Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Брошены две игральные кости. Какова вероятность того, что на них выпали грани с одинаковым числом очков?Стр 1 из 4Следующая ⇒
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА (ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА) Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Псков
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Случайным называется событие, которое при осуществлении совокупности некоторых условий S может либо произойти, либо не произойти. Пример: событие А1 - выпадение “шестерки” при одном броске игральной кости (кубика с занумерованными гранями). Достоверным называют событие, которое обязательно произойдет, если будет осуществлена совокупность условий S. Пример: событие А2 - при одном броске игральной кости число выпавших очков меньше 7. Обозначим достоверное событие буквой W. Невозможным называют событие, которое заведомо не произойдет при осуществлении совокупности событий S. Пример: событие А3 - при одном броске игральной кости число выпавших очков дробно. Невозможное событие обозначим символом Æ. События W и Æ будем рассматривать как частные (“крайние”) случаи случайных событий, хотя они не являются таковыми. Два или более событий назовем несовместными, если в результате осуществления условий S (или, по-другому, в результате испытания) невозможно их совместное осуществление, т.е. появление одного из них исключает появление другого в том же испытании. Пример: событие А4 - при броске игральной кости выпало нечетное число очков - несовместно с событием А1 (выпала “шестерка”).
§2. СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ОПЕРАЦИИ
Сумма событий А+В - событие, состоящее в том, что произошло хотя бы одно из двух событий А и В, т.е. наступило либо А, либо В, либо оба сразу. Пример: для событий А1 и А4 из §1 А1 + А4 = {выпало 1, 3, 5 или 6 очков}.
Произведение событий А·В - это совместное осуществление и А и В (иначе: их общие исходы). Пусть В = {при броске игральной кости выпало число очков, кратное 3}. Тогда В · А4 = {выпала грань с 3 очками}. Для несовместных событий А и В их произведение А·В=Æ . В частности, для последнего примера можно записать А1 ·А4 = Æ. Событие называется противоположным к А (т.е. состоит в том, что “ достоверное событие W происходит, а событие А не происходит”). Если события Н1, Н2, ..., Нn попарно несовместны (Нi·Hj=Æ при i ¹ j ), а их сумма - достоверное событие (H1+H2+...+Hn = W ), то говорят, что {H1, H2, ..., Hn} - полная группа несовместных событий или разбиение W. В частности, {A, } - полная группа несовместных событий для любого А.
§3. КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
Вероятность события А - это число Р(А), которое вводится для количественного описания степени объективной возможности наступления А. В этом параграфе рассмотрим испытания, в которых множество W представляет собой конечное число равновозможных исходов. Например, если бросить игральную кость один раз, то она может выпасть на любую из шести граней. Достоверное событие W здесь состоит в том, что выпала одна из шести граней. Будем считать кубик симметричным; в этом случае можно считать все шесть исходов равновозможными. В случае двух бросков симметричной монеты - 4 различных исхода: “орел-орел” (О, О), “орел-решка”(О, Р), а также Р, О и Р, Р; их также считают равновозможными. Все они вместе образуют достоверное событие W для данного испытания. В первом случае вероятность каждого из элементарных исходов равна 1/6, а во втором 1/4. В общем случае, если число всех элементарных исходов N(W) равно n, то вероятность каждого из них 1/n. Пусть число благоприятствующих исходов для А или, иначе, число элементарных исходов испытания, входящих в событие А (N(A)), равно m, тогда вероятность ( 1 ) Это формула классической вероятности. В примерах из §1 шесть элементарных исходов: выпала цифра 1, 2, 3, 4, 5 или 6. Событие А1 включает в себя ровно 1 элементарный исход, А2 (достоверное) - все 6, А3 (невозможное) - 0, А4 - 3. Поэтому , , ,
Еще примеры. При двух бросках симметричной монеты событие С = {выпал хотя бы один “орел”} включает в себя три элементарных исхода из четырех, поэтому . Событию D = {при трех бросках монеты выпало ровно два ”орла”} благоприятствуют 3 из 8 возможных элементарных исходов, поэтому .
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА КЛАССИЧЕСКУЮ ВЕРОЯТНОСТНУЮ СХЕМУ О СТАТИСТИЧЕСКОЙ И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ВЕРОЯТНОСТЯХ
Относительная частота события А - это отношение числа испытаний, в которых событие фактически появилось (благоприятствующих А) к общему числу проведенных испытаний: . Если классическая вероятность вычисляется до опыта, то относительная частота - после опыта. Конечно, при увеличении количества испытаний в серии на 1 W(A) меняется - хотя бы потому, что на единицу изменяется знаменатель дроби. Тем не менее, с увеличением n величина W(A) приближается к некоторому числу, которое называют статистической вероятностью события А. Заметим, что когда в задаче говорится, что “вероятность поражения стрелком мишени равна 0, 7”, то речь идет о вероятности, вычисленной статистически.
§6. ПРОСТЕЙШИЕ СВОЙСТВА ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Для классического, статистического и геометрического определений вероятности выполняются следующие аксиомы: Р(А) ³ 0 для любого наблюдаемого события А; Р(W ) = 1; Если события А и В несовместны (А · В = Æ ), то Р(А + В) = Р(А) + Р(В).
Из аксиом можно вывести следующие свойства: 1. Р(Æ ) = 0, откуда следует, что если А и В несовместны (А · В = Æ ), то Р(А · В) = 0. 2. Р( ) = 1 - Р(А). 3. Р(А) £ 1. 4. Если А Ì В (А влечет за собой В), то Р(А) £ Р(В). 5. Если А = B (т.е. А Ì В и В Ì А), то Р(А) = Р(В). 6. Р(А + В) = Р(А) + Р(В) - Р(А · В), формула сложения вероятностей. В частности, если А и В несовместны (А · В = Æ ), то получим аксиому III.
ФУНКЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Если F(x) = P(X < x), то функция F(x) называется функцией распределения (интегральной функцией распределения) случайной величины Х, т.е. функция распределения в точке “х” - это вероятность того, что случайная величина Х примет значение, меньшее заданного числа х. Из определения сразу следуют несколько свойств F(x): F(- ¥ ) = 0, F(+ ¥ ) = 1; F(x) - неубывающая функция (т.е. если x1 < x2 , то F(x1) £ F(x2) ). Функция распределения для случайной величины дискретного типа имеет “ступенчатый” график. Для случайной величины Х1 из §13 F(x) запишется так:
Обратите внимание, что левые концы «ступенек» - выколотые, а правые - нет. Например, F(1) = P(X1 < 1) = P(X1 =0) = 0, 25; F(1, 1) = P(X1< 1, 1) = P(X1 = 0) + P(X1 = 1) = 0, 75. «Высоты» «ступенек» равны очередным вероятностям, взятым из таблицы: сначала 0, 25, затем еще +0, 5, и наконец еще +0, 25. Аналогичный график и для другого примера – про домино – только там будет не 2, а 12 «ступенек». Справедлива формула: P(a £ X < b) = F(b) - F(a).
ВЕЛИЧИНЫ ДИСКРЕТНОГО ТИПА
Математическое ожидание - важнейшая “характеристика положения” случайной величины. Для дискретной величины она вычисляется по формуле М(Х) = x1 · p1 + x2 · p2 +... + xk · pk (+...) = , где x1, x2, ..., xk, ... - возможные значения случайной величины (верхняя строка таблицы), p1, p2, ..., pk, ... - их вероятности (нижняя строка). Математическое ожидание - это число, которое выражает среднее значение случайной величины (иначе, среднее значение по распределению). Для примера из §13 М(Х1) = 0 · 0, 25 + 1 · 0, 5 + 2 · 0, 25 = 1. Здесь Х1 - число “орлов”, выпавших при 2 бросках симметричной монеты. М(Х1) - среднее число “орлов”, выпадающих при 2 бросках симметричной монеты, это число равно 1. Для другого примера из §13 М(Х2) = 6. Отметим два простейших свойства математического ожидания: 1. М (С) = С 2. М (С · Х) = С · М(Х) ( С - постоянная ). В дальнейшем нам придется вычислять математическое ожидание случайной величины Х2. Если случайная величина Х задается таблицей
то случайная величина Х2 получится после возведения в квадрат возможных значений случайной величины Х, при этом Р(Х = хк)= = Р(Х2 = хк2) = pk :
Поэтому М(Х2) = x12 · p1 + x22 · p2 +... + xk2 · pk = . В частности, для примера из §13
и М(Х2) = 02 · 0, 25 + 12 · 0, 5 + 22 · 0, 25 = 1, 5
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Нормальный (гауссовский) закон распределения задается плотностью распределения по формуле
, - ¥ < x < +¥
Числа а Î R и s > 0 называются параметрами нормального закона. Нормальный закон с такими параметрами обозначается N(a, s). При а = 0 функция f(x) четная ( f(-x) = f(x) ), ее график симметричен относительно оси OY, и поэтому среднее значение М(Х) = 0. График f(x) для закона N(a, s) получается из графика f(x) для N(0, s) сдвигом на а единиц вправо ( это известно из курса средней школы ), поэтому в общем случае М(Х) = а для нормального закона. Дисперсия же вычисляется по формуле D(X) =s2.
Пример. Случайная величина Х распределена по нормальному закону с плотностью вероятности Найти А, М (Х), D(X), P(-3< X< 3).
Т. к. , то Показатель экспоненты приравняем к , откуда а = 2, s = 1. Числовой коэффициент должен быть равен А, следовательно, , M (X) = a = 2, D(X) = s 2 = 1. P (-3 < X < 3) = F(3) - F(-3) = = Этот интеграл не вычисляется в элементарных функциях, его численное значение можно найти по таблицам. В большинстве учебников имеются таблицы для вычисления функций Ф(х) = или Ф1(х) = = + Ф(х)
Ф(х) - нечетная функция, т.е. Ф(-х) = - Ф(х). В общем случае Р(x1 < X < x2) = , где а и s - параметры нормального закона. Следовательно, для данного примера P(|X| < 3) = Ф1(1) - Ф1(-5) = Ф(1) - Ф(-5) = Ф(1) + Ф(5) = = 0, 3413 + 0, 5 = 0, 8413.
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА (ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА) Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Псков
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Случайным называется событие, которое при осуществлении совокупности некоторых условий S может либо произойти, либо не произойти. Пример: событие А1 - выпадение “шестерки” при одном броске игральной кости (кубика с занумерованными гранями). Достоверным называют событие, которое обязательно произойдет, если будет осуществлена совокупность условий S. Пример: событие А2 - при одном броске игральной кости число выпавших очков меньше 7. Обозначим достоверное событие буквой W. Невозможным называют событие, которое заведомо не произойдет при осуществлении совокупности событий S. Пример: событие А3 - при одном броске игральной кости число выпавших очков дробно. Невозможное событие обозначим символом Æ. События W и Æ будем рассматривать как частные (“крайние”) случаи случайных событий, хотя они не являются таковыми. Два или более событий назовем несовместными, если в результате осуществления условий S (или, по-другому, в результате испытания) невозможно их совместное осуществление, т.е. появление одного из них исключает появление другого в том же испытании. Пример: событие А4 - при броске игральной кости выпало нечетное число очков - несовместно с событием А1 (выпала “шестерка”).
§2. СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ОПЕРАЦИИ
Сумма событий А+В - событие, состоящее в том, что произошло хотя бы одно из двух событий А и В, т.е. наступило либо А, либо В, либо оба сразу. Пример: для событий А1 и А4 из §1 А1 + А4 = {выпало 1, 3, 5 или 6 очков}.
Произведение событий А·В - это совместное осуществление и А и В (иначе: их общие исходы). Пусть В = {при броске игральной кости выпало число очков, кратное 3}. Тогда В · А4 = {выпала грань с 3 очками}. Для несовместных событий А и В их произведение А·В=Æ . В частности, для последнего примера можно записать А1 ·А4 = Æ. Событие называется противоположным к А (т.е. состоит в том, что “ достоверное событие W происходит, а событие А не происходит”). Если события Н1, Н2, ..., Нn попарно несовместны (Нi·Hj=Æ при i ¹ j ), а их сумма - достоверное событие (H1+H2+...+Hn = W ), то говорят, что {H1, H2, ..., Hn} - полная группа несовместных событий или разбиение W. В частности, {A, } - полная группа несовместных событий для любого А.
§3. КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
Вероятность события А - это число Р(А), которое вводится для количественного описания степени объективной возможности наступления А. В этом параграфе рассмотрим испытания, в которых множество W представляет собой конечное число равновозможных исходов. Например, если бросить игральную кость один раз, то она может выпасть на любую из шести граней. Достоверное событие W здесь состоит в том, что выпала одна из шести граней. Будем считать кубик симметричным; в этом случае можно считать все шесть исходов равновозможными. В случае двух бросков симметричной монеты - 4 различных исхода: “орел-орел” (О, О), “орел-решка”(О, Р), а также Р, О и Р, Р; их также считают равновозможными. Все они вместе образуют достоверное событие W для данного испытания. В первом случае вероятность каждого из элементарных исходов равна 1/6, а во втором 1/4. В общем случае, если число всех элементарных исходов N(W) равно n, то вероятность каждого из них 1/n. Пусть число благоприятствующих исходов для А или, иначе, число элементарных исходов испытания, входящих в событие А (N(A)), равно m, тогда вероятность ( 1 ) Это формула классической вероятности. В примерах из §1 шесть элементарных исходов: выпала цифра 1, 2, 3, 4, 5 или 6. Событие А1 включает в себя ровно 1 элементарный исход, А2 (достоверное) - все 6, А3 (невозможное) - 0, А4 - 3. Поэтому , , ,
Еще примеры. При двух бросках симметричной монеты событие С = {выпал хотя бы один “орел”} включает в себя три элементарных исхода из четырех, поэтому . Событию D = {при трех бросках монеты выпало ровно два ”орла”} благоприятствуют 3 из 8 возможных элементарных исходов, поэтому .
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА КЛАССИЧЕСКУЮ ВЕРОЯТНОСТНУЮ СХЕМУ Брошены две игральные кости. Какова вероятность того, что на них выпали грани с одинаковым числом очков? Каждому из шести исходов при броске первой кости соответствует шесть исходов, получающихся при броске второй кости, значит, всего получится 36 элементарных исходов (1-1, 1-2, ..., 1-6, 2 - 1, ..., 6 - 6). Искомому событию благоприятствуют 6 исходов из 36 (1-1, 2-2, ..., 6-6), поэтому вероятность данного события А: . Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2095; Нарушение авторского права страницы