Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школа и просвещение в России в ХIV-ХVIII вв.



Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров просвещения занимает духовенство. В труднодоступных для отрядов золотоордынцев местах создаются монастыри-пустоши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачинателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение, содержание которого можно представить в следующей схеме:

– Строение домовое (наука о хозяйстве и домоводстве);

– Строение душевное (наука о спасении души);

– Строение мирское (наука о гражданском общежитии).

Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека. Монастыри в этот период помогали растить культурные силы страны и собирать их под знаменем освобождения от золотоордынского ига.

Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Русском государстве начинается в XV-XVI вв. На огромной территории в этот период шел процесс образования единого централизованного государства, центром которого становится Московское княжество.

В 1480 г. ордынское иго окончательно свергнуто. Московская Русь становится могучей державой, в которой резко возрастает потребность в высокообразованных работниках. Наиболее образованными людьми своего времени высказывается мысль о необходимости создания организованной системы училищ.

Заметно оживляется деятельность «мастеров грамоты», в задачу которых входит «книги писати и учити ученика грамотной хитрости» [3. С.25-26].

Стоглавый Собор (1551 г.) отмечал сложившуюся практику домашнего обучения и воспитания и постановил создавать школы повышенного типа в домах священников и дьяконов.

Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился «Домострой» (XVI в.) – сборник наставлений, составленный известным политическим деятелем из окружения Ивана Грозного - отцом Сильвестром. В «Домострое» подведен итог почти тысячелетнего опыта семейного воспитания на Руси.

Священной обязанностью родителей провозглашалось воспитание детей с младенческого возраста и контроль за всем ходом их обучения. «Домострой», прежде всего, требовал любви к детям, заботы, понимания их возрастных и индивидуальных особенностей: «чад своих яко же зеницу ока и яко своя душа сберегайте» [3. С.46].

Понятие «наказание» трактовалось, в первую очередь, как словесный наказ. Наказание «битьем» воспринималось как крайнее средство. Предлагалась весьма поучительная методика наказаний: во-первых, необходимо тщательно изучить проступок, наказывая не по прихоти своей, а лишь «по вине», во-вторых, необходимо наказывать, не унижая человеческого достоинства ребенка «не перед людьми, наедине» [3. С.46-48].

В целом, «Домострой» играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни.

Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распространение книгопечатания. В 1574 году Иван Федоров издал Букварь, в котором содержались азбука, тексты для чтения и некоторые сведения по грамматике. Им же была напечатана книга по типу азбуки «Начало учения детям, хотящим разумети писание». Выход в свет Букваря И. Федоровастал ярким свидетельством развития отечественной педагогической мысли, показателем благородных устремлений передовых людей XVI века к распространению образования.

Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. В государстве образуется монархическая форма правления. В процессе развития ремесел, мануфактурного производства начинают складываться новые рыночные отношения. Московское государство активно вступает во внешние международные связи, втягивается в западноевропейскую культуру. Возрастает потребность в большем числе грамотных людей. Важную роль в распространении знаний сыграл печатный букварь Василия Федоровича Бурцева, первое издание которого вышло в 1634 г. Издавая букварь, Василий Бурцев полагал, что изучая азбуку, учащиеся должны руководствоваться наглядным восприятием мира, и эта идея нашла отражение в структуре и оформлении букваря.

В этот же период выходят пособия по грамматике Мелентия Смотрицкого, ряд толковых словарей, часословов и других учебных пособий, а также значительное число азбуковников – безымянных рукописных сборников, носивших поучительный, справочно-энциклопедический характер. Они включали в себя азбуку, прописи, грамматику, а кроме того правила поведения детей и справочные данные по различным областям знаний.

Вместе с тем, книги по-прежнему стоили очень дорого. Например, азбука стоила 1 руб., грамматика – 50 коп., а псалтырь 53, 5 коп. Стоимость быка в это время равнялась 54 коп. За книгу справочного характера давали 30 овец и лошадь.

Во второй половине XVII века произошло воссоединение Украины с Россией, и это событие оказало благотворное влияние на развитие школ и просвещения. Украина и Белоруссия были тесно связаны с европейскими традициями в организации просвещения, и благодаря воссоединению с этими бывшими древнерусскими землями, Россия получила возможность знакомства с европейскими тенденциями образования.

Уже с XVI века на Украине и в Белоруссии существуют школы, создаваемые особыми национальными организациями – братствами и получившие название братских школ.В этих школах обучались дети всех сословий, в основе обучения лежала «Грамматика славянского языка». Только освоив родной язык, учащиеся переходили к изучению классической латыни. Первая украинская братская школа возникла во Львове в 1586 г., а в 1615г. открывается братская школа в Киеве. На ее базе в 1632 г. создается первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия, получившая затем права академии. Выпускники коллегии открывали во второй половине XVII века школы в Москве и других городах России.

Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим «свободным художествам».

Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы, где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейских факультетов. Такими были школы Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре Кремля (1650), школа Арсения Грека, основанная в стенах патриаршего дома (1654), школа в Спасском монастыре, открытая в середине 60-х гг. Симеоном Полоцким и другие.

Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.В стенах Академии изучались семь свободных искусств: богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела.

В целом систему школ, сложившуюся в России во второй половине ХVII века, можно представить в следующей таблице:

Таблица. Просвещение в Российском государстве в XVII веке

 

Типы школ Содержание образования
Школа грамоты Чтение и письмо на славянском языке, счет, закон божий, церковное пение.
Грамматические (повышенные) школы Славянский и греческий языки, арифметика, риторика, пиитика, религия.
Греко-латинские школы Славянский, греческий и латинский языки, риторика, философия, геометрия, музыка, богословие.
Славяно-греко-латинская академия Грамматика и синтаксис славянского языка, греческий и латинский языки, пиитика, риторика, философия, богословие, геометрия, музыка, астрономия, «наука правосудия», новые языки (немецкий и французский).

 

Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повествует такой памятник последней четверти XVII века как «Гражданство обычаев детских», творчески составленных прогрессивным деятелем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по «Гражданству» предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много места, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязанностей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и дома. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. «Гражданство» отражало новый этап в развитии школьного дела.

XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям.

Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:

– издание первой русской печатной газеты «Ведомости» с 1703года, дающей информацию о жизни страны и способствующей правильному пониманию преобразований и русской внешней политики;

– введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 января. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века;

– реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;

– замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;

– открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кунсткамера);

– издание указов о сохранении исторических памятников;

– развитие типографий, где печатались учебные и другие книги, гравюры, карты;

– привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка русских для учебы за границу и др.

При Петре I на территории России была создана целая сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название «цифирных». В отличие от прежних русских учебных заведений главными предметами обучения в них были светские науки, а не священное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре года уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 человек. Среди них особ духовного звания – 45%, солдатских детей – 20%, приказных детей – 18%, посадских – 4, 5%, дворянских и боярских детей – 2, 5%.

Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским наукам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д. Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их основе в 1715 году организована Морская академия как военное учебное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дворянские дети.

Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.

В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы – артиллерийские, инженерные, медицинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обучения иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. «разноязычные школы», а также школы для подготовки канцелярских служащих.

Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Петра I. Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открывались во многих городах России.

С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются географические карты. Знаменитая «Арифметика» Л.Ф. Магницкого соответствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопедию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.

Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй части излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: «В семье надлежало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить» [3. C.74].

Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук – первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось «собрание ученых людей», обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, «собрание ученых и искусных людей», среди которых были крупные ученые Европы. В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

М.В. Ломоносов (1711-1765), явился создателем русской классической философии, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы – закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Именно с именем М.В.Ломоносова связан принципиально новый этап в развитии отечественного образования – создание Московского университета. 25 января 1755 г. считается официальной датой основания университета, 26 апреля того же года в университете начались занятия.

В Московском университете было образовано три факультета (философский, юридический, медицинский) со штатом 10 профессоров. В отличие от западноевропейских университетов он не имел богословского факультета. Московский университет стал центром светского образования. Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М.В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).

Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета.

При Московском университете были созданы две гимназии, в рамках которых действовали четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета. В 1758 году по инициативе профессоров Московского университета была открыта гимназия в Казани, готовившая к поступлению в университет. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский университет.

К середине XVIII века в России складывается сословная система образования, которая отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными.

Для дворян начиная с 1731 года создаются особые военные школы – кадетские корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись к военной службе в офицерских чинах.

Первая закрытая сословно-дворянская школа – Сухопутный шляхетский корпус – была открыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получали широкое общее образование и «светское» воспитание. В кадетском корпусе было четыре класса, в каждом из которых обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10-12 лет. Счет классам велся в обратном порядке, т.е. первый класс считался четвертым, а выпускной – первым. В первых двух классах (четвертом и третьем) изучались общеобразовательные предметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах – специальные. Кроме того, в корпусе уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете». При кадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения. Для детей духовенства организуются духовные школы.

Идеи просвещения во сторой половине ХХIII века активно развивал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). По его инициативе открывались воспитательные дома в Москве и Петербурге, а позже и в провинциальных городах. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения – Института благородных девиц (Смольный институт).

Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру – воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» – образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев – «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми» [3.С.102-103].

Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний.

Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С.Ф. Егорова, который писал: «Обозревая развитие отечественной педагогики конца XVIII – начала XIX века, прослеживая становление ее как самостоятельной области научных знаний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и методических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная педагогика вышла из Ломоносова» [3. C.85].

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Какие духовно-нравственные ценности народной педагогики можно отнести к национальным ценностям непреходящего значения?

2. Охарактеризуйте воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХIII вв.), опираясь на сведения из педагогических памятников («Изборник Святослава» (1073), «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

3. Раскройте систему школ в России ХVII-ХVIII вв.

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1V-ХV11в.в. / Под ред.С.Ф. Егорова – М.: Педагогика, 1985. – 367с.

2. Антология педагогической мысли России ХV111 в. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

3. История школы и педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХV11 в. – М., 1989.

Тема 8.

Школа и педагогика в России


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь