Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая система в России.
1. Понятие политической системы общества. Определяющей составной частью политической жизни общества является политическая система. Это понятие было введено в политологию в 50-60-х гг. XX в. американским политологом Д. Истоном с целью отразить два момента: 1. целостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); 2. характер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной и др.) Использование этого термина отражало нарастание понимания системного характера политики. Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс, представивший общество как взаимодействие 4-х подсистем, которые взаимодействуют друг с другом: экономической, политической, социальной и духовной. Вместе взятые они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. В современной политологии понятие политической системы имеет два значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно, созданный, теоретический инструмент, позволяющий выявить и осмыслить системные свойства различных политических явлений. Эта научная категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: государству, партии, профсоюзу, ассоциации и пр. Каждое из них является специфической политической системой. Во втором, более конкретном значении политическая система- это реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Он включает государство, партии, политические ассоциации и объединения, различные другие субъекты политических отношений. Некоторые авторы сюда же относят средства массовой информации, политическое сознание и культуру и даже юридические нормы. Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения в обществе. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и др. социальных групп. Само существование ее обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. Таким образом, любая политическая система в целом и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим модели американских ученых Д. Истона и Г. Алмонда. Д. Истон определял политику как «волевое распределение ценностей». В таком контексте политическая система представляет собой особый механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Д. Истон в своих работах «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы – команды. Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа», на который извне поступают импульсы в форме требований и поддержки и «выхода». Требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной заработной платы или требования учителей об увеличении ассигнований на образование и т.д. Поскольку представления различных групп населения о справедливом распределении ресурсов не совпадают, постольку, накапливаясь, требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям социальных групп. Требования разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию - регулировочными, распределительными и коммуникативными. О диапазоне и многообразии требований, поступающих в систему, можно судить по нижеследующей классификации: - требования, касающиеся распределения благ и услуг (требование принятия законов о заработной плате и о рабочем времени, о расширении возможностей образования, улучшении работы транспорта и т.д.); - требования, связанные с регулированием поведения (обеспечение общественной безопасности, контроль за рынками, законодательные нормы в области брака, здравоохранения, улучшение санитарных условий и т.д.); - требования в сфере коммуникации и информации (утверждение соответствующих норм, информация о целях политики со стороны тех, кто ее вырабатывает, демонстрация силы и могущества политической системы в период опасности или во время торжеств и т.д.). Поддержка является формой выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отношения к режиму, и означает усиление политической системы. Ее он считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Поддержка выражается в материальной (исправное выплачивание налогов, пожертвования и т.д.) и нематериальной (выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режима, участие в голосовании и т.д.). Поддержка группируется по следующим направлениям: - материальная поддержка (выплата налогов и др. обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба); - соблюдение законов и директив; - участие в политической жизни (голосование, политические дискуссии и др. формы); - внимание к официальной информации, почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике и официальным церемониям. Истон выделяет 3 объекта поддержки: 1. политическое общество (группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике); 2. режим (основными компонентами которого он считал ценности, нормы и структуру власти); 3. правление (сюда Истон относит людей, участвующих в непосредственных делах политической системы и призванных большинством граждан ответственными за свою деятельность). Независимо от происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться в процессе функционирования власти. В результате «входа» совершается процесс воздействия внешней среды на политическую систему. Политическая система может быть подвержена многочисленным воздействиям, идущим от окружающей среды. Эти воздействия бывают различной силы и направленности. Если импульсы слабые, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия решений. Иногда воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда властные структуры принимают решения в интересах каких-либо слоев, групп, что может привести к дестабилизации политической системы. Ошибочные решения неизбежны также из-за перенасыщенности системы информацией, идущей сильными импульсами из внешней среды. Следствием этого влияния служит реакция системы на требования или поддержку, т.е. «выход». Выход информации выражает способы реагирования системы на внешнюю среду и косвенно на себя. На «выходе» появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований на конкретные нужды, политических заявлений и т.д. По Истону, они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка оказываемая политической системе, усиливается. Решения и действия весьма трудно находят понимание и поддержку тогда, когда власть индифферентна (лат. indifferens – безраличный, т.е. это равнодушие, безучастность, безразличие) к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Функции выхода охватывают прежде всего то, что называется правительственными функциями и представляют собой реакцию системы на поступающие в нее запросы и требования. Обычно выделяют 3 основные функции: - нормотворчества (разработка законов, фактически определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе); - «применения правил» (приведение законов в действие); - «контроля за соблюдением правил» (интерпретация законов и действия с целью определения фактов нарушения этих правил и наложение соответствующего наказания). Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и др. а возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы «обратной связи». Это особенно важно учитывать, если власть стремится сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Более того, она должна искать новую основу поддержки. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных ситуаций. Д. Истон поставил во главу угла вопрос о самосохранении, поддержании стабильности политической системы в условиях непрерывно изменяющейся окружающей среды. Он определяет политическую систему как взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества . Другим качеством политической системы является способность убеждать своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти качества позволяют, с одной стороны, отличать политическую систему от иных систем общества, а с другой – придать общественной системе устойчивость. Важным является самореформирование политической системы и изменение окружающей среды. Таким образом, политическая система, по Истону, не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамическая система. Иной вариант анализа политической системы предложил Габриэль Алмонд в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод. Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности (государство, партии, группы давления, элиты, право и т.д.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Сравнительный анализ Г. Алмонда политических систем предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, он определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействие между собой, осуществляемые не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. С точки зрения Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяется 2 уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле. Ввод информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования (объединять, суммировать однородные показатели с целью получить более общие, обобщенные совокупности показатели) интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтобы обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности и общенациональное измерение в интересах стабильности системы. Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний. В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.
2. Структура и функции политической системы. Политическая системапредставляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие политическая система позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Любая система предполагает определенную совокупность элементов, связанных между собой так, что изменение одного из них меняет всю целостность. Как правило, система предполагает наличие системы более высокого и более низкого порядка, т.е. существование определенных подсистем. С точки зрения структурно-функционального подхода политическая система состоит из следующих подсистем: 1) институциональной, состоящей из различных социально-политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии и др.); 2) функциональной , складывающейся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.); 3) регулятивной, выступающей как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды, воззрения и т.д.); 4) коммуникативной, представляющей собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики; 5) идеологической, включающей в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация). Согласно второму подходу политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля. Структура политической системы общества
Анализ вышеизложенных двух подходов выявляет следующие различия, которые обусловлены тем, что в основе первого подхода лежит принцип анализа политической системы с точки зрения ее функций и взаимодействия с др. сферами жизни общества. Считают, что он позволяет описывать политическую систему наиболее полно и точно. Что касается сходства, то оно очевидно. В частности, в обеих классификациях представлены такие важнейшие компоненты, как: политические организации (институты), политические нормы, политические идеи, ценности, принципы (политическая культура). Основными функциями политической системы являются следующие: - программно-стратегическая – определение целей, задач, путей развития общества, разработка конкретных программ его деятельности; - нормотворческая– формирование и введение правовых норм и правил, их применение и контроль за соблюдением как основа политического регулирования общественной жизни; - политико - просветительская - духовно-идеологическая интеграция индивида и социальных групп в политическое общество, формирование массового политического сознания и пр.; - мобилизационная – привлечение и организация людских и материальных ресурсов для выполнения различных социальных задач; - охранительная – защита данного общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внутренней и внешней безопасности; - распределительная– создание и распределение материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах»; - консолидирующая – артикуляция (расчленять, разделять) и согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп и институтов и их объединение в рамках альтернативных курсов; - внешнеполитическая– установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами, защита национальных интересов на международной арене. Таким образом, главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Во всем многообразии своих структурных элементов и функций политическая система выступает средством социальной интеграции и сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование общественного организма как противоречивого, но единого и целого.
3. Типологии политических систем. Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций с самых разных критериев (оснований, признаков), являлись основой классификации политических систем. Политические системы можно классифицировать по различным основаниям: Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества, уровень политической культуры и др. факторы. В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось а абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствиис этим политические системы подразделяются на: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Основанием типологизации может явиться форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты. По политическому режиму: совокупности методов и способов осуществления власти: демократические, авторитарные и тоталитарные системы. В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические и рациональные. В зависимости от типологии общества - традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии (Р.Арон, У.Ростоу). С точки зрения процесса политического развитиявыделяют традиционные и модернизированные. В основе первых лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. Во вторых, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация (разнообразие) политических ролей, рациональный способ обоснования власти. В зависимости от характера взаимодействия со средой - открытые и закрытые (бывшие страны социализма СССР, Румыния, Болгария и др.) причем, полностью закрытых систем не бывает. Последние системы недолговечны. Открытые (демократические страны Запада) политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны. Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования. Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры, т.е. тип политической культуры и разделение ролей. Главное – это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования политических ценностей, т.е. как согласуются и соответствуют идеалы и ценности общества тем формам, в которые общество организовано. Алмонд выделяет 4 типа политических систем: 1. англо-американская; 2. континентально-европейская; 3. доиндустриальная и частично-индустриальная; 4. тоталитарная. Англо-американская система (США, Англия, Канада, Австрия) характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой, т.е. подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, призвании законности всех интересов и позиций между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Политические партии и СМИ пользуются значительной долей свободы. Данному типу политической культуры свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределения власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо- американская политическая культура основана на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме. Для нее характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Основная масса населения превыше всего ставит свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Структура ролей в этих системах глубоко дифференцирована, т.е. каждая партия, группа интересов имеет конкретную роль и выполняет свою специфическую непосредственную функцию в системе. Континентально – европейская система (Франция, Германия, Италия) отличается фрагментарностью политической культуры, имеющее в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом, т.е. расколотостью культуры. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности др. социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности. Доиндустриальные и частично-индустриальные (страны Азии, Африки и Латинской Америки) политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют этнические традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия. Эта система состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь практически невозможно, если только не прибегать к насилию. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц. Для таких систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий потенциал насилия. В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений. В зависимости от содержания и форм правленияЖ. Блондель выделяет: либеральные с опорой на либерализм в принятии решений; радикально-авторитарные или коммунистические, характеризующиеся равенством социальных благ пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские в 60-х гг. XX в., для которых характерно стремление к равенству в области распределения благ авторитарными методами и средствами управления; авторитарно-консервативные сохраняют сложившееся неравенство «жесткими» средствами. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены: консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурной сферах и особенно форму и способы реализации политической власти. Вторые ориентированы на проведение реформ, они динамичны. В свою очередь, они подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития. По принципу вождизма (личного или группового)немецкие политологи Д. Берг-Шлоссера, Х. Майера, Т. Штаменнна выделяются: 1. традиционная (на основе религиозного культа); 2. статическая и модернизированная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институционализации, личный или групповой интерес возведен в принцип «общего блага»); 3. коммунистическая, «воспитательная» демократия (цель – воспитание масс для участия в политической жизни; легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических элементов; этатизм); 4. парламентарно-демократическая политическая система, наиболее жизнеспособная, которая базируется на многопартийности, высоком уровне политической культуры и политической активности, развитой системе контроля за деятельностью государственной власти. На основе анализа методов, способов и средств реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов авторитарности и демократииразличают демократические и авторитарные политические системы. Демократической политической системе свойственно - наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов: - признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; - построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; - признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др. Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д. Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией (лат. militaris – военный, т.е. политика вооружения и подготовки к войне) государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти. Авторитарные власти в разных странах далеко не одинаковы, и можно говорить о некоторых ее разновидностях: олигархической, монократической, военно-диктаторской, тоталитарной и др. Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и др. факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам. 4. Политическая система в России. Политическая система каждой отдельной страны не есть нечто застывшее, неизменное. Она - динамична, находится в постоянном развитии под влиянием многих факторов, приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам экономического, социального, духовного развития общества. Так, изменяется система государственных органов, а также политических партий и общественных объединений, устанавливается нечто новое в формах и методах их работы и пр. Процесс этот иногда протекает гладко, без конфликтов и катаклизмов (например, победа какой-то партии или кандидата на выборах, избрание депутатов, итоги всенародного голосования и т.д.), а в других случаях сопровождается глубочайшими потрясениями в жизни общества (вооруженное восстание, мятеж, гражданская война и т. д.). Политическая система советского типа. С Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков. Во-первых, она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось враждебным. Во-вторых, преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы (интервенция западных стран против России, гражданская война), низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др. Это выразилось в существовании разветвленной карательной системы. В-третьих, политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами, возможно, создать экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма. В-четвертых, связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач. Особое значение партии и ее монопольной идеологии обусловливалось отсутствием иных средств интеграции общества (таких, например, как экономической заинтересованности), кроме, политико-идеологических и принудительных. В-пятых, в основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип. Номенклатура (лат. nomenclatura – роспись имен – круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа) была закрытой системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно. Она обладала аб Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы