Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЮЛ. Стрельцов, Е.Ю. СтрельцоваСтр 1 из 14Следующая ⇒
ЮЛ. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова ПЕДАГОГИКА ДОСУГА
ББК 77.04 С 84
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств
Рецензенты: В.М. Чижиков, доктор культурологии, профессор B.C. Садовская, доктор педагогических наук, профессор Стрельцов ЮЛ., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
В учебном пособии с позиций современной педагогики рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в культурном развитии общества, с социокультуным формированием личности, с организацией в сфере свободного времени разнообразных видов культурной деятельности и культурного общения.
ISBN 5-94778-154-9
© Московский государственный университет культуры и искусств, 2008 г.
Голубым шрифтом в тексте выделены сноски
Введение Культурно-досуговая деятельность в нашей стране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность и была тесно связана с процессом культурного формирования личности. Это в одинаковой мере относится как к той поре, когда деятельность развивалась в форме спонтанных в своей основе процессов мифотворчества, обрядности, фольклора, так и к более позднему периоду, для которого характерными стали целенаправленные усилия по организации свободного времени. Вот почему для тех, кого на современном этапе называют менеджерами досуга, столь важную роль играет их педагогическая компетенция. В нынешних вузах культуры и искусств эти задачи профессиональной подготовки специалистов призван решить целостный цикл психолого-педагогических дисциплин. Почетное место в этом цикле занимает учебный предмет «Педагогика досуга». Его основная функция заключается в том, чтобы помочь будущим организаторам досуга более успешно интерпретировать общепедагогические знания и умения применительно к особенностям конкретной культурно-досуговой деятельности. В построении учебной книги авторы исходят из того, что углубленное освоение досуговой педагогики предполагает хорошее знание ее истории. Поэтому пособие структурируется так, чтобы изучающие его могли отчетливо понять, когда, как и каким конкретным образом рождались основные педагогические представления, понятия, категории, концепции, принципы, технологии и другие компоненты научно-теоретического знания и действования. Предпринятый педагогический анализ многообразных культурно-досуговых явлений направлен на всемерное повышение практической ориентированности вузовского обучения. Здесь авторы исходили из необходимости внимательного рассмотрения социокультурных технологий, отвечающих на главный вопрос - «как это делается? ». В технологическом аспекте раскрываются проблемы организации в прошлом и на современном этапе просветительно-образовательной, ценностно ориентирующей, культурно-творческой и рекреационно-развлекательной деятельности в сфере свободного времени. Мы считаем, что при разработке досуговых проблем с педагогических позиций возникают благоприятные возможности для полноценной реализации нескольких исследовательских подходов. Прежде всего имеется в виду системный подход, который позволяет обеспечить достаточную широту, целостность и гармоничность рассмотрения разнообразных аспектов педагогики досуга. Важной особенностью учебного пособия является то, что в нем сознательно обеспечивается продуктивный синтез педагогических и культурологических знаний. Введение в научный оборот такой могучей в методологическом плане категории, как «культура», позволяет более глубоко, чем это делалось раньше, раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обучение, воспитание, развитие личности. В контексте предлагаемой читателям книги мы решительно отходим от некоторых прежних воззрений на реализацию педагогического потенциала свободного времени. Основной интерес для нас представляет не столько культуртрегерская миссия российской интеллигенции, хотя вклад ее трудно переоценить, сколько то, что делает само население в плане своего собственного развития и творческой реализации. В этом смысле учебное пособие базируется на всемерном применении активно развивающейся сегодня синергетики. Несомненная продуктивность такого подхода обусловлена тем, что мы имеем здесь дело с анализом процессов повышенной общественной самоорганизации. Синергетика привлекательна для нас тем, что, отражая мир в нестереотипном и малоизвестном пока ракурсе, позволяет более полно восстановить и нарисовать картину объективной динамики социокультурных явлений и процессов. По вполне понятным причинам авторы были не в состоянии охватить все аспекты досуговой педагогики. Поэтому книга изначально рассчитывалась на читателя, готового к самостоятельной работе. Для всех желающих углубить свои знания по рассматриваемой проблематике применительно к каждой из глав пособия предлагаются списки дополнительной литературы. Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры и искусств, практиков в сфере социокультурной деятельности, а также для всех интересующихся проблемами организации культурного досуга. Глава I. ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Глава II. ПЕДАГОГИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА § 1. Общее и особенное в педагогике досуговой просветительно-образовательной Деятельности В контексте общей истории развития просветительно-образовательной деятельности правомерно выделить несколько относительно самостоятельных периодов, для каждого из которых характерны собственные специфические парадигмы. Зачатки такой деятельности родились в самые отдаленные времена, когда никаких учебных заведений еще не было, но уже возникла необходимость в формах той или иной передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Нет никаких сомнений в том, что в определенной мере эту ответственную функцию стали выполнять сначала мифология, а затем выросший из нее фольклор. Мифология как совокупность разнообразных мифов явилась в первобытном обществе основным способом познания и отражения окружающего мира. В контексте ее переплетались ранние элементы религии, философии и искусства. Это были первоначальные представления о происхождении мира, Солнца, Луны, звезд, животных, самого человека Важное место в составе мифологии занимали мифы о добывании огня, рождении ремесел, земледелия, животноводства, а также об установлении определенных норм и правил взаимодействия людей друг с другом. В целом мифология функционировала как своеобразная энциклопедия древних, в рамках которой суммировался опыт понимания и объяснения окружающей действительности на основе очеловечивания природы и фантастической персонификации ее объектов. Это был тот уникальный период развития человеческого познания, когда существовала еще нерасчлененность реального предмета и отражающего его условного знака. О познавательном потенциале фольклора очень выразительно говорит один из древнейших памятников славянской народной культуры - так называемая «Голубиная книга». Содержанием ее являются наивные, но в то же время и мудрые вопросы-ответы о начале и происхождении вещей: от чего зачался и ожил белый свет, от чего зачалось солнце красное, от чего зачались ветры буйные, от чего зачались кости крепкие, которое море морям мати, которая река рекам мати, какой зверь зверям мати и т.д. Все это свидетельствует о необычайной пытливости наших предков и их первых попытках понять и объяснить окружающий мир. Следует подчеркнуть, что подобные попытки нашли свое отражение в очень многих фольклорных произведениях разных времен и разных народов. Наряду с этим в рамках народной культуры получили большое развитие народная медицина, народная агрономия, народное погодоведение, народная педагогика, на которые в дальнейшем постоянно опиралась и опирается наука как форма специализированного общественного сознания. В контексте нашего разговора нельзя не отметить, что греческое слово «школа» в буквальном переводе первоначально означало ничто иное, как «досуг». Не зря Сократ не устраивал никаких классов - он просто гулял со своими учениками, а сама передача знаний шла на ходу, выливаясь в форму «непринужденных бесед, рассуждений, споров, диспутов». Сократ, Платон и Аристотель - три легендарных философа, каждый из них вышел из другого именно благодаря подобной школе - досугу, построенному на таком продуктивном, как оказалось, свободном общении людей. Долгое время, на протяжении многих веков, «картину мира» определяли христианские и иные религиозные представления о появлении и развитии окружающей действительности, а в дальнейшем -наука, которая где-то мирно уживалась с религией, а где-то вступала с ней в скрытое или явное противоборство. Примерно с середины XIX столетия в России параллельно с формированием школьного обучения начинается развитие внешкольного образования. В условиях демократического подъема, вызванного во многом отменой крепостного права, становлением российского капитализма, это была довольно широкая просветительская деятельность прогрессивных общественных организаций и отдельных энтузиастов. Собственно, на этой основе родились те замечательные движения, сутью которых стало целенаправленное насыщение свободного времени разнообразными формами широкой популяризации научных знаний. В 1845 году возник Московский, а в 1861 году - Петербургский Комитет грамотности. С 1869 года начало энергично функционировать Харьковское Общество распространения грамотности. В 1872 году приступил к работе флагман российской научно-популяризаторской деятельности - Московский Политехнический музей. Повсеместно вошли в обиход народные чтения, народные библиотеки, воскресные школы, общеобразовательные курсы и другие формы внешкольного образования. В 1879 году в Москве были открыты знаменитые Пречистинские курсы для рабочих, ставшие одним из первых российских университетов. К 1908 году здесь уже занимались свыше полутора тысяч учащихся. Курсы имели три отделения - низшее, среднее и высшее. На низшем людей обучали грамоте, на среднем - преподавали курс средней школы, на высшем - читали лекции по программам государственных университетов. Занятия проводили известные ученые И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, М.И. Коновалов, педагоги А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, М.М. Ковалевский. С действовавшими на базе курсов художественно-творческими коллективами работали скульптор А.С. Голубкина, артисты М.Н. Сумбатов-Южин, В.Н. Массалитинова, Е.Б. Вахтангов и др. Открытый в 1908 году Московский городской народный университет им. АЛ. Шанявского учредил в своем составе научно-популяризаторское (оно давало среднее образование) и академическое образование с циклами общественно-философских и естественных наук, слушатели которого получали высшее законченное образование. Это было уникальное учебное заведение. Ни одна страна не имела в те годы ничего подобного. Авторитет этих народных университетов был очень высоким. После разгрома Московского университета реакционным министром просвещения Кассо в 1911 году ушли в знак протеста в отставку 125 его лучших педагогов. Среди них оказались такие ученые, как К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, Н.А. Умов и др. Значительная часть из них перешли работать в систему народных университетов, что еще больше укрепило рейтинг российского внешкольного образования. Дореволюционные внешкольные начинания были затем продолжены в годы советской власти. В современной научной литературе нет однозначных оценок постановки массового просвещения в этот период. На наш взгляд, тогда в области внешкольной работы было сделано много полезного. Известный лозунг «Учиться, учиться и учиться» действительно активно претворялся в жизнь. Разумеется, не без ошибок и перекосов, но претворялся. В конце 1920-х годов Всемирная ассоциация взрослых послала в нашу страну своего сотрудника - Ф. Миллигена. Результатом его обследования внешкольного дела России стала книга-отчет «Образование взрослых в России», где констатировалось, что русские и в самом деле нашли систему, успешно решающую проблемы образовательной работы среди взрослых. В 1929 году в Америке вышла еще одна книга. Автором ее был знаменитый педагог и психолог Джон Дьюи. Книга называлась «Впечатление о Советской России». В ней Джон Дьюи писал, что в стране, где он побывал, создаются такие внешкольно-образовательные фирмы, которые должны послужить образцом для всего мира. Вполне возможно, что-то из этих высоких оценок является своеобразной данью уважения к державе, из всех сил старавшейся поднять культурный уровень своих граждан. Но в целом такие оценки весьма показательны. Во второй половине XIX века в России параллельно с развитием внешкольных центров для взрослых началось активное формирование сферы массового самообразования. В 1863 году в составе Общества распространения технических знаний была создана специальная Комиссия по организации домашнего чтения, которая сразу же занялась разработкой самообразовательных программ и приступила к выпуску популярной «Библиотеки для самообразования». В I начале 90-х годов XIX века по инициативе известных энтузиастов самообразования Н.А. Рубакина и Н.И. Кареева начал функционировать Отдел для содействия самообразованию в Санкт-Петербурге. В 1892 году группа московских ученых подготовила и выпустила в свет фундаментальный труд «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания». Важную роль в дальнейшем развитии российского самообразовательного движения сыграли работы Н.А. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), но особенно его капитальный труд «Среди книг» (1911-1915). В послереволюционный период интерес к самообразованию возобновился в начале 1920-х годов. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску весьма популярного тогда журнала «Помощь самообразованию». С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро. В 1925, 1927 и 1928 годах прошли Всесоюзные совещания по вопросам организации самообразования. Однако в конце 1930-х годов организаторский порыв в этой важной и нужной сфере просвещения заглох. Как социокультурный феномен самообразовательная деятельность, естественно, оставалась, но прежний интерес к ней со стороны властных структур явно угас. Центр тяжести был перенесен в область массовой политико-просветительной, а затем культурно-просветительной работы, кстати говоря, очень сильно формализованной и политизированной. Массовое просвещение на этом пути, в сущности, слилось с официозной агитацией и пропагандой и во многом снизило свой прежний рейтинг. Определенное оживление самообразовательных традиций мы наблюдаем в период оттепели 50-х - начала 60-х годов XX века. Во всяком случае, именно тогда произошло повторное обращение к полузабытой идее о необходимости всемерной помощи людям, занимающимся самообразованием. На этой волне возобновилась деятельность народных университетов, быстро ставших довольно популярными и хорошо посещаемыми. Активное участие в них принимало окрепшее к этому времени общество «Знание» и другие общественные организации. Несомненное оживление просветительной образовательной работы среди взрослых было связано с попытками реализации в 1970 - 1980-х годах идеи непрерывного образования. Довольно активно подключились к этой работе средства массовой информации и система общедоступных культурных досуговых центров. К сожалению, развитие просветительно-образовательной работы среди взрослых явно затормозилось с наступлением периода реформирования общества. Как это ни странно звучит, до нее просто-напросто не доходили руки. В кризисную ситуацию попала система культуры в целом. Серьезно ослабло ее материально-техническое обеспечение. Начала сокращаться сеть массовых социокультурных центров. Почти заглохла просветительская деятельность общества «Знание». Сошли на нет оживившиеся было народные университет ты. У людей в эту трудную пору появились новые проблемы, явно отодвинувшие вопросы образования и самообразования на второй план. Вполне понятно, что все это надо рассматривать как ситуационный спад. Познавательные потребности у человека, в том числе y взрослого человека, могут в определенной мере ослабнуть, но никогда не могут заглохнуть вовсе, ибо это было бы равносильно гибели общества. Переживаемый нами период реформирования настойчиво требует громадного повышения культуры. Осознание этого заметно) уже сегодня, о чем свидетельствуют, в частности, снова возросшие конкурсы в средние и высшие учебные заведения. Наше общество медленно, но направленно возвращается в нормальное состояние развития, а это значит, что проблема овладения знаниями и культурой в целом снова выходит на передний план. Уже сегодня появляются новые акты, свидетельствующие о том, что в стране начинается еще один этап возрождения народно-университетских традиций в их истинном и полноценном виде. В общей системе массового просвещения одно из почетных мест занимали и занимают научно-популярные книги. В этих книгах, рождающихся на стыках научной, научно-публицистической и| научно-просветительной литературы, органично сочетается документная точность с доступностью, доходчивостью, общеинтересностью. Научная популяризация практически всегда представляет гуманизированный процесс распространения знаний. Преподносимый читателю материал сосредоточен здесь применительно к действиям и поведению людей науки. Речь идет об их поисках, находках, ошибках и успехах. Как правило, это яркие и сюжетно острые рассказы, имеющие своей основой «драму идей». Развитие науки не сводится при таком подходе к сухому перечню определенных фактов, а оказывается представленной яркими, запоминающими событиями. Из произведений зарубежных авторов особенно широкой известностью у нас пользовались и пользуются книги «Охотники за микробами» П. Де Крайфа, «Боги, гробницы, ученые» К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла, книги Вильяма Сибрука о работе выдающихся физиков, книги Конрада Лоренца о птицах. В общем контексте отечественного популяризаторства следует прежде всего отметить творчество Б.С. Житкова, М. Ильина, Я.И. Бианки, Я.И. Перельмана, Д.С. Данина, О.Н. Писаржевского, Я.К. Голованова, Н.Я. Эйдельмана, А.М. Ливанова. На протяжении ста последних лет (с некоторыми перерывами) в России выходит знаменитая серия «Жизнь замечательных людей», представляющая жизнеописания выдающихся отечественных и зарубежных деятелей культуры. Громадная масса российских читателей воспитывалась и ныне воспитывается на журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Техника - молодежи», «Юный натуралист» и т.д. Прекрасным популяризатором в области литературы, искусства и науки был выдающийся американский писатель Ирвин Стоун - автор романизированных биографий Ван Гога («Жажда жизни»), Дж. Лондона («Моряк в седле»), Микеланджело («Муки и радости»), Ч. Дарвина («Происхождение»). Не менее почетное место в ряду талантливых популяризаторов принадлежит французу Андре Моруа, который является создателем очень популярных во многих странах, включая и Россию, книг о таких выдающихся мастерах культуры, как Тургенев, Байрон, Бальзак, Шелли, Ж. Санд, Дюма-отец, Дюма-сын, Гюго. Эти книги, написанные прекрасным и доступным для массовой аудитории языком, помогли приобщить к литературе и истории литературы миллионы читателей в разных уголках мира. Еще в самые первые годы после революции подключилось к популяризации научных знаний тогда совсем молодое российское радио. В 1928 году появился первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов XX века в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. Активное участие в этой работе принимали такие видные ученые, как А.Н. Бах, СИ. Вавилов, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.В. Мичурин и др. В последующие годы очень большой популярностью среди радиослушателей пользовался Радиоуниверситет культуры, проводивший весьма интересные передачи общественно-гуманитарной направленности. Говоря об истории просветительно-образовательной работе в нашей стране, нельзя обойти вниманием опыт приобщение к такой работе отечественного телевидения. Передачи подобного рода начались с мая 1955 года. В основном они были адресованы учащимся общеобразовательной школы и студентам очных и заочных отделений техникумов и вузов. В 1965 году правительство приняло специальное постановление об организации систематического телевещания для учебных заведений, а также взрослых специалистов различных профилей. В том же году на Центральном телевидении была открыта специализированная программа, которую стали официально называть «Третья учебная программа». Начала свою работу главная редакция учебных и научно-популярных передач. В первой половине семидесятых годов XX века в ней насчитывалось уже 10 отделов и свыше 300 сотрудников. Для ведения программ приглашались известные ученые, педагоги, деятели культуры и искусства. Следует особо отметить, что выпускаемые программы строились по законам произведений искусства - они имели свою драматургию, режиссуру, особую технику изложения материала. Интерес к ним превзошел все ожидания. Многие из таких передач до сих пор составляют основу «золотой коллекции» Государственного фонда телевизионных программ. Среди зрителей особым успехом пользовались передачи по литературе, музыке, театру, кино. Исключительно популярным стал систематически выходящий тележурнал «Здоровье». Телевидение имело несколько постоянных рубрик, посвященных проблемам развития науки и техники - «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Новаторы и консерваторы», «Ярмарка идей», «Что вы можете» и т.д. С начала девяностых годов XX века объем образовательно-1 просветительных передач на ТВ резко пошел на убыль. Прекратили! свое существование многие из учебных программ, исчезли с экрана! полюбившиеся зрителям «народные университеты». До сих пор восстановить потери полностью так и не удалось. Радует лишь то, что и сегодня в системе популяризации знаний есть телепрограммы «В мире животных», «Здоровье», «Живая природа», «Клуб путешественников», «Путешествия натуралиста», «Все в сад» и др. Обретает силы созданный в 1997 году телеканал «Культура», в рамках которого телевидение, ориентированное на художественное образование, переплетается с более широкой просветительной проблематикой. В общей системе важную роль играло и играет научно-популярное кино. Предназначенное для самых широких кругов кино- и телезрителей, это кино в предельно общедоступной форме информирует их о знаменательных событиях в мировой и отечественной науке, об актуальных проблемах в научном мире, о последних научно-технических достижениях, о редких явлениях в природе, о дальних странах, о путешественниках, исследователях, творческих исканиях деятелей искусства и т.д. Нельзя не упомянуть в связи с этим имена таких мастеров научно-популярного жанра, как В. Шнейдеров, А. Згуриди, Б. Долин, Ю. Желябужский, В. Архангельский и др. Внимание кино- и телезрителей всегда привлекали и привлекают популярные киножурналы «Наука и техника», «Хочу все знать» и др. На современном этапе все большее значение начинает приобретать процесс компьютеризации массового просвещения. Укрепляется материально-техническая база этого процесса. Есть определенные сдвиги в сфере общественного пользования компьютерной техникой. Более доступным стало для населения подключение к Интернету. Растет компьютерная грамотность россиян, улучшается дело с программным обеспечением. Компьютер позволяет строить овладение новыми знаниями в режиме диалога и помогает организовать индивидуализированное самообразование. Появляются новые возможности оперативного получения самой свежей информации. Компьютеризация создает благоприятные предпосылки для наглядного представления популяризируемых знаний, что в системе массового просвещения имеет особое значение. Все большее распространение получают игровые обучающие программы, столь привлекательные Для детей и молодежи. В последнее время заметно активизировала свою работу Российская федерация «Интернет - образование», в рамках которой Действуют свыше двадцати специализированных центров. Успешно реализуется популярный проект «Учение для будущего». Организованные в этих центрах курсы активно работают с учителями и преподавателями, которые, овладев интернет-технологиями, становятся их популяризаторами среди многомиллионной армии школьников и студентов. Очень многое для понимания природы, сущности и особенностей просветительно-образовательной деятельности дает ее психологический анализ. И это вполне закономерно, ибо в процессе передачи и усвоения знаний осуществляется направленное развитие качеств личности, то есть правильно решаются вопросы, входящие в компетенцию психологической науки. Научно-психологический подход помогает понять процесс формирования личности как процесс формирования целостной системы, включающий целенаправленное развитие личного опыта (направленность, идейные и нравственные установки, потребности, интересы, знания, умения и навыки), механизмов психики (восприятие, мышление, память, речь), типологических свойств личности (способности, темперамент, характер). Из области психологии теория и практика просветительно-образовательной деятельности берет на свое вооружение систему сложившихся взглядов на основные умственные операции человека. Наибольшее значение имеют здесь психологические представления о сущности, особенностях анализа и синтеза, условиях формирования правильных обобщений, сущности абстрагирования, роли наглядности, взаимодействия между конкретным и абстрактным мышлением, системе мотивации и стимулов личности - субъекта познавательной деятельности. Не менее ценными являются материалы, относящиеся к вопросу о влиянии на познавательный процесс личностных взаимоотношений внутри учебной аудитории или самодеятельного учебного коллектива В современных условиях возникает особенно острая необходимость в тщательном изучении движущих сил гностического саморазвития личности. На этом пути предстоит добиться более активного использования достижений психологии по проблемам потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Слабое знание потребностно-мотивационного аспекта познавательной деятельности взрослого человека влияет буквально на все компоненты организации этой деятельности. Не постигнув в должной мере движущие силы процесса, практика не может проникнуть в сложный внутренний механизм тех гностических явлений, с которыми она сталкивается. В настоящее время рассматриваемой практике явно недостает глубокого психологического подхода к научно обоснованному выстраиванию важнейших этапов просветительного воздействия. Речь идет о знании того, как привлечь внимание к предлагаемому материалу, обеспечить его полноценное восприятие, добиться внимания и достичь прочного закрепления усвоенной информации в памяти. Не вполне оправдывают себя прямые экстраполяции из области школьного обучения. Массовая аудитория по многим своим характеристикам неадекватна учебной группе из системы базового образования. Также и элементарный перенос выявленных закономерностей из одной области знания в другую не всегда дает положительные результаты. Важнейшей особенностью и отправным принципом организации образования взрослых в условиях свободного времени является сегодня принципфасилитации. Этот термин происходит от английского facilitate, что означает в переводе на русский язык облегчение для человека той или иной работы путем умелого ее направления. Познавательный процесс при таком подходе извне лишь стимулируется и в нужных случаях корректируется, основой же его остается собственная активность занимающихся самообразованием. Рассматриваемая деятельность имеет существенную специфику, обусловленную особенностями ее субъекта, объекта, целей, содержания, методов и форм. Однако в целом этот процесс подчиняется общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реально развивающейся практики, а соответственно, влияют на характер его научного отражения. Исходной педагогической базой обоснования просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени выступает дидактика, в рамках которой происходит разработка совокупности проблем, связанных с передачей и усвоением научных знаний в условиях разнообразных просветительно-воспитательных институтов. Не подменяя собой конкретных научных дисциплин, дидактика включает в предмет своего исследования такие общезначимые проблемы образования и обучения, как цели, задачи, содержание, Принципы, методы и организационные формы. Выработанные ею подходы к анализу процесса распространения культурных ценностей могут и должны использоваться в конкретных социокультурных исследованиях в качестве общих ориентации и исходных объяснительных тем. Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести умение организаторов занятий акцентировать внимание на актуальных, важных для общества вопросах, умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком, поэтому дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что люди уже знают; умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса; умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию; умение учитывать возрастные, профессиональные и другие особенности аудитории; умение сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать. Большое значение имеет умелое использование в просветительных целях искусства. Педагогически правильное применение художественных средств не только обогащает чувственную основу знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности. В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности, поскольку искусство, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность - один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека. Овладение знаниями не может ограничиться их элементарным накоплением без достаточно активного использования. Мир познают не для того, чтобы просто познавать, а чтобы применять полученные знания в качестве необходимого регулятора различных видов предметно-практической деятельности, которые при определенных педагогических условиях начинают сами активно влиять на последовательное углубление процесса познания. Эти исключительно важные возможности обусловлены тем, что способы выполнения деятельности всегда содержательны и связаны с актуализацией уже приобретенных знаний, их закреплением и получением новых знаний, умений и навыков. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 4803; Нарушение авторского права страницы