Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Е) Прочувствованная мысль, обмысленное чувство ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Художественный образ - единство мысли и чувства рационального и эмоционального. Эмоциональность - исторически ранняя и эстетически первооснова художественного образа. Древние индийцы полагали, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнившие его чувства. Для создания непроходящего произведения важен не только широкий охват действительности, но и идейно-эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. ж) Реальный мир и личность художника - Художественный образ - единство объективного и субъективного. В отличие от религии, искусство не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. В образ входит не только материал действительности, но и его отношение к изображенному. Хуан Гряе говорил: “качество художника зависит от количества прошлого опыта, который он несет в себе”. Роль индивидуальности художника особенно наглядна в исполнительском искусстве (музыка, театр). Каждый актер по-своему трактует образ. Личность творца получает отражение в художественном образе, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее самотворение. В реалистическом образе всегда сохранена мера соотношения субъективного и объективного, действительность освещена мыслью, идеалом художника. З) Оригинальность Образ неповторим, принципиально оригинален. На одной и той же почве творцы создают разные произведения. Автора шедевра можно узнать по его почерку, по особенностям творческой матеры. Художественный образ уникален, принципиально уникален, принципиально оригинален, как неповторимая индивидуальность творца.
Эстетическая деятельность - художественное творчество. Эстетика - наука о творческом процессе а) Художественное творчество - начало Художественное творчество - загадочный процесс. Исследуя общечеловеческие аспекты человеческой деятельности и искусство как ее высшую форму, эстетика не может обойти своим вниманием процесс художественного творчества и психологические его механизмы. Основатель “аналитической психологии” швейцарский психолог К.Юнг, говорил что психология может быть поставлена в связь с эстетикой. Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступени этой творческой лестницы, должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств. Человек, способный к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Художественной деятельностью люди занимаются с переменным успехом. Однако художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания. Талант порождает художественные ценности, имеющие непроходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гений создает общечеловеческие ценности, имеющие свою значимость на все времена. Гениальность художника проявляется в его воздействии на человечество. б) Психологические механизмы Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира. Важным психологическим фактом художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Художественная одаренность сказывается на выборе объектов, в избирательности памяти, в умении извлекать из нее впечатления. Живописец Р.Фальк учит своих учеников запоминать впечатления от натуры и затем писать этюды по памяти. Важнейший элемент творческого процесса - воображение. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины. Воображение имеет много разнообразностей: фантасмагорическое - у Э.Гофмана, философско-лирическое - у Ф.И.Тютчева, романтически- возвышенное - у М.А.Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у С.Дали, реально-строгое - у Ф.Феллини, полное таинственности - у И.Бергмана. Воображение воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, мобилизует их и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном образе, картине и т.д. Вдохновение - специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ее ассоциаций. В психологическом механизме творчества существенную роль играет момент внутреннего освобождения, которым разрешается потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди, желание поделиться с близким человеком глубокими переживаниями. Высокую роль подсознания в художественном мышлении приводила Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества, боговдохновенного, вакхического состояния. Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло фрейдистов. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублиминирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей. По Фрейду, неудовлетворенные желания - побудительные стимулы фантазии. Бессознательное хотя и важный, но не единственный фактор в механизме художественного творчества. В творческом процессе взаимодействуют и подсознание, и сознание, и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Ф.Шиллер писал: “Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта - художником”[3]. Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения. Сознание помогает художнику провести самокритический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства. Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных произведений. Миниатюру можно использовать по наитию, крупное же произведение нуждается в серьезном обдумывании. Подсознание под влиянием различных физических впечатлений рождает во всяком творческом процессе огромное число вариантов и решений проблемы. Интуитивное эстетическое чувство, чувство гармонии и красоты заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые решения и образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание. Рожденный подсознанием, отображаемый и организованный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Таким образом, сначала эстетическое чувство производит отбор из множества идей и образов. Эстетика и философия Интересно каково соотношение эстетики и философии. Каждая социальная наука является теоретическим обобщением тех или иных сторон многообразной человеческой практики. В свое время было в ходу совершенно неверное отождествление категорий философии и эстетики, к превращению эстетики в довесок истории философии. История философии представляет собой историю зарождения, возникновения и развития материалистического представления о мире и его законах, историю борьбы материализма с идеализмом. Как нам известно эстетика не занимается этой проблемой. Роль философии заключается в том чтобы лишить другие науки самостоятельности, а в том, чтобы способствовать их развитию. Эстетика и философия имеют свои стороны для изучения, свой особый предмет. Эстетика не исследует общих законов природы, общества и человеческого мышления; ее задачу составляют исследование одной из форм общественного сознания, каковой является искусство, и законов прекрасного. Однако эстетика не является основной частью философии в этом смысле, какой придавал их соотношению Гегель, - для него философия была единственной наукой, философия природы, философия истории, философия права, философия искусства и т.д. Философскую основу эстетики составляет метод научного исследования. Свое содержание каждая наука получает не от метода научного исследования, а от предмета исследования. Эстетика исследует наиболее общие законы искусства и прекрасного. Провести абсолютную границу между предметом философии и предметом эстетики невозможно. Мышление образами характеризует творческую деятельность философа. С этой точки зрения эти 2-а предмета имеют определенную общность. И все же эти предметы различны. Эстетическая теория всегда находилась в зависимости от той или иной философской системы. Если это был материализм, то эстетическая теория, на него опиравшаяся, была материалистической, тоже происходило и с идеалистической теорией. Русская материалистическая эстетика 19 в. была сильна своими связями не только с передовым общественным движением, но и с передовой материалистической философией своего времени. В свое время Чернышевский подчеркивает тесную зависимость эстетики от общих понятий о природе и человеке, т.е. от философии. Особый интерес представляют его мысли о зависимости эстетики от общих понятий. Чернышевскому было ясно, что “существенное значение эстетическая теория... имеет именно как приложение общих воззрений к вопросам частной науки”[4]. Другими словами, философия опора эстетики как метод исследования. Мысль о “широких понятиях” как фундаменте эстетических систем сохраняет свое значение и для нашего времени. Совершенно ясно, что современная эстетика и другие науки могут развиваться как самостоятельные отрасли научного знания только на основе творческого применения основных положений диалектического и исторического материализма к вопросам морали, искусства, языка, права и т.д. Итак, основополагающее значение философия для эстетики не ограничивает развитие эстетики как самостоятельной науки. Так решается вопрос о соотношении эстетики и философии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы