Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГОСТ ЕСКД. Формат, рамка, основная надписьСтр 1 из 5Следующая ⇒
Оглавление
Стр.
Дидактический план.. 4 Литература.. 5 Тематический обзор. 6 Введение.. 6 1. Техника черчения и правила оформления чертежей.. 10 1.1. Предмет «Черчение». Роль графического языка в передаче информации 1.2. Геометрические построения на чертежах. Деление отрезка, угла, окружности 1.3. Сопряжения. 16 1.4. ГОСТ ЕСКД. Формат, рамка, основная надпись. 19 1.5. Нанесение размеров на чертежах. Масштаб. 21 1.6. Чертежный шрифт. 25 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.. 27 2.1. Метод проекций. Проецирование на одну и две плоскости проекций. 27 2.2. Проецирование на три плоскости проекций. Виды. Расположение видов на чертеже. 31 2.3. Геометрические тела и их проекции. Проекции вершин, ребер, граней на плоскости. Проекции группы геометрических тел. 34 2.4. Анализ геометрической формы предмета. Проекции точек, лежащих 2.5. Порядок чтения и построения чертежа детали. Построение третьего вида по двум заданным 40 2.6. Эскиз и последовательность его выполнения. 44 3. АКСОНОМЕТРИЯ.. 46 3.1. Аксонометрические проекции. Плоские фигуры в аксонометрии. 46 3.2. Окружность в изометрии. 50 3.3. Срезы и вырезы на геометрических телах и технических деталях. 54 3.4. Технический рисунок. Правила выполнения технического рисунка. 57 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 60 Глоссарий.. 87
Предмет «Черчение». Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Чертежные инструменты и принадлежности. Геометрические построения на чертежах. Деление отрезка, угла, окружности на равные части. Сопряжения. ГОСТ ЕСКД. Формат, рамка, основная надпись. Нанесение размеров на чертежах Масштаб. Чертежный шрифт. Вопросы для закрепления. Тестовые задания на оформление чертежа. Метод проекций. Проецирование на одну и две плоскости проекций. Проецирование на три плоскости проекций. Виды. Расположение видов на чертеже. Геометрические тела и их проекции. Проекции вершин, ребер, граней на плоскости. Проекции группы геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета. Проекции точек, лежащих на поверхности геометрических тел и предметов. Порядок чтения и построения чертежа детали. Построение третьего вида по двум заданным. Эскиз и последовательность его выполнения. Аксонометрия. Аксонометрические проекции. Плоские фигуры в аксонометрии. Окружность в аксонометрии. Срезы и вырезы на геометрических телах и технических деталях. Технический рисунок. Правила выполнения технического рисунка.
Литература
Основная
*1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для *2. Преображенская Н. Черчение. Рабочие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2005. *3. Преображенская Н. Черчение. Учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Дополнительная
1. Василенко Е., Коваленко Л. Карточки-задания, 7 класс. – М.: Просвещение, 2001. 2. Миронова Р., Миронов Б. Сборник заданий по инженерной графике: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. 3. Павлова А., Жуков С. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003. 4. Селивёрстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение: Пробный учебник для учащихся 5. Степанова В., Анисимова Л. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 6. Эйдельс Л. От пещерного рисунка до кинопанорамы. – М.: Учпедгиз, 1963. Тематический обзор*
Введение Попробуйте спросить себя: когда и для чего человек начал прибегать к помощи изображений? Что общего между чертежом и географической картой, зеркальным отражением и тенью, картиной художника и кадром кинофильма? Отыскивая ответ, вам придется заглянуть в глубь веков, в доисторическую эпоху. Вероятно, первым учителем рисования для человека была его собственная тень. Свет и тень – эти неразлучные спутники натолкнули наших предков на мысль о том, что теневой силуэт может передать характерные признаки предмета и в какой-то степени заменить, обозначить собой оригинал. Великий ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи сказал вполне определенно: «Первая картина состояла из одной единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенной солнцем на стену». Прошли тысячелетия. Развивался человеческий разум, появлялись новые потребности, совершенствовалось мастерство художников древности. Возникла потребность обобщить накопленный опыт, привести его в систему. Первые попытки установить основные законы построения изображения были сделаны в странах древнего Египта, Востока, Греции. Но только гениальные мастера эпохи Возрождения смогли разработать теорию изображения – учение о перспективе. Стремясь найти правила перспективы, художники того времени придумали немало остроумных приборов и приспособлений, с помощью которых каждая точка изображаемого предмета связывалась невидимым лучом с определенной точкой картины. Еще не было точного знания, были лишь поиски его. Зарождение компьютерной графики относят к первой половине 70-х годов ХХ века. От изначального вырисовывания точек и выписывания примитивных шрифтов компьютерная графика совершила невероятный технологический прорыв. Современной компьютерной графике подвластны самые прихотливые и сложные изображения объектов любой формы и с любым количеством цветов (рис. 1). Компьютерная графика становится привычным делом, послушным помощником инженеров-конструкторов, архитекторов, дизайнеров, врачей, педагогов, ученых исследователей, испытателей автомобилей и самолетов.
Рис. 1. Изображения объектов с помощью компьютерной графики Секреты теории изображений раскрылись тогда, когда на помощь оптике пришла геометрия. Соединив усилия, обе науки помогли познать законы, по которым должно строиться изображение, создающее на плоскости наиболее полную иллюзию действительности. Физика и геометрия стояли у истоков новой науки. Эта наука - начертательная геометрия. Метод проекций, составляющий ее основу, появился в результате познания законов распространения световых лучей. В технике используют множество способов, с помощью которых получают различные графические изображения. Роль чертежей в жизни и современном производстве невозможно переоценить. Все или почти все, что создано человечеством, создавалось по ранее разработанным чертежам. Отметим особенную роль черчения как дисциплины, которая развивает интеллект и творческие способности человека, пространственное представление и воображение.
Историческая справка
Существует красивый поэтический миф о прекрасной корфинянке, очертившей на озаренной луною скале силуэт своего возлюбленного. Согласно легенде, это положило начало графическому изобразительному искусству. Люди научились рисовать окружающие их предметы намного раньше, чем они начали писать. Почти сто лет назад на севере Испании на холме Альтамира обнаружили пещеру, весь свод которой был украшен цветными рисунками бизонов, кабанов, диких лошадей. Археологи установили дату их происхождения. Это эпоха каменного века – палеолита (рис. 2).
Рис. 2. Рисунки эпохи палеолита обнаруженные в пещере на севере Испании
Несколько лет назад подобные рисунки были обнаружены на Южном Урале, в Каповой пещере. Замечательное умение выполнять несложные рисунки позволило древнему человеку создать письменность. Первые письменные документы - рассказы были картинные - пиктографические и иероглифические (рис. 3).
Пиктографические
Рис.3. Первые письменные документы - пиктографические и иероглифические
Иероглифические
Рис. 3. Первые письменные документы
Крупный вклад в теорию изображения внесли Леонардо да Винчи – гениальный итальянский художник и ученый эпохи Возрождения, Рене Декарт, французский математик XVII века, предложивший прямоугольную систему координат, что положило начало аксонометрическим проекциям. Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу. Гаспар Монж автор научного труда «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время. Чертеж является одним из средств изучения предметов окружающего нас мира. Он прошел долгий путь развития. Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека – градостроительством, ремеслами, техникой. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к ХV веку. Так, Леонардо да Винчи в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Первое упоминание о чертежах в Россииотносится к началу XVI века и содержится в описи церковного архива. В XVII веке начали появляться чертежи, составленные по другому принципу. В них планы и фасады объектов совмещались в одну плоскость, например чертежсевернойчасти Красной площади в Москве (Рис. 4), или «чертеж» моста и сторожевой башни (рис. 5).
Рис. 4. Чертеж северной части Рис. 5. «Чертеж» моста и сторожевой В начале XVIII века в России развивается промышленность, горное дело, кораблестроение.
Рис. 6. Кораблестроительные чертежи начала XVIII века в России
Талантливые отечественные изобретатели, мастера-самоучки и механики А.К. Нартов
А.К. Нартов И.П. Кулибин Г. Монж Рис. 7. Талантливые отечественные изобретатели
Высоким графическим мастерством владели замечательные русские зодчие В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.И. Воронихин и другие, построившие много прекрасных зданий, сохранившихся в Москве до настоящего времени (рис. 8).
Рис. 8. Здание XIX века, сохранившихся в Москве до настоящего времени Они иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли. Основоположником начертательной геометрии в России был профессор Я.А. Севастьянов. Так трудами многих поколений русских зодчих, механиков, инженеров, техников и работников науки создавалась и совершенствовалась отечественная школа инженерной графики. Использование чертежей во всех отраслях народного хозяйства вызвало необходимость установления единых правил их выполнения. Эти правила изложены в документах, называемых стандартами (рис. 9).
Рис. 9. Государственные стандарты (ГОСТы) единой системы конструкторской
1 января 1971 года - дата введения для обязательного применения во всех отраслях народного хозяйства государственных стандартов (ГОСТов) единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Учитывая перспективы дальнейшего развития технического прогресса, роста обмена технической информации с зарубежными странами, стандарты ЕСКД периодически пересматриваются и дополняются. При этом принимается во внимание возможность их сближения со стандартами других стран.
1. Техника черчения и правила оформления чертежей
1.1. Предмет «Черчение». Роль графического языка в передаче информации
Вы начинаете изучать новый учебный предмет «Черчение». По определению известного геометра, механика, профессора Н.А. Рынина, черчение является звеном, соединяющим математические и физические науки с техническими. На уроках изобразительного искусства, математики, географии, технологии вы уже встречались с различными графическими изображениями – рисунками, графиками, схемами, эскизами. Но самыми распространенными графическими изображениями являются чертежи
Рис. 10. Чертеж детали Чтобы понять или, как говорят специалисты, прочитать чертеж, надо знать графический язык. Язык – это система знаков, передающих информацию. У науки, техники, искусства также есть свои языки – это язык математики и язык графики. Основу графического языка составляют методы и способы построения изображений на чертежах, а также правила оформления конструкторской документации. Графический язык сочетает в себе различные системы записи информации – изобразительную и знаковую. К изобразительной системе графического языка относится метод проецирования, правила использования точек, линий, контуров и изображения объекта. К знаковой системе графического языка относятся условные знаки (S – толщина, ø – диаметр, - квадрат, R – радиус), цифры (числа, определяющие размеры), буквы, тексты. Графический язык используется в науке, производстве, строительстве, архитектуре, дизайне. Его называют языком техники. Чертеж – это документ, содержащий изображение изделия, а также другие данные, необходимые для его изготовления и контроля. Они являются одними из основных документов современного производства. По чертежам определяют форму и размеры изделий, материалы, из которых они сделаны, способы изготовления и соединения деталей, технические требования к ним, изучают устройство и принципы работы механизмов, правила эксплуатации готовых изделий, выполняют их ремонт. Чертежи используют во всех сферах народного хозяйства, без чертежей немыслимо ни изучение и освоение техники, ни разработки новых конструкций, ни развитие современного производства. В зависимости от содержания, чертежи подразделяются на чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, монтажные и другие. По чертежам деталей изготавливают части изделий; по сборочным чертежам собирают изделия, а, руководствуясь монтажными чертежами, устанавливают изделия на рабочем месте. Современные чертежи и процесс их выполнения постоянно совершенствуется. С развитием техники, с появлением компьютеров труд чертежника очень изменился. Однако в основе графических изображений по-прежнему лежит труд человека, свободно владеющим графическим языком. Качество чертежа зависит от инструментов, материалов и принадлежностей. Очень важно овладеть приемами работы чертежными инструментами и правильно организовать свое рабочее место. Чертежи выполняют на специальной чертежной бумаге, эскизы и технические рисунки на бумаге в клеточку, для копирования чертежей используют кальку (полупрозрачную бумагу). Чертежи выполняются карандашами разной твердости, мягкий – М (В), твердый – Т (Н), средней твердости – ТМ (НВ). Степень твердости указана цифрой, стоящей перед буквой, например, 2М(2В)., 2Т(2Н). Затачивать карандаши нужно на конус, а для обводки чертежа – лопаточкой (рис. 11).
Рис. 11. Правильная заточка карандаша для черчения
При работе карандашом следует выполнять следующие правила: - горизонтальные линии на чертеже проводят слева направо, вертикальные – снизу вверх; - линии проводят по освещенным кромкам линейки и угольника; - давление на карандаш должно быть равномерным (для разметки – слабым, для обводки достаточно сильным). Разметку и построение на чертеже выполняют карандашами Т, 2Т; обводку чертежа – ТМ. Для удаления лишних линий применяют белую мягкую чертежную резинку (ластик). Угольники – чертежные инструменты, предназначенные для построения углов и проведения прямых линий. Угольники бывают с углами 450 , 450, 900 и 300, 600, 900. Линейка предназначена: деревянная - для проведения прямых линий, металлическая – для замера размеров деталей с натуры. Транспортир – чертежный инструмент, применяемый для измерения и построения углов. Готовальня –набор чертежных инструментов. Из набора чертежных инструментов, входящих в готовальню, потребуются: циркуль разметочный и чертежный и, возможно, кронциркуль падающий. Циркуль чертежный – инструмент, предназначенный для проведения дуг и окружностей. Игла должна находиться на одном уровне с выступающим концом пишущего стержня. Циркуль разметочный – чертежный инструмент, предназначенный для откладывания и переноса отрезков на чертеже. Он имеет две одинаковые ножки, на концах которых закреплены иглы (рис. 12).
а - циркуль разметочный; б - кронциркуль падающий; в - циркуль чертежный.
Рис. 12. Чертежные инструменты Кронциркуль падающий – кронциркуль, предназначенный для проведения дуг и окружностей радиусом от 0, 5 до 10 мм. От правильной подготовки рабочего меставо многом зависит качество чертежа. Правильная подготовка рабочего места: свет на чертеже должен падать слева сверху, все инструменты и принадлежности на столе располагают в определенном порядке, справа – карандаши, готовальня и ластик, слева – линейки, угольники. В конструкторском бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора. В последнее время на смену чертежной доске приходит дисплей компьютера. Конструктор с помощью какой-либо графической системы выполняет чертеж, электронная версия которого хранится в памяти компьютера или на диске. При необходимости можно получить чертеж на бумаге («твердая копия»). Это можно сделать с помощью принтера или графопостроителя (рис. 13).
а – графопостроитель; б – принтер. Рис. 13. Современные приборы для построения чертежей 1.2. Геометрические построения на чертежах.
Изображение предметов, деталей, зданий состоят из точек, линий, геометрических фигур, которые известны вам из уроков математики. Изучая черчение, вы будете постоянно пользоваться этими элементами графического языка. Элементы графического языка рассмотрены на рис. 14.
а- линии – ломаные, кривые; б- направление прямых линий;
в - взаимное положение – параллельные, перпендикулярные; . г - луч - прямая, ограниченная точкой; . д- отрезок прямой – прямая, ограниченная двумя точками; е - угол – два луча, выходящие из одной точки.
Рис. 14. Виды линий Замкнутые ломаные и кривые линии образуют геометрические фигуры. Геометрическая фигура -часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. К геометрическим фигурам относятся многоугольники и окружность. При выполнении чертежей необходимо уметь выполнять различные геометрические построения – деление отрезка на любое число равных частей, деление угла, дуги и окружности на равные части, построение сопряжения. Рассмотрим последовательность выполнения геометрических построений. Деление отрезка, угла, дуги на две равные части вы знаете из уроков геометрии (рис. 15).
Рис. 15. Деление на 2 равные части
Рассмотрим деление отрезка на п равных частей и деление окружности на равные части при помощи циркуля (рис. 16, 17).
Рис. 16. Деление отрезка на n равных частей
Рис. 17. Деление окружности на 5 равных частей
Сопряжения
Форма многих деталей имеет плавный переход одной поверхности в другую (рис. 18).
Рис. 18. Деталь, имеющая сопряжение Для построения на чертежах контуров таких поверхностей используют сопряжения. Сопряжение – плавный переход прямой линии в кривую, или кривой линии в другую кривую. Рассмотрим примеры построения сопряжений. Для построения сопряжений надо знать радиус сопряжения, найти центр сопряжения и точки сопряжения. Пример 1. Сопряжение сторон углов (прямого, тупого и острого). 1. Строим углы и заданный радиус R (произвольно). 2. Находим центры сопряжения. Для этого циркулем из вершины углов откладываем задан-ный радиус R на сторонах углов. Через полученные точки проводим линии параллельные сторонам углов, точка пересечения линий есть центр сопряжения точка О. 3. Находим точки сопряжения, для этого из центров сопряжения опускаем перпендикуляры на стороны углов, получаем точки 1 и 2. 4. Строим сопряжения, из центров сопряжений, радиусом, равным до точки 1 проводим дуги в точки 2 (рис. 19).
Рис. 19. Сопряжение углов
Пример 2. Сопряжение окружности и прямой, дугой заданного радиуса R (рис. 20). 1. Строим заданный радиус R и окружность радиусом R1, рядом с окружностью проводим прямую линию (произвольно). 2. Находим центр сопряжения. Для этого из центра окружности радиусом равным сумме R+R1 проводим дугу, затем проводим линию, параллельно заданной прямой на расстоянии, равным R до пересечения с дугой, точка пересечения дуги и вспомогательной прямой есть центр сопряжения точка О1. 3. Находим точки сопряжения, соединив для этого центр сопряжения О1 с центром заданной окружности и, опустив перпендикуляр из центра сопряжения О1 на заданную прямую, получаем точки 1 и 2. 4. Строим сопряжение, проводим из точки О1 дугу радиусом R = О11 в точку 2 (рис. 20).
Рис. 20. Сопряжение окружности и прямой
Пример 3. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса R (внешнее и внутреннее касание 1. Внешнее касание. Строим заданный радиус R и две окружности радиусами R1 и R2 (произвольно). 2. Находим центр сопряжения. Для этого из центра О1 радиусом, равным сумме радиусов R+R1 проводим дугу, затем из центра О2 проводим вторую дугу радиусом R+R2 до пересечения с первой дугой. Точка пересечения двух дуг есть центр сопряжения точка О1. 3. Находим точки сопряжения, соединив для этого центр сопряжения, точку О с центрами окружностей, точками О2 и О1. Точки пересечения вспомогательной прямой и окружностей есть точки сопряжения 1 и 2. 4. Строим сопряжение, проводим из точки О дугу, радиусом О1 в точку 2 (рис. 21). При внутреннем касании используют разность радиусов.
Внешнее касание Внутреннее касание
Рис. 21. Сопряжение окружности Чертежный шрифт
В самых разнообразных областях науки и техники, дизайна человек применяет шрифты, которыми пишет буквы, цифры, условные знаки и другие символы. Шрифт –способ кодирования текстовой информации. Каждому виду графической деятельности свойственны определенные шрифты. Во многих случаях в шрифт вносят художественные элементы (украшения), придающие ему большую выразительность. Основные виды шрифтов, которые чаще всего использовались на протяжении исторического развития письменной культуры человечества представлены на рис. 32.
Рис. 32. Виды шрифта
В настоящее время популярны компьютерные шрифты. На чертежах все надписи выполняются чертежным шрифтом – ГОСТ 2.304-81. Стандарт рекомендует два типа чертежного шрифта А и Б. На практике наибольшее применение нашел шрифт типа Б с наклоном 750. ГОСТ устанавливает следующие номера шрифта: 1, 8 (не рекомендуется, но допускается); 2, 5; 3, 5; 5; 7; 10, а также высоту, ширину букв и расстояние между буквами. Для чертежей, выполняемых на формате А4 рекомендованы следующие номера шрифта: 2, 5; 3, 5; 5; 7.Стандартом установлены два вида шрифта - прописной (заглавные буквы) и строчный. По конструкции прописные и строчные буквы можно условно разделить на три группы (рис. 33).
Рис. 33. Чертежный шрифт Прописные буквы: 1 группа – Г, П, Н, Т, Е, Ц, Ш, Щ; 2 группа – И, Х, К, Ж, М, А, Л, Д; 3 группа – Ч, У, Б, В, Р, Я, О, С, Э, Ю, Ф, Ы, Ь, Ъ. Строчные буквы: 1 группа – п, у, ц, т, ш, щ, и; 2 группа – о, а, б, в, д, ю, р, е, с; 3 группа – ф, ь, я, г, ж, з, к, л, м, н, х, ч.
По пропорциям их можно разделить на широкие и узкие: широкие прописные - Ш, Щ, Ж, Ю, Ы, Ф; широкие строчные - т, ш, щ, ю, ы, м. Написание букв чертежного шрифта проводится по упрощенной форме. Номер прописного шрифта соответствует высоте букв, а ширина - меньшему предыдущему номеру, например, шрифт № 7, высота букв - 7, ширина букв - 5. Ширина широких букв соответствует высоте. Расстояние между буквами – 2 мм. Высота строчных букв соответствует меньшему предыдущему номеру шрифта, а ширина – следующему предыдущему номеру, например, шрифт № 7, высота букв - 5, ширина - 3, 5, ширина широких букв соответствует высоте букв. Расстояние между буквами - 1, 5 мм. Для правильного выполнения букв на начальной стадии используют сетку. Основную надпись заполняют шрифтом № 3, 5; название чертежа – шрифтом № 7 или № 5 (рис. 34).
Рис. 34. Образец заполнения основной надписи
Запомни, строчки не касаются линии рамки.
Вопросы к чертежу 1. Как называется деталь? 2. Из какого материала ее изготовляют? 3. В каком масштабе выполнен чертеж? 4. Какие виды даны на чертеже? 5. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали? 6. Чему равны габаритные размеры? Ответы на вопросы 1. Деталь называется «направляющая». 2. Изготовляют деталь из стали. 3. Масштаб 1: 1. 4. На чертеже даны два вида; главный вид и вид слева. 5. Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида. Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева – окружность. Значит это цилиндр. Вторая слева часть на главном виде – трапеция, на виде слева – две окружности, это усеченный конус. Третья часть на главном виде показана прямоугольником, а на виде слева – окружность, значит это цилиндр. Четвертая часть на главном виде – прямоугольник, а на виде слева – шестиугольник, значит это шестигранная призма. Крайняя слева часть на главном виде – прямоугольник, а на виде слева - окружность, это цилиндр. Штриховые линии на главном виде и окружность ø 20 на виде слева говорит о том, что деталь имеет сквозное цилиндрическое отверстие. 6. Габаритные размеры детали 160х90х90. Многие технические детали имеют разнообразные технологические и конструктивные элементы, которые имеют свои названия (рис. 57). Отверстия Пазы
Рис. 57. Название конструктивных элементов деталей Отверстие – сквозной или глухой элемент детали, имеющий форму геометрического тела. Паз – узкая щель или выемка. Вырез – удаление части детали двумя или большим количеством плоскостей. Срез – удаление части детали одной плоскостью. Ребро (ребро жесткости) – тонкая стенка, предназначенная для усиления жесткости конструкции. Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить геометрическую форму детали. Рассмотрим последовательность построения видов на чертеже (рис. 58).
Рис. 58. Наглядное изображение опоры
Общая форма предмета, изображенного на рис. 58 – параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы – параллелепипеда (рис. 59).
Рис. 59. Пример последовательности построения видов детали: а – изображение общих видов детали; б – построение вырезов; в – нанесение размеров Спроецировав параллелепипед на плоскости V, H, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях (рис. 59, а). Все построения выполняются сначала тонкими линиями. Поскольку деталь симметрична, на главном виде и виде сверху нанесем оси симметрии. Теперь покажем вырезы. Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней границы проводим отрезки горизонтальных прямых (рис. 59, б). Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции видов. Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза, и наклонного среза. Те элементы, которые на данной проекции не видимы, проводят штриховыми линиями. В заключении обводят чертеж и наносят размеры (рис. 59, в). В черчении довольно часто встречаются задачи, связанные с построением по двум заданным видам третьего. Рассмотрим последовательность построения третьего вида по двум заданным (рис. 60).
Рис. 60. Чертеж бруска с вырезом
На рис. 60 вы видите изображение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху, требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали. Сопоставив виды, определяем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10х35х20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы размером 12х12х10 мм. На виде спереди с помощью линий связи проводим две горизонтальные линии, одну на уровне нижнего основания параллелепипеда, другую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между горизонтальными линиями проводим вертикальную линию (рис. 61).
Рис. 61. Последовательность построения третьей проекции
Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций (рис. 61, а). От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т.е. ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию – проекцию передней грани (рис. 61, б). Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 61, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 61, г).
АКСОНОМЕТРИЯ Окружность в изометрии
О< Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3009; Нарушение авторского права страницы