Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социопедагогические технологии воспитательной деятельности



Поскольку ценностное отношение человека к окружающему миру обретает такие формы своего проявления, как рациональную (личность формирует свои суждения, оценки), эмоциональную (чув­ственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-деятельную (действия, поступки, поведение), воспитательный процесс всегда представляет собой определенное воздействие на сознание, чувства, волю человека Умело организованное воспитание использу­ет уже имеющиеся психические образования и опирается на них. Большое значение имеют здесь потребности как двигатели и рыча­ги практической активности человека. В конечном счете все измене­ния в сознании и поведении личности - это результат удовлетворе­ния или неудовлетворения ее потребностей. Именно в процессе таких исканий человек приходит к выводам о том, как следует или не сле­дует поступать и действовать.

В деле целенаправленности ориентирования, наряду с потреб­ностями, надо четко различать такие понятия, как интересы, моти­вы и стимулы. Понятия «потребность» и «интерес» довольно близ­ки, но не тождественны. Потребности, имеющие широкий охват, первичны по отношению к интересам. Потребности бывают и у жи­вотных, интересы возникают только у человека.

Мотив представляет собой внутреннее и осознанное побужде­ние к действию. Такое побуждение всегда заключено в собственном сознании человека: это его чувства, желания, стремления. Процесс осознания мотивов действия называется мотивацией.

Мотивы возникают на основе интересов в результате их субъективного осознания и превращения в непосредственные побу­дители активности. Если мотив можно рассматривать как осознан­ную потребность, то интерес представляет собой опредмеченную потребность: среди многочисленных объектов окружающего мира человек нашел и выделил те, которые могут удовлетворить его стремления, желания и влечения.

В процессе культурного становления и развития человека его представления о добре и зле, хорошем и плохом прекрасном и бе­зобразном осознаются, обобщаются, приобретают мотивационную силу и начинают побуждать человека к определенному поведению, что знаменует возникновение личностных убеждений. Убеждения в данной ситуации можно квалифицировать как понятия, ставшие мотивами.

Стимул - это более широкое понятие, чем мотив. Стимулами называют обычно всякую непосредственную причину поступка. Чаще всего в качестве стимула выступает какая-то внешняя необходимость или внешнее побуждение. Стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив.

Ценностные установки как своеобразные предписания будут оп­ределять поведение человека только тогда, когда они прочно войдут в личностную потребностно-мотивационную систему. Для того чтобы это произошло, привносимые идеи должны, по возможности, связываться с личным опытом людей. Иначе они будут существовать параллельно: человек может знать, что от него требуется и даже принимать эти тре­бования на словах, но не будет руководствоваться ими на деле.

Содержание ценностно-ориентирующих воздействий должно быть таким, чтобы оно давало личности удовлетворение через сня­тие личностных напряжений, помогало разрешению назревших про­тиворечий. Это может выражаться в помощи человеку правильно понять и оценить какое-то явление (познавательно-ценностный эф­фект); в поддержке мнения по спорному вопросу (эффект усиления позиций); в реализации стремления к утверждению себя среди окру­жающих (коммуникативно-престижный эффект); в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект). Нетрудно за­метить, что и здесь ценностное ориентирование направлено, прежде всего, на обеспечение оптимального взаимодействия личности с окру­жающими ее людьми.

Ранее уже отмечалось, что ценностно-ориентационная деятель­ность, в каких бы конкретных видах она не проявлялась, всегда наце­лена на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетичес­ких понятий и суждений. Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вов­лекаются в своего рода оценивание, в итоге которого каждый из них пытается занять определенную позицию. Подобные оценки могут складываться стихийно. Однако общество заинтересованно в том, чтобы формировать и корректировать их целенаправленно.

Самый серьезный вклад в формирование ценностных ориен­тации человека вносит семья. В сущности, это первая социальная группа, в рамках которой мы получаем начальные представления о жизненных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Здесь же люди усваивают простейшие нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных процессов и яв­лений.

Видное место в системе ценностного ориентирования принад­лежит средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевиде­ние, звукозапись, видеозапись обладают быстрейшими возможностя­ми воздействия на оценки, мнение и формы практического поведения людей. Реализуя свои информационно-просветительские, норматив­ные аксиологические функции, СМК весьма эффективно приобща­ют человека к знаниям, нормам и ценностям общества. Передача ре­альных фактов чаще всего сочетается здесь с их ярко выраженной трактовкой. Во многих случаях эффект ориентирования усиливается за счет умелого включения в информационный процесс элементов т.н. художественного повествования. Средства массовой коммуника­ции являются основными трансляторами разнообразных видов и жанров искусства, которое само по себе входит в число мощных фак­торов формирования ценностных ориентации и установок.

Будучи частью социализации личности ценностное ориенти­рование активно осуществляется через образование, органично объе­диняющее в себе обучение и воспитание. В этой системе человек име­ет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения, навыки. Здесь его повседневная жизнь целенаправленно со­единяется с культурой. Вклад в формирование ценностных ориента­ции и установок вносится за счет обогащения системы представле­ний об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения науч­ных понятий и закономерностей, нравственных категорий, обще­ственно-политических идей, а также восприятия художественных образов.

Важную роль в ценностном ориентировании личности играет ее ближайшее социальное окружение, в состав которого входят дру­зья, приятели, сверстники, коллеги и другие представители групп, ха растеризующиеся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Возможность использования общения в цен­ностно-воспитательных целях базируется на том, что оно при нор­мальном функционировании может выступать в качестве носит человеческой культуры. Не менее богатым потенциалом в области ценностного ориентирования обладает деятельность разнообразия социокультурных центров. В условиях этих центров есть несколько путей, средств и методов воздействия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание.

Первый путь воздействия вполне естественно связан с рас­смотренной в предшествующих параграфах просветительно-образо­вательной деятельностью. Получаемые здесь знания являются хоро­шей основой для выработки самостоятельной оценки. Но дело не только в этом - передача знаний практически всегда сопрягается с прямой или косвенной оценкой того, что говорится на лекциях, встре­чах, на занятиях в народных университетах и т.д.

Второй путь представляет собой целенаправленное использо­вание разнообразных презентативных технологий, которые носят ярко выраженный пропагандистский характер и прямо направлены на формирование общественного мнения и общественного настрое­ния. Здесь надо еще раз вспомнить многообразные программы, обо­значаемые термином «встречи», и непременно добавить к ним теат­рализованные и нетеатрализованные художественно-публицистичес­кие программы, весьма характерные для современной социокультур­ной практики.

Еще один путь участия культурно-досуговых центров в реше­нии рассматриваемой проблемы обусловлен природой этих центров как коммуникативных структур. Здесь всегда были и остаются весьма развитыми разнообразные беседо-дискуссионные формы де­ятельности.

На современном этапе как в теоретическом, так и практичес­ком плане активно утверждается вполне реалистический взгляд на роль и место в системе ценностного ориентирования непосредствен­ной жизненной практики человека. Большое значение в этом смыс­ле имеет тесная взаимосвязь понятий «жизненный опыт» и «витагенный опыт» личности. Под последним понимается личностно значи­мая, наиболее часто актуализируемая составляющая общего жизнен­ного опыта, способная определять меру закономерности и важности тех событий и ситуаций, из которых складывается сама жизнь кон­кретного человека. Именно она, как считают современные психоло­ги, и образует своеобразный фильтр, играющий первостепенную роль в процессе влияния внешних воздействий на внутренние ориентации и установки личности.

Понять сущность и особенности ценностного ориентирования нельзя без отчетливого понимания социовоспитательных функций системы общественных отношений. В самом широком смысле слова отношения представляют собой связь субъекта с объектами окружа­ющего мира. То, что обычно именуется условиями жизни, - это прежде всего система реальных отношений. Общественная среда применительно к формированию личности тоже выступает как со­вокупность общественных отношений, в иерархии которых эта лич­ность занимает определенное положение.

Ценностное ориентирование человека в конечном счете пред­ставляет собой процесс формирования его отношений к окружаю­щему миру. На современном этапе область таких отношений непрерывно расширяется. Люди включают в сферу своего познания и дей­ствия все большее число объектов и проявляют к ним то или иное от­ношение.

Наибольшее значение имеют отношения личности к обществу в целом (к общественному достоянию, экономическим принципам, идеологии), ее отношение к собственной деятельности и к своему ме­сту в обществе, ее отношение к другим людям.

Ценностные ориентации и установки формируются через систему внешних воздействий и систему адекватных им реакций. При этом как воздействия, так и реакции на них должны обяза­тельно затронуть все три сферы человеческого сознания - чувства, разум и волю. Без подобных реакций невозможно появление како­го-либо отношения.

Характеристика общественных отношений как формирующе­го средства не может ограничиться их содержательной классифика­цией. В рассматриваемой нами плоскости целесообразно разграничи­вать отношения по уровню их «приближенности» к непосредствен­ной жизнедеятельности человека. Нет никакого сомнения в том, что в процессах ценностного ориентирования особо важную роль играют прямые межличностные взаимодействия и формирующиеся на этой основе отношения - связи.

В общей системе социального формирования личности отно­шения - связи неизменно детерминируют отношения - позиции. Человек смотрит на мир и относится к миру исходя из того, ка­кое место он занимает среди других людей. Если все благополуч­но в отношениях - связях, то скорее всего полноценными будут и отношения - позиции, то есть оценки, взгляды, убеждения, уста­новки личности.

Работа по ценностному ориентированию взрослых строится во многом иначе, чем с представителями других возрастных групп. В ходе ее приходится особенно тщательно учитывать то, что уже накоплено личностью в процессе ее предшествующего формирова­ния. Взрослый человек - это человек с развитым самосознанием, в котором отражается личностное мировосприятие, переживания, уро­вень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеа­лы, планы, стремления. Он в гораздо большей мере, чем ребенок включен в сложную сеть отношений с другими людьми. В жизнедеятельности взрослых центральное место занимает труд, который детерминирует все основные аспекты взаимодействия личности с непосредственно окружающей средой и обществом в целом.

То, что взрослые люди обладают значительным жизненным опытом, одновременно и облегчает, и затрудняет процесс формиро­вания и совершенствования ценностных ориентации. Здесь мы име­ем возможность постоянно опираться на солидный запас впечатле­ний, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний человека. Что касается дополнительных трудностей, то они связаны, прежде всего, с наличием в опыте некоторых людей, наряду с положительны­ми, и отрицательных моментов - искаженного восприятия действи­тельности, укоренившихся вредных привычек, накопившихся в силу ряда причин разочарований и т.д.

Практически любое из личностных качеств, формирование ко­торых является целью и предметом ценностного ориентирования, может развиваться как на уровне специализированного, так и на уровне обыденного сознания. В последнем случае вероятность неже­лательных отклонений от нормы существенно увеличивается. Отсю­да, наравне с проблемой формирования в собственном смысле, в ра­боте с взрослыми, возникает необходимость в определенном совер­шенствовании уже сложившихся взглядов, мнений, суждений и оце­нок. В общей структуре воздействия значительно увеличивается вес влияний, направленных на перестройку некоторых личностных ка­честв. Эта большая и сложная работа направлена на то, чтобы по­мочь человеку глубже понять окружающую жизнь и правильнее ос­мыслить все, что происходит вокруг. Система целенаправленного ориентирования помогает людям поднять их эмпирический опыт на новую, более высокую ступень. Как отмечалось выше, личная прак­тика взрослых может стать очень ценным источником и для прак­тических, и для научно-теоретических выводов. Однако это проис­ходит только при условии, если организаторы ценностного воспи­тания являются квалифицированными психологами, хорошо зна­ют местную жизнь, постоянно опираются на конкретные факты и, что самое главное, умеют дифференцированно подходить к каждому человеку.

Взрослые люди, как правило, весьма разборчивы в восприятии ценностно ориентирующих воздействий. Поступающая информация в значительной мере фильтруется и опосредуется ранее возникшими личностными качествами. Взрослые активно проявляют свою изби­рательную направленность: одно принимают, второе существенно корректируют, третье - отбрасывают вовсе. Следовательно, помощь взрослым в их ценностной ориентации неразрывно сливается с само­воспитанием, и практика показывает, что именно на этой основе удается достичь наиболее эффективных результатов.

Вместе с тем было ошибочным абсолютизировать ценностно-ориентационную роль жизненных уроков, где человек всегда остает­ся один на один с суровой и жестокой действительностью. Сугубо ин­дивидуальные и в какой-то мере стихийные поиски ориентации, ус­тановок и конкретных способов удовлетворения своих потребностей могут привести и нередко приводят людей к обретению отрицатель­ного опыта, неверных взглядов и убеждений. Целенаправленное ори­ентирование помогает найти наиболее правильную дорогу. Вот по­чему необходимо всегда учитывать и использовать личностные по­требности, желания и интересы, но никогда не надо идти у них на поводу. Более того, очень часто в реальной практике ценностного воспитания приходится тормозить определенные побуждения лично­сти, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло и даже ломать уже сложившиеся стереотипы.

Изо всех существующих видов деятельности человека в сфере свободного времени ценностно-ориентационная деятельность наибо­лее трудно поддается вычленению в чистом виде. И это вполне зако­номерно: в определенной степени ценностное ориентирование явля­ется элементом любого вида деятельности. Вместе с тем есть целый ряд занятий, где процесс оценивания играет важную системно обра­зующую роль. Эти занятия прямо нацелены на коллективный разбор определенных вопросов и на выработку соответствующих мнений, суждений и оценок.

Особого внимания заслуживает активное использование в си­стеме организации развивающего личность досуга таких форм цен­ностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Продуктивность их обусловливается в первую очередь отличной возможности включения в процесс ориен­тирования элементов исследования и выработки коллективных реше­ний. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. Программы дискуссионного типа помогают человеку увидеть обсуждаемую про­блему глазами своих собеседников, определить имеющиеся на этот счет взгляды и позиции, научиться избегать допускаемые другими ошибки и преодолевать ограниченность собственных воззрений.

Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода разбирательство, в итоге которого каждый приходит к тем или иным выводам. Даже самые крупные, масштабные проблемы приоб­ретают для человека глубоко личностный смысл, когда он вместе с другими постоянно обсуждает и оценивает факты и события повсед­невной жизни. Очень важно то, что у людей в данном случае повы­шается ощущение собственной значимости и ответственности за все происходящее вокруг.

Распространенной проблематикой досугового общения такого типа является морально-этический аспект повседневной деятельно­сти человека, его обычная нравственная практика. Эта проблемати­ка отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к дискус­сионной теме: она имеет общественную и личностную значимость, тут особенно много вопросов, решение которых может быть альтер­нативным, и, наконец, в данной области любой взрослый человек об­ладает достаточно богатым опытом и, следовательно, вполне компе­тентен в качестве участника общего разговора. Последнее обстоя­тельство связано с тем, что элементарное моральное познание орга­нично вливается в общественную жизнь и не требует какой-либо спе­циальной научно-теоретической подготовки. Это, собственно, и дает возможность разным по возрасту, профессии, знаниям людям, опи­раясь на свой нравственный опыт, сообща искать и находить верные решения спорных проблем.

В процессе бесед, обсуждений и диспутов осуществляется сво­его рода взаимовоспитание. Здесь человек зачастую получает такую информацию, которая не проходит не по каким другим каналам. Это важный источник и предпосылка овладения системой простых, неписаных норм нравственности. Подобное общение формирует по­лезную способность эмоционально откликаться на все, что происхо­дит вокруг, помогает предупреждать накопление отрицательного опыта, нейтрализует и тормозит нежелательные внешние влияния.

При совместном размышлении, ассимилирующем суждение нескольких людей, имеется значительная вероятность того, что в ре­шение вопросов будет внесено больше ясности и объективности. На­саждая в той или иной мере конформизм, общение параллельно с этим развивает и критичность ума. Даже самоутверждение в груп­пе всегда связано с неким интеллектуальным обособлением, которое заключается в сознательной выработке самобытных, индивидуаль­ных суждений и взглядов.

В рассматриваемом плане важную роль играет еще одна осо­бенность ценностного ориентирования, возникающая в ходе совме­стного обсуждения вопросов. Здесь интенсифицируется процесс формирования убеждений. Как известно, знания об окружающем мире сами по себе не являются элементом идейности и нравствен­ности. Они становятся таковыми лишь при условии, если человек, восприняв информацию, прочувствует ее и сформулирует к ней личное отношение.

Как показывает практика, беседы, возникающие в процессе об­щения, - это непременно разбор больших и малых «проблемных си­туаций». Общение учит анализировать, докапываться до сути, логически мыслить. Причем все совершается в эмоционально насыщенной обстановке и поэтому интересно, естественно, лишено нарочитости и дидактичное™.

Рассматривая процесс повседневного взаимодействия с точки зрения его ценностно-ориентационных возможностей, нельзя забы­вать, что в данном случае речь идет о взаимодействии людей, находящихся в особом положении. В силу жизненных обстоятельств они поставлены в сходные природные, производственные, культурно-бытовые условия и поэтому имеют объективную предрасположен­ность к консолидации в своем отношении ко многим явлениям и про­цессам окружающей действительности. Оценка всего происходящего осуществляется ими в целом с однородных позиций. К этому надо добавить, что большие идеи вообще не существуют для человека в абстрактно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и реальное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных лиц, действиях конкретных объединений и организаций, в строго конкретных акциях и инициативах. В силу этих факторов в рассматриваемой нами ситуации создаются особо благоприятные условия для формирования общего мнения и настроения. Однако каким бу­дет их характер и направленность, зависит от многих дополни­тельных причин. Упомянутое выше единство может способство­вать формированию не только правильных, но и ущербных оце­нок, например, оценок с субъективистских, местнических, узко­групповых позиций.

В ходе общения, имеющего ценностно-ориентационную на­правленность, человек не просто приобщается к миру другого, эле­ментарно умножая свои познания и суждения. Здесь люди получают информацию, которая уже содержит определенный оценочный эле­мент. Такая предваряющая селективность чаще всего позволяет бо­лее глубоко проникнуть в сущность анализируемых явлений и про­цессов. Однако наряду с достоинствами здесь есть и свои негативные стороны. Любая опосредованность восприятия увеличивает и веро­ятность субъективизма, искажения. В данном случае они особенно опасны, ибо искаженная информация тоже передается и, следова­тельно, умножает свое вредное влияние.

Значимая особенность совместных размышлений - их силь­ная эмоциональная насыщенность. Здесь в действие вступают такие социально-психологические феномены, как заражение и подражание, за счет которых осуществляется своеобразная «разгонка» эмоцио­нальных переживаний. Это своего рода чувственная ступень в раз­витии повседневной ценностно-ориентационной деятельности. Скла­дывающиеся в таких условиях представления и суждения отличают­ся большой податливостью по отношению к внешнему воздействию. И очень важно целенаправленно повлиять на них именно на этом раннем этапе. Иначе по целому ряду позиций в дальнейшем придет­ся переделывать, ломать сложившиеся стереотипы, а это очень слож­ный, болезненный и трудоемкий процесс.

В современных условиях по-особому высвечивается очень важ­ная для нормального функционирования ценностно-ориентацион­ных процессов проблема лидерства и лидеров. На этапе кризисного развития общества, когда на людей обрушивается громадный поток очень непростой и часто противоречивой информации, далеко не все оказываются способными самостоятельно разобраться в обилии све­дений и фактов. Современная обстановка характеризуется весьма сложным и противоречивым течением событий. Порой человек не может правильно сориентироваться в происходящем, систематизи­ровать факты, дать им обоснованные оценки. Самостоятельный ана­лиз того, что происходит в меняющемся мире, далеко не всегда отли­чается четкостью и определенностью. В ходе его имеется опасность неправильного осмысления непосредственного жизненного опыта. Здесь особенно мешает свойственная многим завышенная оценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с пози­ции так называемого здравого смысла. По этой и целому ряду дру­гих причин все более возрастает потребность в более качественном истолковании фактов и повышается роль тех, кто способен дать ква­лифицированную интерпретацию быстротекущих и зачастую про­тиворечивых событий.

Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные ком­ментаторы, оправдывается далеко не всегда. Чисто психологически здесь нужен еще кто-то, о ком можно сказать - «это один из нас», его мы знаем, ему верим, с ним можно потолковать, поспорить, согла­ситься или не согласиться, но не прислушаться к нему нельзя. Не ис­ключено, что сегодня в системе воспитательной работы нам больше всего не хватает именно таких «лидеров мнения».

Мы уже говорили о том, что на современном этапе педагоги­ка досуга стала активно впитывать в себя научные знания из облас­ти возродившейся социальной педагогики. В первую очередь это коснулось учения о социальном воспитании, которому социальные педагоги уделяют самое пристальное внимание.

Социальное воспитание нацелено на то, чтобы человек, начи­ная с самых юных лет, успешно осваивал принятые в обществе типы поведения. На практике это происходит разными путями. Один из них - освоение людьми общественной культуры, содержательно смысловым ядром которой как раз и является целостная система представлений о социально одобряемых типах поведения. Подобную информацию обязательно включают в себя все основные формы об­щественного сознания: наука, искусство, мораль, право, религия и т.д. Не менее важным здесь является распространение лучших образцов социального опыта через систему непосредственного повседневного общения людей друг с другом. Это живая этика всегда была значимой, но на современном этапе ее функции становятся особенно весомыми.

Правильно построенное социальное воспитание во многом спо­собствует снятию личностных напряжений и разрешению назрев­ших противоречий. Это может быть: уменьшение неопределенности - помочь человеку понять и оценить какие-то явления (познаватель­ный эффект), поддержка во мнении по определенному спорному вопросу (эффект усиления позиции), помощь в выборе линии прак­тического поведения (ориентационный эффект) и т.д.

На современном этапе для педагогики досуга особо интересны­ми являются три направления социопедагогических изысканий. Пер­вое из них включает в себя социально-педагогическую иерсонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления со­циальных качеств и норм социального поведения личности: направ­ленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В со­став второго направления входят проблемы, связанные с социальным формированием индивида в контексте и под влиянием групп непос­редственного общения, куда включаются семья, детские сообщества, соседские общности, социокультурные объединения, учебные и тру­довые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления стано­вится комплекс социально-психологических проблем социетального уровня. Сюда относится исследование механизмов воздействия на такие массовидные явления психики, как традиции, нравы, обще­ственное мнение, общественное настроение, мода, с целью превраще­ния их в действенный регулятор социального поведения людей.

Рекомендуемая литература к главе III

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.

2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. - М.: Прогресс, 1980.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1975.

4. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Нови­ковой. - М., 1994.

5. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. - М.: Пе­дагогика, 1981.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с деть­ми и подростками. - М., 2001.

7. Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. -М.; П., 1923.

8. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М: Высшая школа, 1991.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997.

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная де­ятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004.

11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. - М., 2001.

12. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

13. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: Философско-социо-логический анализ. - Харьков, 1991.

14. Махлина СТ. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995.

15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

16. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981.

17. Никандров Н.Д. Россия: социализация на рубеже тысячеле­тий. - Л., 2000.

18. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культур­ной деятельности. - М., 2004.

19. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петров­ского. - М., 1987.

20. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, ме­тоды. - М., 1969.

21. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные техно­логии. - М., 2002.

22. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 1996.

23. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной дея­тельности. - СПб., 2000.

24. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1950.

25. Шахвердов Г.Г. Воспитание народных масс. - М., 1924.

26. Щученко В.А. Ценностный мир русской культуры. - СПб., 1995.

27. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - М.; Во­ронеж, 1996.

Вопросы и задания к главе III

1. Охарактеризуйте основные сущностные черты процесса воспи­тания на современного этапе.

2. Каковы главные этапы воспитательного процесса.

3. Что следует отнести к важнейшим организационно-воспитатель­ным принципам социального формирования личности

4. Назовите и охарактеризуйте основные методы воспитания

5. Чем измеряется эффективность воспитательного процесса

6. Дайте характеристику основных групп применяемых в сфере досуга организационных форм воспитания.

7.Раскройте основные структурные элементы процесса воспита­ния.

8. Дайте объяснение формуле: воспитание - это формирование цен­ностных установок и привычных форм поведения личности.

9. В чем заключается взаимосвязь социального и индивидуального в процессе воспитания.

10. Каковы особенности решения воспитательных задач в работе с взрослыми людьми?

11. В чем заключается суть современного культурологического под­хода к воспитанию?

Глава IV.


Поделиться:



Популярное:

  1. D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПА К ИНФОРМЦИИ О ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  2. G. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. По сферам государственной деятельности
  4. III. Образовательные технологии
  5. III. Порядок создания и организация деятельности ДЮП
  6. IV. Технологии оказания медицинских услуг
  7. Oтдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних
  8. V. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. А. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ О ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕДАЧЕ ТЕХНОЛОГИИ
  10. Активность субъектов, их взаимодействие, системность как принципы социально-педагогической деятельности
  11. Американский национальный институт стандартов и технологии
  12. Амортизация, амортизационные отчисления. Роль амортизационной политики в хозяйственной деятельности фирмы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь