Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кому и зачем нужна эстетика?Стр 1 из 4Следующая ⇒
Предмет эстетики Различные направления идеалистической и материалистической эстетики по-разному определяют предмет эстетики, сводили его главным образом к абсолютной идее, божественному духу. Субъективные идеалисты, и среди них Фихте, Кант и современные неакантианцы, считают, что предмета эстетики вообще нет. Эстетическое суждение, или суждение вкуса, признаваемое за единственную эстетическую реальность, не имеющую познавательного значения. Единого взгляда на предмет нашей науки нет. Один предметом эстетики считает только искусство, другие наряду с искусством в предмет эстетики прекрасное в действительности. Развитие науки выразилось в том, что она активно стала вторгаться в живую жизнь По мнению Белинского, “задача истинной эстетики состоит в том, чтобы решить что такое искусство. Она должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно, и она обязана ему своим существованием”. Мысль Белинского правильна в том отношении, что эстетика обязана своим возникновение прежде всего существованию и развитию искусства. Следует подчеркнуть, что, хотя искусство и является с давних пор предметом эстетики, сама эстетика не является частью искусства. Определяя предмет эстетики, мы как бы устанавливаем объем ее возможного содержания и демаркационные линии. Гегель охарактеризовал ее предмет как обширное царство прекрасного, исключив из этого царства прекрасное в природе. Белинский и Чернышевский доказывали, что область искусства неизмеримо шире прекрасного. К проблемам, которые изучает эстетика, относятся гносеологические и социологические закономерности развития искусства, его важные и многогранные связи с жизнью общества. Что такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки? Специфичный предмет науки - это, по существу, весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, явления, которые решает данная наука. Предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика - наука о исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общи принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки. Она вызывает систему экономических взглядов общества, которые совпадают с материальной и духовной деятельностью людей. Основной вопрос эстетики В эстетической теории, как и в философии, имеется основной вопрос. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к действительности. Основной вопрос эстетических учений - вопрос об источнике красоты и отношении искусства к действительности. Эстетики, считающие основой красоты реальную действительность, образуют материалистический лагерь. Сторонники сверхчувственного образуют идеалистический лагерь. Для них источником прекрасного является чистая субъективность. Материалистическая эстетика борется за сближение искусства с действительностью, - больше всего она измеряет степень зрелости искусства. Сторонники субъективного идеализма в эстетики и философии - Кант, Фихре, Бергсон, Дэкон, Джон - отвергают мысль, что объективный мир является основой искусства, источником прекрасного и возвышенного. Где находится мир прекрасного? На этот вопрос субъективный идеалист отвечает: внутри человека и больше нигде. Кроме духа, находящегося внутри субъекта, они не признают никакого иного источника прекрасного. Кант, признает в принципе существование объективного мира “вещей в себе”, объявляет его непознаваемым и отвергает объективную реальность как источник искусства и прекрасного. По Канту художник не должен проявлять интереса к событиям внешнего мира. Чем равнодушнее относится художник к объективной действительности, тем скорее он достигнет своей цели. Эстетика субъективного идеализма всегда служила и теперь служит теоретической основой консервативному направлению искусства и литературы. По мнению агностиков, человек не в состоянии познать мир, не в состоянии проникнуть в субстанцию. Таким образом художник должен либо копировать внешнее, либо устремиться в истинные области своего “я”. По мнению представителей объективного идеализма - Платона, Гегеля, Шеллинга, искусство отражает мир материальных вещей лишь постольку, поскольку в вещах отражаются вечные идея; земля, красота - несовершенный отблеск вещей, абсолютной красоты. С точки зрения объективного идеализма мир “божественного духа” бесконечно выше окружающего нас материального мира. Искусство - одна из форм слияния с высшим божественным духом. Гегель превращает искусство в служанку богословия. Классики русской материалистической эстетики выполнили задачу огромного исторического значения, подвергнув критике идеалистическую концепцию Гегеля. По словам Белинского “действительность - вот лозунг нашего времени”. Точка зрения Белинского по отношению искусства действительности такова: “Талант был всегда, но прежде они украшали природу, идеализировали действительность, т.е. изображали несуществующее, рассказывали о небывалом, а теперь они воспроизводят жизнь и действительность в их истине”. Разъясняя основную задачу искусства - быть верным зеркалом жизни и ее достаточным толкователем, Белинский предостерегал художников и поэтов от пагубного разрыва с жизнью. Чернышевский развивает материалистические традиции Белинского, его идеи были проникнуты идеалистическими воззрениями на искусство. Сторонники материалистической эстетики доказали, что искусство - специфическая форма познания и отражение жизни, учебник жизни. Такой подход диаметрально противоположен идеалистическому подходу. Кому и зачем нужна эстетика? Эстетика нужна художнику. Он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их теоретической формы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей он должен опираться на глубокие знания эстетики. Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, без труда. Мировоззрение художника не есть сумма вычитанных им философских истин. Оно развивается в самой жизни. Выучить основные положения эстетики - еще не значит научиться художественному творчеству. Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний - эстетическое наслаждение. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, так как освоение и преобразование осуществляется ими по законам красоты. Все стороны деятельности подчиняются законам эстетики. Эстетика входит во все сферы деятельности. Она формирует в человеке творческое, созидающее начало воспринимать красоту и наслаждаться ею, уметь и понимать искусство. Поскольку искусство и эстетика сосредоточили свое внимание на общечеловеческом, эти сферы культуры особенно актуальны сегодня, что способствует сближению народов, их взаимопониманию. Эстетика наука об искусстве а) Происхождение искусства На протяжении десятилетий вокруг проблемы происхождения искусства кипят споры, в которых сложно угадываются 2-а направления. Одно из них связано с подлинным развитием и совершенствованием эстетики - науки. Имеющей огромное общественное значение; другое с теорией и практикой модернизма, который, стремясь оторвать искусство от живых запросов нашей эпохи, хотел бы придать ему архаические формы, ограничить его стилизацией, безумным копированием приемов и мотивов, поврежденных временами досторическими. О первобытном искусстве написано много книг и статей. Археологические раскопки и этнографические исследования, произведенных на протяжении последнего столетия. Археологи, этнографы, философы внесли свой вклад в дело собирания, изучения и систематизации материалов относящихся к первобытной культуре. Вопрос о происхождении искусства, генетически восходящего к “седой древности”, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Искусство возникшее в каменном веке, является отправным пунктом всего последующего развития художественной деятельности. б) Роль труда в происхождении искусства Некоторые исследователи полагают, что первобытное искусство явилось непосредственным порождением трудовых телодвижений. По мнению Карла Бюхера, такие стихотворные размеры, как ямб и хорей, явились результатом “топанья” дактиль и анапсот-ударов молота. По его мнению источником порождения ударов является сам по себе труд. В ритме трудовых движений определялась сущность первобытной музыки и поэзии. Но все же ритм является одним из элементов искусства. Теория “трудовых ритмов”, иллюстрирующая творческую роль сознания, представляет собой сочетание идеалистического и вульгарно-материалистического взглядов. в) Биологическая теория По мнению Г.Спенсера, музыкальное искусство возникло независимо от исторического развития, прямо из криков. К.Бюхер считал, что первые песни складывались из полузвериных звуков. По мнению музыковеда Р.Грубера, пение возникает даже раньше звуковой речи. г) Теория игры В “Письмах об эстетическом воспитании человека” Ф.Шнилер связывает зарождение художественной деятельности с игрой. Искусство рождается игрой, игра побуждается красотой. Игра - это проявление избыточных сил, вот, что якобы порождает искусство. д) Теория подражания По мнению Платона искусство имеет божественное происхождение, идеи искусства возникают как подражание божественной идее, а творческое вдохновение нам ниспосылается свыше. Аристотель отверг учение платоновской философии, он писал, что искусство было вызвано к жизни 2-мя естественными причинами: первая - подражание как стремление к познанию; вторая - подражание как стремление к удовольствию. Плеханов рассматривает происхождение искусства, как подражание животным. По Чернышевскому, искусство возникает не из стремления к подражанию природе, а из стремления к воспроизведению сущности явлений действительности. Искусство вырастало из трудовых процессов, но не было их механическим воспроизведением. Первобытные песни и танцы представляли собой специфическое выражение растущего сознания. Е) Теория синкретизма Теория синкретизма привыкает к теории “праязыка” и “прачеловека”. Термин “синкретизм” означает “праискусство”, т.е. самую раннюю, нерасчлененную форму искусства. Возникают, по существу, и единого трудового акта: и другие видят искусства. В теории синкретизма есть элемент истины, но не стоит забывать, что уже в каменном веке встречаются примитивные формы поэзии, музыки, танцев, изобразительного искусства. Е) Народность искусства Долгое время эстетика искала закономерности развития искусства вне общества. В работе французского аббата Ж.Б.Дюбо “Критические размышления о поэзии и живописи (1719 г.) изменения в искусстве объяснялись изменениями воздуха. Философ И.Гердер уточнил: искусство меняется под воздействием изменений климата и зависит от национального характера народа. Для Гегеля искусство есть результат глобального развития мира. Французский философ Ж.Гюйо показал, что искусство - функция общественного организма. Связь искусства с жизнью подчеркивали классики русской эстетики. Значение и содержание художественных произведений зависит от содержания жизни народа, отмечал В.Г.Белинский. Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его практических потребностей вызвали к жизни такие разные формы общественного сознания, как философия, наука, мораль, религия, политика и право. Все формы общественного сознания имеют ряд общих черт: 1) - Духовная жизнь человечества развивается под воздействием исторической действительности. Формы общественного сознания зависят от экономического строя и базиса. Формы общественного сознания имеют относительную самостоятельность. Так, уровень развития искусства не совпадает с уровнем развития экономики. Относительная самостоятельность форм 2) - общественного сознания объясняется непосредственным воздействием на духовную жизнь общества социальной борьбы, взаимным влиянием разных форм общественного сознания, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи. 3) - Формы общественного сознания не только отражают реальность, но и оказывают на нее обратное воздействие. 4) - У них единый путь познания действительности - от живого созерцания к мышлению и от него к практике. Помимо общего каждая форма общественного сознания имеет свою специфику. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают человека. Это зависит от проявления творчества народов. Например, в живописи охотничьих народов превалировали мотивы животного мира и отсутствовал растительный орнамент. Эти народы не знали земледелия. Личность - класс - нация - человечество - вот те конкретно-исторические понятия, те социальные начала, которые определяют структуру образного мышления. Классово, исторически и национально обусловленное сознание художника выражает общечеловеческое. Это позволяет великим творениям, преодолев классовую и историческую ограниченность их создателей, сохранить свою целостность в веках. Фундаментальные образования художественного творчества включают в себя не только интернациональное, но и национальное и классовое начало. Взаимодействие национальных искусств, художественное общение разных народов своим фундаментом имеют их взаимное уважение и взаимный культурный интерес. Национальная специфика искусства проявляет себя в своеобразии художественного мышления автора. У разных национальных структур образного мышления разные эмоциональные алгоритмы лишены чувств, красок, оттенков. Национальный опыт неповторим в своей повторяемости. Общечеловеческое звучание художественных произведений и острота их национального своеобразия усиливается благодаря взаимодействию разных национальных культур в творчестве художников, что порой недооценивается. Хочется сказать, что русская национальная культура многонациональна, тому пример француз Фальконе, итальянец Растрелли, датчанин Даль, немец Брюллов, еврей Левитан, Гоголь украинских и польских кровей. Народность - эстетическая категория, выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа и отражающая фундамент искусства, саму его природу, его корни. 1) Народ - объект художественного творчества. Народность искусства состоит в изображении существенных моментов из жизни народа, существенных сторон действительности. 2) Отражение интересов народа - необходимое условие народности любого художественного произведения. Художник может изображать и нечто странное, но его творчеству будет присуща народность, если на все он смотрит глазами. Интересы народа должны определять жизненную и творческую позицию художника, лежать в основе его эстетических идеалов. Народ - не только объект, но и субъект искусства. Он сам участвует в самом процессе художественного творчества. “Народ-языкотворец”, а 3) поэт - его “подмастерье”. Народ создает арсенал образов, из которых художник черпает свою образную систему. 4) Народ - создатель, носитель, хранитель языка и культуры. 5) Еще одной стороной народности искусства является то, что народ - цель искусства, его конечный результат и потребитель. При этом художник должен не идти за аудиторией, а быть впереди, поднимая ее художественное восприятие на новый уровень, воспитывая высокие эстетические вкусы публики. 6) Народ - носитель поля общественного мнения, складывающегося вокруг произведения и обусловливающею его восприятие. Народ - создатель и носитель рецепционного поля, обеспечивающего восприятие и понимание искусства. Народность - категория конкретно-историческая, ее содержание исторически обусловлено. 8. Эстетика - гносеология искусства. а) Художественный образ - форма Художественный образ - форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. В древнеиндийском искусстве, согласно Анандавардхане (дв.) образная мысль (дхвани) имеет 3-и основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение. Эти моменты строятся по законам художественного сопряжения, сопоставления разных явлений. б) Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Например, изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы. У племен Аляски были распространены изображения животных с человеческими головами. Структура художественного образа не всегда так наглядна, в более сложных случаях в искусстве явления светятся и раскрываются одно через другое. Так в рамках Л.Н.Толстова и Ф.М.Достоевского герои раскрываются через те ответы и тени, которые бросают друг на друга окружающий их мир. Художник мыслит ассоциативно. в) Самодвижение Художественный образ обладает своей логикой. Он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник знает все изначальные параметры самодвижения образа. Жизненный материал лежит в основе произведения, но порой художник не всегда приходит к тому выводу, к которому он стремился. Внутренняя установка Л.Толстого заставляла его быть на стороне Каренина, но логика реалистического художественного мышления привела автора “Анны Карениной” к таким результатам, о которых он первоначально не думал. Герои произведений ведут себя по отношению к авторам, как дети по отношению к родителям. Они обязаны им жизненно. Однако, как только их характер оформится и окрепнет, они начинают действовать самостоятельно, по своей внутренней логике, а порой бывают непослушны родительской (авторской) воле.
г) Многозначительность и недосказанность Один из аспектов многообразности образа - недосказанность. Недосказанность образа, стимулируют мысль воспринимающего. Образ многопланов, в нем бездна смысла, раскрывающаяся в веках. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, дает ему новую трактовку. Например, Гамлета рассматривают как рефлектирующего интеллигента (“гамлетизм”), в ХХ в. - как борца. Многозначен и другой шекспировский персонаж - король Лир. Гете отмечал, что не может выразить идею “Фауста” в формуле. Для раскрытия ее нужно было бы снова написать это произведение. Образ - целая система мыслей. Образ непереводим на язык логики потому, что при анализе остается “сверхсмысловой остаток”, и переводим - потому, что глубже и глубже проникая в суть произведения, можно все полнее, всестороннее выявлять его смысл. д) Индивидуализированное обобщение. Типизация Художественный образ - индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. “Общее существует лишь в отдельности, через отделимое”[2]. Вспомним стихи А.С.Пушкина “Я вас любил”.в этом послании своей возлюбленной, он говорит о самом сокровенном, интимном все неповторимо-индивидуально. Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее. Искусству классицизма присуща генерализация - художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя. Романтизму свойственна идеализация - обобщение путем прямого воплощения идеалов, например их на реальный материал. Реалистическому искусству присуща типизация - художественное обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности. Искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира. З) Оригинальность Образ неповторим, принципиально оригинален. На одной и той же почве творцы создают разные произведения. Автора шедевра можно узнать по его почерку, по особенностям творческой матеры. Художественный образ уникален, принципиально уникален, принципиально оригинален, как неповторимая индивидуальность творца.
Эстетика и философия Интересно каково соотношение эстетики и философии. Каждая социальная наука является теоретическим обобщением тех или иных сторон многообразной человеческой практики. В свое время было в ходу совершенно неверное отождествление категорий философии и эстетики, к превращению эстетики в довесок истории философии. История философии представляет собой историю зарождения, возникновения и развития материалистического представления о мире и его законах, историю борьбы материализма с идеализмом. Как нам известно эстетика не занимается этой проблемой. Роль философии заключается в том чтобы лишить другие науки самостоятельности, а в том, чтобы способствовать их развитию. Эстетика и философия имеют свои стороны для изучения, свой особый предмет. Эстетика не исследует общих законов природы, общества и человеческого мышления; ее задачу составляют исследование одной из форм общественного сознания, каковой является искусство, и законов прекрасного. Однако эстетика не является основной частью философии в этом смысле, какой придавал их соотношению Гегель, - для него философия была единственной наукой, философия природы, философия истории, философия права, философия искусства и т.д. Философскую основу эстетики составляет метод научного исследования. Свое содержание каждая наука получает не от метода научного исследования, а от предмета исследования. Эстетика исследует наиболее общие законы искусства и прекрасного. Провести абсолютную границу между предметом философии и предметом эстетики невозможно. Мышление образами характеризует творческую деятельность философа. С этой точки зрения эти 2-а предмета имеют определенную общность. И все же эти предметы различны. Эстетическая теория всегда находилась в зависимости от той или иной философской системы. Если это был материализм, то эстетическая теория, на него опиравшаяся, была материалистической, тоже происходило и с идеалистической теорией. Русская материалистическая эстетика 19 в. была сильна своими связями не только с передовым общественным движением, но и с передовой материалистической философией своего времени. В свое время Чернышевский подчеркивает тесную зависимость эстетики от общих понятий о природе и человеке, т.е. от философии. Особый интерес представляют его мысли о зависимости эстетики от общих понятий. Чернышевскому было ясно, что “существенное значение эстетическая теория... имеет именно как приложение общих воззрений к вопросам частной науки”[4]. Другими словами, философия опора эстетики как метод исследования. Мысль о “широких понятиях” как фундаменте эстетических систем сохраняет свое значение и для нашего времени. Совершенно ясно, что современная эстетика и другие науки могут развиваться как самостоятельные отрасли научного знания только на основе творческого применения основных положений диалектического и исторического материализма к вопросам морали, искусства, языка, права и т.д. Итак, основополагающее значение философия для эстетики не ограничивает развитие эстетики как самостоятельной науки. Так решается вопрос о соотношении эстетики и философии. Ж) Человек будущего Человек будущего формируется в творческом труде, в нашей повседневной жизни. Искусство только способствует этому великому процессу. Например, писателю, чуткому к своему времени, способному проникнуть, наш сегодняшний день дает материалы для собрания материала для нового образа героя. Такими образами одно время были: Овод, Павка Корчагин. Российское искусство призвано воспитывать в людях высокие моральные качества, любовь ко всему подлинно прекрасному. Эти символы должны входить все глубже в сознание народных масс для того чтобы наша страна являлась мировым центром культуры. Литература 1. И.Б.Астахов “Эстетика”, Московский рабочий. 1971 г. 2. Ю.Борев “Эстетика”, М., Изд-во Политич.лит-ра. 1988 г. 3. Г.И.Поспенов “Искусство и эстетика”. М. 1984
[1] См. Р.-Э. Лесинг. Ласкоон. М., Изогид, 1933 г., С.64. [2] Ф.М.Лешин. Полн. Собрание. соч. Т.29. С.318. [3] Шеллер Ф. Собрание соч. в 7-ми т-х, 1957. Т.7. С.560. [4] Н.Г.Чернышевский. Избранные философские сочинения. Т.I. С.182. Предмет эстетики Различные направления идеалистической и материалистической эстетики по-разному определяют предмет эстетики, сводили его главным образом к абсолютной идее, божественному духу. Субъективные идеалисты, и среди них Фихте, Кант и современные неакантианцы, считают, что предмета эстетики вообще нет. Эстетическое суждение, или суждение вкуса, признаваемое за единственную эстетическую реальность, не имеющую познавательного значения. Единого взгляда на предмет нашей науки нет. Один предметом эстетики считает только искусство, другие наряду с искусством в предмет эстетики прекрасное в действительности. Развитие науки выразилось в том, что она активно стала вторгаться в живую жизнь По мнению Белинского, “задача истинной эстетики состоит в том, чтобы решить что такое искусство. Она должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно, и она обязана ему своим существованием”. Мысль Белинского правильна в том отношении, что эстетика обязана своим возникновение прежде всего существованию и развитию искусства. Следует подчеркнуть, что, хотя искусство и является с давних пор предметом эстетики, сама эстетика не является частью искусства. Определяя предмет эстетики, мы как бы устанавливаем объем ее возможного содержания и демаркационные линии. Гегель охарактеризовал ее предмет как обширное царство прекрасного, исключив из этого царства прекрасное в природе. Белинский и Чернышевский доказывали, что область искусства неизмеримо шире прекрасного. К проблемам, которые изучает эстетика, относятся гносеологические и социологические закономерности развития искусства, его важные и многогранные связи с жизнью общества. Что такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки? Специфичный предмет науки - это, по существу, весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, явления, которые решает данная наука. Предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика - наука о исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общи принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки. Она вызывает систему экономических взглядов общества, которые совпадают с материальной и духовной деятельностью людей. Основной вопрос эстетики В эстетической теории, как и в философии, имеется основной вопрос. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к действительности. Основной вопрос эстетических учений - вопрос об источнике красоты и отношении искусства к действительности. Эстетики, считающие основой красоты реальную действительность, образуют материалистический лагерь. Сторонники сверхчувственного образуют идеалистический лагерь. Для них источником прекрасного является чистая субъективность. Материалистическая эстетика борется за сближение искусства с действительностью, - больше всего она измеряет степень зрелости искусства. Сторонники субъективного идеализма в эстетики и философии - Кант, Фихре, Бергсон, Дэкон, Джон - отвергают мысль, что объективный мир является основой искусства, источником прекрасного и возвышенного. Где находится мир прекрасного? На этот вопрос субъективный идеалист отвечает: внутри человека и больше нигде. Кроме духа, находящегося внутри субъекта, они не признают никакого иного источника прекрасного. Кант, признает в принципе существование объективного мира “вещей в себе”, объявляет его непознаваемым и отвергает объективную реальность как источник искусства и прекрасного. По Канту художник не должен проявлять интереса к событиям внешнего мира. Чем равнодушнее относится художник к объективной действительности, тем скорее он достигнет своей цели. Эстетика субъективного идеализма всегда служила и теперь служит теоретической основой консервативному направлению искусства и литературы. По мнению агностиков, человек не в состоянии познать мир, не в состоянии проникнуть в субстанцию. Таким образом художник должен либо копировать внешнее, либо устремиться в истинные области своего “я”. По мнению представителей объективного идеализма - Платона, Гегеля, Шеллинга, искусство отражает мир материальных вещей лишь постольку, поскольку в вещах отражаются вечные идея; земля, красота - несовершенный отблеск вещей, абсолютной красоты. С точки зрения объективного идеализма мир “божественного духа” бесконечно выше окружающего нас материального мира. Искусство - одна из форм слияния с высшим божественным духом. Гегель превращает искусство в служанку богословия. Классики русской материалистической эстетики выполнили задачу огромного исторического значения, подвергнув критике идеалистическую концепцию Гегеля. По словам Белинского “действительность - вот лозунг нашего времени”. Точка зрения Белинского по отношению искусства действительности такова: “Талант был всегда, но прежде они украшали природу, идеализировали действительность, т.е. изображали несуществующее, рассказывали о небывалом, а теперь они воспроизводят жизнь и действительность в их истине”. Разъясняя основную задачу искусства - быть верным зеркалом жизни и ее достаточным толкователем, Белинский предостерегал художников и поэтов от пагубного разрыва с жизнью. Чернышевский развивает материалистические традиции Белинского, его идеи были проникнуты идеалистическими воззрениями на искусство. Сторонники материалистической эстетики доказали, что искусство - специфическая форма познания и отражение жизни, учебник жизни. Такой подход диаметрально противоположен идеалистическому подходу. Кому и зачем нужна эстетика? Эстетика нужна художнику. Он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их теоретической формы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей он должен опираться на глубокие знания эстетики. Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, без труда. Мировоззрение художника не есть сумма вычитанных им философских истин. Оно развивается в самой жизни. Выучить основные положения эстетики - еще не значит научиться художественному творчеству. Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний - эстетическое наслаждение. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, так как освоение и преобразование осуществляется ими по законам красоты. Все стороны деятельности подчиняются законам эстетики. Эстетика входит во все сферы деятельности. Она формирует в человеке творческое, созидающее начало воспринимать красоту и наслаждаться ею, уметь и понимать искусство. Поскольку искусство и эстетика сосредоточили свое внимание на общечеловеческом, эти сферы культуры особенно актуальны сегодня, что способствует сближению народов, их взаимопониманию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3166; Нарушение авторского права страницы