Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические основы организации художественно-творческих занятий



Как уже отмечалось выше, на современном этапе особенно большое значение придается приобщению любителей к такой дея­тельности, в результате которой рождаются новые, оригинальные Ценности. Практически каждая самодеятельная группа может стать в той или иной мере творческой группой. Работа над фольклорными произведениями и произведениями профессиональных поэтов, дра­матургов, композиторов, если она не сводится к слепому копирова­нию приемов известных исполнителей, режиссеров, хоров и ансамб­лей, всегда представляет собой занятие, содержащее элементы твор­чества.

Как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве существуют такие виды искусства, которые по природе своей нуж­даются в акте вторичного творческого воссоздания. Если живопись, графика, скульптура, фотография, кино могут стать предметом эс­тетического потребления без участия какого-либо посредника, то с театром, музыкой, хореографией дело обстоит иначе. Здесь нельзя обойтись без исполнителя, который играет роль связующего звена между автором и зрителем.

Роль исполнителя во всех видах искусства очень важна и от­ветственна. Пользуясь текстом пьесы, нотной или хореографичес­кой записью, самодеятельное объединение, чаще всего с помощью руководителей, воспроизводит авторское произведение, придает ему реальное звучание и изображение. Соотношение репродуктив­ных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифици­рованно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, за­мысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию пи­сателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накоп­ленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вари­антов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наря­ду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретации иных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифициро­ванно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создава­лись произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накоп­ленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вари­антов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наря­ду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретации.

Возможность творческих исканий в сфере исполнительства обусловлена тем, что воспроизведение авторских текстов никогда не делается механически. Здесь очень многое зависит от творческой ин­дивидуальности исполнителя, особенностей его подхода к произведе­нию, стиля исполнительской деятельности. Вот почему одно и тоже произведение может быть раскрыто разными людьми по-разному. Собственно, в этом и заключается основная прелесть исполнитель­ства - оно поистине безгранично, как безгранично в плане реализа­ции человеческих способностей творчество вообще.

В деятельности талантливых исполнителей творческий подход выражается в оригинальной интерпретации авторского произведе­ния, в умении создать собственную исполнительскую концепцию, в индивидуальном истолковании авторского замысла. Причем все это рождается только на основе глубокого постижения авторских пози­ций, отходить от которых или принципиально менять их исполните­ли, разумеется, не вправе.

Выразительные средства исполнительской деятельности очень разнообразны. В области музыки это может быть агогика, т.е. не­большие отклонения от заданного темпа и метра в виде замедлений. К этому же относятся различные способы использования голосового аппарата или музыкального инструмента, обеспечивающие очень связное, отрывистое или резко отрывистое исполнение последова­тельных рядов звуков. В состав выразительных средств входит ди­намика, основанная на применении различной степени силы звуча­ния, выделении отдельных звуков, их внезапной или постепенной смене и т.д. С целью яркого раскрытия идейно-эмоционального смыс­ла исполняемого произведения применяется фразировка, т.е. разгра­ничение и выделение музыкальных фраз и других небольших частей законченной темы. Очень разнообразны выразительные возможности акцента, основанного на подчеркивании звука путем его усиле­ния, ритмического удлинения, смены тембра и некоторых других приемов.

Исполнительская деятельность во многих случаях развертыва­ется в форме коллективного исполнительства. Это театральное, хо­ровое, оркестровое, хореографическое и другие виды исполнитель­ства, по самой своей природе предполагающие объединение в общий исполнительский ансамбль целого ряда участников самодеятельно­сти. Благодаря их совместным усилиям рождается та художествен­ная ценность, которую создать в одиночку ни один из любителей не может. Это особая форма исполнительского творчества, требующая умений и навыков группового взаимодействия. Новая художествен­но-образная целостность возникает в результате творческого объе­динения различных исполнительских индивидуальностей.

На Руси, а затем и в России всегда любили петь. Без песни не обходился ни один праздник, ни одно гуляние, ни одна вечеринка. Эта хорошая традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Русская песня по-прежнему остается гордостью и жемчужиной нашего оте­чественного искусства.

Наряду с этим музыкально-песенное исполнительство замет­но обогатилось за счет активного развития самодеятельно-авторской и улично-дворовой песни. Как исполнительский материал такие пес­ни по природе своей рассчитаны на широкое пользование: они про­сты, не требуют особых вокальных данных, исполнение их доступно буквально всем. В чем-то подобное исполнительство напоминает за­душевную беседу: собравшись вместе, люди ведут своеобразный пе­сенный разговор о самих себе, о своей собственной жизни. Лучшие произведения этого жанра живо откликаются на все наиболее волну­ющие события современности. Это излюбленный репертуар в сфере туризма, молодежного отдыха, праздничного российского застолья. По сравнению с другими формами общения с искусством че­ловек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание худо­жественно-творческого акта - конкретно-образное воплощение эсте­тической цели. Материалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приобре­тенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством, контактов с другими людь­ми. Вся эта информация творчески прорабатывается, из нее отбра­сывают несущественное, случайное. Творческая фантазия по-новому комбинирует элементы накопленных впечатлений и представлений, в результате чего и возникает оригинальный художественный образ.

Создание такого образа сопряжено с огромным трудом по на­коплению материала и непосредственному воплощению художе­ственной идеи в красках, звуках, словах, движениях. Как правило, на этом пути возникают многочисленные предварительные вариан­ты: эскизы и этюды к картинам, черновые рукописные наброски, опробованные и отброшенные актерские и режиссерские решения и т.д. Творческий процесс практически никогда не представляет не­прерывного, плавного движения вперед. В нем нередки остановки, тупики, возвраты к старому, мучительные переборы бесчисленных вариантов.

В ходе творческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает воз­можность производить необходимые аналитико-синтетические опе­рации: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые ху­дожественные структуры. Важным условием и фактором творчес­кого процесса являются волевые усилия человека, без которых не мо­жет быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее до­стижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи.

Развитие творческих способностей прежде всего связано с фор­мированием перцептивных качеств человека. Эти качества связаны с особенностями его внимания, восприимчивости, впечатлительнос­ти. Для успешной творческой деятельности большое значение имеет умение точно и быстро подмечать характерные черты предметов и явлений, видеть и запоминать изменения в наблюдаемых объектах, находить в них общее и различное, улавливать в окружающем мире то, чего не замечают другие люди.

Любой творческий акт - это разрешение проблемной ситуа­ции. В основе ее лежит конфликт между известным и неизвестным. Требуется найти решение, характер которого не подсказывается ни условиями самой задачи, ни имеющимся опытом. Это значит, что субъекты творческой деятельности должны самостоятельно вырабо­тать принципиально новую стратегию деятельности.

При решении творческой задачи в голове человека возникает так называемая динамическая модель проблемной ситуации. Компо­нентом ее являются условия задачи, следы отражения объектов в предшествующей практике и цель поиска. Модель имеет свойство доминантного очага. Она притягивает к себе даже те внешние раз­дражители, которые прямо не связаны с решаемой проблемой. При­чем в действие приводится не только область сознательного, но и бес­сознательного. Динамическая модель обладает уникальной способно­стью функционировать вне сознательной деятельности. Человеку кажется порой, что он совершенно не думает о поставленной задаче. Между тем мозг упорно ищет ее решение. Постоянно действующий очаг возбуждения помогает преодолеть косность имеющихся стерео­типов и образовать новые связи, минуя крайне неперспективную ра­боту по прямому перебору вариантов.

Основная трудность творческого поиска связана с тем, что формированию новых идей и образов серьезно мешают накопивши­еся стереотипные представления. В плане направленного формиро­вания творческих способностей очень важно воспитать у людей при­вычку везде и всюду искать свежие, новые подходы к самым обыч­ным явлениям и процессам. Творческая деятельность немыслима без творческого воображения. Чтобы создать что-то новое, надо хотя бы в самом общем виде мысленно представить себе это новое. В резуль­тате воображения на основе прошлого опыта рождаются принципи­ально новые мысли, представления, идеи, образы. В психологическом плане происходит процесс разложения, расчленения старых связей и выработка из получившихся элементов оригинальных, не встречав­шихся до сих пор художественных идей, решений, подходов и даже образов целостных структур.

Особое место среди личностных качеств, необходимых для плодотворной творческой деятельности, занимает способность к пе­реносу опыта из одной области в другую. Творчество - своего рода бег с барьерами, где основным препятствием являются стереотипы мышления. Именно они уводят творческую мысль на проторенную тропу, сбивают ее с истинного пути. Преодолеть эти барьеры можно только с помощью своеобразного прыжка. В свою очередь, для прыжка нужен не менее хороший толчок в виде определенного внеш­него раздражителя - аналога.

Существует несколько видов аналогии, используемых в про­цессе творчества. Сущность прямой аналогии составляет непосред­ственное сравнение сходных фактов, при котором одно подсказывает другое. Второй вид аналогии носит название символическая анало­гия. В этом случае для решения задачи подыскивается подсказка из совершенно иной области деятельности. И, наконец, аналогии третье­го вида - личные аналогии - строятся на т.н. отождествлении твор­ца с субъектом. Подобная ситуация особенно часто встречается в сфере художественного творчества, где художник идет от самого себя, ставит себя на место героя, чувственно переживает его действия, колебания, размышления и т.д.

Весьма полезную роль играет способность личности к ассоци­ированию. В психологическом плане ассоциация это отражение в со­знании взаимосвязи предметов и явлений, когда одно представление влечет за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте. Ассоции­рование подталкивает к нахождению оригинального образа, необыч­ного подхода, свежего решения. Легче в этих поисках приходится людям, которые легко запоминают и столь же легко вспоминают увиденное, умеют выстраивать необычную цепь образных сравне­ний, способны перекинуть мостик от одного к другому и т.д.

Необходимые в творчестве интеллектуальные качества пред­полагают определенный уровень эрудиции человека. Обилие сведе­ний из разных областей благоприятствует выработке множества подходов к предмету. Однако если в целом эрудиция здесь полезна, то перегрузка избыточной информацией может не только помогать, но и мешать творческому мышлению, сбивать его на проторенные дорожки.

Современная любительская деятельность развивается чаще всего в коллективных формах. Это создает особо благотворные воз­можности не только для успеха в поиске, но и для формирования творческого умения. Дело в том, что решение многих творческих за­дач требует таких разносторонних качеств, которые практически не могут сочетаться в одном человеке. В поисковой группе вступает в действие принцип комплиментарности - способности не суммируются, а умножаются. Каждый участник творческой деятельности вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. Речь идет прежде всего о том, чтобы правильно использовать каж­дого человека в соответствии с особенностями его творческой инди­видуальности. Одни люди обладают уникальным талантом выдви­гать новые идеи, другие отличаются завидной способностью к скру­пулезному критическому анализу, третьи поистине незаменимы в процессе практической реализации творческого замысла Условно их называют генераторами, критиками и разработчиками.

Тип первый - люди, склонные и способные к генерации новых идей. У них постоянно рождается масса новых предложений, кото­рые они с охотой передают своим товарищам. Среди выдвигаемых генераторами идей могут быть, наряду с действительно талантливы­ми идеями, спорные, ошибочные, принципиально неприемлемые идеи. «Генератор» чаще всего не особенно интересуется, как и каким обра­зом придется воплощать его предложения.

Деятельность «генераторов» плодотворна только в том случае, когда они работают рука об руку с людьми, условно называемыми «критиками», которые представляют второй тип участников твор­ческой деятельности. «Критики» выполняют в коллективе очень важную дисциплинирующую функцию. Это своеобразный «отдел контроля», строго подмечающий слабые стороны выдвигаемых пред­ложений. Деятельность «критиков» дает гарантию того, что группа не прельстится внешне привлекательными, но абсолютно нереальны­ми идеями.

Третий тип - это те, кого заслуженно считают хорошими ис­полнителями. Для них характерно умение быстро заземлять любой проект, видеть его в действии еще до начала воплощения в жизнь. Исполнители-разработчики всегда обладают не только достаточно хорошей теоретической подготовкой, но и отменным практическим мастерством. Они неизменно выходят на ведущие позиции в период реализации идеи.

Задача руководителя творческого поиска - создать в группе такую обстановку, при которой генераторы, критики и исполните­ли не только не вступают друг с другом в конфликт, но в тесном единстве решают все поисковые задачи. По аналогичному принципу следует комплектовать и малые группы, которые создаются для ре­шения конкретных творческих задач.

Большое значение имеет правильное определение целей худо­жественно-творческой работы. Они должны с самого начала настра­ивать любителей не на внешний эффект, а на упорную деятельность по овладению творческими умениями и навыками, на углубленное художественное самообразование и саморазвитие. Это единственно верный путь к высоким творческим результатам.

Не менее важна продуманная организация отношений между участниками художественно-творческого процесса. Исконная чело­веческая склонность к поиску наилучшим образом реализуется, если в коллективе царит подлинно творческая атмосфера, если руководи­тель сам на каждом шагу подает пример творческого отношения к делу. Такая атмосфера невозможна без заинтересованного внимания к каждому новому предложению, идее, находке, совету, от кого бы они ни исходили. Новаторский подход должен поощряться в любом случае, даже когда предложение оказывается по тем или иным при­чинам неприемлемым или неплодотворным.

Первостепенную роль играет работа по целенаправленному формированию художественно-творческой индивидуальности уча­стников самодеятельности. Это предполагает тщательное изучение способностей, соотнесение их с совокупностью качеств, необходимых для успешного творчества в избранном виде искусства. В индивиду­альном плане значительное место отводится развитию качеств, ко­торые чрезвычайно важны, но пока еще у данного человека недоста­точно развиты.

В числе других здесь используются такие приемы, как систе­матический анализ лучших художественных произведений, участие в построенных по игровому принципу занятиях на отбор оригиналь­ных метафор, эпитетов, сравнений; индивидуальные задания, выпол­нение которых непременно требует богатых и смелых ассоциаций.

Творческий процесс в сфере любительства не всегда эквивален­тен профессиональному творчеству, отличающемуся объективной новизной своих результатов. Очень часто любительская деятель­ность имеет лишь субъективный эффект, но от этого ее значимость нисколько не уменьшается. Менеджеры досуга ставят перед собой благородную цель сделать способным к творчеству каждого. И если профессиональная творческая деятельность дает обществу принци­пиально новые и материальные, и духовные ценности, любительские занятия обогащают его массой новых творческих личностей.

Особой формой проявления художественно-творческой актив­ности человека способна стать художественно-критическая деятель­ность любителей искусства. Она самым непосредственным образом связана с художественным восприятием и художественным образо­ванием, но представляет собой вполне самостоятельное явление. Как и любое отношение к осознаваемым явлениям, рождающиеся здесь суждения включают в себя не просто понимание и знание восприни­маемого объекта, но и ярко выраженные эмоциональные и волевые компоненты. Эта форма деятельности ценностного сознания челове­ка, в результате которой формируются ориентации и установки личности по отношению к объектам художественной культуры.

Применительно к сфере любительства художественно-крити­ческая активность может проявляться на нескольких различных уровнях. Первый и наиболее элементарный из них - уровень повсед­невного общения. Контакты такого рода всегда представляют инфор­мационный процесс, включающий обработку, накопление и выдачу определенной информации. Определенное место в этом процессе за­нимает обмен мнениями и оценками по поводу явлений художествен­ной жизни. Возникающее взаимодействие отличается практическим отсутствием какой-либо регламентации и большим равноправием собеседников.

Следует особо отметить, что рождающиеся здесь суждения от­личаются особой авторитетностью: очень часто люди неукоснитель­но придерживаются их в своей художественной практике - смотрят или отвергают определенные кинофильмы и спектакли, читают или, наоборот, отказываются от тех или иных книг и т.д. Все это заставля­ет серьезно подумать о возможностях превращения стихийно разви­вающейся оценочно-практической деятельности в орудие направлен­ного эстетического воспитания. Здесь могут быть использованы самые разнообразные средства: продуманная работа по обогащению общего содержания досуговых контактов, привлечение внимания к наиболее значимым явлениям художественной жизни (ставится задача - сде­лать эти явления предметом обсуждений), влияние на содержание по­вседневного общения через механизм лидерства и т.д.

Второй уровень функционирования художественно-критичес­кой деятельности связан с организацией специальных встреч, имею­щих целью серьезное и всестороннее обсуждение определенных про­изведений. Такие обсуждения принимают чаще всего форму чита­тельских и зрительских конференций, где аудитория выступает од­новременно и как объект, и как субъект формирующего воздействия. Эти встречи немыслимы без активного участия всех присутствую­щих. Публично отстаивая свои эстетические позиции, люди приоб­ретают ценные навыки художественно-критического анализа. Чело­век получает отличную возможность сопоставить, сравнить свое по­нимание произведений с тем, что думают по этому поводу другие. Практически каждое выдвигаемое предложение проходит здесь че­рез своеобразный коллективный фильтр: оно рассматривается, взве­шивается, обсуждается. Обстановка творческой дискуссии и неиз­менное наличие оппонентов подталкивают к максимальной доказа­тельности, убедительности, четкости. Перед участниками предста­ют не истины в конечной инстанции, а напряженный поиск верного решения проблемы. Суждения, победившие в такой борьбе, отлича­ются особой авторитетностью и значимостью.

Наивысшего развития художественная критическая актив­ность достигает на третьем уровне своего функционирования - в рамках специальных любительских объединений. В широко распро­страненных ныне объединениях любителей музыки, кино, театра, живописи, литературы художественно-критическая деятельность приобретает уже целый ряд дополнительных качеств. Прежде всего эта деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств. По сравнению с обсуждениями художественных произведений на массовых дискуссионных мероприятиях работа любителей отличается большей глубиной, основательностью, разно­образием. Здесь могут использоваться такие формы, как аналити­ческие обзоры, доклады, письменные и устные рецензии, отклики, отзывы и т.д. У объединений этого типа есть возможности подклю­читься к организации художественно-образовательной деятельнос­ти: освещать художественную жизнь в местной печати, принимать участие в подготовке и проведении литературных вечеров и презен­таций художественных новинок, выпускать специальные бюллетени, рекламные материалы и т.п.

Особое значение имеет содружество любителей литературы и искусства с любительскими творческими группами. Как правило, у профессиональной художественной критики до этих групп просто-напросто не доходят руки. Между тем квалифицированный крити­ческий разбор самодеятельных спектаклей, концертных программ, художественно-публицистических выступлений необходим.

Организация объединений для тех, кто склонен к искусство­ведческим и художественно-критическим занятиям, важна еще по одной причине. Значительное число людей, страстно любящих и по­нимающих искусство, не имеют ярко выраженных способностей ни к исполнительской, ни к художественно-творческой деятельности. Дать им какие-то активные, творческие и в то же время посильные занятия - значит приобщить к полезному во всех отношениях кол­лективному досугу еще значительную группу интересующихся ис­кусством.

Одна из первостепенных задач на пути дальнейшего совер­шенствования этой работы - сделать художественно-творческие коллективы, с одной стороны, и объединения любителей музыки, те­атра, кино, изоискусства - с другой, не параллельно существующи­ми, а взаимодополняющими друг друга. При такой постановке дела художественная самодеятельность получила бы по-настоящему ква­лифицированную аудиторию истинных знатоков и поклонников оп­ределенных видов и жанров искусства. Именно на этом пути легче всего замкнуть в единую цепь основные системообразующие звенья полновесной эстетической деятельности: непосредственное общение с искусством, художественное образование и художественное твор­чество в собственном смысле слова

Анализ современного состояния художественно-творческой деятельности показывает, что она переживает период кризисно­го развития и нуждается в серьезных преобразованиях. Новые подходы требуют определенного переосмысления традиционных представлений о природе, назначении и функциях самодеятельно­го искусства. Необходима обновленная концепция, которая учи­тывала бы требования времени и содержала целостную совокуп­ность предложений о путях дальнейшего развития народного ху­дожественного творчества.

Сохранившиеся до сих пор ориентации и установки сложились более полувека назад и несут на себе груз представлений и идей того нелегкого и противоречивого времени. Административно-команд­ная система упорно стремилась тогда утвердить свой суровый и же­сткий контроль во всех областях общественной жизни и пуще всего опасалась самодеятельности не в обюрокраченном, а в точном и под­линном смысле этого слова. Гораздо проще было управлять тем, что спокойно укладывалось в рамки театрально-концертной модели и шло только через официальное курирование. В соответствии с этим подходом праздники начали превращаться в вымуштрованные па­рад-демонстрации, «живые газеты» стали парткомовскими рупора­ми, обряды приобрели вид мертворожденных «звездин», «октябрин» и прочей так и не прижившейся советской обрядности.

Глубоко ошибочным было тогда решение проблемы о соотно­шении профессионального и художественного творчества. В соот­ветствии с исходящими свыше директивами самодеятельности была уготована роль элементарного дублера профессионального искусст­ва, своеобразного второго эшелона, популяризирующего то, что на­работано профессионалами.

Одним из немаловажных обстоятельств, повлиявших на фор­мирование концепции художественной самодеятельности в 1930-е годы, был разгром так называемого жизнестроительного направле­ния в эстетике, литературе и искусстве. Сторонники жизнестроения выступали с резкой критикой старой, оторванной от жизни художе­ственной культуры. Слов нет, в этих воззрениях было много элемен­тов максимализма и фантазерства. Общественно-созидательные функции искусства нередко преувеличивались. Однако в яростной критике жизнестроительной концепции погибло и содержащееся в ней рациональное зерно. Оно заключалось в ориентации искусства, в первую очередь самодеятельного творчества, не просто на создание художественных произведений, а на формирование добротной худо­жественно-эстетической среды для повседневной жизнедеятельности людей. К сожалению, очень важная идея начисто выпала в дальней­шем из системы воззрений на сущность и функции художественной самодеятельности.

В теоретической и практической деятельности на современ­ном этапе нельзя забывать, что самодеятельное творчество, в отли­чие от профессионального искусства, интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значитель­ная часть его вообще функционирует на границе искусства и неис­кусства, художественного и нехудожественного.

Трансформация функций народной художественной культу­ры во многом стимулируется сегодня общим характером проводи­мого реформирования. Интенсивное развитие национального само­сознания и активное возрождение досутово-бытовых традиций выз­вали к жизни феномен, который квалифицируется как нью-трайба-лизм. В городской и сельской среде идет своеобразный возврат к жи­вой культуре, с ее обычаями, обрядами, праздниками. Возрождаю­щееся на этой основе искусство, непосредственными субъектами ко­торого становятся буквально все, представляет плодотворный пово­рот к истокам народного творчества, к самодеятельности в подлин­ном смысле слова. В реальной жизни уже возникло множество совер­шенно новых организационных форм, явно не укладывающихся в институциональные схемы художественной самодеятельности про­шедших времен. Мы имеем в виду домашнее, семейное исполнитель­ство, спонтанно возникающие группы дворового и уличного люби­тельства, импровизированные ансамбли, участвующие в обрядово-праздничных торжествах, и другие объединения, которые не ставят перед собой задачи обязательного участия в концертах, смотрах, фе­стивалях и не хотят идти по пути привычной сценической ориента­ции. Однако нельзя не отметить, что здесь тоже есть свои трудности. Довольно многое оказалось позабытым. Заметно поблекла культура исполнения. В аутентичные фольклорные структуры вносятся порой досадные искажения. В этих условиях особенно необходимо подкреп­ление полезных инициатив участников самодеятельности квалифи­цированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, ког­да он подкрепляется высоким уровнем художественного мастерства.

До сих пор еще дают о себе знать рецидивы концепции, харак­терными чертами которой являлось явное преобладание трансляци­онных функций самодеятельного искусства над творческими. Эта концепция плохо связывается с развитием народного творчества как целостной, относительно самостоятельной и самореализующейся си­стемой. В ней нет опоры на исконные фольклорные традиции, не учитывается синкретическая природа традиционного искусства, игнорируется его неразрывная связь с локальной повседневной культу­рой разнообразных социальных групп и общностей. Реальная само­деятельная практика рассматривается в отрыве от таких компонен­тов низовой культуры, как обрядность, праздники, отдых, развлече­ния, игровые занятия и т.д.

Одной из наиболее важных причин кризисного развития само­деятельного художественного творчества в нашей стране стало то, что мы не сумели найти этому творчеству истинное, подлинное ме­сто и, таким образом, заставили его «рядиться в чужие костюмы». Явно не учитывалось, что между жизнью, с одной стороны, и боль­шим профессиональным искусством и подражающей ему самодея­тельностью - с другой, реально существует огромное поле массовых досугово-бытовых занятий, которые не могут обходиться без насы­щения их особыми художественными средствами и позарез нужда­ются в них.

Продуктивные попытки обозначить контуры новой концеп­ции самодеятельного художественного творчества проявляются в целом ряде публикаций последнего времени. Здесь можно прежде всего сослаться на таких авторов, как Е.И. Смирнова, Т.И. Бакла­нова, B.C. Цукерман, А.С. Каргин, Н.Т. Михайлова, Л.И. Михайло­ва, Н.А. Хренов и др. Однако решительной) прорыва к новой пара­дигме пока еще не произошло.

Рекомендуемая литература к главе IV

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инноваци­онный курс. - Казань: КАЗГУ, 1996.

2. Аникин В.П. Русское ycтное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2004.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. - М., 1992.

4. БибарцеваТ.С. Методика стимулирования творческих способно­стей игровыми средствами. - СПб-, 1995.

5. Бондаренко СМ. Педагогика творчества. - М.: Знание, 1976.

6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.

7. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теорети­ческие очерки). - СПб., 1993.

8. Дранков В.Л. Психология творчества. - СПб., 1992.

9. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. -М., 2001.

10. Жслезовская Г.И., Елисеев А.Р. Педагогика развития творчес­кой личности. - Саратов, 1997.

11. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. - М.: Флинта Наука, 2002.

12. Каргин А.Г. Народная художественная культура. - М., 1997.

13. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. - М., 1998.

14. Лаврентьева Л.С, Смирнов Ю.И. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет, 2004.

15. Лилов А. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981.

16. Лук А.Н. Психология творчества. - М., 1978.

17. Махлина СТ. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995.

18. Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерми­нанты, тенденции, закономерности социодинамики. - М.: Вузовская кни­га, 2005.

19. Морозов А.В. Историография русской фольклористики (1917-1941).-Минск, 1999.

20. Народная художественная культура / Под ред. Т.Н. Баклано­вой, Е.Ю. Стрельцовой. - М., 2000.

21. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

22. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1997.

23. Психология творческих способностей. - М.: Academia, 2002.

24. Психология творчества. - М.: Наука, 1990.

25. Психология художественного творчества. - Минск: Харвест, 1999.

26. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.

27. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена/ Сост. Н.И. Решетников. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

28. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятель­ного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. - М., 1983.

29. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. - М., 2003.

30. Стрельцова Е.Ю. Этнохудожественная культурология. - М., 2004.

31. Суртасв В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методо­логия, теория, практика. - СПб., 2000.

32. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. - М., 2003.

33. Традиции, обычаи и нравы народов России / Под ред. Н.А. Ло­банова. - СПб., 1997.

34. Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / Сост. С.Н. Азбелев. - М., 1999.

35. Художественная культура и развитие личности. - М.: Наука, 1987.

36. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

37. Шубинский А.Г. Педагогика творчества учащихся. - М.: Педа­гогика, 1998.

Вопросы и задания к главе IV

1. Раскройте сущность понятия «культурно-творческая деятель­ность».

2. Опишите основные виды культурного творчества человека в сфе­ре свободного времени.

3. Сформулируйте требования к организации творческих занятий в культурно-досуговых центрах.

4. Как оптимизировать работу по развитию творческих способнос­тей личности?

5.Расскажите о роли и технологии стимулирования творческого отношения человека к художественной, научно-технической, социальной деятельности в сфере досуга.

6. Каковы основные исторические и современные тенденции раз­вития самодеятельного творчества?

7. Дайте обоснование системы социально-педагогических функций самодеятельных художественных коллективов.

8. Охарактеризуйте взаимосвязь фольклора, постфольклора, лю­бительского искусства и массовой художественной самодеятельности.

Глава V.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь