Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетика - наука о прекрасном



Истинное искусство и прекрасное неотделимы друг от друга. Искусство - область прекрасного. Это неоспоримо. Искусство отражает так же прекрасное и непрекрасное. Прежде всего следует заметить, что термин “искусство” имеет несколько значений. В общежитии принято называть искусством всякое мастерство, совершенное выполнение работы. “Искусник так называют в народе мастера”. Искусным или мастерским называют также исполнение, которое наилучшим образом соответствует определенной цели, не нуждается в дополнениях, улучшениях, исправлениях. Иначе говоря, искусство - это умение достигать высокого качества, в то или иной области трудовой деятельности. Человеку свойственно вносить эстетическое начало, красоту в самые разнообразные роды деятельности, ибо по своей натуре человек художник.

а) Прекрасное как эстетический критерий

В предметах практического назначения прекрасное - это важное, всегда желательное, но не всегда обязательное свойство. Иную роль играет прекрасное в искусстве. Оно выступает как свойство, определяющее одну из высших целей До сих пор мы говорили об искусстве и прекрасном безотносительно к источнику и сущности того и другого. Между тем вопросы об источнике прекрасного и сущности искусства имеют важнейшее значение.

б) Искусство и прекрасное

Различные определения искусства в истории эстетических учений сводятся к 2-м основным “формулам”, которые соответствуют 2-м противоположным воззрениям на искусство и прекрасное - идеалистическому и материалистическому. 1-ая гласит - искусство - воспроизведение, отражение прекрасного. 2-ая гласит - искусство - прекрасное воспроизведение действительности. Согласно первому определению источником прекрасного в искусстве является только самодовлеющая красота объекта. Искусство, выступает как царство объективной красоты. Подобную точку зрения разделяют представители объективного идеализма от Платона до Гегеля. Платон считал, что высшая красота существует лишь за пределами видимого мира. Это красота абсолютная, божественная. Возникает интересный вопрос: существует ли искусство, в котором прекрасное сводится только к объекту, а творчество не играет никакой роли. История искусства не знает подобных примеров. По Гегелю “...Красота в искусстве является красотой, порождаемой и вновь порожденной духом”. Эстетика превращает реальный объект в видимость объекта, реальную красоту - в видимость красоты; искусство из средства познания реального мира превращается в целое мистическое произведение. Такое искусство становится в один ряд с религией. Великий Гегель выдает за прекрасный объект призрачную идею. Он называет красотой то, что на самом деле есть мистификация, искаженная красота объективного мира. Идеалистическая эстетика возводит красоту в абстракцию, в абсолют, обожествляет. Искусство отражает и объективно прекрасное - это не подлежит сомнению. Среди художников слова, резца, кисти, сцены и т.п. нельзя хотя бы назвать одного безразлично относящегося к прекрасному в действительности. Мы не ошибемся, если скажем, что искусство всех времен и народов стремилось утверждать прекрасное. По словам Лессинга, греческие художники не изображали ничего, кроме красоты[1]. Искусство никогда не проходило мимо объективного прекрасного. Слова “искусство - изображение прекрасного” не лишены оснований. Но это определение не до конца правильное.

в) Прекрасное отражение действительности

Белинский, Чернышевский и Плеханов показали, что сфера искусства не ограничивается изображением прекрасного. Область искусства шире области прекрасного, если иметь в виду объекты изображающие. Искусство изображает все, что представляет интерес для человека. Сегодня нам прекрасные или безобразные объекты сами по себе ничего не говорят о художественном уровне их изображения. Рафаэль и Тициан искали прекрасные объекты, а Домье, Гойя, А.Островский, Щедрин, Л.Толстой, Чехов, Горький нередко изображали “свинцовые” мерзости нашей жизни. Судьбу искусства определят не только прекрасные объекты, сколько прекрасные художники. Часто изображение одного и того же объекта было одинаково. В искусстве всегда важно, что изображается, еще важнее, как изображается. Независимо от того является ли изображение по своей объективной сущности прекрасным или отвратительным, само изображение должно быть прекрасным, художественно совершенным, утверждающим прекрасное в жизни. Здесь мы приходим к выводу: искусство есть прекрасное воспроизведение действительности в образах. Мы боремся не за всякое искусство, а за прекрасное искусство.

г) Прекрасное отражение безобразного

Изображать прекрасную действительность вовсе не значит одинаково относится к добру и злу, низкому и высокому, прекрасному и безобразному. Искусство как прекрасное воспроизведение жизни исключает безразличное, примирительное отношение к низкому и т.д. Эстетически верное отношение художника к действительности предполагает глубокое проникновение и истинную сущность как прекрасного, так и безобразного и совершенную форму изображения того и другого. Изображение положительного, прекрасного в нашей действительности - одна из благороднейших задач искусств. Искусство отражает перед художником всю жизнь, но лишает его одного - права изображать ее плохо, равнодушно. Прекрасно изображать явление действительности и изображать прекрасное явление действительности - это не одно и то же. В первом случае определено качество художественного изображения; во втором случае определен предмет изображения. В эстетической теории имеет место быть термин “лакировка”, под которым подразумевается приукрашивание. Категория прекрасного имеет, как мы видим, не только теоретическое, но и практически - политическое значение, с ней связано отношение искусства к действительности. Рассматривая вопрос об искусстве и прекрасном, мы различаем прекрасное как эстетический предмет, т.е. прекрасное по своей объективной сущности, и прекрасное как художественное изображение Материалистическая эстетика всегда считала первоисточником прекрасного реальную жизнь, субъективную действительность и в связи с этим ориентировал искусство на укреплении связи с жизнью.

д) Воспитание прекрасного

Прекрасное в искусстве возникает как результат совершенного выражения жизненной правды. Оно дарит нам творческую радость. Прекрасное - это душа искусства. Эстетическое наслаждение - это глубокая эмоция. Художественное произведение, объективно изображающее безобразное, доставляет эстетическое наслаждение не тем, что оно будто бы дает точный снимок безобразного, а тем что глубоко и правдиво вскрывает его сущность. Достаточно вспомнить образы Тартюфа, Яго, Тараса Скотинина, Фамусова, Скалозуба, Порфирия Головлев, Смердяева, Якова Островного, Грацианского - и мы видим: творя суд суровый, но праведный искусство делает нас как бы соучастниками реального изображения зла, порока. Эстетическое наслаждение немного стоило бы, если бы произведения искусства не обогащали нас духовно, не возвышали нас идейно, не очищали нравственно. Сюрреализм является одним из наиболее шумных течений современного декаденса, направляет свои усилия на принижение человека, на поругание всего рода человеческого и его стремления к высокому, светлому и прекрасному. Основной “метод” сюрреализма - придать наибольшую достоверность аналогичному, бессмысленному, абсурдному, чтобы добиться угнетающего воздействия на психику человека. Яркий представитель - Сальвадор Дали. С точки зрения гегелевской и платоновской идеалистической эстетики сюрреализм находится за гранью прекрасного. Сюрреализм, абстракционизм, ташизм и прочие направления декаданса заставляют вспомнить одно из положений эстетики: нельзя безнаказанно нарушать законы и нормы прекрасного. Подлинное искусство начинается там, где творчество является процессом создания и утверждения прекрасного.

Эстетика наука об искусстве

а) Происхождение искусства

На протяжении десятилетий вокруг проблемы происхождения искусства кипят споры, в которых сложно угадываются 2-а направления. Одно из них связано с подлинным развитием и совершенствованием эстетики - науки. Имеющей огромное общественное значение; другое с теорией и практикой модернизма, который, стремясь оторвать искусство от живых запросов нашей эпохи, хотел бы придать ему архаические формы, ограничить его стилизацией, безумным копированием приемов и мотивов, поврежденных временами досторическими. О первобытном искусстве написано много книг и статей. Археологические раскопки и этнографические исследования, произведенных на протяжении последнего столетия. Археологи, этнографы, философы внесли свой вклад в дело собирания, изучения и систематизации материалов относящихся к первобытной культуре. Вопрос о происхождении искусства, генетически восходящего к “седой древности”, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Искусство возникшее в каменном веке, является отправным пунктом всего последующего развития художественной деятельности.

б) Роль труда в происхождении искусства

Некоторые исследователи полагают, что первобытное искусство явилось непосредственным порождением трудовых телодвижений. По мнению Карла Бюхера, такие стихотворные размеры, как ямб и хорей, явились результатом “топанья” дактиль и анапсот-ударов молота. По его мнению источником порождения ударов является сам по себе труд. В ритме трудовых движений определялась сущность первобытной музыки и поэзии. Но все же ритм является одним из элементов искусства. Теория “трудовых ритмов”, иллюстрирующая творческую роль сознания, представляет собой сочетание идеалистического и вульгарно-материалистического взглядов.

в) Биологическая теория

По мнению Г.Спенсера, музыкальное искусство возникло независимо от исторического развития, прямо из криков. К.Бюхер считал, что первые песни складывались из полузвериных звуков. По мнению музыковеда Р.Грубера, пение возникает даже раньше звуковой речи.

г) Теория игры

В “Письмах об эстетическом воспитании человека” Ф.Шнилер связывает зарождение художественной деятельности с игрой. Искусство рождается игрой, игра побуждается красотой. Игра - это проявление избыточных сил, вот, что якобы порождает искусство.

д) Теория подражания

По мнению Платона искусство имеет божественное происхождение, идеи искусства возникают как подражание божественной идее, а творческое вдохновение нам ниспосылается свыше. Аристотель отверг учение платоновской философии, он писал, что искусство было вызвано к жизни 2-мя естественными причинами: первая - подражание как стремление к познанию; вторая - подражание как стремление к удовольствию. Плеханов рассматривает происхождение искусства, как подражание животным. По Чернышевскому, искусство возникает не из стремления к подражанию природе, а из стремления к воспроизведению сущности явлений действительности. Искусство вырастало из трудовых процессов, но не было их механическим воспроизведением. Первобытные песни и танцы представляли собой специфическое выражение растущего сознания.

Е) Теория синкретизма

Теория синкретизма привыкает к теории “праязыка” и “прачеловека”. Термин “синкретизм” означает “праискусство”, т.е. самую раннюю, нерасчлененную форму искусства. Возникают, по существу, и единого трудового акта: и другие видят искусства. В теории синкретизма есть элемент истины, но не стоит забывать, что уже в каменном веке встречаются примитивные формы поэзии, музыки, танцев, изобразительного искусства.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. Связь педагогики с другими науками
  2. II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) – психология как наука о сознании.
  3. Биомеханика — наука, которая изучает механическое движение в животных организмах, его причины и проявления.
  4. Вопрос 1. История как наука, предмет, методы изучения.
  5. Вопрос 11. Фонология как наука. Предмет изучения.
  6. Вопрос 1Связь этнологии с другими науками
  7. Вопрос 2: Психология как наука и область гуманитарной практики. Различия житейской и научной психологии.
  8. Вопрос 6. Зарождение и развитие науки. Наука в античности.
  9. Вопрос о факторах развития исторической науки В.Д.Камынин рассматривает через выявление взаимоотношений исторической науки с историографией и их связи с другими науками, политикой и т.д.
  10. Геополитика: наука, политическая практика и идеология. Законы геополитики. Основные категории современной геополитики. Основные геополитические факторы, эволюция их соотношения.
  11. Глава 1. ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА
  12. Глава 1. Геополитика как наука


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь