Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности
Просветительно-образовательная деятельность, о которой шла речь в предыдущей главе, является важным и необходимым компонентом общего процесса развития человека. Однако сама по себе она еще не решает всех задач культурного формирования личности. Наиболее эффективно это происходит в том случае, когда познание органично сочетается с выработкой определенных оценок, ориентации и установок Человек никогда не воспринимает события, факты, поведение других людей, предметы окружающего мира и имеющиеся знания о них равнодушно. Он радуется и огорчается, обнадеживается и разочаровывается, любит и ненавидит. Помимо гностических представлений об объектах действительности люди неизменно формируют к ним определенное отношение. В рамках такого отношения, а вернее, системы отношений устанавливается связь составляющих действительность явлений и процессов с потребностями, интересами, желаниями, стремлениями личности, а также социальных групп, к которым личность принадлежит. Начавшееся в 1990-е годы реформирование нашего общества нанесло сильнейший удар по старой системе воспитательной работы. Многое из того, что существовало в советский период, оказалось разрушенным, а создать новое долгое время не удавалось. В конце концов, это привело к чуть ли ни полному отказу от воспитания. Нельзя не отметить, что подобные настроения и подходы коснулись не только досуга, но и системы воспитания образования в целом. В принятом тогда законе «Об образовании» (1992 г.) воспитание недвусмысленно отодвигалось на второй план и рассматривалось как некое дополнение образовательного процесса. / См.: Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. С.З./ В сфере пришедшей на смену культпросвету советского времени культурно-досуговой деятельности наступил период смысловой опустошенности и идейной дезориентации. Рухнула отработанная десятилетиями технология подготовки и проведения политизированных тематических вечеров, устных журналов, театрализованных представлений. Развалились кружки и объединения политико-просветительной направленности. Началась усиленная перетряска репертуара художественной самодеятельности и т.д. Воспитательная составляющая нового культпросвета заметно обеднела как в содержательном, так и в организационно-технологическом плане. Определенная часть практических работников опрометчиво решила, что заниматься теперь в основном можно и нужно лишь художественным любительством и организацией развлечений. На какое-то время государство, целиком и полностью затянутое в вихрь экономических реформации, вообще ушло от своих воспитательных функций и перестало рассматривать их в качестве приоритетных направлений. Гораздо охотнее и активнее писалось, говорилось с высоких трибун о недопустимости «насильственной политизации подрастающего поколения», о целесообразности роспуска ряда детских и молодежных организаций, о необходимости вывода образовательных и культурных учреждений из-под каких-либо партийных влияний. В новой Конституции был провозглашен полный отказ от единой идеологии. Серьезным препятствием на пути формирования новых подходов к воспитанию стало то, что не было понятным, на каких ценностных основах его надо строить. Определенные надежды в плане воспитания детей и молодежи возлагались на ожившую было сферу т.н. дополнительного образования. Однако такие задачи оказались дополнительному образованию явно не по силам, а само оно применительно к культурно-досуговым центрам свелось, в конце концов, к чисто художественному просвещению. Нельзя не отметить, что примерно в середине 1990-х годов в| оценке воспитания и воспитательной работы начались определенные позиционные сдвиги. Об этом свидетельствуют такие документы, как рекомендации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996), «Рекомендации парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях» (1997), закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1998), «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» (1998), Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2000 г.) и др. Прямые требования уделять должное внимание решению воспитательных вопросов мы встречаем и в других законодательных актах. Это касается Федерального закона «О библиотечном деле» (1994), закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», закона «Об основах туристской деятельности» (1996), закона «Об образовании» (1998). Примерно в том же духе выдержаны и утвержденные недавно применительно к социокультурной сфере нормативные документы - «Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (2002) и «Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения» (2002). В конце 1990-х годов в стране всерьез заговорили о разработке и внедрении новой целостной концепции воспитания, сохраняющей преемственность по отношению к российским педагогическим традициям и соответствующей современному периоду общественного развития. В основу новой воспитательной парадигмы предполагалось положить идеи гуманизма, антропоцентризма, духовности, демократизма, культурно и личностно ориентированного формирования личности. Акцент на личностно ориентированную педагогику в рассматриваемом контексте был вполне закономерным. В условиях устранения государства от прямого решения воспитательных задач, в обстановке фактического отсутствия достаточно четкого социального заказа, в атмосфере неясности с общей системой ценностных установок не оставалось ничего другого, как сделать акцент на формирование внутреннего мира развивающегося человека. Иного выхода здесь собственно и не существовало. Из общего и довольно широкого содержания обновляемой воспитательной деятельности в рассматриваемый период выдвинулось на передовые позиции национально-патриотическое воспитание. Такой подход действительно обеспечивает в процессе формирования личности весьма надежную точку опоры. По сути дела, это оказалось ничем иным, как обращением в трудные времена кризисного развития к основным ценностям, выработанным на протяжении много веков великой русской культурой и отечественной педагогикой, совсем не случайно за последние годы у нас были приняты на сей счет две государственные программы - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Одна из них успешно реализована, а другая же активно реализуется в настоящее время. До сих пор у нас много говорят и пишут о русской национальной идее, особенно ее конституирующей роли в становлении воспитательной системы. Предложения и суждения на этот счет можно встретить самые разнообразные. Есть люди, которые с большим уважением относятся к широко известной формуле, предложенной I 1833 году министром народного просвещения и президентом Академии наук С.С. Уваровым. Речь идет о знаменитой триаде «Православие, самодержавие, народность». Деятели нашей нынешней науки, где-то отталкиваясь от этой формулы, дают свои триадные варианты. Так, например, Г.В. Осипов усматривает национальную идею сегодняшнего дня в «духовности, народности и державности». Н.Д. Никандров - в «Православии, патриотизме, народности». Есть и другие - не менее интересные предложения. Можно по-разному относится к предлагаемым интерпретациям национальной идеи. Однако ясно, что применительно к разработке новых основ воспитания следует признать, что здесь весьма ценными являются понятия «духовность», «народность», «патриотизм» и «державность». Не исключается, что именно они и должны стать ключевыми в обновляемой парадигме современной воспитательной работы. Для того чтобы разобраться в сущности и особенностях воспитательной, ценностно-ориентационной деятельности в сфере свободного времени необходимо прежде всего уяснить смысл таких понятий, как ценность, ценностная ориентация, ценностная установка и направленность личности. Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира - определенный объект: мысль, идея, образ, научная концепция и т.д. Как уже говорилось выше, все, с чем человек сталкивается, он так или иначе оценивает. Обычно процесс оценивания имеет четыре основных компонента: субъект (он производит оценку), объект (то, что оценивается), основание (критерии, с позиций которых идет оценка), характер оценки (положительная, нейтральная, отрицательная). Если ценности - не просто акт сознания, но и реально существующие явления, то оценка всегда выражает отношение человека к ценностям. Ценность, подверженная оценке и отраженная в голове личности, обретает способность влиять на человеческую активность. На основе осознания потребностей и их соотнесения с объектами окружающего мира у людей формируются ценностные представления, которые они вырабатывает сами или берут готовыми в результате обучения. На базе ценностных представлений возникают ценностные ориентации. Ценностные ориентации - это устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру, в основе которых лежит осознанная и разделенная ценность. С точки зрения психологии, они представляют собой элементы сознания личности. Ориентация, как отношение личности к тем или иным объектам действительности, включает в себя восприятие, понимание и оценивание этих объектов. Можно выделить три основных этапа формирования ориентации: осознание потребностей, соотнесение их с явлениями окружающего мира, выработка отношения - позиции к этим явлениям. Особой разновидностью общего феномена «отношение» является ценностная установка. Установка - результат многократных внешних воздействий на человека и его собственной аналитической деятельности. Она закрепляется в процессе многократных повторений и предопределяет восприятие действительности и практические действия личности. Установка - это выражение ценностной ориентации в форме предрасположенности к чему-либо. Ее следует рассматривать как состояние готовности к определенной активности. Здесь имеет место возбуждение опережающего типа, предвосхищающее еще не наступившее событие. Это своего рода подготовка ответных реакций субъекта на предстоящую ситуацию. Установка более конкретна, чем ориентация. В отличие от ориентации она всегда предметна, т.е. направлена на вполне определенный объект и предполагает не только оценку, но и готовность и способность действовать в соответствии с этой оценкой. Ценностные ориентации и установки находят концентрированное выражение в направленности личности. Направленность -сложное образование, характеризующее сложный облик личности, ее отношение к жизни, деятельности, к себе и другим людям. Основу направленности составляет внутренняя позиция личности, доминирование определенных мотивов, предрасположенность к определенным поведенческим реакциям. В ней фиксируется устойчивая совокупность ее основных качеств. Ценностно-ориентационный процесс в аспекте его целей, содержания и результатов можно охарактеризовать с помощью таких понятий, как взгляд и убеждение. Взгляд - это точка зрения личности по тому или иному вопросу, выражаемая в ее суждениях, умозаключениях и оценках и характеризующая ее субъективное отношение к различным природным и общественным явлениям. Убеждением является твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. В своем историческом развитии теория и практика ценностно-ориентационной деятельности последовательно впитывала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания. Ярко выраженный ценностно-ориентационный компонент входит в состав буквально всех религиозных и светских форм мировоззрения. Это было характерным уже для культуры в форме мифологии и фольклора, которые, так или иначе, различали добро и зло и отвечали на сакраментальный вопрос - что такое хорошо и что такое плохо. Мифология в этом ряду включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. Что касается фольклора, то это социокультурное образование тоже носило ярко выраженный синкретический характер, хотя существенные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отличие заключалось в том, что в фольклоре распалась нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами. Мифы в целом ряде случаев нелегко отличить от фольклорных сказок, но все равно разница между ними очевидна: мифы священны и в них верят, а сказки не таят в себе ничего священного, и верить в них совсем не обязательно. Свою ценностно-ориентационную парадигму принесло на Русь христианство. Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передает определенную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентационную сферу религиозных верований. Отношение к религии всегда было и, в известной мере, остается неоднозначным. Однако огромное влияние религиозных концептов и образов на формирование мира ценностей не подлежит никакому сомнению. Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие христианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ориентирования верующего человека Православие на протяжении более чем двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опоры для миллионов людей. Трудно переоценить ценностно-ориентационную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей. Христианство ввело в обиход очень важные в воспитательном плане понятия греха, покаяния и жизни по совести. В центре православного учения всегда стояли заповеди «Бог есть любовь» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Религия на Руси целенаправленно стремилась приучать сызмальства людей думать и заботится о других, учиться любви к ближним. На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур - духовной и светской. Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах - автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение детям». Не менее интересен появившийся позднее (XV век) древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой». В основу его легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Златая цепь». Речь в них шла о том, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость, милость и сострадание к бедным. В этом же ряду стоит подготовленное по указанию Петра I руководство о правилах поведения, вышедшее в России под названием «Юности честное зерцало» (1717). Интереснейший памятник культуры XVIII века включил в себя, наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западноевропейских стран. Российская интеллигенция сделала много полезного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для конкретных программ развития ценностного сознания граждан. Следует также упомянуть в связи с этим формулу Уварова «Православие - самодержавие - народность», о которой уже шла речь ранее. В годы советской власти она послужила объектом самой ожесточенной и весьма несправедливой критики. Между тем эта формула выражала характерные черты и национальное своеобразие России того времени. В целом, как показывают уроки истории, она сыграла на определенном этапе весьма продуктивную роль в обеспечении единства, безопасности и развития российской державы. Делу постановки ценностного ориентирования граждан в советский период очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы. Во всяком случае, внимания к проблемам развития ценностного сознания партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологических программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспитание граждан. Характерными чертами их целей и содержания стали откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам - догматизм и схоластика. На современном этапе парадигмальные проблемы ценностного ориентирования всецело обусловлены общим кризисным состоянием России, которая находится в исторической полосе цивилизационного перелома - болезненных экономических и социокультурных перемен, затронувших буквально все аспекты жизнедеятельности общества. Вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки, как это было раньше. Сейчас человеку приходится во многом самостоятельно осуществлять выбор общественных ценностей и самому формировать на их основе индивидуальную систему ценностных ориентации, регулирующих его мотивацию и практическое поведение. Вполне понятно, что процесс такого выбора и осмысления весьма и весьма сложен. Много людей оказываются в состоянии когнитивного диссонанса. Им нелегко разобраться в обилии идей, предлагаемых различными политическими партиями, общественными движениями, отдельными авторами книг, статей, выступлений по радио, телевидению и т.д. И еще труднее отдать предпочтение тем или иным идеям, особенно когда чуть ли не во всех из них есть определенное рациональное зерно. Ценностный плюрализм хорош для основательно подготовленного, умеющего правильно оценивать и анализировать предлагаемые ему альтернативы человека. В противном случае он способен породить или массу мучительных колебаний, или взятие за основу первого попавшегося из совокупности мнений, оценок и концепций. Явно не продуманными оказались отказ от единой государственной идеологии и гипертрофия принципа идеологического плюрализма. Не оправдала себя и надежда на то, что, провозгласив множество противоречащих друг другу позиций, мы построили некую Идеальную демократию. Духовная жизнь страны превратилась в элементарный «раздрай» и междоусобицу бесчисленного множества партий, объединений и общественно-политических течений. Среди людей, попавших во властные структуры, модным стало предавать анафеме не только прежнюю коммунистическую идеологию, с которой они боролись, но и всякую идеологию вообще. Между тем идеология является непременным атрибутом любого нормально развивающегося общества. В сущности, без нее ни одна страна не в состоянии продуктивно функционировать и развиваться. Все попытки проигнорировать эту социальную закономерность в некоторых западных странах неизбежно кончались полной неудачей. Лозунг деидеологизации через некоторое время приходилось менять на открытый призыв к реидеологизации. Общество начинало понимать, что идеологию можно изменять или совершенствовать, но отказаться от нее нет никакого смысла. Как уже говорилось выше, основная причина кризиса в области ценностного сознания заключалась в том, что старое было разрушено (или считалось разрушенным), а нового создать - явно не удалось. Многочисленные, но карликовые политические партии с исключительно слабой отработкой своих идеологических платформ ничего, кроме полного замутнения в области общественного сознания, внести не могли. Крайне неудачно складывалось дело с новой государственной символикой. Не на высоте оказались средства массовой информации. Реализация ими своеобразно понимаемого принципа политического плюрализма привела лишь к вульгарным перебранкам представителей различных течений и движений, в результате которых у рядового гражданина, и без того окончательно запутавшегося, голова вообще «шла кругом». Не добавляли ясности шумные, но бестолковые, по существу, митинги, демонстрации, манифестации. Из сферы политической жизни исчезли авторитеты, к голосу которых можно было бы прислушаться. Каждый тянул идеологическое одеяло только на себя. Окончательно разочаровавшиеся люди все больше приходили к очень печальному и весьма опасному выводу: верить нельзя никому. Повторим еще раз, что аксиологический кризис имел своим печальным последствием разрушение воспитательного процесса. Он рассыпался потому, что стало совершенно непонятным, во имя чего надо людей воспитывать. Ушли в небытие прежние общественные политические объединения в среде подрастающего поколения, былая лекционная работа, политическое образование и самообразование. На какое-то время понятие «воспитание» вообще исчезло из педагогического лексикона - его стали стыдливо заменять словом «развитие». Появились даже своеобразные объяснения подобной практики: воспитание и свобода не совместимы, воспитание - это насилие над личностью, у старших сегодня нет права учить молодых и т.д. На современном этапе более благоприятными для формирования ценностного сознания становятся некоторые объективные предпосылки. Меняется в лучшую сторону имидж России на мировой политической арене. Идет укрепление государственности как одной из составляющих русской национальной идеи. Ослабевают разбушевавшиеся было центробежные тенденции. Страна целенаправленно встает на твердый путь единства и сплоченности. Очевидны после длительного спада первые позитивные сдвиги в экономике. Все это вместе взятое закладывает добротную основу для устранения деформаций, произошедших в системе воспитательной деятельности в период кризисного развития нашего общества. Эффективность ценностного ориентирования во многом обусловлено тем, в какой мере на уровне общественного сознания удается определить цели и идеалы общественного развития, а также основные представления о личности, которую данное общество хотело бы сформировать. Оценки многообразных явлений человеческой деятельности и общественных отношений с различных точек зрения -добра и зла, правды и неправды, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого и т.д. - закрепляются в общественном сознании и социопедагогической практике как воспитательные ценности. Именно они становятся основными ориентирами в трудном деле формирования и самоформирования личности. Они же находят свое сущностное воплощение и в наборе тех личностных качеств, которые формируются в ходе и результате воспитательного процесса. Речь идет о таких качествах, как доброе отношение к людям, патриотизм, гражданская активность, справедливость, чувство собственного достоинства, упорство в достижении поставленных целей, разумное соотношение общественных и личных интересов. В значительной своей части ценности не являются раз и навсегда данными. Они меняются со сменой культурно-исторических условий и во многом зависят от конкретных социоэкономических обстоятельств. Существенное влияние на характер ценностей и ценностных ориентации оказывают социальные особенности различных общественных групп. Применительно к дореволюционной России исследователи вполне обоснованно выделяют заметно различающиеся ценностные установки дворянства, разночинцев, крупной буржуазии, крестьянства. В современном российском обществе речь может идти о специфике ценностного сознания относительно небольшой группы зажиточных людей, средней социальной страты, рабочего класса, крестьянства. Еще в большей мере специфицируются ценности в тех случаях, когда заходит разговор об ориентации людей, принадлежащих к различным политическим партиям. Вместе с тем в любом обществе, включая и современное российское общество, реально существует особая обойма ценностей, которая, в идеале, должна исповедоваться любым законопослушным, добропорядочным, достаточно развитым в культурном отношении человеком. Это и создает объективные и реальные возможности для сознательного и целенаправленного ориентирования и самоориентирования граждан. Духовно-нравственные сокровища православного христианства были и остаются очень ценным источником формирования системы ценностно-ориентационных идей для русского народа, а в определенной мере, и тех россиян, которые исповедуют другие рели поскольку русское православие за долгие годы своих духовных пои ков выработало многие из тех нравственных установок, которые сегодня называем общечеловеческими ценностями. Священное Писание и многочисленные поучения таких отцов церкви, как Иоанн Златоуст, митрополит Илларион, Кирилл Туровской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Феофан Затворник, составляли основу нашей национально-конфессионной системы ценностей, фундамент православной этики и педагогики. Воспринятые и усвоенные народом, эти поучения вошли в содержание его менталитета как ответы на вопросы о смысле и организации человеческой жизни, о гармонии социального благоустройства. Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея необходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содержит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценности. Такая установка реализуется в непременном стремлении человека к истине, добру и красоте. В предлагаемой ею ценностной иерархии на первое место выходят неутилитарные, постматериальные ценности, не сводящиеся к потребительству, потребительскому мышлению и поведению. Еще одним компонентом содержания ценностно-ориентационной деятельности является совокупность качеств ценностного сознания, объединяемых емким понятием «народность». Народ всегда национален. Лишенный национальных признаков, он будет представлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и образом жизни. Потеря этой самобытности, по сути, означает гибель нации. Идея народности ценностного сознания, установок и ориентации означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации. Ни одной стране, включая и Россию, не приносило пользы бездумное третирование своего истинного, собственного и тем более вытеснение его за счет беспредельного насаждения у себя заемного, подражательного. Вплотную к такому пониманию народности как одной из важных духовных ценностей примыкает идея патриотизма, патриотических ориентации и установок личности. Являясь кардинальным принципом и содержательным компонентом нравственного ориентирования, эти установки проявляются в чувствах любви к своей родине, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и национальным традициям. На современном этапе особую значимость приобретает практико-деятельностный аспект патриотизма. Речь идет не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине. В общественное сознание надо возвратить идеал России как великой державы, которой можно гордиться и ради которой необходимо прилагать все силы для ее дальнейшего расцвета и укрепления. Вместе с тем нельзя не отметить применительно к сегодняшнему дню и подстерегающую нас опасность грубой фальсификации патриотических чувств, которая приводит порой к разжиганию национальной розни и спекуляции на патриотических настроениях. Патриотизм возвышает человека, когда он сопряжен с глубоким уважением к другим людям, другим народам и направлен на укрепление взаимопонимания, согласия и единства между ними. Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых у нас документах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» и Программа, посвященная проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом. Весьма важную роль в контексте ценностного сознания русского народа занимает идея соборности. Являясь несомненным достоянием отечественной традиции, она родилась в недрах православной церкви и традиции. Первоначально это понятие трактовалось как совокупный разум православного народа, существенно отличающийся от религиозного индивидуализма западных римско-католических и протестантских конфессий. Однако в процессе дальнейшего развития категория соборности обрела конфессионально-народный характер и стала пониматься и рассматриваться в качестве некоего общего принципа устроения социально-духовного бытия. Одним из практических проявлений его стал феномен русской христианской общины как множества, собранного в свободное и органичное единство. У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическому укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно. Нельзя не признать, что на этапе реформирования в качестве основного смысла бытия и своеобразного общественно-личностного идеала нам стал предлагаться идеал потребительского общества -каждый сам за себя. Нетрудно заметить, что по существу своему это сугубо индивидуалистический идеал, сводящий к тому же смысл человеческого бытия в основном на уровень не духовных, а утилитарных, физических потребностей и устремлений типа «много работать для того, чтобы много есть и пить» и так до бесконечности. Смысл бытия по сравнению с нашими прежними представлениями снижается здесь максимально, и всевозможные ссылки на то, что российский народ сегодня усиленно рвется именно в такое «цивилизованное общество» весьма сомнительны в своей правомерности и объективности. Особенно тяжело воспринимать подобные утверждения и призывы русским людям, архетипически воспитанным в духе православия. Для многих из них популяризируемый капитализм представляет самое настоящее антихристово воплощение. Ведь для того, чтобы выжить и преуспеть в подобных условиях, надо делать то, что всегда считалось на Руси несомненным грехом. В построении на современном этапе системы ценностного ориентирования нельзя обойтись без таких конституирующих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. Обращение к этому понятию дает возможность и открывает перспективу наиболее правильного понимания целей и задач основных содержательных компонентов процесса формирования ценностного сознания. Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красоту и уметь любить. В контексте развивающейся культуры сосредоточены исходные нормы народной морали, вековое достояние духовности, принципы и правила добропорядочного поведения. Довольно сложные проблемы в системе ценностного ориентирования на уровне национальной идеи, новых общественных целей и идеалов и государственной идеологии связаны сегодня с ярко выраженной несхожестью исповедуемых различными социальными группами идеологических ценностей. Далеко не однонаправляемыми являются ценностные ориентации современных «западников» и «славянофилов». Неоднозначны представления о ценностях у достаточно обеспеченных предпринимательских кругов и тех, кого мы относим к социально незащищенным слоям населения. Есть расхождения в ценностном сознании молодежи и старших поколений. Не всегда гармонично соотносятся религиозные и светские взгляды на обновляющуюся жизнь и т.д. Вместе с тем все это отнюдь не означает, что невозможно разрешить возникшие проблемы. Совершенно очевидно, что нам придется для начала сделать упор на систему идеалов и ценностей, которая могла бы стать приемлемой для большей части общества и соответствовала бы целям прогрессивного развития общества в целом. Снять все возникающие на путях искомого консенсуса несовпадения и определенные противоречия нам, скорее всего, не удастся никогда. Но добиться, чтобы их было по возможности меньше, - дело вполне реальное. В ходе осуществления реформирования в организации ценностно-ориентационной деятельности и воспитательной работы в целом, наряду с определенными достижениями, было допущено много досадных ошибок. Тотальная критика советского периода повлекла за собой полное разрушение ранее накопленного опыта. Явно не нашлось достойной замены упраздненным детским и молодежным общественно-политическим организациям. Применительно к общеобразовательной школе задачи воспитания были, по существу, выведены за рамки педагогического процесса. Официально провозглашенный в новой Конституции отказ от государственной идеологии и развал существующей ранее идеологической инфраструктуры оказался сокрушительным ударом по системе столь необходимого ценностного воспитания. Возложение этих задач на общественные средства массовой информации не оправдало себя даже в самой малой степени. Долгое время существовала полная неразбериха в области государственной символики. Прямая ориентация на западные, прежде всего американские, образцы в области развития экономики, а отчасти и политики, естественно, повлекли за собой существенные изменения в сфере ценностного ориентирования. На этой почве сразу же возникли новые трудности. Такие духовные феномены, как смысл бытия, национальная идея, общественные идеалы и соответствующая им идеология, относятся к явлениям, которые, в принципе, не могут насаждаться сверху, произвольно или, более того, волюнтаристски. В этих условиях они просто-напросто не приживаются в сознании, как не приживаются плохо совместимые ткани при медицинских пересадках. Ценностное сознание в его национальной модернизации - это всегда плод исторического развития и многовекового всенародного творчества. Здесь очень многое зависит от менталитета, национального характера, устоявшегося образа жизни, традиций, обычаев, верований. На разных этапах своего развития ценностное сознание народа неизменно модифицируется. Вместе с тем сущностное его ядро, как правило, остается неизменным. Вот почему при любых исторических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют «связью времен», а всемерно обеспечивать в системе ориентации и установок внутреннее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего. Во всяком случае, в условиях кризисного развития общества, которое налицо у нас сегодня, при формировании обновленного ценностного сознания очень полезно озвучить некоторые «старые голоса» и попробовать с помощью определенной модернизации включить их в живую реальность сегодняшнего дня. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы