Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные компоненты культурно-досуговой деятельности



Как уже говорилось выше, во многих ситуациях, и особенно в системе занятий, функционирующих на базе центров досуга, дея­тельность любителей управляется с помощью технологий социокуль­турного менеджмента, суть которого заключается в создании наибо­лее благоприятных условий для развития досуговой самодеятельно­сти. Эти функции осуществляют профессионально подготовленные специалисты, работающие в разнообразных социокультурных структурах - клубах, домах культуры, досуговых и методических центрах, библиотеках, парках культуры и отдыха, творческих объе­динениях, социокультурных комплексах, централизованных систе­мах и т.д. На низовом уровне, в рамках конкретных досуговых фор­мирований, функции менеджера осуществляют руководители этих формирований - режиссеры, дирижеры, педагоги дополнительного образования, спортивные тренеры, организаторы туризма, консуль­танты по декоративно-прикладному искусству и др.

По вопросам сущности и технологий менеджмента в социо­культурной сфере долгие годы у нас шли довольно острые дискуссии. В практике советского периода многим досуговым объединениям приходилось вести самую настоящую борьбу против бюрократичес­ких методов и приемов управления культурой. Административный контроль в ту, теперь уже минувшую, пору действительно нередко сковывал низовые инициативы, что называется, по рукам и ногам. Трудности с регистрацией, обязательная «литовка» репертуара, пе­риодически насаждавшиеся инструкции, состоящие из сплошных ограничений, многочисленные проверки и прочие поистине «драко­новские» акции хорошо знакомы всем, кто был тогда причастен к самодеятельному движению.

Современный социокультурный менеджмент стал намного цивилизованнее. Он все больше и больше начинает основываться на принципах демократизма, стимулирования, органичного сочетания государственных и общественных начал, плюрализма, свободы выбо­ра содержания и форм любительской деятельности. В рамках тако­го менеджмента осуществляются определение целей и задач совер­шенствования системы, разработка конкретных программ по их ре­ализации, разделение задач на отдельные виды действий и операций, распределение поручений, координация взаимодействий, оптимиза­ция иерархической структуры, отработка процесса принятия реше­ний, налаживание продуктивных коммуникаций, поиск адекватной мотивации действий и эффективных стилей ее совершенствования.

Организационно-педагогическое регулирование сферы досу­га предполагает в этих условиях умелое творческое использование основных закономерностей, выявленных общей теорией менедж­мента. Здесь применимы многие из принципиальных положений, относящихся к регуляции сложных динамических систем. Однако реализация этих положений в столь специфической области, какой является любительство, не может быть эффективной без учета его особенностей.

Любительская деятельность по природе своей обладает бога­тыми возможностями саморегулирования. В принципе, при нормаль­ных внешних и внутренних условиях, она способна продуктивно раз­виваться и без специальной корректировки. Однако на практике столь идеальное положение встречается нечасто. Нельзя не учиты­вать к тому же, что, функционируя стихийно, досуговая деятель­ность никогда не реализует себя полностью как культурогенный фактор. Вот почему целесообразность определенного организационно-педагогического влияния становится совершенно очевидной. Эф­фективность его во многом зависит от того, в каком состоянии нахо­дится внешнее регулирование и саморегулирование рассматриваемо­го процесса. Регулирующий субъект, подстраиваясь к регулируемо­му объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие, но ре­гулирует не все, а наиболее важные компоненты и связи. Примени­тельно к досуговой деятельности это происходит потому, что от­дельные его составляющие принципиально не поддаются внешней регуляции. К тому же прямое и тем более жесткое взаимодействие в данном случае вообще не может считаться оптимальным.

Современная практика показывает, что основным в процессе регулирования сферы любительства является технология стимулиро­вания. И это вполне закономерно. Во-первых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно толь­ко побуждать, но не принуждать. Во-вторых, человек, как основное действующее лицо, выступает в данном случае в роли активного субъекта, полностью строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.

Подход к любительству с позиций концепции стимулирования отражает в себе сущностные черты периода реформирования, после­довательное развитие демократии, реализация принципа плюрализ­ма, становление основ гражданского общества, расширение области самоуправления.

Рассматриваемая нами деятельность функционирует в особой сфере - сфере свободного времени. Даже традиционные технологии организаторской работы подвергаются здесь серьезной адаптации, они становятся мягче, эластичнее. И это вполне естественно, ибо в данной ситуации чрезмерная требовательность или чисто волевые указания не могут быть продуктивными.

Деятельность в сфере свободного времени невозможна без сформировавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности личности. У любого человека существует объективная потребность в интересующих его занятиях, которая так или иначе реализуется. Однако это отнюдь не означает, что все об­разуется само собой. Социокультурный менеджмент строится на ос­нове умелого стимулирования активности. Причем делать это можно только через формирование системы внутренних побудителей, способствующих развитию, осознанию и реализации личностных по­требностей. Посредством стимулирования и его организационного подкрепления обеспечивается выбор людьми наиболее ценных в ин­дивидуальном и социальном плане видов досуговой деятельности. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы пред­ставляют специфическое пробуждение личностных интересов, а дей­ственность процесса стимулирования в значительной степени опре­деляется тем, насколько умело менеджеры досуга принимают в рас­чет потребности человека.

Непременное требование к регулированию сферы любитель­ства - обеспечение обратной связи. Менеджер досуга должен отчет­ливо видеть, к чему приводят его организационно-педагогические ак­ции, прослеживать характер реальных изменений в сфере досуговых занятий, улавливать намечающиеся тенденции и т.д. Первостепенное значение имеет владение технологией диагностики наблюдаемого объекта, куда входят знание признаков социокультурных измене­ний, умение выявить показатели этих признаков, провести их заме­ры, проследить динамику изучаемых процессов, проанализировать полученные данные и сделать выводы в отношении дальнейших ре­гулирующих действий.

Культурогенная эффективность деятельности во многом зави­сит от того, насколько она привлекательна и авторитетна в глазах ее участников. Важно, чтобы каждый смог обрести благоприятный ста­тус, найти возможности для реализации своих желаний и стремлений, для творческого саморазвития. Большое значение здесь имеет харак­тер деятельности. Если человек попадает в положение активно дей­ствующего субъекта, он неизменно становится участником разра­ботки, а затем и носителем норм возникающего отношения. Следу­ет отметить, что к нормам такого типа люди относятся с особым уважением. В результате происходит полноценное усвоение поло­жительного опыта социального взаимодействия. Со временем на этой основе возникают устойчивое общественное мнение и полезные привычки.

Продуманная и умелая организация любительской деятельно­сти дает возможность использования ее в целях необходимой коррек­тировки формирующихся или уже сложившихся личностных отно­шений. Здесь целесообразно использовать несколько путей: включение в систему деятельности таких ее видов, которые позволяют от­дельным людям выступить в наиболее выигрышной для них роли; специальную расстановку людей в процессе деятельности, способ­ствующую формированию новых и укреплению старых личностно-избирательных отношений: приятельских, товарищеских, дружес­ких; стимулирование общественным мнением оценки деятельности и поведения каждого из членов досугового объединения. Это помога­ет сделать предметом всеобщего внимания достоинства или недо­статки, присущие отдельным людям, что вызывает соответствую­щие изменения в их личностном статусе и в конечном счете опреде­ляет эффективность воздействия группы на личность в целом.

Мы уже отмечали ранее, что основой современного социокуль­турного менеджмента, как на уровне управления, так и на уровне организации, является технология стимулирования. Основываясь на анализе современного опыта, можно выделить несколько групп сти­мулов, которые используются менеджерами досуга при направлен­ном побуждении людей к различным видам культурно-досуговой деятельности.

Видное место занимает группа стимулов, в основе которых ле­жит стремление человека к реализации творческих задатков и спо­собностей. В современных условиях эта задача не может быть решена только в сфере производства, и досуговые занятия выступают здесь в роли своеобразного компенсирующего средства. Для процесса куль­турно-творческой деятельности характерен высокий престиж моти­вов, порождаемых самой деятельностью. Исполнительство и творче­ство в области культуры и искусства отличаются особой привлека­тельностью, и люди всегда получают от этих занятий большое удов­летворение. Немалое значение в данном случае имеет и потребность утвердить себя в глазах окружающих, получить их одобрение, при­знание, уважение. Наконец, не следует сбрасывать со счетов и моти­вы, связанные с профессиональной ориентацией и переориентацией. Они особенно существенны в молодом возрасте, когда человек еще ищет свое место в жизни.

Важную роль играет группа стимулов, опирающихся на по­требность человека в удовольствии, наслаждении. Эти наслаждения могут иметь разную природу и различное содержание. Гедонисти­ческое начало нередко пронизывает познавательную деятельность - человеку нравится сам процесс приобретения новых знаний. Стрем­ление к наслаждению во многом определяет эстетическую актив­ность личности. На получении непосредственного удовольствия ос­новано любое из развлекательных занятий.

С повышением гражданской активности людей все более важ­ную роль начинает играть группа стимулов, которая базируется на стремлении человека подготовить себя к активному участию в обще­ственной жизни. Последнее очень часто требует значительного повы­шения культуры, расширения культуры, овладения рядом специаль­ных знаний, умений и навыков. Желание выполнить свой обществен­ный долг как можно лучше побуждает людей к постоянной работе над собой, делает их более отзывчивыми к предложениям менедже­ров досуга.

Качественной особенностью отличается группа стимулов, на­правляемых на актуализацию коммуникативных потребностей лич­ности. Эти стимулы могут иметь своей основой стремление получить необходимую информацию и обсудить определенные вопросы, пра­вильно сориентироваться в сложившейся обстановке, укрепить свое ролевое положение. Общение связано с реализацией экспрессивно-эмоциональных потребностей и прежде всего с потребностью в со­вместных переживаниях. Применительно к молодежной аудитории досуговые контакты побуждаются и рядом возрастных мотивов, среди которых надо особо выделить желание завязать новые знаком­ства, расширить круг своего общения и т.д.

Одной из важных задач менеджмента социокультурной сфе­ры является обеспечение оптимального развития не только внутрен­них, но и внешних связей объединения. Любительская деятельность в условиях досуга намного умножает свои культурные возможности, когда она имеет достаточно развитую внешнюю структуру. Речь идет о связи объединения с ближайшим социальным окружением, о выходе любительской деятельности за непосредственные рамки досуговых формирований. Отсутствие таких связей превращает люби­телей в замкнутую, узкую корпорацию, а сами занятия приобрета­ют неблагоприятную в общественном и педагогическом плане сугу­бо интроверсионную направленность.

Внешние задачи обогащают внутригрупповую деятельность, придают ей социально значимое содержание, рождают более совершенные мотивы. На этой основе возникают такие виды и формы ак­тивности, которые в замкнутой группе невозможны. Даже самые не­значительные «хобби» при условии выхода любителей в микросоци­ум способны превратить элементарные занятия в деятельность обще­ственно полезного направления. Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод: умелое руководство любительством предполагает совершенствование не только внутренней, но и внеш­ней структуры досуговых объединений.

Опыт показывает, что при определенных условиях любитель­ская деятельность, направленная на удовлетворение личностных по­требностей, приобретает самостоятельную ценность и сама может стать потребностью. В этом смысле работа менеджера как процесс внедрения и организации разнообразных общественно-полезных ви­дов культурной деятельности предполагает выполнение очень важ­ных социальных и социально-педагогических функций. Именно здесь происходит формирование устойчивых, превращающихся в привычку форм повседневного поведения. Это вносит ценный вклад в общее совершенствование структуры свободного времени, помога­ет насытить досуг социально значимым содержанием, способствую­щим полноценному культурному развитию человека.

Весьма существенную роль в общей системе рассматриваемого менеджмента играет умелая реализация основных принципов соци­ально-культурной деятельности. Начало разработке этой важной проблемы было положено такими представителями российской вне­школьной педагогики, как В.П. Вахтеров, В.И. Чернолусский, СО. Серополко. Все они были людьми, стоявшими на либеральных пози­циях, и их воззрения на формулирование основных положений орга­низации внешкольного дела отличались сугубо демократической на­правленностью. В этой среде традиционно считали, что свободное время и свободная деятельность взрослого человека должна находит­ся вне какого-либо партийного или иного вмешательства. Что каса­ется непосредственно просвещения, то оно понималось как дело, сто­ящее выше колеблющейся и всегда пристрастной политики. С осуж­дением курса на окрашивание просвещения в политические цвета прямо выступали А.Ф. Каптерев, И.М. Гревс, СО. Серополко и це­лый ряд других приверженцев этой концепции.

В послереволюционные годы попытки сформулировать основные принципы нового внешкольного образования предпринял Пер­вый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В съездов­ских документах зафиксированы рекомендации, согласно которым это образование должно базироваться на следующих принципиаль­ных положениях: а) всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организации учащихся, как в создании учреждений внешкольного образования, так и в ведении внешкольно-просветительной работы на местах; б) общедоступ­ность учреждений внешкольного образования; в) планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольно­го образования, так и отдельных внешкольно-просветительных уч­реждений; г) контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; д) соблюдение прин­ципа светскости; е) ведение школьной работы на родном языке на­родностей, входящих в состав РСФСР.

Очень много споров возникло тогда по поводу принципа партийности внешкольной работы. На этом особенно упорно наста­ивали в ходе развернувшейся дискуссии представители Наркомпроса, в частности Н.К. Крупская. Однако большинством делегатов дан­ное предложение не было поддержано. К этому большинству относи­лись те люди, которые видели во внешкольном образовании сферу общественной жизни, где необходимо в полной мере реализовать сво­боду слова, объединений, собраний, манифестаций. Определенные ограничения, связанные с осуществлением принципа партийности, могли, по их мнению, помешать этому. Таким образом, принцип так и не попал в перечень утвержденных съездом основных положений. В итоговых документах появилась более эластичная формулировка о контроле пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования.

На следующем этапе разработки принципов внешкольной ра­боты активное участие приняли А. П. Пинкевич, М.В. Петровский, А.Н. Вожгальский, А.Р. Орлинский. Значительным шагом вперед стала идея Е.Н. Медынского о двухуровневой системе основных по­ложений. Принципы первого уровня формулировались им примени­тельно к общей организации внешкольного дела, а второго - к мето­дике и технологии внешкольного образования. В одном случае речь шла о принципах общедоступности, общественности, систематично­сти, добровольности, а в другом - о принципах комплексности, ло­кализации, контрастности, гибкости, самодеятельности, художе­ственной насыщенности внешкольного дела (1925).

Примерно к середине 1950-х годов утвердилась довольно ус­тойчивая обойма основных принципов культурно-просветительной работы, в состав которой входили такие принципы, как коммунис­тическая партийность и идейность; государственный характер ра­боты; всемерная поддержка инициативы и самодеятельности широ­ких масс населения и организаций трудящихся в области культурно-просветительной работы; осуществление советской национальной политики в области культурно-просветительной работы; многообра­зие и гибкость форм и методов работы; дифференцированный под­ход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запро­сов; общедоступность и территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений (Фрид Л.С. Основные принципы культурно-просветительной работы в СССР. М., 1954). В дальнейшем модернизированную характерис­тику основных принципов культурно-просветительных работ мы встречаем в публикациях Н.Д. Синцова, Г.Г. Карпова, А.В. Сасыхова, А.Г. Соломоника, М.А. Ариарского, Н.Ф. Максютина, Г.М. Бирженюка. Все большее распространение получает подход, сутью ко­торого является выделение нескольких групп принципов. Авторы учебного пособия «Клубоведение» (1980) сочли целесообразным вычленить общие принципы, дополнительные принципы и отдельно - совокупность особенностей реализации принципов в культурно-досуговых центрах.

К общим были отнесены принцип партийности и идейности, принцип научности, принцип комплексности, принцип дифференци­рованного подхода к различным группам населения. В число допол­нительных включены принципы коллективизма, последовательнос­ти и систематичности, единства просвещения и воспитания. В переч­не особенностей реализации принципов выделяются добровольное участие в социально-культурной деятельности, развитие обществен­ной инициативы и самодеятельности масс, соответствие содержания и форм работы интересам и уровню духовного развития личности, единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей.

По вполне понятным причинам существенные изменения в подходах к определению принципов произошли в 1990-е годы, ког­да прежняя культурно-просветительная работа стала именоваться сначала культурно-досуговой, а затем социально-культурной дея­тельностью. Больше всего эти изменения коснулись принципов пер­вого уровня.

В своей программе и проекте учебного пособия (2001) Т.Г. Ки­селева и Ю.Д. Красильников включили в число сегодняшних принци­пов следующие основные положения: «Плюрализм в социально-куль­турной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценнос­тей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинение интересам, потребностям и установкам личности, за­дачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп насе­ления. Диалектическое единство и преемственность культурно-исто­рического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного соуправления со­циально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики». (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятель­ность. М., 2001).

Даже самый краткий экскурс в историю наглядно показыва­ет, что принципы социокультурной организации свободного време­ни находятся в постоянном движении. По мере развития и измене­ния общественной жизни одни из них сходят со сцены, другие появ­ляются заново. Это вполне естественный и закономерный процесс. Причем надо отметить, что в наибольшей мере модернизируются принципы, так или иначе связанные со сдвигами в области культур­ной политики и идеологии.

На современном этапе можно признать целесообразным при­нимаемое многими авторами включение в число принципов положе­ний о гуманизме и демократичности социокультурной деятельнос­ти. Будучи поставленными в начало основных положений, они как бы задают общую тональность совокупности принципов в целом. В со­держании принципа гуманизма провозглашается действительно ос­новная и исходная сегодня идея о признании ценности человека как личности и его индивидуальности, его права на свободное социокуль­турное развитие и самореализацию. Не менее значим в этом ряду принцип демократичности социокультурной деятельности, означа­ющий необходимость ее доступности и открытости, общественно-государственный характер организации, всемерную опору на иници­ативу, активность и самодеятельность населения. Весьма важным оказалось включение в состав основных принципов положений о культуросообразности и природосообразности социокультурной де­ятельности. Здесь на самый высокий пьедестал ставится культура как основной идеал, ориентир всех формирующих воздействий на человека, с одной стороны, и важнейший источник идейно-содержа­тельного наполнения этих воздействий - с другой. Что касается принципа природосообразности, то в нем прямо провозглашается не­обходимость построения социокультурной деятельности в соответ­ствии с объективными закономерностями развития человека, с уче­том его неповторимости и своеобразия, индивидуальных потребно­стей, задатков и склонностей.

Совершенно особую роль в настоящее время начинает играть полноценная реализация принципа единства в контексте социокуль­турной деятельности развития и рекреации. На этапе реформирова­ния происходят особенно частые сбои, в результате которых рекреационно-развлекательный компонент досуга начинает произвольно или непроизвольно оттеснять на дальний и второстепенный план ра­боту, связанную с культурным развитием и формированием лично­сти. Соблюдение требования единства этих начал все расставляет на свои законные места.

Рассмотрение социально-культурной деятельности как регу­лируемого процесса было бы неполным без характеристики его ос­новных организационно-педагогических компонентов. Первыми и весьма важными из них являются цели деятельности, представляю­щие собой образ желаемого и предвосхищаемого результата, на дос­тижение которого эта деятельность направлена. Не будет преувели­чением сказать, что все это начинается именно с постановки целей. Там, где нет цели, невозможно само возникновение деятельности как таковой.

В педагогическом плане важнейшая цель социокультурной де­ятельности на уровне ее анимации - сформировать у человека сово­купность определенных качеств. В конечном счете такие качества должны представлять собой закрепленные и привычные отношения личности к разнообразным объектам окружающего мира. Эти каче­ства имеют три основные формы проявления: рациональную (мы познаем и анализируем объекты), эмоциональную (мы даем объек­там определенную оценку) и деятельно-поведенческую (мы прини­маем решения и реализуем их в конкретных жизненных ситуациях).

Целеполагание - довольно сложный по своему осуществлению процесс. В этой ситуации особенно опасны однобокие и ошибочные установки. Именно так обстоит дело с явным завышением целей, ког­да нереально поставленные ориентиры отличаются чрезмерной мас­штабностью, абстрактностью и расплывчатостью. Примером подоб­ного подхода являлась типичная для советского периода целевая ори­ентация практики на всестороннее гармоническое развитие личнос­ти каждого человека. Цель здесь подменялась идеалом, несомненно, красивым, благородным, но, как и всякое высшее устремление, явно неосуществимым в практическом плане. Произвольное манипулиро­вание этим положением в обширной массе всевозможных социокуль­турных программ, планов, рекомендаций отдавало маловразуми­тельной трескотней мифологического толка. Цель красовалась, но не работала. Достичь ее на деле никому и никогда не удавалось.

Нельзя не отметить, что при конструировании целей и задач работы по организации свободного времени нередко допускались и другие доктринальные ошибки. Нередко досуг рассматривался лишь как способ развития человека в качестве производительной силы. Применительно к культурно-просветительной практике это было время, когда работа культурно-досуговых центров была явно пере­гружена распространением передового производственного опыта, научно-технической пропагандой, повышением профессиональной квалификации, формированием т.н. коммунистического отношения к труду и т.д. В целом свободный взгляд на людей, прежде всего как на гомо Фабер, проистекал из более широкой вульгарно-социологи­ческой концепции отношений между личностью и обществом, со­гласно которой труд выдвигался на главное, господствующее над все­ми остальными ценностями место, а индивид, отдавая все трудовые силы обществу, не должен был думать ни о какой обратной отдаче.

Еще одна распространенная ошибка культурно-просветитель­ной работы прошлых времен - произвольная постановка целей и за­дач, весьма слабо связанная с реальными потребностями, запросами, интересами людей. Это было типичным признаком воспитания, во­люнтаристски строившегося по высокомерному принципу «стань таким, как я хочу». Человека никто не собирался спрашивать о его собственных желаниях относительно самого себя. «Формирование» откровенно подменялось «формовкой».

Цели и задачи социокультурной деятельности реализуются через ее содержание. Если цели и задачи представляют при этом своеобразное предвосхищение результатов, то содержанием здесь является материал, отобранный из таких источников, как наука, ис­кусство, мораль, право, несистематизированный общественный опыт, развлекательно-игровая практика и т.д. В конечном счете любое содержание черпается в данной ситуации из общей системы человеческой культуры, и кроме нее нет ничего иного, что могло бы передаваться и усваиваться личностью в процессе его культурного развития.

Конкретное содержание досуговых занятий в сфере свободно­го времени во многом обусловливается основными базовыми компо­нентами реальной жизнедеятельности человека. В этом смысле про­цесс приобретения новых знаний, умений и навыков, освоение опре­деленных идей, норм практического поведения и других культурных ценностей представляет собой деятельность по овладению или совер­шенствованию других реально существующих видов деятельности. Она способствует лучшему развитию человека как субъекта обще­ственных отношений, важнейшей производительной силы, активно­го участника культурно-творческой жизни общества, обеспечивает систематическое повышение его досугово-бытовой квалификации.

Основой содержания социокультурной деятельности являют­ся все воспроизводимые сознанием всеобщие связи, отношения и иные характеристики окружающей деятельности. В состав ее содержания могут входить научные и повседневные знания, факты, идеи, отно­шения, оценки, правила. Применительно к многообразным произве­дениям искусства содержанием является их идейно-тематическое наполнение, представляющее художественно отраженные явления жизни в оценочном ракурсе.

Содержание может оказать свое формирующее влияние толь­ко в том случае, если оно будет доведено до личности и усвоено ею. Важную роль здесь играют используемые средства. Говоря о сред­ствах, мы имеем в виду способность определенных объектов, явлений и процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, фактов, художественных ценностей, опыта практической деятельности. Объективно сами по себе они могут быть специально не предназна­ченными для развития личности, но активно способствовать ему, когда их сознательно используют в решении этой задачи.

В состав средств социокультурной деятельности входит преж­де всего живое устное слово. Как и другие средства, о чем уже гово­рилось, объективно оно обладает вполне самостоятельной внепедаго-гической ценностью. Однако, будучи специально организованным, живое слово может с успехом использоваться для решения педагоги­ческих задач.

Важное место в системе социокультурных средств занимают произведения печати - книги, журналы, газеты и другие текстовые документы. Зафиксированная в них посредством письменной речи информация исключительно удобна для индивидуального потребле­ния. Ценным достоинством печати является то, что каждый из чи­тателей может свободно приспособить ее к собственным особеннос­тям: выбрать нужное ему произведение, определить оптимальный для себя способ чтения, возвращаться по мере надобности к уже изу­ченному и т.п. Не менее активно печать используется в групповой, коллективной и массовой работе, для которой она является незаме­нимым поставщиком просветительного и учебного материала.

Широко применяются в процессе социокультурной деятель­ности различные виды наглядности. Под наглядностью в широком смысле слова мы понимаем те содержащие в себе культурную инфор­мацию структуры, с которыми человек знакомится посредством зрительного их восприятия. Эту информацию люди получают с те­леэкрана, киноэкрана, путем наблюдения сценических зрелищ, выста­вок, демонстрируемых опытов, моделей, натуральных объектов и т.д.

В состав основных средств социокультурного воздействия на личность в сфере свободного времени входит искусство. Диапазон применения этого средства исключительно широк. Искусство ис­пользуется в целях просвещения, воспитания, рекреации, культурно- творческого развития личности. Художественное начало буквально пронизывает разнообразные культурные программы, придавая им большую эстетическую привлекательность и педагогическую эффек­тивность.

Серьезный вклад в культурное развитие личности вносит лю­бительская деятельность. Для активного включения в нее всегда нужна определенная подготовка, т.е. определенные знания и навы­ки. В процессе этой деятельности происходит непосредственное применение и совершенствование того, что было усвоено ранее. Кроме того, любительские занятия сами по себе становятся источ­ником последовательного обогащения личности, ибо в процессе их люди неизменно узнают что-то новое и углубляют свой практичес­кий опыт. Все это дает основание для включения любительской де­ятельности в систему средств, сознательно используемых в культуроразвивающих целях.

Не менее ценным может стать и общение, которое также сле­дует отнести к основным средствам формирующего влияния на лич­ность. Будучи организаторами повседневного общения, досуговые центры активно содействуют решению многообразных воспитатель­ных задач. Встречающиеся здесь люди неизменно делятся новостя­ми, обсуждают наиболее важные из последних событий, оценивают явления политической, экономической, духовной жизни и т.д. Такое общение нередко становится стимулятором целенаправленной рабо­ты по самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию.

Определив цели, содержание и целостную совокупность средств, менеджеры досуга неизменно сталкиваются с проблемой выбора соответствующих методов действия. Говоря о методах, мы имеем в виду следующее: как, каким образом взаимодействуют люди в процессе передачи и усвоения культурных ценностей.

В основе подхода к определению методов социокультурного менеджмента лежит фундаментальная педагогическая идея о том, что человек формируется в процессе активной деятельности. Соот­ветственно и используемые здесь методы должны представлять со­бой такие способы включения людей в досуговую деятельность, при применении которых могла бы максимально проявляться их соб­ственная активность. Педагогическая сущность этих методов заклю­чается в том, чтобы способствовать переводу внешних стимулов во внутренние. В конечном счете методы должны обеспечить превра­щение образования в самообразование, воспитания - в самовоспита­ние, развития - в саморазвитие личности.

В современной теории встречаются различные подходы к клас­сификации методов. Методы распределяются по таким признакам, как трансляция знания (словесно-наглядные, практические), харак­тер культурной деятельности (репродуктивные, частично-поиско­вые, поисково-исследовательские); уровень самостоятельности чело­века в процессе деятельности (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия); характер регулирования развивающей­ся культурной активности (методы стимулирования, передачи ин­структивной информации, контроля за самостоятельной деятельно­стью).

В последнее время предпринимаются попытки определить группы методов применительно к основным направлениям досуговых занятий. В связи с этим выделяются методы досугово-образовательной деятельности (рассказ, показ, упражнения), воспитательной деятельности (убеждение, пример, поощрение, порицание, организа­ция деятельности), культурно-творческой деятельности (методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, ме­тоды организации творческого поиска), рекреационно-развлекательной деятельности (группы методов стимулирования культурного отдыха, методов повышения досуговой квалификации, методов не­посредственной организации рекреационных занятий).

Наиболее ценная в операционном плане классификация мето­дов социокультурной деятельности возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь мы имеем возможность предста­вить следующую систему методов:

- словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсужде­ние, консультирование);

- наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);

- методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);

- методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);

- методы развития личности в процессе любительской деятель­ности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражне­ний, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно полезных заданий);

- методы влияния на возникающие в сфере свободного време­ни межличностные контакты (метод обеспечения оптимального кру­га общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаи­модействий, метод регулирования структуры общения).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1691; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь