Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ и интерпретация историй
Подготовка исследователя. Непрофессионал, с утонченой интуицией и удачей новичка, зачастую, безо всякого опыта в тестировании, может сделать обоснованные умозаключения на основании прочувствованости им внутренней среды автора ТАТ историй. Человек опытный в этом деле должен руководствоваться теми же установками – эмпатией и интуицией, как “во-первых”, так и “во-вторых”, освобождаясь, как можно тщательнее, от личных установок. Ни один настоящий ученый, серьезно занимающийся своим делом, не может пренебречь этими качествами в своей работе. Конечно, использование только интуиции это малодостоверный метод. Требуется выработка критической интуиции. Необходимая начальная информация. Перед началом интерпретации набора историй психолог должен учитывать несколько важных фактов: пол, возраст субъекта, живы ли его родители и состоят ли в браке, пол и возраст братьев и сестер, профессия и материальное положение исследуемого. Без знания этой информации (которую ТАТ не выявляет) сложности при интерпретации обеспечены. Результаты слепого исследования, скорее всего, не будут удовлетворительными: для ТАТ данный метод не применим в клинической практике. Анализ содержания. В обработке содержания полученных рассказов, способ, который мы предлагаем, разделяет всю анализируемую информацию на (а) действия осуществляемые героем и (б) действия осуществляемые средой. Действия среды названы нами давлением. 1. Герой. Первая часть анализа истории направлена на выделение персонажа, с которым субъект идентифицирует себя. Это (1) персонаж, которым рассказчик очевидно заинтересован, чья точка зрения рассматривается, чьи чувства и мотивы наиболее тонко описываются. Он (или она), обычно, (2) единственный, кто подходит субъекту по своим индивидуальным качествам, полу, возрасту, положению или роли, кто разделяет некоторые чувства и цели субъекта. Персонаж, называемый героем (независимо от того мужчина это или женщина), обычно, (3) это персона (или одна из персон), изображенных на картинке и (4) играющая центральную роль в происходящей ситуации (главный герой в литературном понимании), которая появляется с самого начала и заинтересована в исходе происходящих событий. Если большинство историй имеют более одного персонажа (четко выделяемого по перечисленным критериям), интерпретирующий должен быть готов к некоторым осложнениям: (1) идентификация субъекта может иногда меняться в течение истории; так называемый ряд героев (sequence of heroes)(первый, второй третий и т.д.). (2) Две силы в личности субъекта могут быть представлены в качестве двух разных персонажей, например, антисоциальный мотив в качестве преступника, а благородные устремления в виде блюстителя закона. Здесь мы можем говорить об эндопсихической теме (внутренний конфликт) с двумя героями-составляющими (component heroes). (3) Субъект может придумать историю, в которой персонаж рассказывает или слышит о событиях, которые произошли с другим персонажем (к которому он испытывает симпатию). В этом случае мы будем говорить о первостепенном и второстепенном герое (primary/secondary heroes). Затем (4), субъект может идентифицироваться с персонажем противоположного пола и, таким образом, выражать часть своей личности. (В случаях с мужчинами это говорит о сильной женской составляющей, а в случаях с женщинами о сильной мужской составляющей). Наконец, может не быть очевидного героя, (5) каждый из персонажей выделен одинаково хорошо, тогда каждый из выделенных называется парциальным героем (partial hero) (например, группа людей) или (6) главный персонаж (главный герой в литературном понимании) очевидно выступает в качестве оппонента субъекта в ситуации. В этом случае он не является компонентом личности рассказчика, а является частью среды. Субъект, иными словами, не идентифицирует себя с главным персонажем. Описывает его как сторонний наблюдатель. Иногда, как неприятного человека с которым приходится иметь дело. В этом случае собственно субъект не представлен или представлен, но в качестве второстепенного персонажа (героя в нашем понимании). Характеристика героев интерпретирующим должна включать следующие аспекты: превосходство (силу, способности), ущербность, криминализованность, нарушения мышления, уединенность, принадлежность, лидерство и задиристость (качество на которое субъект опирается в межличностных конфликтах). 2. Мотивы, тенденции и чувства героев. Следующая задача интерпретации - обзор большого количества деталей каждого из двадцати и более персонажей. Их чувства, мысли, действия, которые подтверждают выделенный тип личности или психическое расстройство так же хорошо, как все необычное: редко встречающееся или уникальное; или обычное, но необычно высокое или низкое по интенсивности или частоте. (Что бы достоверно различать что необычного можно встретить при анализе данных, надо изучить не менее 50 протоколов исследования, так как пока еще нет удовлетворительных данных о частоте встречаемости тех или иных фактов).
Интерпретирующий свободен в выборе вариантов описания или определения реакции героев. Он может анализировать поведение используя исчерпывающие концептульные схемы, выявляющие значимые психологические вариации, а может обойтись выделением нескольких значимых черт. Это всегда зависит от того, что требуется узнать о субъекте. Его могут интересовать данные говорящие об интраверсии и экстраверсии, о мужественности и женственности, доминировании и подчинении; может быть он ищет знаки тревоги, вины или ущербности; или, возможно, его интересуют происхождение скрытых переживаний; или же он желает знать все перечисленное и более того. Все зависит от планов исследователя. В нашей практике мы использовали обширный список из 28 потребностей (или побуждений) классифицированных на основании направленности или мотивов поведения. Потребность может ощущаться субъективно, как импульс или объективно, как желание, как предпочтительная линия поведения. Потребности могут смешиваться, поэтому одно действие может удовлетворить две или более потребности. Иногда, одна потребность используется как вспомогательный инструмент для удовлетворения другой, доминирующей. Кроме потребностей, наш список возможных характеристик героя включает несколько внутренних состояний и эмоций. Выраженность каждого вида потребностей и каждого вида эмоций обнаруженных у героя оценивалась по пятибальной системе, где “5” это максимально возможная оценка для данного показателя во всех историях. Критерии выраженности: интенсивность, длительность, частотаи значимость для сюжета. Легкий намек на признак (например легкая раздражительность) оценивается в один балл, тогда как выраженная форма (например неистовая ярость) и продолжающаяся или повторяющаяся средневыраженная форма (например постоянная придирчивость) оцениваются в пять баллов. Оценки два, три и четыре промежуточные. После подсчета баллов двадцати историй, суммы по разным качествам сравниваются со стандартным показателем (если таковые имеются в распоряжении) для субъектов данного возраста и пола. Переменные, которые превышают или наоборот, ниже стандартных показателей, выделяются и тщательно изучаются по отношению друг к другу. В данном руководстве не представляется возможным изложенить значения всех использованных переменных. Но и короткого приводимого ниже списка достаточно. После имени каждой описанной переменной приводится (в круглых скобках) стандартный показатель (Av) общей суммы и показатель данной переменной (R) для студентов колледжа мужского пола. Вычисления, в каждом случае из двадцати, проводились на материале состоящем, в среднем, из 300 слов. [ Поправка должна быть сделана всякий раз, когда величина рассказа значительно отличается от стандарта (300 слов). Так как можно ожидать, что серия коротких рассказов даст относительно низкие показатели по всем переменным, так же как серия длинных рассказов даст относительно высокие показатели для этих же переменных. Следовательно, исследователь не сможет дать правильную оценку переменных данного субъекта, зависящих как от от содержания истории, так и от количества слов. После оценки средней величины историй в серии, мы умножили общую сумму по каждой переменной на коэффициент, данный для количественных переменных. В приводимой таблице даны коэффициенты, использованные в соединении со значением каждой переменной, значения переменной были выражены средним количеством слов в истории. Истории менее 140 слов, рассказанные здравомыслящими взрослыми людьми, обычно показывают о недостаточном понимании и сотрудничестве, недостаточном уровне заинтересованности. Как правило общий показатель в этих случаях не учитывается. ] С уверенностью можно сказать, что психолог может использовать эти переменные без детального описания теории побуждений. Он может, если захочет, показать их через отношения или характерные черты.
Сущ. Унижение (Av. 16 R. 6-27) Использование насилия, принуждения, тюремного наказания за проступок, наказания, боль или смерть. Наказание обстоятельствами (оскорбление, имущественные потери, разрушение) принимаемое без сопротивления. Исповедь, принесение извинений, обещания быть лучше, искупление вины, изменение. Пассивное подчинение обстоятельствам. Мазохизм. Сущ. Достижение (Av. 26 R. 11-51) Неутомимая работа над чем-нибудь важным. Приложение усилий для достижения чего-нибудь значительного. Первенство в делах. Убеждение или возглавление группы для выполнения какой-либо задачи. Амбиции реализуемые в действиях. Сущ. Агрессивность (Общая Av. 36 R. 8-52). а. эмоциональная, буквальная (Av. 14 R. 2-29) Ненависть (выражаемая и невыражаемая словами). Ярость. Вступление в перебранку: проклятья, осуждение, принижение, брань, позор, высмеивание. Побуждение к агрессии против другой личности с помощью публичного осуждения. б. физическая, социальная (Av. 8 R. 0-16). Драться или убивать с целью самозащиты или защиты значимого объекта. Мщение за неправомерно нанесенное оскорбление. Сражаться за Родину или за хорошую идею. Наказание за посягательство. Преследование, поимка и лишение свободы преступника или врага. в. физическая, асоциальная (Av. 9 R. 0-17) Налет, нападение, причинение ущерба или убийство человека, беззаконие. Затеять драку безо всяких причин. Отомстить, причинив чрезмерный, зверский ущерб. Сражаться против общепризнанных авторитетов. Сражаться против своей страны. Садизм. г. уничтожение (Av. 17 R. 0-15) Нападение и убийство животных. Порча, уничтожение или разрушение физических объектов. Сущ. Превосходство (Av. 17 R. 2-36) Попытка влиять на поведение, чувства или мысли других. Работа для достижения руководящей должности. Руководить, управлять, влиять. Ограничивать, принуждать, лишать свободы. Сущ. Аутоагрессия (Av. 10 R. 2-25) Позорить, осуждать, порицать, принижать себя за ошибки, оплошности и неудачи. Наказывать себя ощущением своей ущербности, вины, угрызениями совести. Физически наказывать себя. Суицид. Сущ. Опека (Av. 14 R. 4-34) Выражать свою симпатию действиями. Быть добрым и деликатным к чувствам других, поддерживать, сочувствовать и утешать. Оказывать поддержку, охранять, защищать или освобождать объект. Сущ. Пассивность (Av. 18 R. 3-52) Покой, расслабление, сон. Чувство усталости или лени после незначительных нагрузок. Наслаждение от созерцания. Апатичность, инертность. Сущ. Секс (Av. 12 R. 0-24) Поиски развлечений в компании противоположного пола. Сексуальные отношения. Влюбленность, вступать в брак. Сущ. Зависимость (Av. 10 R. 2-20) Просить о помощи или утешении. Просить защиты, похвалы, прощения, поддержки, заботы. Получать удовольствие нравясь кому-либо, или будучи опекаемым, а так же от бесполезных подарков. Чувствовать себя одиноко в уединении, находясь вдали от дома, или не получая помощи в трудную минуту. Так же в этот список входит Самоуглубленность: самодостаточность, самоутешение. Получение удовольствия от решения собственных проблем. Находить утешение в алкоголе или наркотиках. Имеются и другие переменные: Приобретение, Присоединение, Автономность, Безответственность, Наблюдательность, Творчество, Уважительность, Возбудимость, Демонстративность, Гармоничность и так далее. Из списка внутренних состояний и эмоций мы выбрали следующие: Конфликт (Av. 14 R. 4-29) Выражение нерешительности, неуверенности, затруднения. Кратковременная борьба противоположных мотивов, импульсов, нужд, желаний, намерений. Моральный конфликт. Обезоруживающий запрет. Эмоциональная неустойчивость (Av. 18 R. 0-31) Опыт значимого изменения чувств по отношению к кому-либо. Порывистость, непоследовательность, неустойчивость эмоциональных реакций. Колебания настроения, распространение и нарастание депрессии в конкретной истории. Нетерпимость к постоянному и однообразному. Поиски новых знакомств, интересов, занятий. Уныние (Av. 23 R. 0-42) Опыт переживания разочарования, утраты иллюзий, депрессии, горя, печали, меланхолии, безысходности. Другие внутренние состояния это Тревога, Восторженность, Подозрительность, Ревность. Кроме того, из этих потребностей и эмоций вытекают очень важные переменные, оцениваемые от –3 до +3: Суперэго, Гордость, Эго структура. Подсчет проводился на основе нескольких эксплуатируемых критериев. Присоединение (общее Av. 29 R. 17-35) а. общительность (Av. 14 R. 4-24) У героя один или несколько друзей или компаньонов. Он член группы по интересам. б. эмоциональность (Av. 15 R. 9-22) Персонаж (родитель, родственник, любовник) эмоционально сильно затрачивается на героя. Герой имеет любовные отношения (взаимные) или собиратеся жениться. Агрессивность (общее Av. 35 R. 6-62) а. эмоциональная (Av. 10 R. 0-21) Кто-то ненавидит героя или злится на него. Его критикуют, делают замечания, унижают, высмеивают, ругают, угрожают. Персонаж сплетничает за его спиной. Буквально: ссора. б. физическая, социальная (Av. 11 R. 0-21) Герой неправ (он нападающий или преступник) и кто-то защищается и контратакует, лишает свободы или убивает героя. Законный авторитет (родители, полиция) наказывают героя. в. физическая, асоциальная (Av. 12 R. 5-23) Преступник или бандит атакует, травмирует или убивает героя. Персонаж затевает драку и герой защищает сам себя. г. уничтожение собственности (Av. 2 R. 0-8) Персонаж уничтожает или разрушает принадлежащее герою. Доминирование (общее Av. 37 R. 16-60) а. принуждение (Av. 10 R. 0-22) Кто-то пытается заставить героя сделать что-либо. Он командует, приказывает или приводит серьезные аргументы. б. лишение свободы (Av. 18 R. 7-34) Персонаж пытается помешать герою что-либо сделать. Героя удерживают или лишают свободы. в. побуждение, подстрекательство (Av. 9 R. 4-20) Персонаж пытается повлиять на героя (сделать или не делать что-либо), мягко отговаривая или подзуживая его, по-умному провоцирует. Воспитание (Av. 15 R.6-23) Персонаж воспитывает, защищает, оберегает, хвалит, поощряет и прощает героя. Отказ (Av. 14 R. 1-28) Персонаж отказывает, презирает отвергает, оставляет без помощи, покидает или демонстриует безразличие к герою. Измена в любовных отношениях. Герой не популярен и не допускается до чего-либо. Увольнение с работы. Нужда, потеря (общее Av. 25 R. 9-48) а. нужда (Av. 11 R. 2-27) Герой нуждается в чем-то жизненно необходимом, или в процветании, или для того, чтобы быть счастливым. Он беден, семья осталась без средств. Герой нуждается в положении, друзьях, влиянии. Нет возможностей для удовлетворения своих потребностей или успеха. б. потеря (Av. 14 R. 4-24) Герой теряет что-либо или кого-либо (смерть объекта любви) в процессе истории. Физическая опасность (общее Av. 16 R. 4-34) а. активность (Av. 10 R. 4-24) герой подвергает себя опасности исходящей не от человека: дикие животные, железнодорожная катастрофа, молния, шторм в море, бомбардировка. б. отказ, отсутствие опоры (Av. 6 R. 0-16) Герой тонет или падает. Его машина переворачивается. Кораблекрушение. Его самолет поврежден. Он на грани гибели. Физическая травма (Av. 5 R. 0-12) Герой ранен персонажем (см. агрессивность), животным или благодаря проишествию (см. физическая опасность). Его тело изуродовано или обезображено. Надо четко понимать, что конкретное внешнее воздействие часто состоит из двух и более различных воздействий. 5. Тема. Взаимодействие потребностей героя и воздействий среды вместе с исходом (успех или неудача героя) составляют простую тему. Комбинация простых тем, объединяются или формируют комплексную тему. Если термин используют точно то он обозначает абстрактную структуру ситуации эпизода, когда его употребляют небрежно он обозначает сюжет, лейтмотив, тему, осевую линию рассказа. Интерпретация результатов. Набор историй проанализирован и подсчитан без учета значения личности в их содержании. В результате получается список из необычно высоких и необычно низких показателей переменных (потребностей, эмоций и воздействий) и списка преимущественных тем и исходов, вместе с некоторым количеством, слишком специфичных для учета, особенностей входящих в общую концептуальную схему. После формулируются два предварительных предположения, которые затем могут быть, по необходимости, исправлены. Первое, касающееся героя, его потребностей, эмоций и отношений, говорит о тенденциях присущих личности обследуемого. Все они принадлежат его прошлому или ожидаемому будущему и, предположительно, являются либо скрытыми до времени силами, либо активно действующими в настоящее время, причем зачастую субъект пользуется ими бессознательно. Они представляют (скорее символически, чем буквально): (1) то, что субъект уже сделал или (2) то, что он хочет сделать, над которыми раздумывает; или (3) простейшие силы его личности, которые никогда не осознавались и появились из мечты или фантазий детства. И (или) они представляют (4) чувства и желания, переживаемые в моменте; и (или) (5) являются прогностическими для его поведения в будущем, то, что он захочет сделать или, может, постарается сделать, или что-то, что он не хочет делать, но чувствует, что должен сделать. Завершая свою работу, интерпретирующий должен подсчитать сумму исходя из следующих соображений: 1. Если тест был сделан неумело, если субъект не выполнял инструкции, если истории коротки и поверхностны, если содержание, большей частью, не может быть рассмотрено в психологическом аспекте так как состоит из таких неличностныхэлементов как: (1) данное в картинке, (2) события которые субъект наблюдал как свидетель, (3) фрагментов книг или фильмов, (4) сиюминутных “изобретений” – ничто из перечисленного не может быть основанием для выделения личностных тенденций. 2. Даже если 30% историй (шесть из двадцати) не соответствуют уровню категории объективности, все равно, из оставшихся, обычно, можно извлечь смысл. 3. Никто не может основывать решение о соответствия какого-либо элемента личностному или неличностному только на мнении субъекта об этом. Обращаясь к нашим исследованиям, можно сказать, что более половины воспоминаний или комплексов выявляемых в личности являются бессознательным восстановлением информации полученной из газет, журналов, книг и фильмов. Некоторый внутренний фактор отбора определяет заострение внимания объекта на чем-либо и, возможно, впоследствии, он восстанавливает именно эти события из большого числа возможных и являющихся частью его опыта. 4. ТАТ представляет двадцать маленьких примеров того, как субъект думает. Предположение, что они однозначно выявляют основу, скелет личности, было бы чрезмерно оптимистичным. Так же как циклы бесед в рамках психоанализа бывают абсолютно непродуктивными, так и серии ТАТ историй могут не иметь или иметь слишком поверхностное отношения к личности, чтобы понять скрытые основные определяющие личности. 5. Удобно выделять два уровня функционирования: первый уровень функционирования – идеи, планы, фантазии и мечты, касающиеся поведения. Поведение субъекта по отношению к исследователю и обсуждаемой теме принадлежит первому уровню, а содержание историй принадлежит второму уровню. Так как личности различаются по идео-моторной включенности (вместе с воплощенными в действия идеями и фантазиями), то интерпретирующий должен быть готов встретить субъектов с низкой включенностью, истории которых, свидетельствуют больше об их озабоченности какими-то своими проблемами, и нечего не открывающими с точки зрения явных или скрытых мотивов их поведения. 6. Так же удобно выделять три, если не больше пласта нормальной социальной личности: внутренний пласт представляет собой бессознательные, подавленные желания и устремления, которые никогда, или очень редко формулируются в мысли (второй уровень) и которые никогда или очень редко воплощаются в действия (первый уровень). Средний пласт представляет собой четкие мысли (второй уровень), которые могут быть разделены одной или несколькими личностями и которые могут быть воплощены в действие (первый уровень) самостоятельно и скрытно. Наружный пласт состоит из всеобще известных и признаваемых стремлений (второй уровень) и (или) открыто проявляемых в поведении (первый уровень). И работа исследователя заключается в отнесении той или иной ТАТ истории к тому или иному, из перечисленных выше, пластов. 7. Грубо обобщая, можно сказать, что серия ТАТ историй представляет второй уровень (внутренний и средний пласт), скрывающий личность, но никак не первый, открывающий, социализирующий личность (наружный уровень). Есть много путей изучения наиболее типичных открытых тенденций личности; ТАТ один из нескольких методов для изучения скрытых тенденций. Для лучшего понимания общей структуры личности следует изучать характеристики открытого поведения в соединении с ТАТ исследованием. 8. Забывая тот факт, что имеют дело с фантазиями, а не с описанием поведения, некоторые исследователи склонны допускать, что переменные, которые необычно сильны или слабы в ТАТ историях проявляются также и в личности обследуемого. Понятно, что в статистических исследованиях хотелось бы получить положительную корреляцию между силой проявления в фантазиях и силой проявления в поведении для большинства переменных. Но мы не можем полагаться на данные этих исследований не только из-за недооценки индивидуальных различий, но и из-за недооценки наличия других, не выявленных, важных мотивов и эмоций, особенно тех, которые сильно подавлены, без учета которых общая картина не может быть достоверной. Один из принципов свидетельствует, что способы мышления более трудно изменяемы сильными потребностями, которые долгое время были подавлены, чем потребностями удовлетворенными недавно или теми, которые приелись. То что обнаруживается с помощью ТАТ часто противоположно тому, что субъект бессознательно или сознательно декларирует каждый день. Поэтому картина, складывающаяся при тестировании, может носить случайный, официальный или формальный характер. 9. Хотя ТАТ не был разработан для визуализации первого уровня пласта публичного поведения, часто исследователь может догадаться о характерных особенностях учитывая следующие моменты: А). Истории первой серии (первые десять картинок), как правило, более полно раскрывают публичный пласт личности, чем истории второй серии, большинство которых выражают символически внутренний пласт тенденций и комплексов. 1. Эксперименты показали, что пол исследователя должен приниматься в расчет. Это верно, главным образом, при анализе историй субъекта, который испытывает выраженную враждебность к людям одного с исследователем пола. Авторитет и отношение исследователя могут так же влиять на ход некоторых историй. Один прогностически значимый момент: стандарт по количеству баллов не будет одинаковым у всех исследователей. У некоторых, например, при дальнейшей работе, будет нарастать сочувствие и уменьшаться агрессивность больше чем у других. 2. Все же наиболее важным и определяющим является поведение и эмоции субъекта в жизненных ситуациях. Так среди учеников колледжа, собирающихся поступить на военную службу, тема войны присутствовала в двух из двадцати историй. Внутрисемейные конфликты рельефно выступали у женщин размышляющих над разводом. Молодые люди оставленные своими девушками давали необычно высокие показатели по шкале Отверженности и т.д. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы