Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность, принципы и формы государственного устройства общества.
Государство — очень сложное и многообразное явление, принимавшее и принимающее на протяжении истории самые разные формы. Вопрос о государстве — ключевой в общественных науках. Наиболее важными проблемами, влияющими на выяснение сущности государства как общественного явления, являются: установление причин и условий его возникновения, содержание главных направлений деятельности, диалектика и динамика развития, а также вопрос о будущности государства в перспективном генезисе человеческой цивилизации. Государство не является извечным институтом цивилизации. Оно возникает в результате экономического и социального разложения первобытно-общинного строя, создания моногамной семьи как основы производственного развития и имущественного разделения людей на богатых и бедных. Инициатива в создании государства всегда принадлежит экономически господствующим социальным группам людей, поскольку именно они в наибольшей степени заинтересованы в создании институтов, которые бы сохраняли внутренний строй, регулировали весь процесс общественных отношений. Ускорению процесса возникновения государственности способствуют задачи обороны и экспансии, формирование классов. Различное влияние оказывают географический и этнический факторы. Возникший государственный строй характеризуется рядом признаков, отличающих его от догосударственной организации общества. Это наличие политической власти отдельных людей над обществом, создание организованных групп вооруженных граждан, территориальное разделение населения и образование территориальных органов власти, создание управленческого аппарата, установление различного рода налогов и повинностей населения для содержания и укрепления государственных структур и др. Государство представляет собой институт политической системы социально-классового общества, осуществляющий его управление, поддержание порядка, охрану экономической и социальной структуры, вырабатывающий направление общественно-политического развития. Преобладающее влияние на его политику имеют экономически господствующие социальные группы и их организации, хотя роль государства не сводится целиком к выполнению их интересов. Если говорить кратко, то государство — это политическая общность, основным элементом которого является властно организованное население на определенной территории. Латиноамериканский политолог Л.С. Санистебан отмечал, что «термином “государство” мы обозначаем, особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением». Таким образом, государство — это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, как пытаются представить авторы некоторых мистификаторских концепций. Прежде всего, это определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство представляет собой сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных правил. Природа государства включает пространственно-временной контекст, в котором оно существует, иерархически организованное коллективное поведение и нормативный порядок. К признакам государства, в своей совокупности отличающим его как организацию от других организаций в обществе, относятся: 1) принудительность. В современных условиях социальная сущность человека реализуется в государственных структурах: принадлежность к государству есть социальная необходимость, что получает свое формально-правовое выражение как во внутреннем законодательстве, так в международном праве. Безгосударственность (апатридизм) трактуется Гаагской конвенцией 1933 г. и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. как анормальное явление, поскольку ведет к конфликтам и правовой незащищенности личности. Государство располагает специализированными органами принуждения, применяемого в ситуациях, определяемых законом. Причем это принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства; 2) суверенность. Это качество государства означает, что оно обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип. Политический смысл суверенности можно определить как способность субъектов, действующих от имени государства, обеспечить обществу самостоятельное и независимое существование и развитие; 3) всеобщность. Этот признак государства показывает, что оно включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории. Система права «охватывает» все общество. Она выступает как «техника» деятельности государства и одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального общежития. Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами: территорией государства, определяемой границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, как правило, подтверждаются на формально-договорной основе всеми пограничными государствами; населением государства, на которое распространяется его власть; государственным аппаратом, посредством которого (как системы органов) государство функционирует и развивается. Существует несколько вариантов понимания того, что такое государство. В первом случае — это понимание государства как совокупности его граждан, сообщества людей. Данный взгляд весьма распространен. В этом смысле государство понимается как «страна», «народ», «граждане», «государственно-организованное общество». Именно в этом аспекте мы понимаем его, когда говорим, например, о «государствах — членах ООН». Во втором случае государство понимается как целостность определенных внутриобщественных связей и их форм. В этом аспекте оно может характеризоваться через термины «правительство», «администрация». Наконец, в узком смысле государство понимается как система органов и формально-правовых принципов, определяющих их функционирование, т.е. речь, идет не обо всем обществе, а лишь об одном его институте, том, который официально осуществляет управление общественными делами. В таком понимании государство — это специальный общественный аппарат, профессионально выполняющий функции управления обществом. Все эти трактовки широко используются в различных контекстах в зависимости от юридического, политологического, социологического или иных подходов. В политологии наиболее часто используется понятие государства как определенного политического института той или иной политической системы общества. Неоднозначной ролью государства в общественной жизни, а также глубокими различиями классовых интересов объясняется весьма различное, даже противоположное отношение к государству как к институту или ценности у представителей различных идеологий или различных направлений политической философии. В целом среди идеологических направлений наиболее постоянные предпочтения следующие: консерваторы выступают за сильное и, с другой стороны, «органическое» (т.е. максимально соответствующее обществу, его традициям) государство, либералы — за «минимальное» государство, обеспечивающее максимум «экономической свободы», социал-реформисты — за более демократическое и «социальное» государство, сторонники коммунистической идеологии — в перспективе за отмирание государства и замену его коммунистическим общественным самоуправлением, анархисты — за уничтожение государства как органа принуждения. В истории политической мысли есть два принципиальных направления, два полюса по отношению к государству: этатизм (государственничество) и антиэтатизм (анархизм). Все направления политической мысли, не сводясь, как правило, к одному из этих полюсов, испытывают в той или иной мере их воздействие Общая черта развития государств любого типа как определенной организации — разрастание его аппарата и все большее его обособление не только от общества, но и от социальных классов, чьи интересы оно преимущественно выражает. Дело в том, что усложнение социальной жизни и необходимость упрочения государственной организации неизбежно порождает тенденцию увеличения степени организованности, постоянного возрастания ее сложности и степени централизации. Данная тенденция есть проявление системного закона необходимого разнообразия. Для того чтобы система могла противостоять натиску со стороны, количество внутренних состояний, в которых она может находиться, должно быть не меньшим, чем количество состояний или разнообразия действующей на нее среды. Отсюда, чем сложнее социальная жизнь, тем сложнее должна быть организованная структура государства в целом. Следствием этого является и усложнение возможностей контроля за государством со стороны наиболее могущественных классов и общества. Относительная самостоятельность любого государства проявляется также в его известной независимости от интересов экономически господствующих групп, от борьбы социально-политических сил и определенного несовпадения их целей в том или ином обществе. Социально-историческая динамика такова, что в условиях кризисов общественного развития, ослабления безраздельного господства определенных классов и усиления политической борьбы государство «сдвигается» в сторону обеспечения функций гаранта порядка и целостности общества. Для этого оно в известной мере «дистанцируется» от борьбы социально-политических сил, как бы ставит себя над ними, стремится занять политически как бы нейтральное положение. Эта «квазинейтральность» государства особенно четко проявляется в динамичные переходные периоды и в историческом плане возрастает по мере усиления интенсивности развития общества, расширения сферы публичной политической жизни. Тенденция к нейтральности государства обнаруживает себя, в частности, в его известной «деидеологизации», в которой в большей или меньшей степени заинтересованы все борющиеся политические силы. При этом центром решения социально-политических проблем становится парламент, где доминирующее положение принадлежит наиболее могущественным партиям. Автономия государства в ее внешней форме выражается в том, что оно предстает как символ единства нации, целостности общества, движущегося через борьбу социально-политических сил в поисках оптимальных путей общественного прогресса. Наряду с этим организационным стандартом государства история дает другую, полярную ему модель. Она характеризуется жесткой связанностью экономически господствующих классов и государства, безраздельным руководством государственной властью со стороны этих классов. В переходные (транзитные) периоды развития общества, его реформации роль государства, разумеется, возрастает. Историческое движение государства реализуется в диапазоне двух полярных типов его связи с господствующим классом: от полного подчинения интересам господствующего класса до его относительной автономии, и наоборот. И даже в условиях чрезвычайной относительной самостоятельности государства автономия его относительна. Ведь политика — это нескончаемая борьба за государство, за контроль над ним, за право официально принуждать ради достижения социально-классовых целей. Коль скоро в этой борьбе возможна, пусть временная, но победа, то эта победа означает установление контроля над государством со стороны определенных классово-политических сил. В переходе политического руководства структурами государственной власти к определенным классовым силам лежит объективная историческая логика социально-классового общества. В этом обществе прогресс реализует себя через социальные группы — носители новых отношений. Через победу в борьбе альтернатив развития они получают от общества легитимизированное право властного действия ради достижения этих целей. Но коль скоро в обществе, преобразуемом в соответствии с этими целями, неизбежно возникают новые альтернативы развития, то политическое лидерство господствующих классов начинает оспариваться. Сами же эти классы, являясь меньшинством общества, могут удержать господство, умножить свои силы и уравновесить себя с обществом опять-таки лишь через государство. Степень автономизации государства от руководства им со стороны господствующих классов, его дистанцирования от общества зависит от соотношения социально-классовых сил. В любом случае связь классов (социальных групп) с государством никогда не прерывается. В исторической перспективе она становится более опосредованной, а их контроль за функционированием государственной организации более гибким. Таким образом, представления о государственной организации как полностью независимой от господствующих классов, стоящей вне политики, неисторичны. Они не учитывают диалектики социально-исторической связи: общество — большие социальные группы — государство. Итак, государство является многоаспектным социальным образованием. С одной стороны, оно выступает как особый аппарат управления обществом, с другой — принимает облик ассоциации (равномасштабной обществу и интегрируемой публично-властными отношениями, институтами, нормами), которая размещается на отдельной территории и охватывает собой всех членов данного общества. Государство является основным элементом политической надстройки, концентрируя в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствующих социальных групп, всего общества. Осуществляя властные функции, оно создает и поддерживает правовые, идеологические, этические, научные и иные системы, призванные обосновывать и оправдывать их интересы. В свою очередь, динамика государственных институтов, их эволюционные и качественные изменения в значительной степени обусловливаются спецификой и динамикой социально-политических и экономических отношений, особенностями формационного и цивилизационного развития общества, влиянием внешнеполитических факторов. В современных условиях акцент в основном делается на характеристики государств как «правовых» (основанных на общепринятых принципах конституционного права) и «социальных» — провозглашающих и осуществляющих сильную и эффективную социальную политику. Особое значение придается эффективности государственного руководства с целью создания процветающего, конкурентоспособного общества в условиях глобализации мирового развития. Речь идет не столько о том, каков размер вмешательства государства в дела общества и экономики, а какова мера его социальной ответственности перед людьми. Любое государство имеет определенную форму, под которой в общем виде понимаются строение, структура, организация государственной власти. В политологической литературе принято считать, что эта форма включает в себя по крайней мере форму правления и форму государственного устройства. Форма государства, соответственно, раскрывает порядок образования и организации высших органов государства, способы территориального устройства государства и взаимосвязей его частей, степень самостоятельности этих частей. Внешним проявлением содержания государства является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. В политической культуре человечества можно выделить две основные цивилизационные формы правления: монархическую и республиканскую. Возможен и более широкий подход: подразделение государственного устройства и правления на авторитарно-тоталитарные и демократические. Монархия являет такой способ правления, при котором верховная государственная власть юридически (или номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Три признака монархии: а) власть передается по наследству; б) осуществляется бессрочно; в) не зависит от воли населения ( монархия-греч.-«единовластие»). Монархии бывают абсолютными (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней) и ограниченными, конституционными. Примеры последней — Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Япония и др. Другой основной формой правления, известной с древнейших времен, является республика (от лат. «государственные, общественные дела»). Три признака республики: а) выборность власти; б) срочность; в) зависимость от воли избирателей. В ней все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканское правление является основной формой организации государственной власти для большинства народов на современном этапе. Практика государственного строительства знает два основных вида республиканских форм правления — президентскую и парламентскую республики. Президентская республика предполагает соединение в лице президента полномочий главы государства и правительства, жесткое разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной); внепарламентский метод избрания президента (он избирается либо коллегией выборщиков, как в США, либо народом), отсутствие института парламентской ответственности правительства, отсутствие у президента права роспуска парламента. Но президент наделен правом отлагательного вето (от лат. «запрет») на решения законодательного органа. В президентской республике все три ветви власти уравновешены и взаимодействуют в рамках, определенных конституцией и другими законодательными актами, то есть действует система «сдержек и противовесов». Классическим примером такой республики являются США, где президент является одновременно главой государства, главой правительства и Верховным главнокомандующим. Парламентская республика строится по принципу верховенства парламента, перед которым правительство несет ответственность за свою деятельность; правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. К таким республикам относятся ФРГ, Италия и др., где главы правительств являются и фактическими, реальными главами государств. То есть обязанности президентов в таких республиках ограничиваются представительскими и протокольно-церемониальными функциями, которые ненамного отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Кроме вышеуказанного типа республик есть и такая модель республики, как смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Примером таких республик являются Франция, Россия, Португалия и др. Во многих возникших на территории бывшего СССР независимых государствах был создан институт президентства. Проблема в странах СНГ состоит как в четком разграничении функций властей, так и координации их деятельности в целях демократического развития данных обществ. Важной характеристикой государства является форма государственного устройства, под которой имеется в виду национально-территориальная организация государства, а также взаимодействие центральных и местных, региональных органов власти. Обычно выделяют унитарные и сложные формы государственного устройства (федерация, конфедерация). Если унитарная форма (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Япония и др.) характеризуется единой системой высших органов государственной власти, единой конституцией, единым гражданством, единой системой права, единой судебной системой, то федерация (США, Россия, ФРГ, Канада, Швейцария, Индия и т.д.) представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерации — это государства, образованные как союз юридически относительно самостоятельных государственных образований (республик, штатов, земель, кантонов и др.). Федерации предполагают сложную структуру государственного механизма, включающего органы власти и управления как на уровне всей федерации, так и на уровне ее субъектов. При этом федерация обладает суверенитетом, т.е. общефедеральные законы и решения федеральных властей пользуются приоритетом по отношению к законам и решениям властей республик, земель, штатов, кантонов и т.п. Попытки изменения этого порядка могут привести к распаду федеративного государства. Унитарное и федеральное государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю его территорию. Таким образом, отличие между двумя формами национального государства — в степени, но не в сути, в большем или меньшем уровне децентрализации политической власти. Известна и такая форма государственного устройства, как конфедерация. При ней государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; центральные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.д.); в их состав входят представители всех государств-членов; их решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством и обычно вступают в силу после ратификации государствами-членами. Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в нее государств. Единой налоговой, а также правовой системы в конфедерации, как правило, нет. Конфедерация обычно создается на основании договора между заинтересованными сторонами, которые, будучи суверенными государствами, делегируют определенные полномочия союзу государств. Причем центр не имеет полномочий, кроме переданных ему учредителями конфедерации. По мнению некоторых политологов, примером современной конфедерации можно назвать Европейский Союз (наличие Европарламента, евровалюты, отсутствие визовых и таможенных барьеров и т.д.). В послевоенное время в мире действовали две основные тенденции в формировании и генезисе государств. Первая проявлялась в развитии национальной государственности, упрочении суверенитета; вторая — в становлении и укреплении региональных, континентальных и иных государственных группировок и международных организаций. Так, только 60 из нынешних почти 200 стран — членов ООН существовали в канун XX столетия. Большинство получили независимость в конце и после Второй мировой войны. Государство как политический институт находится в непрерывном изменении и развитии. Даже в рамках одних и тех же государственных форм в реальном осуществлении власти происходят существенные сдвиги, называемые новыми тенденциями государственной жизни, которые, в свою очередь, отражают изменения в общественной жизни в целом. Развитие государств носит сложный, порой даже противоречивый характер. Многие исследователи отмечают тенденции к усилению ответственности и роли государства, расширению его регулирующей и инновационной функций; к централизации и концентрации власти. По их оценке, в современных государствах окончательные решения все чаще принимаются внешним уровнем власти, сокращается автономия звеньев низшего уровня. Одновременно происходит сокращение круга лиц, принимающих окончательное решение на всех уровнях иерархии, наблюдается все большее сосредоточение власти в руках центрального исполнительного аппарата. Институт представительности, возникший вместе с ранней демократией, теряет свои полномочия и служит ширмой, под прикрытием которой государственная администрация без особых усилий увеличивает свое влияние. Внедряются элементы корпоративно-олигархического управления. В то же время в последние десятилетия очевидны и тенденции к демократизации государственной власти в ряде европейских стран. Заметна формальная открытость (прозрачность) государственной службы, повышается роль местного (муниципального) управления, развиваются массовые общественно-политические движения. Неслучайно в конце XX — начале XXI вв. во многих странах получили развитие альтернативные широкие общественно-политические и общедемократические движения. К их программным требованиям относятся: демократизация государства посредством учреждения различных форм непосредственной демократии, участие трудящихся в управлении производством, упразднении вредных для здоровья и природы объектов и др. Влияние НТР на развитие постиндустриальных стран, повышение в них роли средних городских слоев, формирование общества «двух третей» («одна треть» имеет минимальные доходы), а также широкая политика приватизации явились социально-экономической основой для определенных изменений в политическом устройстве этих государств. Отличительными чертами политической модели их развития являются: совершенствование регулирующей роли государства в условиях современной глобальной рыночной экономики, нацеленность на осуществление политики социального партнерства при ведущей роли либерально-реформистских или неоконсервативных сил, утверждение формальных структур и элементов демократии. Национальное государство остается важнейшим звеном в процессе принятия решений. В то же время перераспределяются властные полномочия между центральной властью, регионом и муниципальными образованиями. Сравнительно новой тенденцией с конца XX в. стала передача определенной части власти и властных полномочий на наднациональный уровень — континентальный и глобальный. Это особенно заметно в государствах Евросоюза. В русле поиска эффективной модели государственного управления находятся такие теории, как «новое государственное управление», теория политических сетей и др. «Новое государственное управление» подразумевает подготовку и использование высокопрофессионального и публичного менеджмента, современных технологий управления, прозрачность деятельности большинства государственных структур, деятельность по принципу «прямой и обратной связи», возрастание роли «паблик рилейшнз», ориентацию на конечный, значимый результат. Теория сетей обращает внимание на важность развития горизонтальных связей между субъектами государственного управления, государством и гражданским обществом с целью достижения общего кооперативного интереса. В целом такая сеть есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы. В странах Северной Америки и Западной Европы рассматривается концепция перехода от индустриальной модели государства «труд — государство — капитал», к новой, постиндустриальной модели «потребитель — государство — производитель». В этой модели в политике и государственном управлении повышается роль гражданского общества, муниципального управления и самоуправления низовых структур, развиваются горизонтальные, в том числе самоуправляющиеся сети. Наряду с традиционными социально-экономическими и иными факторами в политике (государстве) возрастает роль постматериальных ценностей, современной коммуникации, все большей включенности субъектов управления в глобализационные процессы. С другой стороны, по-прежнему существенен фактор социальной, политической и особенно этнической идентичности, которые обязательно должно учитывать государство. В обозримой перспективе государство как важнейший политический институт будет развиваться и совершенствоваться. Хотелось бы верить, что в его генезисе все больше будет реализовываться принцип, в наиболее четком виде сформулированный известным теоретиком права Х. Кельзеном: «Не человек для государства, а государство для человека».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы