Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ж) Теория извечности искусства
Некоторые исследователи утверждают, что первобытное искусство не уступает искусству всех последующих этапов. Искусство, лишенное пусть самой примитивной образной специфики, все же даже в первобытном обществе, всегда связано с жизнью общества и играет в его жизни определенную роль. Идеализация первобытного общества не отличается новизной. Идеализация доисторического прошлого обычно связана с протосвязью бегства от действительности. Это одна из ступеней развития в человеческом обществе искусства. Подлинное искусство вырастает из запросов и идей своей эпохи, а не из механического воссоздания минувшего. Эстетика - социология искусства а) Искусство как социальное явление В практической деятельности человек осваивает различные аспекты мира. Искусство - гарант восприятия в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества. Искусство - язык и средство информации, труд является главной формой проявления деятельностной сущности человека, но и искусство - деятельность. б) Искусство - модель деятельности личности Еще в древности было замечено, что искусство “познает развлекая”. Через эстетическое воздействие осуществляется воспитание человека, информирование, познание, передача опыта, анализ состояния мира. в) Искусство - выражение общественной практики В силу исторических обстоятельств искусство сосредотачивается только на самоцельности личности, и оно не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей. г) Искусство - форма общественного сознания С учетом двух планов человеческой деятельности - “вовне” и “вовнутрь” - оказывается, что каждый человек незаменим, личность неповторима и что обществом и искусством личностные потребности человека должны быть не менее полно удовлетворены, чем непосредственно социально полезные его потребности. Искусство - образная модель человеческой деятельности человека (“вовне и “вовнутрь”) оно воспроизводит личность во всем ее многообразии и целостности. Искусство прошлого видело в психике человека зеркало, отражающее мир. Реализм 19 в. показал, что сознание человека формируется в процессе общественной практики и вбирает в себя весь жизненный опыт. И личность меняется. Французский психолог А.Пверок называл новорожденного “кандидатом в человека”. Он становится полноценным представителем человеческого рода, лишь когда присваивает некоторый минимум социально-исторического опыта. д) Личное, классовое, национальное, интернациональное Эстетическая оценка является личностной и отражает исторически обусловленную, устойчивую, необходимую связь субъекта с объектом.
Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет воспринимающего присваивать художественные идеи в личностной форме. Одна и та же художественная идея преломляется в разных головах по-разному. Е) Народность искусства Долгое время эстетика искала закономерности развития искусства вне общества. В работе французского аббата Ж.Б.Дюбо “Критические размышления о поэзии и живописи (1719 г.) изменения в искусстве объяснялись изменениями воздуха. Философ И.Гердер уточнил: искусство меняется под воздействием изменений климата и зависит от национального характера народа. Для Гегеля искусство есть результат глобального развития мира. Французский философ Ж.Гюйо показал, что искусство - функция общественного организма. Связь искусства с жизнью подчеркивали классики русской эстетики. Значение и содержание художественных произведений зависит от содержания жизни народа, отмечал В.Г.Белинский. Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его практических потребностей вызвали к жизни такие разные формы общественного сознания, как философия, наука, мораль, религия, политика и право. Все формы общественного сознания имеют ряд общих черт: 1) - Духовная жизнь человечества развивается под воздействием исторической действительности. Формы общественного сознания зависят от экономического строя и базиса. Формы общественного сознания имеют относительную самостоятельность. Так, уровень развития искусства не совпадает с уровнем развития экономики. Относительная самостоятельность форм 2) - общественного сознания объясняется непосредственным воздействием на духовную жизнь общества социальной борьбы, взаимным влиянием разных форм общественного сознания, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи. 3) - Формы общественного сознания не только отражают реальность, но и оказывают на нее обратное воздействие. 4) - У них единый путь познания действительности - от живого созерцания к мышлению и от него к практике. Помимо общего каждая форма общественного сознания имеет свою специфику. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают человека. Это зависит от проявления творчества народов. Например, в живописи охотничьих народов превалировали мотивы животного мира и отсутствовал растительный орнамент. Эти народы не знали земледелия. Личность - класс - нация - человечество - вот те конкретно-исторические понятия, те социальные начала, которые определяют структуру образного мышления. Классово, исторически и национально обусловленное сознание художника выражает общечеловеческое. Это позволяет великим творениям, преодолев классовую и историческую ограниченность их создателей, сохранить свою целостность в веках. Фундаментальные образования художественного творчества включают в себя не только интернациональное, но и национальное и классовое начало. Взаимодействие национальных искусств, художественное общение разных народов своим фундаментом имеют их взаимное уважение и взаимный культурный интерес. Национальная специфика искусства проявляет себя в своеобразии художественного мышления автора. У разных национальных структур образного мышления разные эмоциональные алгоритмы лишены чувств, красок, оттенков. Национальный опыт неповторим в своей повторяемости. Общечеловеческое звучание художественных произведений и острота их национального своеобразия усиливается благодаря взаимодействию разных национальных культур в творчестве художников, что порой недооценивается. Хочется сказать, что русская национальная культура многонациональна, тому пример француз Фальконе, итальянец Растрелли, датчанин Даль, немец Брюллов, еврей Левитан, Гоголь украинских и польских кровей. Народность - эстетическая категория, выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа и отражающая фундамент искусства, саму его природу, его корни. 1) Народ - объект художественного творчества. Народность искусства состоит в изображении существенных моментов из жизни народа, существенных сторон действительности. 2) Отражение интересов народа - необходимое условие народности любого художественного произведения. Художник может изображать и нечто странное, но его творчеству будет присуща народность, если на все он смотрит глазами. Интересы народа должны определять жизненную и творческую позицию художника, лежать в основе его эстетических идеалов. Народ - не только объект, но и субъект искусства. Он сам участвует в самом процессе художественного творчества. “Народ-языкотворец”, а 3) поэт - его “подмастерье”. Народ создает арсенал образов, из которых художник черпает свою образную систему. 4) Народ - создатель, носитель, хранитель языка и культуры. 5) Еще одной стороной народности искусства является то, что народ - цель искусства, его конечный результат и потребитель. При этом художник должен не идти за аудиторией, а быть впереди, поднимая ее художественное восприятие на новый уровень, воспитывая высокие эстетические вкусы публики. 6) Народ - носитель поля общественного мнения, складывающегося вокруг произведения и обусловливающею его восприятие. Народ - создатель и носитель рецепционного поля, обеспечивающего восприятие и понимание искусства. Народность - категория конкретно-историческая, ее содержание исторически обусловлено. 8. Эстетика - гносеология искусства. а) Художественный образ - форма Художественный образ - форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. В древнеиндийском искусстве, согласно Анандавардхане (дв.) образная мысль (дхвани) имеет 3-и основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение. Эти моменты строятся по законам художественного сопряжения, сопоставления разных явлений. б) Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Например, изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы. У племен Аляски были распространены изображения животных с человеческими головами. Структура художественного образа не всегда так наглядна, в более сложных случаях в искусстве явления светятся и раскрываются одно через другое. Так в рамках Л.Н.Толстова и Ф.М.Достоевского герои раскрываются через те ответы и тени, которые бросают друг на друга окружающий их мир. Художник мыслит ассоциативно. в) Самодвижение Художественный образ обладает своей логикой. Он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник знает все изначальные параметры самодвижения образа. Жизненный материал лежит в основе произведения, но порой художник не всегда приходит к тому выводу, к которому он стремился. Внутренняя установка Л.Толстого заставляла его быть на стороне Каренина, но логика реалистического художественного мышления привела автора “Анны Карениной” к таким результатам, о которых он первоначально не думал. Герои произведений ведут себя по отношению к авторам, как дети по отношению к родителям. Они обязаны им жизненно. Однако, как только их характер оформится и окрепнет, они начинают действовать самостоятельно, по своей внутренней логике, а порой бывают непослушны родительской (авторской) воле.
г) Многозначительность и недосказанность Один из аспектов многообразности образа - недосказанность. Недосказанность образа, стимулируют мысль воспринимающего. Образ многопланов, в нем бездна смысла, раскрывающаяся в веках. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, дает ему новую трактовку. Например, Гамлета рассматривают как рефлектирующего интеллигента (“гамлетизм”), в ХХ в. - как борца. Многозначен и другой шекспировский персонаж - король Лир. Гете отмечал, что не может выразить идею “Фауста” в формуле. Для раскрытия ее нужно было бы снова написать это произведение. Образ - целая система мыслей. Образ непереводим на язык логики потому, что при анализе остается “сверхсмысловой остаток”, и переводим - потому, что глубже и глубже проникая в суть произведения, можно все полнее, всестороннее выявлять его смысл. д) Индивидуализированное обобщение. Типизация Художественный образ - индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. “Общее существует лишь в отдельности, через отделимое”[2]. Вспомним стихи А.С.Пушкина “Я вас любил”.в этом послании своей возлюбленной, он говорит о самом сокровенном, интимном все неповторимо-индивидуально. Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее. Искусству классицизма присуща генерализация - художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя. Романтизму свойственна идеализация - обобщение путем прямого воплощения идеалов, например их на реальный материал. Реалистическому искусству присуща типизация - художественное обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности. Искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы