Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Школа Франца Боаса в Америке. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В США этнографическая наука вплоть до 1890-х годов развивалась под знаком тех же эволюционистских принципов, которые господствовали в то время и в Европе. Но с 90-х годов в Америке зарождается новое направление в этнографии, связанное с именем крупнейшего ученого, мыслителя и общественного деятеля Франца Боаса – это так называемая американская школа исторической этнологии, сокращенно обычно именуемая школой Боаса. Идейные корни ее были сложны и противоречивы, не лишены противоречий и труды Боаса. Противоречия начинаются прямо с фактов научной биографии Боаса. Немецкий еврей по национальности, он стал крупным американским ученым; физик и математик по образованию, он занял почетное место среди этнографов всех стран; защитив диссертацию на тему о цвете воды, прославился своими трудами по лингвистике, антропологии и этнографии. Уже в первой своей статье – «О задачах этнологии» (1888) – боас писал, что общей задачей этой науки является «изучение всей совокупности явлений социальной жизни, то есть, язык, миграции, телесные признаки, и это изучение должно составить в целом историю человечества и всех периодов его истории от ледниковой эпохи до современности. Этнография должна составить часть истории культуры и самой последней и важной целью нашей науки надо считать открытие общих законов социального развития. Боас предостерегал от скороспелых выводов, в особенности от поверхностного применения сравнительного метода. Явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всякое сходство свидетельствует об исторических связях или о заимствовании одним народом у другого. Отвергая упрощенный эволюционизм и поверхностный диффузионизм, Боас отстаивал исторический метод исследования. Для реконструкции истории человечества, сначала нужно изучить историю каждого отдельного народа, поскольку каждая культурная группа имеет свою уникальную историю. Этнографические взгляды Боаса неотделимы от его лингвистических исследований. В этой области заслуги Боаса чрезвычайно велики. Он был одним из первых, кто приступил к серьезному систематическому исследованию языков американских индейцев. Он подходил к работе с большой требовательностью его ученики обязательно должны были знать язык изучаемого народа, все тексты записывать на языке оригинала с последующим их переводом на английский. Сам Боас знал 17 индейских наречий. Главное для Боаса – понятие культурного релятивизма, отсутствие универсальной общечеловеческой модели морали. Она различна у всех народов. Вслед за Монтенем и Гербертом Боас провозглашает принцип относительности морально-оценочных критериев, принцип несравнимости культур, и отрицания критериев культурного прогресса. Боас считал, что объективное строгое научное исследование возможно только если нам удастся войти в каждую культуру на ее стобственной основе, только если мы поймем идеалы каждого народа. Он один из первых обратил внимание на влияние воспитания и образования на стабильность и изменчивость общественных групп, народов, государств.
Этнопсихологическое направление в Американской этнологии
С середины 30-х годов развитие американской этнологии шло почти целиком под знаком идей Франца Боаса. В дальнейшем работы американских этнологов принимают новое направление. Самой влиятельной школой стала этнопсихологическая, возглавляемая в те годы Абрамом Кардинером. Ее наиболее известные представители – Эдуард Сепир, Рут Бенедикт, Ирвинг Халлоуэл и др. Основные черты этнопсихологического направления: - возвращение к индивидуальной психологии и разработка понятия «личность» как основного компонента, первичной единицы общества, определяющей его структуру - особый интерес проявляется к процессу формирования личности, развитию ее в детстве - особый акцент делается на изучение сексуального поведения человека. Для представителей этнопсихологической школы культура – не более чем абстракция, даже скорее фикция научного исследования. подлинной первичной реальностью является индивид, личность, а потому с изучения личности и следует начинать исследование культуры каждого народа. Лидер – Абрахам Кардинер Психолог, психотерапевт. На ребенка с первых дней воздействует социальная среда, прежде всего способы ухода за детьми, способы кормления, ношения, пеленания, обучения ходьбе, речи, приемам гигиены и т.д. Все это программирует дальнейшее поведение человеческой личности и общества в целом. У каждого общества свои способы ухаживания за детьми. Так как именно они определяют поведение человека, то у каждого общества специфическая модель поведения. В качестве примера приводит жителей острова Аор. Основа экономики острова – земледелие, занимаются им женщины, вследствие чего ощущается недостаточный уход за детьми и у детей формируется чувтсво недоверия и вражды к матери. Базовые черты этого общетва – подозрительность, недоверие, ксенофобия, отсутствие высоких идеалов и т.д. Аорцев сравнивает с североамериканскими команчами. У них хозяйственной деятельностью занимаются мужчины, женщины ведут домашнее хозяйство, базовые черты личности – совсем другие.
Рут Фолтон Бенедикт (1887 – 1948) Президент американской этнологической ассоциации, писательница, поэтесса. Сочетала в себе качества полевого и кабинетного ученого, жила среди индейцев северной америки. Ведущая идея – осмысление роли сознания в процессе эволюции человеческого общества, которая требует открытости прошлому, будущему и культуре соседей. Культура – набор моделей, образов, совокупность предписаний для каждой личности. Набор моделей поведения формирует базовую личность, в результате различные композиции – различные виды культур. Рут Бенедикт делает вывод о неограниченном числе различных конфигураций культур, продолжает развивать идею о культурном релятивизме. Считает, что война вытекает не из биологической природы человека, а из несовершенства культуры. Рут Бенедикт принадлежит один из первых опытов анализа национального характера японцев с точки зрения места и роли Японии в условиях мира и сотрудничества – «Хризантема и меч» – 1946 г. Первая в качестве этнологических источников применила кинофильмы, театральные постановки, художественную литературу.
Маргарет Мид (1901 – 1978). Ученица Боаса и Рут Бенеликт, ученый и общественный деятель пацифистского, антирасистского феминистического движения. Исследовала этнографию детва – законы развития. Воспитания детей в зависимости от образа жизни различных народов. Она стремиласьдоказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в цивилизованном мире практикой воспитания детей и подростков. Работы М.Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так, она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений – вообще не более, чем черта, присущая западным культура. Маргарет Мид исследуе проблемы пола – законы дифференциации мужской и женской социальных ролей, поло-возрастное разделение труда и т.д. На примере ряда народов она показала условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей. Таким путем М.Мид доказала уникальность различных культур.
Структурализм. Клод Леви-Стросс
Еврей, живший во Франции. Блестящий теоретик и полевой этнограф. работал среди племен Южной Америки, Амазонки, в одном из самых сложных регионов «Печальные тропики». Исследовал принципы брака, правила родства, ритуалы, тотемизм, маски как знаковую систему особого рода. Леви-Стросс анализировал не конкретное общество, а социальные институты докультурного состояния. Особую популярность его работы приобрели благодаря особой методике анализа. В этой методике Леви-Стросс опирался на работы Фердинанда де Сессюра – основоположника структурной лингвистики. Это направление и сейчас считается одним из наиболее разработанной и математически строгой системой гуманитарных исследований. Исследуя разнообразные явления культуры, Леви-Стросс к выводу, структура общества – неизменна, что является отражением извечных свойств человеческого сознания. Наиболее общая унисерсальная структура культуры – бинарная оппозиция – природа-культура, небо-земля, мужчина-женщина. Наиболее общая бинарная оппозиция, отражающая картину мира в еее традиционном понимании – свое-чужое, тот-этот свет. Бинарные оппозиции Леви-Строс употребил и для периодизации истории общества – общество холодное и горячее. Холодное общество традиционно по своему характеру, ориентировано на устойчивое воспроизведение примитивного уровня жизни. Горячее общество стремится потребить больше энергии и информации, история становится действующим фактором развития. Но во всех общественных системах действуют универсальные законы культуры. Этим законам подчинено действие человеческого разума. Этот тезис находится в полном противодействии с концепцией Леви-Брюля, который говорил, что в примитивном обществе действуют свои системы коллективного мышления. Учение Клода Леви-Стросса принято называть «французским структурализмом», в структурализме есть еще одно течение, называемое «английским» структурализмом, иногда его называют «структурным функционализмом». Это течение идет от Радклиф Брауна и косвенно от чистого функционализма Малиновского. Одним из известнейших последователей Радклиф-Брауна в Англии является Эдуард Эванс-Притчард – известный африканист, исследователь культур азанде, нуэров и других народов Африки. В этих исследованиях систематически применяется структуралистский метод. Понятие структуры пронизывает все научное мировоззрение Эванс-Притчарда. «Под социальной структурой, - пишет он, - мы разумеем отношения между группаи, обладающими высокой степенью устойчивости и постоянства. Семья, кстати, не принадлежит к числу этих групп, ибо она неустойчива и распадается каждый раз со смертью ее членов. Структуры образуют между собой своеобразную иерархию. Социальная структура народа есть система раздельных но взаимосвязанных структур. Есть особые системы возрастных классов, системы кровнородственных групп и все они объединяются в общую социальную систему. Для современной антропологии уже недостаточно оперировать такими понятиями как племя, клан, возрастной класс. Для дальнейшего прогресса науки необходимо пользоваться понятиями, обозначающими отношения, между ситуациями и отношения между этими отношениями. После окончания второй мировой войны в Англии и США предпринимаются попытки возродить эволюционизм (Лесли Уайт) или модернизировать его в виде неоэволюционизма. Большинство концепций в зарубежной этнологии как правило недолговечны, получают временное распространение, но затем исчезают. Такой была школа конвергенции, популярная в 50-60-х годах в ряде стран Западной Европы и Америки. Кратко остановимся еще на одной ветви науки о народах- народоведении. Получившей в свое время распространение в странах немецкого языка – Германии, Австрии и немецкоязычной Швейцарии, а также в странах зарубежной Восточной, Северной и Южной Европы. Истоки немецкого народоведения коренятся в романтической германистике, в придании особого значения всему истинно немецкому как носителю самых совершенных духовных, умственных, моральных и физических качеств. Народоведение как наука было прокламировано в середине Х1Х века в трудах швейцарского ученого Вильгельма Фридриха фон Лиля и вскоре приобрело множество сторонников в Германии, Австрии и Швейцарии. Во второй половине Х1Х века широкое распространение получило выработанное в народоведении учение о «национальной народной идеологии», которое приобрело в годы сложения Германской империи и последующие откровенную националистическую и шовинистическую направленность. Идеи народоведения стали одной из составных частей идеологии наиболее реакционно настроенных слоев общества Германии и Австрии, что особенно сказалось в годы перед первой мировой войной и в эпоху господства нацизма. Теоретические изыскания главарей нацизма и практическая деятельность гитлеризма строились в немалой степени на положениях немецкого народоведению связь народоведения с нацизмом ярко иллюстрируется возникновением в 30-х годах ряда обществ и кружков народоведения, во главе которых стояли крупнейшие деятели нацистской партии и СС. И хотя видные представители немецкого народоведения занимали нейтральные позиции, все же в их трудах нашли отражение идеи расизма, культа вождей и т.п. Тем не менее народоведением была проделана огромная работа по изучению этнографии немецкоязычного населения и опубликован обширный фактический материал. После окончания второй мировой войны стал вопрос о ликвидации народоведения как науки, тесно связанной с нацизмом, однако в политической обстановке Западной Германии послевоенного времени оно было быстро реабилитировано. С приходом в науку молодых сил в ФРГ, Австрии и Швейцарии возобновились исследования по народоведению. В ГДР народоведение и этнология объединились в одну науку, хотя в периодических изданиях и музеях сохранялось традиционное деление на этнологию и народоведение. Довольно широкий размах приобрели исследования в ряде стран по европейскому народоведению – изучению собственных и соседних народов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1457; Нарушение авторского права страницы