Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, это руководящая должность.



3. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательская деятельность, осуществляемая на политическом рынке. Здесь побеждает тот потенциальный лидер, чей " политический товар" больше всего отождествляется с понятием " общего блага".

Политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы.

Понятие политического лидерства имеет два аспекта: объективный, исходящий из формально-должностного статуса лидера и субъективный, исходящий из личностных качеств и реального поведения лидера.

Функции лидера могут звучат по-разному, разные исследователи выделяют их исходя из каких-нибудь критериев, фактов. Но по сути своей в разных источниках, в разных учебных пособиях функции звучат примерно следующим образом:

1. Интеграция общества, объединение масс.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация власти, политического строя.

Любое лидерство опасно тем, что оно может привести к деспотизму. Степень склонности того или иного лидерства к деспотизму во многом определяется социальным бытием. В демократическом обществе, где первенствует Закон опасность скатывания к деспотизму минимальна. И наоборот, иную картину можно наблюдать в недемократических обществах.

Для того чтобы избежать негативных последствий необходимо соблюдать следующие условия:

1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.

 

Концепции и типология политического лидерства

В политической науке обычно выделяют четыре теории, так или иначе пытающиеся объяснить природу политического лидерства. Это теория черт, ситуационная теория, теория последователей, психологическая теория.

Несмотря на разность подходов, данные теории имеют общие черты. Во-первых, понимание того, что политический лидер есть субъект политического процесса и одновременно он является объектом. Во-вторых, как субъект лидер обладает следующими полномочиями:

1. Властвование. Оно наделяет лидера правом направлять усилия, волю, интересы лиц, а также оперировать материальными и духовными ресурсами.

2. Руководство. Данное полномочие позволяет лидеру организовывать и направлять политические процессы, коллективные действия в русло достижения общих целей.

3. Инициативность. Лидер представляет активное начало в политике. Его усилия должны быть направлены на поиск путей и мобилизацию ресурсов во имя осуществления коллективных целей.

Теория черт. Данная теория пытается объяснить, почему те или иные личности становятся лидерами исходя из личных качеств, таких как острый ум, твердая воля, кипучая энергия, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям, ораторские способности и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. Таким образом, лидером может стать не всякий. Лидерами не становятся, ими рождаются. Критики теории черт утверждают, что она слишком абсолютизирует роль качеств личности.

Ситуационная теория. Сторонники данной теории, не отрицая необходимость и важность личностных психологических качеств, обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий, считая, что именно конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.

Таким образом, ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств. Однако эта теория не учитывает, что не только ситуация порождает лидера, но и сильная личность способна создать ситуацию.

Теория последователей. Если ситуационная теория исходила из того, что именно объективные обстоятельства порождают лидера, то эта теория отдает определяющую роль последователям или ведомым. Другими словами именно ведомые, окружение лидера способствуют его появлению, определяют ту ситуацию, которая его порождает. Социальные характеристики ведомых зависят в свою очередь от разных факторов, в первую очередь от таких как особенности социокультурного, цивилизационного развития того или иного общества, исторический период. Так, например, в средневековье в круг последователей можно было включить непосредственное окружение, в современную эпоху, в связи с развитием демократии, избирательных процедур к числу ведомых обычно включают весь круг избирателей.

Психологическая теория. Один из оригинальных мыслителей З. Фрейд, развивший теорию о важности и значимости бессознательного в жизни людей, считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Подавление либидо, согласно его мнению, порождает сублимацию, переключение сексуальной энергии в сферу творчества, к стремлению власти над другими людьми.

Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров.

По масштабности различают лидеров общенациональных, региональных, тех или иных социальных слоев. Весьма популярно деление на «львов» и «лис». М.Г. Берне разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые сосредоточивают внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Он считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к «деловому» типу, а в революционных к «преобразующему».

Наиболее интересным М. Вебер считал феномен харизмы. Он основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. Взаимоотношения между ним и массой носят эмоционально-мистический характер. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». Смена у власти такого лидера связана с большими трудностями, ибо она не может осуществляться в соответствии с укоренившимися традициями или действующими юридическими нормами. Обычно начинается ожесточенная борьба за власть, что ведет к неустойчивости политической системы. Харизматический тип лидера исторически встречается в самых разных политических системах. В качестве примера подобного типа можно привести Ю. Цезаря, Наполеона Бонапарта, А. Гитлера, Б. Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сена, Мао Цзэдуна, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Такой тип лидера нельзя оценивать однозначно. В период глубоких структурных трансформаций харизматический лидер иногда самим фактом своего существования способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований. Вместе с тем у масс нередко формируется патерналистское сознание, и они, перекладывают заботу о своем существовании, разрешении всех возникающих проблем на плечи руководителей.

Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е. Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который, насколько это возможно, стремится к смягчению конфликта, нахождению компромисса, и лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой В зависимости от степени, в какой политик способен пересматривать ранее сформулированные суждения, учитывать чужие мнения, воспринимать критику в свой адрес, Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.

По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего лидера. Оппозиционный тип в свою очередь подразделяется на два подтипа: конфронтационно-оппозиционный подтип, непримиримый противник данной власти, стремящийся свергнуть ее во что бы то ни стало, и конструктивно-оппозиционный подтип, критикующий данную власть но не ориентированный на ее немедленное свержение.

По способу и методам достижения поставленных целей можно выделить политика-реформатора, сторонника постепенных, эволюционных, плавных методов, и политика-революционера, приверженца крутых, радикальных методов; реалиста, учитывающего лишь возможные в данной ситуации средства достижения цели, и авантюриста, ориентирующегося лишь на иллюзорные средства, за которыми порой теряется и сама цель. По типу деятельности различаются типы политика-идеолога и политика-организатора. Мощными идеологами являются Ленин, Бухарин, Джефферсон, Линкольн, Рузвельт, де Голль, Горбачев, которые совершили гигантский прорыв в понимании политики, выдвижении новых идей («новый курс» Рузвельта, идея общеевропейского дома де Голля, нового политического мышления Горбачева и др.). Организатор власти не выдвигает принципиально новых идей, но он умеет мобилизовать материальные, людские ресурсы на претворение в жизнь концепции, выдвинутой идеологами, что не менее важно.

Невозможно создать единую типологию лидеров, которая могла бы полностью объяснить всю сложную природу данного политического явления. Политическое лидерство будучи продуктом социального бытия во многом зависит от последнего, его социокультурных, цивилизационных, экономических и прочих характеристик. Теоретический анализ, даже самый тщательный, не может охватить всей сложности и многогранности жизни. Реальная политическая практика всегда богаче теории и порождает чаще всего комбинированные типы лидеров и их различные модификации.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Каков вклад древних мыслителей (Конфуция, Платона) в элитологию?

2. В чем заключается заслуга мыслителей эпохи Просвещения в развитие элитологии?

3. Проанализируйте концепции Г. Моски, В.Парето, Р. Михельса?

4. В чем заключается суть концепции рациональной бюрократии?

5. Дайте оценку определениям элит, данными западными мыслителями в ХХ в. Какие подходы можно выделить к определению элит?

6. Что такое система рекрутирования элит?

7. Каковы основные функции политической элиты?

8. В чем заключается сущность политического лидерства?

9. Охарактеризуйте основные теории политического лидерства?

10. По каким критериям возможна типология политического лидерства?

11. Определите насколько сопоставимы политическое лидерство и деспотизм?

 


Поделиться:



Популярное:

  1. AVC достигают макс. величины при этом объеме
  2. I. Когда все это закончится?
  3. Абсолютно неверно; 2 – едва ли это верно; 3 – скорее всего верно; 4 – совершенно верно»
  4. Абсолютное давление газа в сосуде равно 0,05 МПа. Чему равно избыточное давление в этом сосуде?
  5. Алиса, это Пудинг. Пудинг, это Алиса
  6. Анкета - это диалог двух заинтересованных людей
  7. Без этого справочника обойтись невозможно: все позиции, включаемые в товарно-сопроводительные документы, акты о выполнении работ и т.п. в обязательном порядке должны быть в него внесены.
  8. Билет 1. Философское знание и социальная практика: особенности проявления в журналистике.
  9. Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.
  10. Благодать – это благоволение (милость)
  11. Бог не отверг нас. Это мы отвергли себя. Он здесь и Он заботится. Но Он ожидает, что мы будем сотрудничать с Ним, заботясь о себе.
  12. Более того, Вам предоставится возможность лично общаться с теми людьми, кто уже прошел этот путь.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь