Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая идеология: определение, функции, классификация.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Термин «идеология» появился почти 200 лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ Антуан Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Фактические идеология представляет собой духовную власть над человеческим обществом. Она регулирует, мотивирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Основу идеологии составляют социальные учения и концепции, формирующие нормативно-ценностную основу общества. Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной их основных форм классовой борьбы. Идеология – это система ценностей, взглядов и убеждений, в которых отражается отношение к действительности. Это мировоззрение, включающее представления о существующей реальности и установки практической деятельности. Идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих уровнях: 1. теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором формируются основные положения, раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства); 2. программно-политический (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения); 3. поведенческий (который характеризует степень освоения идей и принципов данной идеологии и меру ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение). Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, подвигают его к действию. Политическая идеология - это специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования. Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает. Политическая идеология находит конкретное выражение в тех лозунгах и политических программах, которые проводятся в жизнь политическими силами. Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии: 1. ориентационная: идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2. мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизирует общество, социальные группы на его реализацию; 3. интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим факторам; 4. амортизационная: политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; 5. функция выражения и защиты интересов определенной группы: политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп. Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания, а именно: - претензии на тотальную значимость (глобальность): любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи: - нормативность: идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Стремление различных группа общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов политических идеологий. Они различаются по двум основаниям: - по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества, идеологии делятся: на правые, центристские и левые (просоциалистические); - по отношению к прогрессу и технологии его осуществления: на радикальные, выступающие за глубокие революционные преобразования; консервативные, стремящиеся сохранить установившийся политический порядок; реформаторские, предпочитающие путь постепенных реформ с умеренными политическими ориентациями. Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако при этом они неоднородны: они включают в себя спектр политических идеологий от ультраправых до либерально-демократических. Левые политические идеологиивидят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному: - коммунисты– отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предлагают достижение равенства и справедливости в условиях планово-организованной экономики, приоритета общественной собственности и др.; - социалисты и социал-демократы – негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.
3. Основные политические идеологии. Либерализм.В настоящее время это одна из наиболее влиятельных идеологий. Особым авторитетом она обладает в Европе, где и произошло ее зарождение.Классический либерализм зародился в XVII в. как идеология буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Огромную роль для формирования его как целостной идеологической системы сыграли Джон Локк, Шарль Монтескье, Джон Милль, Иммануил Кант, Адам Смит и Томас Джефферсон. Основные ценности данного направления – права человека и его свобода, а их приоритет, защита и выражение – основная цель либерализма. Социальная основа либерализма – индивидуализм, когда сводный и активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни. Основные принципы либерализма: - рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства; - принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; - наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений; - признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов; - понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному. Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», т.е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте - свобода экономическая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулированы А.Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы. Будучи сторонниками естественного права (все люди равны от рождения) либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют развитие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свободу выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплотились в принципах свободного рынка, конкуренции; в сфере политики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма. Либерализм известен, прежде всего, своей ориентацией на свободные рыночные отношения. Рынок в понимании теоретиков либерализма – это такая организация экономики страны, в которой основную роль играют предприниматели, а государство в экономическую жизнь вмешивается в очень незначительной степени. По этой причине одним из основных прав человека с точки зрения либерализма является право на частную собственность. Роль государства в рыночной экономике, с точки зрения либерализма, сводится к охране основных прав человека, и прежде всего – его права на собственность. Современные формы либерализма нередко называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма: - зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений; - государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека; - признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе. В отличие от классического либерализма, он не отрицает вмешательства государства в экономическую жизнь, хотя и считает его допустимым и необходимым лишь в небольшой степени. По мнению М. Кейнса, без вмешательства государства обойтись нельзя, т.к. сама экономическая система не в силах бороться с монополизмом и экономическими конфликтами; В дореволюционной России либерализм был представлен тремя партиями: Партий народной воли (кадеты); Партией демократических реформ; Партией свободомыслящих. Консерватизм.Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 г. во Франции). Эта идеология ориентируется на стабильность общества и почтение к традициям и прошлому. У истоков его стояли английский философ Эдмунд Берк, французские философы Луи Бональд, Жозеф де Местр и русские философы Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) и Ильин Иван Александрович (1882-1954). Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Классический консерватизм расходится с либерализмом в отношении власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов, главные из которых — традиция, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-то группы Основные принципы консерватизма: - идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического – постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организаций упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым; - отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей; - убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия; - отождествление политической свободы с ограничением государственной власти; - приверженность социальной стабильности, т.к. нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому – опыт социальных революций. Консерватизм признает незыблемость и неизменность традиций. Они выступают против резких изменений, тем более происходящих в результате революций. Конечно, это не означает, то консерватизм отрицает любые изменения общества. Однако эти изменения происходят как бы сами собой, т.е. на основании преемственности и постепенного, медленного обновления. Консерватизм отрицает равенство всех людей, подчеркивая иерархичность человеческого общества. В центре ценностной системы консерватизма стоят семья, государство, религия, нация и собственность. Классический консерватизм расходится с либерализмом в отношении власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов, главные из которых - традиция, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, - носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-то группы. Неоконсерватизмвозник в 20 в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются в теории – А. Хайек. В политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида. В дореволюционной России консервативные идеи пропагандировались такими политическими партиями как «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Торгово-промышленная партия» и «Союз 17 октября». Коммунизм. Это идеология, опирающаяся на социальные, философские и экономические идеи К. Маркса. Внутри коммунистической идеологии существуют отдельные направления (например, ленинизм, троцкизм и т.д.), однако различия между ними не столь существенны. Основная идея коммунизма состоит в необходимости построения бесклассового общества, в котором все средства производства должны принадлежать народу в целом, а не отдельному классу. Только в таком обществе, по мнению коммунистов, могут быть созданы условия для всестороннего развития человека. Достижение этой цели, с точки зрения коммунизма, невозможно без уничтожения частной собственности, семьи и государства. Дело в том, что эти институты, по мнению коммунистов, являются порождением буржуазной идеологии, а следовательно, существуют для того, чтобы помешать пролетариату осознать свои истинные интересы. С точки зрения коммунистической идеологии, единственным путем к построению справедливого общества является революция. Основной силой, которая должна совершить революцию, коммунисты считают пролетариат. Впрочем, в некоторых ответвлениях (прежде всего, в маоизме) такой силой считается крестьянство, интеллигенция и молодежь. Следует отличать коммунизм как идеологию от марксизма как направления социальной и политической мысли. К. Маркс разработал особый метод объяснения социальных явлений, который высоко оценивается многими исследователями – независимо от того, являются ли они сами марксистами. По крайней мере, марксистский анализ позволяет выделить важные объективные закономерности, которые лежат в основании социальной динамики. В то же время марксизм как идеология содержит очень важное противоречие. С одной стороны, он стремится к объективности своих объяснений и в целом этой цели достигает. Но с др. стороны, он опирается и на субъективную классовую идеологию, а точнее, на идеологию пролетариата. А это неизбежно приводит к односторонности. Социал-демократизм.К середине XIX века в Европе возникают левые общественно-политические движения, ставящие целью достижение такого устройства общества, в котором реализовался бы принцип социального равенства (социал-демократия) и принцип индивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Сразу выделились два направления: радикально-революционное и социал-демократическое (эволюционное), расходившиеся в способах реализации новой модели общества. Первое связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, предложившими коммунистическую модель, в которой сторонников второго направления не устраивал радикализм в методах осуществления и отрицание ряда идей либерализма (пролетарская революция как метод перехода к новому обществу, диктатура пролетариата как способ «нейтрализации» буржуазии, ликвидация частной собственности, замена рыночных отношений всеобъемлющим государственным планированием). В русле второго направления складываются новые формы социализма: «гильдейский», «австромарксизм», «неосоциализм», «государственный социализм». Все оттенки социалистической и коммунистической концепции имеют множество сторонников, как в партиях, так и в общественных движениях. Социал-демократия – идеология, которая образовалась в результате отделения от коммунизма. Ее основателями считаются Эдуард Бернштейн и Эдуард Давид. В настоящее время эта идеология имеет очень сильное влияние в странах Европы, особенно в Италии, Швеции, Франции и Великобритании, где она существует в особой, «местной» разновидности, получившей название лейборизм. По сравнению с коммунистами, социал-демократы гораздо менее радикальны. По крайней мере, они видят основное средство достижения социальной справедливости не в революции, а в постепенном реформировании общества. Целью общественного развития для них также является социализм. Однако основную роль в становлении социализма должен играть не определенный класс, разрушающий капиталистическое государство, а само государство. Если коммунисты тесно связывают государство с экономикой (оно обеспечивает сохранение существующего экономического строя), то социал-демократы полагают, что государство в целом независимо от экономики, а следовательно, может на нее воздействовать. Основными ценностями социал-демократии считаются свобода, справедливость, солидарность. Только государство, основанное на этих ценностях, может считаться социалистическим и демократическим. И именно эти принципы обеспечивают постоянное совершенствование государства. Интегрирующей эти подходы стала модель «демократического социализма», взятая на вооружение во второй половине XXвека Социалистическим Интернационалом, объединяющим лейбористские, рабочие, социалистические, демократические партии и движения ряда стран. Они стремились рассматривать социализм не как строй, а как процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, где главное в определении идеологий и политики – баланс индивидуального и коллективного начал жизни. Эта новая модель трактуется как общество, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие ценности и каждый может развивать свои качества, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах свободы, солидарности и справедливости. Фашизм – идеология, которая в качестве главной ценности объявляет либо нацию, либо государство, в результате чего интересы и права отдельного индивида считаются вторичными. Он сформировался в первой половине 20 в. В нашем сознании он связывается, прежде всего, и гитлеровской Германией, которая развязала войну с целью достижения господство немецкой («арийской») нации над всем миром и уничтожения славян, евреев и цыган, которых они рассматривали как «полулюдей». Однако фашистским государством была, например, Италия, в которой основной целью считалась не нация, а государство. К основателям фашизма относят Адольфа Гитлера, Йозефа Геббельса и Беннито Муссолини. В настоящее время эта идеология не играет сколько-нибудь существенной роли в политической жизни, хотя фашистские и неофашистские группировки достаточно активны и дают о себе знать в разных странах мира. Анархизм.Он сформировался в середине 19 в. и оказывал важную роль на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Основателями его считают Макса Штирнера, Петра Кропоткина, Жоржа Сореля, Пьера Жозефа Прудона, Вильяма Годвина и Михаила Бакунина. Наибольшей популярностью идеи анархизма пользовались в России в начале 20 в., особенно в период революции 1917 г. По мнению анархистов, государство представляет собой зло (угнетение, войны, репрессии), от которого следует освободиться: в государстве нет необходимости, общество может существовать без него. Основная ценность - общество, свободное от государства. Столь же негативно относятся анархисты и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти. Основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы – деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях. Большое значение придается тактике «прямого действия» - непосредственным массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» - терроризму. Практически любая анархическая теория и связанная с нею практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства. В идеологии анархизма есть положительные черты. Его сторонники полагают, что человек – это существо, которое способно самостоятельно, без посторонней помощи познать истину, понять, что такое справедливость и как должно быть устроено государство, чтобы все были счастливы. И все это он может сделать без опоры на божественные и юридические законы. Кроме того, анархисты достаточно много писали о том, что любая власть – это негативное явление, которое портит обладающего ею человека. А потому власть как феномен вообще следует «упразднить», «ликвидировать». Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, предопределяющих его неспособность, как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе: - картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта; - следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность их изменять тактику своих действий соответственно меняющимся условиям; - как правило, внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба, как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющие эти движения и делающая недостижимыми их политической цели. Между анархистами нет согласия относительно частной собственности. Так, анархо-капиталисты выступают в защиту частной собственности, а анархо-коммунисты отрицают ее. Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие настроения и склонность к принятию анархических программ и действий: бюрократизм своим следствием имеет широко распространенные антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе. Вопросы для обсуждения и дискуссии. 1. Что представляет собой политическое сознание и какова его сущность? 2. Охарактеризуйте условия и пути формирования политического сознания. 3. В чем заключается отличие политического сознания от политической культуры? 4. Какова структура политического сознания? 5. В чем различие между тремя уровнями политического сознания? 6. Какова природа политических установок и ценностей? 7. Какие функции выполняет политическое сознание? 8. Что такое идеология и какие функции она выполняет в обществе? 9. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий. 10. Чем отличаются левые идеологии от правых? 11. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем достоинства и недостатки? 12. Каковы основные положения консервативной идеологии? 13. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает? 14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма. 15. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями? Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии? 16. Каковы основные положения анархизма?
Литература Августин Блаженный и civitas terrenа // Полис. – 2006.– № 4. Алюшин А. Л. Гарольд Лассауэлл о природе политической реальности // Полис. – 2006. – № 5. Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изд-во РАГС, 2002, 2003, 2004, 2005. Антанович Н.А. Политология: конспект лекций / Н.А. Антанович. – Минск: ТетраСистемс, 2008.. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. – 1989. – № 5 Глазунов, О. Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии: научное издание / О.Н. Глазунов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. Гаджиев, К. С. Политология: основной курс: Учеб. для вузов / К.С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2007. Дюверже, Морис. Политические партии: [Пер. с фр.] / М. Дюверже. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005. Ирхин Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №1. Ирхин Ю.В. Особенности японской управленческой культуры: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №2. Ирхин Ю.В. Гражданская государственная служба России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2007. — №2. Ирхин Ю.В. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социологические исследования. 2006.— № 1. Ирхин Ю.В. Социология культуры: сравнительный анализ политической культуры обществ Запада, России, Востока и Африки. Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. Краткий словарь-глоссарий по политологии / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. Макиавелли, Никколо Государь: сочинения: Пер. с ит. / Макиавелли, Никколо. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. Николо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Н. Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб., 2002. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990. Халипов, В. Ф. Энциклопедия власти: энциклопедия / В.Ф. Халипов. - М.: Академический Проект, Культура, 2005. Петров, В. К. Устойчивость государства: научное издание / В.К. Петров, С.Г. Селиванов. - М.: Экономика, 2005. Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - Изд. 2-е. - М.: Приор-издат, 2005. Политология: учеб. для вузов по спец. " Политология" / Г.Н. Смирнов и др.; Дипломат. акад. МИД РФ. - М.: Проспект, 2006. Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. - М.: Экзамен, 2005. Политология: учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. Основы политологии: контр. работы для студ. заоч. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. Основы политологии: планы семинар. занятий для студ. днев. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. Темы докладов, рефератов, сообщений по политологии: к самостоятельной работе / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.М. Демидов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития: материалы науч.-практ. конф. студ. и аспирантов / Отв. за вып. О.В. Любовникова; БГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2005. Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Высшее образование, 2007. Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Политология: курс лекций / Рос. гос. торг.-экон. ун-т; Отв. ред. Б.Н. Бессонов. - М.: НОРМА, 2007. Политология: учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Комаровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2006. Политология: учебник для вузов по спец. " Финансы и кредит", " Бух. учет, анализ и аудит", " Мировая экономика и междунар. отношения" / Финансовая акад. при правительстве РФ; [Общ. ред. А.Г. Грязновой]. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М., 2008. Политология: учеб.-метод. комплекс / А.В. Шалак; Байкальский гос. ун-т экономики и права. - 4-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Кретов Б.И., Горбунов А.А. Прикладная политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») – М., 2009. Кретов Б.И. Политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») - М., 2007. Платон. Государство // Соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994. Платон. Законы // Соч. в 4 т. Т. 4. – М., 1994. Рощин Е. Н. История понятий Квентина Скиннера // Полис. – 2006.– № 4. Томас Джефферсон о демократии. – СПб., 1992. Филиппов А. Ф. политическая эзотерика и политическая техника в концепции Карла Шмита // Полис. – 2006. – № 4. Соловьев А.И. Политология: учеб. — М.: Аспект-Пресс, 2003, 2005. Шпак А. В. Неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права. – 2005. – № 1. Шимов Я. В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешский вариант // Полис. – 2005. – № 3. Фишман Л. Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? // Полис. – 2006. – № 4. Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие/ А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2007.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы