Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние



Приступая к общей характеристике рекреационно-развлекательной деятельности, необходимо прежде всего подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребнос­ти людей, которые объективно присущи любому живому существу и являются наиболее мощными по своей побудительной силе. Потреб­ность в отдыхе и развлечениях появилась у людей в те далекие вре­мена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совер­шенствовались в процессе обретения общественного опыта. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значи­тельными. Во всяком случае, удалось не просто придумать много интересного, но и создать в результате своеобразную рекреационно-развлекательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярма­рочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный театр и мно­гое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня - в век телеви­дения, компьютеров, Интернета, а также активной деятельности многочисленных центров, призванных заниматься организацией развлекательного досуга уже на профессиональном уровне.

Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и раз­влечений на Руси и в России, естественно, задавала деревня с ее века­ми отшлифованным укладом. Русский народ сумел создать поисти­не уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уни­кальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, согласно нормам которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудящегося человека на отдых и развлечения.

В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представля­ла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуля­ния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные брат­чины или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними собы­тиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеоб­разную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. В этот день из приходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.

Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям прихо­дили супрядки и посидели. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстояло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже моло­дежное веселье, основными участниками которого являлись девуш­ки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом зна­комств, дружеских встреч и способствовали решению важных для молодых людей матримониальных проблем.

Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосоль­ством. Утверждению этой черты народного характера способство­вали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфичес­кой разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за столом не­изменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традицион­ным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события - свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.

Своеобразно развивалась городская развлекательная культу­ра Население российских городов долгое время расширялось в основ­ном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое се­рьезное влияние на формирование городского досуга На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на но­вое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общи­ны. В системе отдыха и развлечений подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблю­дать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских цен­тров, да и самой столицы.

Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующе­го развития городского образа жизни многое стало меняться. Харак­терным для второй половины XIX века был усиленный рост средне­го класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и по­сиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.

Петровские реформы сориентировали досугово-бытовую сфе­ру городов на европейские образцы. Примерно с середины XVIII сто­летия началось российское клубное движение. Зародившись в дво­рянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интел­лигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просве­тительных кружков. Именно они становились основными организа­торами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.

Своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, пло­щадные, ярмарочные и т.д. Их подробнейшее описание можно най­ти в книгах М.Забылина, А. Калмыкова, А. Коринфского, М. Лентов-ского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший ма­териал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году книге «Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории».

Отношение к отдыху и развлечениям в советский период было своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на нечто второплановое и даже второстепенное. Широко распрост­раненным являлось суждение о том, что стране рано просто отды­хать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных полити­ческих, экономических и образовательных проблем. Почти все из об­ласти дореволюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомольского до­суга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы развлечений настойчи­во окрашивались в «красный цвет» - кумачовые гуляния, политлото, политкарты, политкарнавалы и т.д. Правда, длилось это сравни­тельно недолго и осталось лишь как воспоминание.

В послевоенные годы началось шумное противоборство танце­вальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Однако руководство неуклюже и безуспешно насаждало падеграсы и падекатры. Развернулась самая настоящая борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и дли­ны юбок и причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосре­доточили свои усилия средства массовой коммуникации.

Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и огра­ничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось про­тивостояние им. Засушенный отдых в системе официального куль­тпросвета явно способствовал развитию молодежных форм, возника­ющих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации ком­сомольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при та­кой культурной политике молодежь вообще начнет их игнориро­вать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дискотеки. Опрокинув все административные барьеры, получили широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов, и молодежные любитель­ские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятилетий.

С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную за­нявшиеся организацией отдыха и развлечений. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, дворцах и домах культуры.

Весьма интересным оказался опыт появившихся в середине 1980-х годов при комсомольских комитетах молодежных творчес­ких объединений по организации досуга (МТО). Получив право ре­шать молодежные проблемы за счет доходов от собственной хозяй­ственной деятельности, они сумели существенно укрепить матери­ально-техническую базу захиревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.

В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имеющих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появляться профсоюзные центры досуга.

Замах был поистине гигантским. В планах предусматривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гостиных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не построили ни одно­го. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся пере­ходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.

Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных досуговых центров возникла у руководителей союзного министерства культу­ры после того, как они побывали в досуговом центре английского го­рода Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функциониру­ет и сегодня. Это образец, который действительно достоин подража­ния. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассейны с пляжем, бассейны для детей с островом, бассейны для ныряния, глубокий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термичес­кий душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и баскетбола, стрельб из лука, кри­кета, зал для фехтования, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, рестораны, дискотека и т.д. На территории перед центром - парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектак­лей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначально предназначался прежде всего для семейного отдыха и развлечений.

Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже появится возможность если не отдохнуть, то хотя бы побывать в досуговом цен­тре, сконструированном по лучшим западным образцам. Речь идет о начавшемся строительстве в Москве на Воробьевых горах нового жи­лого комплекса, в рамках которого запроектирован центр досуга, где будет бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горками и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, солярий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, бильярдная, компью­терный центр, спортивная зона, кафе, бары, рестораны и т.д.

Замечательным изобретением человечества в рамках органи­зации развлекательного досуга давно уже стали веселые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афоризме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздни­ки не принято заниматься делами. Праздничные дни приносят лю­дям желанную разрядку от напряженности, накапливающейся в про­цессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гар­монии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа. Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от соци­альных запросов, действующих в обыденном пространстве.

Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, мас­карады и карнавалы.

Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной если бы мы опустили еще одно из интереснейших ее на­правлении - коммерческо-азартные игры. Именно они яркой нитью пронизывают общее полотно свободного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатными. Азарт гулял в крови российского человека, и во­евать с ним было просто бессмысленно.

Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - ко­стяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубе­же XVl-XVII веков в Россию пришли карты и сразу же завоевали невероятную популярность. Через некоторое время играть в карты стали, казалось, все, азартно и неистово. Ничего не смогло сделать даже суровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, карточная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во вре­мена Екатерины Н право продажи карт перешло в ведение импера­торской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие попытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не вышло. Ломберные столы ста­ли неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из русской литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим Пушки­на, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.

Как уже отмечалось выше, при предельно схематичном и ус­ловном делении свободное время распадается на две составные час­ти - время для рекреации и время для культурно-развивающей де­ятельности. Говоря о последней, мы имеем в виду деятельность, свя­занную прежде всего с потреблением культурных ценностей. Она со­знательно направляется человеком на собственное самосовершен­ствование. В нее входят разнообразные формы культурно обогаща­ющих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помогают людям отдыхать, восстанавливать свои силы, но в то же время не­пременно сопутствуют решению задач, направленных на саморазвитие личности.

Поскольку любой серьезный разговор немыслим без уточне­ния исходных понятий, попытаемся теперь ответить на вопрос, в ка­ком соотношении между собой находятся основные составляющие рекреационного досуга. Обратимся прежде всего к взаимосвязи про­цессов отдыха и развлечений. В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграни­чивать используемые термины. Однако в нашем случае более целе­сообразно пойти другим путем и для начала ответить на вопрос, как соотносятся эти понятия.

В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком - смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является, на наш взгляд, понимание отдыха как состояния бездея­тельности или смены деятельности, имеющего своей основной целью рекреацию (от латинского слова «рекреацио»), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, до­ставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, при­ятно и весело провести время.

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называ­ют перекрещивающимися. Взаимоотношения между ними определя­ются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы заклады­ваем в основное исходное понятие «отдых».

Если понимать отдых в узкобиологической трактовке - как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по сво­ей природе «развлечение» становится рядоположенным и самостоя­тельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого со­ставляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один компонент свобод­ного времени - досуговое общение. Спокойный, непринужденный разговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостя­ми, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в при­вычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь мы узнаем о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяет­ся очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнеде­ятельности самопознание, самооценка, самореализация. В процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых зна­комств. Короче говоря, полноценный отдых трудно представить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно, человек на отдыхе может быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, при­вычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Без­деятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных цен­трах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочита­ют всем прочим занятиям возможность спокойно отдохнуть, не думая ни о чем серьезном и не вступая в сколько-нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесооб­разен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассив­ного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безде­лью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по-настоящему не отдыхает. Положение усугуб­ляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: люди до­статочно работоспособны, налицо желание деятельности, но подхо­дящего занятия не находится или оно не возникает по каким-то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

Формы отдыха в социокультурных центрах не могут сво­диться к чисто биологической рекреации. Если бы дело заключалось только в этом, люди имели бы возможность ограничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь выше, - уличной прогул­кой или вылазкой на природу. В процессе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзарядка организма. Понимаемый как перемена деятельности, активный отдых означает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально-психологической сфере лично­сти. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увле­кательными занятиями и целым рядом других компонентов.

Изучая состояние утомления, ученые установили, что наибо­лее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других орга­нов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активно­го отдыха. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, на­оборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к друго­му обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспо­собность органов и нервных центров дополнительной энергией.

Довольно нелегким остается решение проблем оптимального объема досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, т.е. за счет уменьшения доли дру­гих занятий. Вполне понятно, что такое перераспределение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

В целом на отдых люди тратят сегодня достаточно много вре­мени. Но уровни его функционирования, к сожалению, еще низки. В видах деятельности, относящихся к этой сфере, встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для раз­вития личности.

Значение и роль специально организованных усилий, направ­ленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных услови­ях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответ­ствующих психофизиологических закономерностей, позволяет ре­шать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отды­ха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Менеджеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уров­ня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть на­целенной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреа­ция и развитие не просто сосуществуют, а пронизывают друг друга.

В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут заня­тия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим опреде­ленный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений являет­ся формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с ка­ким-либо конкретным объектом. Настроение это - общее эмоцио­нальное состояние личности, возникающее под влиянием многих впе­чатлений.

Элементарную основу настроения составляет биохимическая жизнедеятельность организма Исследователями установлено, что истощение психофизиологических ресурсов всегда влечет за собой и резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабо­ченность, нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, от подкорковой деятельности мозга. Дело в том, что внутренние и внешние раздражители сначала поступают в подкор­ковую область и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ощу­щения получают определенную эмоциональную окраску, и этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психи­ческий тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду лю­дей ярких, эмоционально насыщенных впечатлений. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В связи с этим очень большое значение имеет удовлетворение естественного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает цен­ное умение согласовывать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.

Каждый раз, когда человек становится участником совмест­ных развлекательных занятий, у него возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, со­ревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обяза­тельной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выруч­ке. И хотя игра связана с другими видами деятельности лишь опос­редованно, выработанные навыки и привычки непременно перено­сятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.

Досуговые занятия по-настоящему хороши только тогда, ког­да дают людям множество положительных эмоциональных впечат­лений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком, подготавливающим для хороше­го настроения соответствующую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являют­ся отношения личности с окружающими. Практически любой соци­окультурный центр способен помочь в завязывании новых зна­комств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотно­шения всегда пронизаны сердечным участием, ободряющим внима­нием и в этом смысле являются действенным средством, повышаю­щим общий психический тонус.

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле куль­турного развития личности. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и уме­ний, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно орга­низованная рекреационная среда неизменно создает предрасположен­ность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фак­тором для проявления общительности, предупредительности, учти­вости и дружелюбия служат чувство отвлеченности от обыденных дел, забот и общее мажорное настроение - в общем, все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтиво­сти или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.

Опыт показывает, что отдых становится по-настоящему эф­фективным лишь в том случае, если нам удается выстроить проду­манную рекреационную систему, строго приспособленную к особен­ностям основных групп отдыхающих. Как и в других сферах дея­тельности, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а с их множеством. В своих субъек­тивных представлениях об отдыхе и объективной потребности в раз­личных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они со­ставляют определенное число групп, внутри которых обнаруживает­ся значительное сходство.

Главное, от чего зависит характер физического и психическо­го утомления человека, это содержание его производственно-трудо­вой деятельности. Каждому хорошо известно правило - отдых дол­жен контрастировать с работой. Но в столь общем виде эта форму­ла еще не проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал раз­нохарактерным, и в различных случаях приходится учитывать не одно, а множество сугубо конкретных обстоятельств и факторов.

Там, где труд не обеспечивает более или менее равномерной загрузки различных органов чувств человека, он начинает испыты­вать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организо­ванная система досуга помогает утолить потребность личности в оп­ределенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходим отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, раз­нообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоляции производствен­ников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привле­кательность для человека, занятого на подобных участках, представ­ляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.

Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уставать не толь­ко на работе, но и дома. Определенная часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетво­рения из-за малого количества времени сокращаются. Отдыхать при­ходится урывками, в короткие паузы между домашними делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и раз­влечений во многом определяется физиологической природой основ­ных свойств нервной системы человека. Имеются занятия, для уча­стия в которых особенности нервной системы не имеют сколько-ни­будь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной «все-пригодностью». Важная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отды­ха, соответствующие его индивидуальным качествам.

Наблюдения и исследования показали, что в поведении на от­дыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размерен­ным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды раз­влечений, отличаются несуетливостью, основательностью поведения.

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных про­цессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельно­сти на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди го­рячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто рань­ше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха, - национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются ис­ключительной устойчивостью. Большинство традиционных празд­ничных и повседневных занятий ценны в социальном и культурном плане, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые, освященные вековым опытом и под­держиваемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неизменном виде соответствуют духу нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравнительно легко модернизируются, наполняются новым содержанием, обогаща­ются и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например, с посиделками в различных этнических и местных вариантах, со многими праздниками земледельческого календаря и т.д.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1878; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь