эпентезы (или вставки), наоборот, чаще всего имеют диссимилятивную основу (например, вставка согласных), чаще всего [в], [γ ] или [j] между гласными в случае «зияния», т. е. непосредственного соседства двух гласных, в просторечии: Ларивон, Родивон, Левонтий, а также радиво, какаво (детская речь, просторечие); такого же происхождения [в] в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных [злó во], [дó брово], ср. фамилии: Хитровó, Дурновó из этих форм; йотовая эпентеза типична в иноязычных словах на -ia: Italia, India, Persia как: Италия, Индия, Персия (т. е. с -ия [-иja] на конце); в просторечии эта эпентеза постоянна, ср. скорпиен, шпиен, фиялка, павиян, киятер ит. п. В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя соседними длительными, ср. в просторечии ндрав, страм вместо нрав, срам; такого же происхождения т в словах встреча, встретить(древнерусское срђтати, ср. Сретенка, название улицы в Москве, фамилия Сретенский).

3. Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных бывают опять же [в], [γ ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь (вместо острый, осемь, ср. с теми же корнями немецкое acht, латинское осtо без [в] перед начальной гласной); гусеница (из η усеница, корень [ус-]! ), ето [jэто] (вместо это) и т. п.

В качестве протетических гласных в русском языке известно и, например в южнорусских диалектах ишла вместо шла, Ильгов вместо Льгов, Ильвовна вместо Львовна1, и здесь разгружает группу начальных согласных. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова, например ыштаны вместо штаны, ыстакан вместо стакан и т. п.

4. Метатезы (или перестановки) чаще всего встречаются, когда слово из одного языка переходит в другой, т. е. при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из городского литературного языка в диалекты и при освоении детьми речи взрослых, например:

а) в заимствованных словах: футляр (из немецкого Futteral), тарелка (раньше: талерка, ср. польское talerz, шведскоеtallrik, немецкое Teller с тем же значением), Фрол (из латинского flor, floris – «цветок»), Селиверст (из латинского Silvester –«лесной»); русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия;

б) при переходе слов в диалект: ведъмедь (вместо медведь), ралек (вместо ларек), Таждикистан (вместо Таджикистан);

в) в детском языке при усвоении речи взрослых: салатка (из ласатка, т. е. лошадка), макейка (из камейка, т. е. скамейка) и т. п.

По данным психологии, количество и качество элементов, составляющих данное целое, улавливается гораздо скорее и легче, чем их последовательность (ср. запоминание цвета и порядка расположения цветов на трехцветных флагах).

№23. Принципы классификации лексики.

Ле́ ксика (от греч. λ ε ξ ι κ ό ς — «относящийся к слову», от греч. λ έ ξ ι ς — «слово», «оборот речи») — раздел науки о языке, изучающий значения слов.

Лексика — весь словарный запас языка.

Архаизмы — устаревшие слова.

Неологизмы — новые слова.

Синонимы — сходные по значению, пишутся по-разному.

Омонимы — одно слово, имеющее несколько значений.

Антонимы — противоположные по значению.

Паронимы — частичное звуковое сходство, разные по значению.

Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.

Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.

Система отношений в лексике указывает на наличие взаимосвязи между его единицами ( между словами).

4 типа отношений:

Синонимия

Антонимия

Омонимия

Паронимия

Синонимия - сходство означаемого при различении означающего. Синонимы могут различаться по всем основным компонентам лексического значения ( денотат, десигнат, канотат).

Синонимы, различающиеся по денотату и десигнату- идеографические.

Те, кот различаются по канотату:

Эмотивно-оценочные ( красивый, смазливый)

Стилистические ( различ. сферой употребления ( ГЛАЗА-ОЧИ)).

В синонимических отношениях выступают слова, обозначающие качество и признаки предмета.

Все множество слов, связанных синонимическими отношениями- синонимический ряд.

Доминанта синонимического ряда - главное, центральное значение слова.

Омонимия заключается в тождестве означающих при различии означаемых.

Для омонимии характерно отсутствие семантической связи между значениями слов.

Омонимия - закономерное явление естественного языка. Складывается в результате склада и распада.

 

Паронимия - однокоренные слова одной части речи, близкие по значению, различающиеся словообразоват.аффиксами.

Отличительный признак- разная сочетаемость паронимов.( оплатить проезд, заплатить за проезд).

 

Антонимия -семантическая противоположность.

№24. Учение о фонеме в Петербургской (Ленинградской)(Л.Ф. Щерба, Л.Р.Зиндер)и в английской (Д.Джоунс) фонетических школах.

ИЗ ЛЕКЦИИ!

Основатель – Щерба Лев. В работе «Русские гласные» (1912)

Ученики: Лев Зиндер, Матульсевич, Бандарко, Вербицкая, Касевич.

Фонема: - Кратчайшее общее фонетич представление, способ ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать (различать) слова

Психологич подход: интегрировать психологию и лингвистику.

Потенциальная связь фонемы со смыслом (обознач то же что и морф).

делают фонемы самостоятельными единицами (не имеют иногда своего значения. иногда они отдельные элементы – часть морфемы).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь