Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика основных направлений самодеятельного творчества



Центральное место в системе народной культуры занимает художественная творческая деятельность. Приступая к ее анализу, целесообразно выделить три основных направления развития этой деятельности: фольклор, любительское искусство, т.е. искусство, ори­ентированное на профессиональные образцы, и постфольклорное творчество, развивающееся на основе инновационных форм креатив­ности.

С понятием «фольклор» произошло то, что в области терми­нологии случается весьма редко, - оно имеет точную дату и место рождения. В 1864 году известный английский историк Вильям Томе впервые употребил это слово в своей статье, напечатанной в газете «The Athenaeum». С легкой руки этого исследователя новый термин стал постепенно проникать во все страны, заменяя прежние много­численные обозначения феномена народного творчества.

В российскую науку понятие «фольклор» вошло с некоторой задержкой. Во всяком случае, в течение XIX столетия употреблялись главным образом термины «народное поэтическое творчество», «ус­тная словесность», «народная словесность», «народная поэзия», и только в начале XX века стало постепенно вводиться слово фольклор. В целом отечественная фольклористика всегда тяготела к некоторо­му зауживанию объема этого понятия. В таком подходе, с одной сто­роны, были определенные плюсы (на узком участке легче шли про­цессы углубления теории и практики познания объекта), но с другой - и свои минусы (изучаемая область, изолируясь, превратилась в до­вольно жесткую систему, отталкивающую от себя многочисленные художественные новообразования).

Сегодня можно с определенностью говорить о трех подходах к исследованию фольклора и о трех родившихся на этой базе концеп­циях. В рамках первой из них фольклор рассматривается как устное поэтическое творчество. Сторонники второй концепции понимают под фольклором комплекс словесных, музыкальных, драматических, хореографических, декоративно-прикладных видов народного твор­чества. Сущность третьей концепции состоит в том, что фольклором именуется народная художественная культура в целом. На совре­менном этапе наибольшую поддержку у научной общественности получила вторая, срединная, концепция, уходящая как от слишком зауженного, так и чрезмерно широкого эксплицирования исследуемо­го понятия.

С точки зрения классического деления искусства по родовому признаку в фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом в состав эпических включа­ются былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы и др. К произведениям лирического характера относятся обрядовые, семейные, любовные песни, частушки, причитания и т.д. В ряду дра­матических произведений стоят различные народные драмы.

Вместе с тем фольклор настолько разнообразен, что три тра­диционные родовые обоймы, естественно, не могут вобрать в себя все реально существующие жанры. Ведь наряду с вышеназванными жанрами есть еще пословицы, поговорки, анекдоты, заговоры, загад­ки, дразнилки, потешки, заклинания, духовные стихи, жанры танце­вального и декоративно-прикладного искусства и многое другое. Та­ким образом, троичное деление фольклорных жанров едва ли может считаться сегодня продуктивным.

Российская фольклористика исходит из понимания фолькло­ра как общественно обусловленной, исторически развивающейся творческой деятельности народа, обладающей целостной совокупно­стью специфических признаков, в число которых включаются тра­диционность, синкретизм, коллективность творческого процесса, полиэлементность, преимущественно устная передача, вариатив­ность. У фольклора есть своя характерная для него система вырази­тельных средств. В схематическом виде ее можно обозначить как особые композиционные средства: запев, зачин, присказка, ретарда­ция (замедленное развитие действия), троичность событий, общие места и специфические стилистические средства (символика, парал­лелизмы, постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории, гротеск и др.).

По отношению к фольклорному наследию художественная де­ятельность духовного плана включает несколько функций. Первая из них - работа по сохранению фольклора в повседневной жизни народа. Речь идет о таком бытовании фольклорных произведений, когда люди поют, играют, танцуют не для публики, а для себя. Здесь фоль­клор существует и развивается в живых формах народной эстетики: праздничных обрядах, играх, гуляниях, посиделках, хороводах и т.д. Совсем иначе обстоит дело в тех ситуациях, когда самодея­тельность использует фольклор в своих сценических выступлениях. Перевод фольклорных произведений в принципиально новую форму существования требует серьезной их адаптации. Прежде всего фоль­клор освобождается от целого ряда бытовых деталей. Произведение обретает более жесткую закрепленность, даже если импровизационность в какой-то мере сохраняется, удельный вес ее приходится рез­ко сокращать. В действие вступают законы сцены, заставляющие учитывать особенности зрительского восприятия, необходимость уложиться в определенные временные рамки, сделать показ ярким, интересным, динамично развивающимся и т.д.

Следует всячески опасаться обезличенности, стандартизации, незнания или прямого игнорирования местной исполнительской ма­неры. В результате подобных ошибок народные хоры и ансамбли становятся похожими друг на друга. Исчезает неповторимое своеоб­разие певческих и танцевальных приемов, утрачиваются ценные ре­гиональные традиции.

Применительно к выступлениям народных хоров пресловутый «общерусский стиль» чаще всего сводится к примитивному двухголосию, разухабистости, надрывности. Теряется то, чем всегда слави­лась истинно русская исполнительская манера с ее многоголосием, сдержанностью, благородством. Упрощенное до примитива пение в некой стандартной манере начинает вытеснять чистое и стройное, расцвеченное отголосками истинно русское исполнение народных песен. Нечасто можно встретить многоголосые хоры, выступающие не просто под баян, а под традиционные народные инструменты - балалайки, рожки, гудки, жалейки. Многие неплохие, в сущности, народные ансамбли не умеют и боятся петь без сопровождения. Меж­ду тем природа русского многоголосия исключительно богата по сво­им исполнительским возможностям. Это великолепная школа для всестороннего развития музыкального слуха, выработки чувства ан­самбля, формирования правильного интонирования.

Фольклорной самодеятельности полезно больше внимания уделять собирательству. Это значительно обогащает работу, делает ее творческой, значительно расширяются источники пополнения ре­пертуара. Участники самодеятельности обретают плодотворные связи с глубинными истоками, питающими нашу художественную культуру.

Систематическая поисково-исследовательская работа дает возможность учиться редчайшему искусству не просто петь, а тво­рить песню. Бережная запись и воспроизведение песенного фолькло­ра с тщательным сохранением его поэтического и музыкального бо­гатства помогает лучше понять и усвоить первозданную исполни­тельскую манеру. Там, где по-настоящему развивается собиратель­ская деятельность, не остается места обезличенным под «а-ля рюс» песенным штампам.

Принцип бережного отношения к художественным традици­ям отнюдь не означает их абсолютной неприкосновенности. Совре­менная самодеятельность - не просто хранитель, а продолжатель всего лучшего, что накоплено в системе народного творчества. Вот почему наряду с очень полезной и важной во всех отношениях поис­ково-исследовательской деятельностью наши самодеятельные груп­пы много и успешно занимаются творческой обработкой фольклор­ных произведений. В целом ряде случаев это не только полезно, но и необходимо. Существует немало народных произведений, особенно из обрядового репертуара, которые можно переносить на сцену, лишь освободив их от бытовых деталей и объединив в тематические цик­лы и программы. Опыт лучших фольклорных ансамблей свидетель­ствует о допустимости квалифицированно выполненной аранжиров­ки фольклора. Важно только, чтобы такая аранжировка не наруша­ла исконную природу и глубинную сущность первоисточника, не вносила в него чужеродных элементов.

Время перестройки и реформирования общественной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фольклорным бумом. Фольклор активно возрождается на досугово-бытовом уровне, преж­де всего в традиционных праздниках и обрядах. Успешно работают многочисленные фольклорные коллективы, фольклорные школы, Дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и других учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.

Все это, естественно, радует и вместе с тем тревожит. При громадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой процесса разви­тия нашей художественной жизни всегда было неумение разумно со­четать традиционное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквалифицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, что­бы традиционная художественная культура занимала очень почет­ное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что 3 не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.

После появления на Руси профессионального искусства, а точ­нее, почти параллельно с его формированием начинает развиваться художественное творчество непрофессионалов. Понятия «дилетант» и «дилетантство» (от итальянского dilettante и dilettare - услаж­дать) употребляли тогда по отношению к людям, которые занима­лись искусством без специальной подготовки и деятельность которых в этой области не являлась для них профессией. Никакого негативного смысла в этот термин не вкладывалось. Во Франции любителя по­добного типа называли аматер {Amateur), а в Германии применительно к человеку с таким увлечением употребляли термин Liebhaber.

В России аматерное искусство получило довольно широкое распространение в дворянской среде. Как известно, здесь было очень много талантливых людей, которые с великим удовольствием и от­личными результатами занимались художественным творчеством, но официально (особенно это относилось к аристократическому дво­рянству) в силу сословного положения не могли себя причислить к категории профессиональных тружеников искусства. Несколько по­зднее к интересному и даже по-своему престижному виду творче­ства стали подключаться и представители других слоев общества. В 1748 году в Ярославле родился домашний любительский театр Фе­дора Волкова; с 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских теат­ров, возникших позднее, нельзя не отметить Алексеевский кружок (1877) К.С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих любителей, пройдя через самодеятельность Немецкого клуба и Московс­кого общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра (1898).

Не менее активно развивалось в России музыкальное люби­тельство. После того, как вошел в моду клавесин, появилось великое множество любителей пения. Получившая популярность гитара под­няла интерес к романсам. Музыкальные и театральные любительс­кие группы стали неотъемлемым звеном деятельности народных до­мов, клубов и изб - читален.

В первые послеоктябрьские годы у дореволюционного люби­тельского театра появилось немало противников, которые смотрели на подобное занятие как на подражательное и отжившее свой век. В новом бушующем мире значительно больше ценилось агитационно-пропагандистское искусство в форме «живой газеты», «синей блу­зы», театров рабочей молодежи, агитпропбригад. Однако в развер­нувшейся нелегкой борьбе любительство не только устояло, но и к се­редине 1930-х годов вышло на лидирующие позиции. Не будет пре­увеличением сказать, что именно оно составило основу того доволь­но широкого культурного движения, которое получило наименова­ние «художественная самодеятельность».

Наряду с фольклором и любительством, ориентированным на образцы профессионального творчества, в общей системе народной художественной культуры отчетливо выделяется еще одно направ­ление. У него нет устоявшегося и общепринятого названия. Однако чаще всего используется понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крестьянского по своей природе и сущности традицион­ного фольклорного искусства постфольклор - это явление городской жизни и городской культуры. В художественно-онтологическом пла­не оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, про­фессионального искусства и аматерной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и сво­еобразную систему выразительных средств. Кстати говоря, этот фе­номен был характерен не только для российской действительности. Появление его имело место и в других странах. Рассматриваемый жанр художественной культуры начал создаваться широкими де­мократическими слоями городского населения. Это было выражени­ем их нового мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. В российском варианте многое шло, с одной стороны, от народной смеховой культуры, народной сатиры, ярмарочного балагана, сатирико-юмористического кукольного театра, представления ряженых, лу­бочных картинок, веселых капустников, а с другой - от профессио­нальной (и полупрофессиональной) эстрады, цирка, театра. Короче говоря, мы видим тут типичную смесь «сырого» и «вареного», само­деятельного и профессионального, народного и специализированно­го искусства.

Одной из оригинальных ветвей третьего, постфольклорного, направления в послереволюционные годы стали у нас уже упоминав­шиеся жанры самодеятельного агитпропа в виде «живогазетных» программ, политсудов, политкарнавалов, «синеблузых» представле­ний, трамовских спектаклей и т.д. Позднее на этой основе родилась широко известная агитационно-художественная бригада. На совре­менном этапе к формам третьего направления можно отнести люби­тельские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это направление продол­жает жить и успешно развиваться и в настоящее время.

Важное место в общей системе современного народного твор­чества занимает поисково-исследовательская деятельность. Элемен­ты поиска и исследования встречаются во многих видах досуговых увлечений. Однако в некоторых случаях они выходят на первый план и становятся основной, главной целью любителей. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организо­ванные, использующие специальные методы познания и преобразова­ния явлений окружающей действительности занятия. Главная цель такой деятельности - получение новой информации и разыскание определенных предметных ценностей.

Поиск и исследование характерны для работы любителей и любительских объединений краеведческого и природоведческого типа. В последние годы усилилось стремление к научным изыскани­ям в гуманитарно-общественной сфере. Это выразилось, в частности, в быстром росте досуговых формирований, специализирующихся в области истории, искусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии и др.

Одной из специфических форм развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности является коллекционирование. Речь идет о целенаправленном разыскании представляющих исторический, историко-краеведческий, естествен­нонаучный или художественный интерес предметов с последующим объединением их в систематизированное по тому или иному призна­ку собрание - коллекцию.

Коллекционерские занятия имеют весьма важную особенность. При правильной организации они выводят человека за сравнитель­но узкие рамки интереса к непосредственному процессу собиратель­ства. Как правило, объединяемые в коллекции вещи обладают ярко выраженными эстетическими качествами, поэтому почти любое кол­лекционирование способствует эстетическому развитию личности. Стремясь стать знатоком и мастером в определенной области, чело­век так или иначе втягивается в процесс художественного самообра­зования.

Собираемые предметы почти всегда интересны в историчес­ком плане. Свою историю может иметь и сам коллекционируемый предмет, и то событие, которому посвящена, например, открытка, этикетка, монета, марка. Таким образом, любитель очень часто ста­новится своеобразным специалистом в своей области.

Серьезное увлечение коллекционированием обычно предпола­гает определенную подготовку в той или иной специальной области - географии, спорте, экономике, биологии, этнографии и т.д. Без ос­новательной научной ориентации невозможно ни целенаправленное комплектование коллекций, ни систематизация коллекционного ма­териала Коллекционирование относится к тем видам хобби, которы­ми во многих случаях интереснее заниматься не в одиночку, а актив­но общаясь с коллегами. В совместной деятельности коллекционеров привлекает возможность обмена знаниями и опытом, встречи с ква­лифицированными любителями из других клубов и объединений, получение информации о новинках, возможность централизованно­го комплектования своих собраний и обмена коллекционным матери­алом. Здесь общими усилиями приобретается справочная литерату­ра, выписываются специальные периодические издания, каталоги, книги, организуются выставки, конкурсы, смотры.

Большой простор для занятий поисково-исследовательского характера представляет область технического творчества. К сожа­лению, в последние годы по целому ряду причин эта область оказалась по своему содержанию несколько суженной. Между тем в орга­низации такой деятельности в досуговых центрах есть очень боль­шая необходимость. Среди ее достоинств большое значение имеют оснащение оборудованием и материалами, организационно-педагогические преимущества, возможность систематического повышения технической компетентности под руководством квалифицирован­ных руководителей и т.д.

Любительская деятельность технического плана включает в себя конструирование моделей, механизмов, приборов, машин, ра­диоэлектронных устройств и других технических объектов. Разви­ваясь в условиях культурно-досуговых центров, эта деятельность имеет собственное специфическое содержание и, как правило, не дуб­лирует ту изобретательную и рационализаторскую работу, которую ведут энтузиасты, объединенные обществами изобретателей, раци­онализаторов и отраслевыми научно-техническими обществами. В центрах досуга культивируют, в основном, техническое любитель­ство, не связанное с решением производственных задач: спортивное моделирование, конструирование занимательных технических уст­ройств, кибернетических механизмов, оригинальной радиоаппара­туры, малолитражных средств передвижения, бытовых приборов, миниатюрных самоделок и т.д. Значительное распространение на­шли кружки технического моделирования, авиа-, авто-, судомоделирования, радиоэлектроники, кибернетики, автоматики.

Конструкторско-техническая деятельность может носить репродуктивный характер. Это воспроизведение уже созданных ра­нее технических объектов, в процессе которого кружковцы занима­ются исполнительской работой. Репродуктивное конструирование -необходимая предпосылка и ступень на пути подлинно творческой деятельности, представляющей смысл существования большинства любительских коллективов. Школа воспроизведения дает кружков­цам необходимые научно-технические знания. Работая по имеюще­муся образцу или инструкции, они не только совершенствуют свои умения, но и, в известной мере, приобщаются к процессу творчества «изнутри». Для них становится более понятным и доступным путь постоянного исследования с неизбежными на этом пути сомнениями, поисками, находками.

Среди развивающихся в сфере свободного времени видов деятельности почетное место занимает деятельность, относящаяся к об­ласти социального творчества Инициативное объединение представ­ляет собой организацию особого типа. Поскольку его члены зачастую близко связаны по работе или проживают в одном районе, их обще­ние с населением протекает в обстановке предельной непринужден­ности и доверительности. Постоянно встречаясь с людьми, они все­гда могут быть в курсе местных дел, хорошо знают настроения, суж­дения, мнения основных групп микросоциума. Им легче определять результаты своих инициатив, налаживать обратные связи. Практи­куемые ими методы воздействия обладают большей гибкостью, по­стоянно совершенствуются, приспосабливаются к конкретным реги­ональным условиям.

Важным компонентом социального творчества является орга­низаторская деятельность. Конечная цель ее состоит в обеспечении эффективного выполнения определенного вида целевой деятельности, которая может представлять собой воспитание, творчество, развле­чение, отдых. В процессе организаторской работы осуществляется мобилизация и координация действий других людей. Каждый раз, когда объединение реализует ту или иную программу, ему необходи­мо не только «организовываться внутренне», но и организовать со­ответствующим образом рядовых участников праздника, митинга, воскресника и других массовых акций.

В деятельности такого типа особенно интенсивно формируют­ся организаторские способности личности. Прежде всего речь идет об умении отчетливо представлять ход решения выдвинутой задачи, разрабатывать оптимальную стратегию и тактику достижения цели, верно определять общую линию и конкретные шаги предстоя­щей работы. Большое значение имеет способность правильно подо­брать и расставить людей для выполнения намеченного задания, что требует основательного умения разбираться в людях. Здесь органи­затор выступает как практический психолог, обладающий наблюда­тельностью, способностью быстро и правильно оценить человека, угадать его склонность к конкретному виду деятельности.

Инициативная деятельность общественных формирований развивается сегодня в нескольких направлениях. После принятия Ряда государственных программ по патриотическому воспитанию граждан заметно оживилась работа патриотических объединений. В этой работе ярко воплощается идея преемственности и сотрудниче­ства поколений. Как правило, в них активно участвуют ветераны, люди среднего поколения, молодежь и подростки. Прежде всего по­добная деятельность предполагает изучение истории родного края, собирание материалов о подвигах земляков, воссоздание истории бо­евых сражений. Применяемые методы традиционны для любого ис­торического изыскания (работа в архивах, сбор реликвий, запись воспоминаний, изучение печатных источников, поиски на местах боевых сражений и тд.). Как правило, выявленные документы и най­денные памятные предметы образуют основной фонд краеведчес­ких уголков и народных музеев.

Еще одно направление этой работы - проведение массовых походов молодежи по историческим местам. Обычно участники та­ких походов не ограничиваются простым обозрением памятных мест, а сочетают их посещение с определенными практическими де­лами, например, с озеленением территории вокруг памятников во­инской доблести и славы, благоустройством мемориальных местно­стей и др. Кульминационным моментом похода часто становится встреча со свидетелями и участниками знаменательных событий, массовые ритуальные действия у воинских памятников и на полях боевой славы.

Важное место в деятельности патриотических объединений занимает участие в подготовке и непосредственное проведение дней воинской славы, юбилеев земляков-героев, годовщин сражений и других событий отечественной истории. Объединения инициатив­ного типа помогают сделать эти праздники и церемонии более тор­жественными, эмоционально насыщенными, запоминающимися, придают им отчетливое общественное звучание и воспитательную значимость.

Все более важную роль начинают играть инициативные объе­динения в деле правового воспитания подростков, молодежи и взрос­лых. Вполне понятно, что в условиях кризисного развития общества, сопровождающегося заметным снижением правовой культуры, эта деятельность достойна всяческой поддержки и самого широкого распространения.

Во многих городах и селах инициативные объединения стано­вятся организаторами очень важной и нужной работы по охране окружающей среды. Сегодня здесь явно мало одних гринписовских ак­ций. Задача заключается в том, чтобы защита природы стала делом самой широкой общественности, чтобы никто не оставался в сторо­не от решения этих чрезвычайно актуальных задач.

На современном этапе увеличился удельный вес общественных объединений инициативного типа, сосредотачивающих свое внима­ние на проблемах трудных подростков, семей группы риска, людей с ограниченными возможностями, ветеранов, временно безработных, вынужденных переселенцев и т.д.

Разветвленная сеть инициативных объединений помогает лю­дям стать активными участниками общественной жизни, расширя­ет сферу действия народной инициативы. Благодаря их усилиям по­вышается роль общественности в решении вопросов, связанных с организацией досуга, быта, образования и воспитания. Это дает воз­можность последовательно вовлекать в систему управления государ­ственными делами самые широкие слои населения.

Проявляясь в сфере социально-политических отношений, лич­ная активность человека превращается в могучую созидательную силу. Она нацелена на то, чтобы укрепить общественную систему, привести ее в соответствие с присущими ей объективными законо­мерностями и тенденциями. Это очень важный и ценный вклад в процесс формирования гражданского общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь