Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСП0ЛЬЗОВАНИЕ НОГТЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА



Обычный метод использования ногтя большого пальца прямо проти­воположен методу других пальцев. Так например, первоначальный кон-такт происходит в точке, расположенной в средней части ногтя, а за­вершение штриха происходит в правой стороне (рисунок - вид сверху, стрелками указано две фазы штриха - подготовка и реализация).

 

 

Но с другой стороны атака такая же. Опираясь пальцами на три верхних струны для устойчивости кисти, будто собираетесь играть аккорд, расположите большой палец на струне так, чтобы ноготь плотно соприкасался со струной, а мякоть кончика пальца одновременно глушила ее, теперь " атакуйте" ноту, применяя штрих вниз и вправо, как в апояндо, так и в тирандо.

Среди исполнителей высшего клас­са существует несколько вариантов способов контакта ногтя большого пальца со струнами. Частично это происходит из-за естественного наклона, частично из-за длины и гибкости большого пальца. Предпочтение оказывается широкой и закруг­ленное форме ногтя. Более того, с эстетической точки зрения для изменения тембрового колорита требуется минимальное изменение

позиции большого пальца. Строго говоря, ни один исполнитель с утонченным вку­сом, не пользуется все время одним и тем же способом. На рисунках, помещенных ниже, мы предлагаем две контрастных позиции у разных ис­полнителей. Они могу быть использованы и одним исполнителем для получения максимального тембрового контраста.

 

Левая позиция связана с ярким, чистым звуком тирандо, правая с за­темненным, теплым апояндо. Это происходит потому, что ось ногтя, отмеченная стрелкой, поворачивается наружу при переходе от первой ко второй позиции и сопротивление ногтя уменьшается, опорный штрих становится удобнее и тембр, независимо от штриха, становится более темным. Наоборот, переход от второй позиции к первой увеличивает соп­ротивление когтя и яркость тембра. Между этими крайностями лежит широкий спектр нюансов.

Однако в зависимости от индивидуальных особенностей ногтей и большого пальца та или иная позиция может быть привычнее и предпоч­тительнее. Обратите внимание на одну особенность первой иллюстрации, где в несколько преувеличеннее виде показана атака, которая начина­ется не от середины, а от края ногтя. Некоторые исполнители применя­ют это туше довольно успешно, но начинающим лучше овладеть такой, которая начинается в середине ногтя, который заточен в форме естест­венной дуги. Поскольку успешное применение техники большого пальца тесно связано с формой ногтя, этой проблеме будет посвящена следующая глава.

А сейчас мы еще раз затронем тему о важности подготовительных элементов, но уже применительно к правой руке.

 

Ц Е Н Н ОСТЬ ПОДГОТОВКИ

 

Если принять за исходную точку, что все инструменты произошли от ЛУКА, то вполне приемлемым выглядит условное разделение штриха на фазы. В этом смысле П0ДГОТ0ВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА соответствует установке стрелы и натяжке тетивы, а ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА - пуску стрелы. Звуки, которые рассматриваются как реализация затраченной энергии, всегда звучат свободнее и насыщеннее, чем те, которые рассматриваются как результат затраты энергии.

Третью фазу штриха легко представить себекак обратный ход. Эту фазу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего цикла, как связующее звено между завершающей и подготовительной фазами. Правда, эта стадия не является результатом сознательного импульса. Скорее все­го, это рефлекторное движение, и оно должно быть как можно меньшим. Почему мы говорим об этом? Потому что, как только мы достигаем пре­дельной скорости нашей техники, потребуется увеличение усилий для обратного хода. Чем больше обратный ход, тем игра более бесконтроль­ная. При ограниченной технике обратные движения становятся беспомощными и суматошными, что вызывает физиологическое переутомление в слабых мышцах разгибателя и в целом нервной системы.

Достижение верхнего предела беглости зависит от обратного хода. Очень важно научиться перекрывать этот ход импульсом подготовки. Это. позволит довести объем движения пальца до наиболее экономичного. Ак­куратность, скорость, утонченность туше всего через несколько меся­цев становится феноменальной.

 

Происходит это по следующим причинам.

1. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Подготовительная позиция позволя­ет достичь надежного взаимодействия точки приложения силы с сопротив­лением и непосредственной передачи энергии.

2. УТОНЧЕННОСТЬ ТУШЕ. Сопротивление струны лучше ощущается при непосредственном контакте в начале штриха, от чего во многом зависит сознательный выбор тембра.

3. ТОЧНОСТЬ. Требуются более точные движения, когда цель огра­ничена единственной точкой на кромке ногтя.

4. ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Желательны небольшие движения участвующих пальцев, как с механической, так и с физиологической стороны.

Значит ли это, что нужно всегда играть с сознательной подготов­кой звука? Отнюдь. После достижения определенной скорости, у каждого индивидуально, наступает ощущение исчезновения подготовительного контакта. Подготовительная и завершающая фазы ставятся настолько близкими, что их невозможно отличить как отдельные импульсы. При высококлассной игре, подготовительный контакт обязателен, но моменталь­ный и точечный. Поэтому он лежит ниже уровня сознания, за исключе­нием сильной артикуляции или отчетливого стаккато как выразительных средств. Но точнее, потому, что подготовительный контакт становится настолько неотъемлемой частью движения, что его сознательное выделе­ние излишне. На этом уровне туше становится интуитивным. Сложные тактильные и мышечные ощущения становятся настолько привычными, что отожествляются с данном звуком и в дальнейшем дня получения нужного звука отбирают нужное движение автоматически.

Эта интуитивная форма туше, когда УХО КОМАНДУЕТ РУКОЙ, являет­ся желанной целью. Но как и в других областях музыкального обучения, кратчайший путь - в терпеливом, осознанном применении этого принципа. Эта истина лаконично изложена великим скрипачом Иегуди Менухиным, который в свои ранние годы был " интуитивистом":

" Анализируя и отрабатывая отдельные движения до тончайших де­талей, мы, в конечном счете, перевариваем и осваиваем их до тех пор, пока они не становятся мягкими, сложными и почти бессознательными... Постепенно мы теряем и забываем теоретическую платформу. Это идеаль­ный путь, обеспечивающий возможность вернуться к " ремонту" нашей техники, когда это нужно, т. е. каждый день".

 

 

Чарльз Дункан « Искусство игры на классической гитаре»

(перевод – П.Ивачев, 1988)

Г Л А В А 4

· ПОДГОТОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОГТЕЙ

 

На каждом инструменте звук состоит из основного обертона и нескольких дополнительных. Разница в интенсивности этих обертонов оп­ределяет тембры различных инструментов. Наше ощущение тембра во многом зависит от того, что мы слышим в первый момент атаки в ка­честве дополнительного признака данного инструмента - характерного набора кратковременных обертонов в начале звука. Эксперименты с магнитными записями и синтезаторами показывают, что аудитория не может отличить флейту от скрипки или от гобоя, исполняющих по порядку про­стую мелодию, когда атака звука умышленно затушевывается. Дело в том, что способ атаки определяют " мгновенные обертоны", возникающие в самом начале атаки.

Разновидности этих мгновенных обертонов не только помогают раз­личать тембры инструментов, но и разных исполнителей на одном инстру­менте. Более того, они определяют различные виды атаки: от легато до стаккато.

На гитаре важно то, что звучит в самом начале звука и является звуковым образом физического контакта. Контакт одной лишь мякоти (подушечки) производит мягкий звук, который сам по себе служит выразительным средством, но не обладает достаточной чистотой и ясностью нормального, хорошего звука. Модно заточенные, острые ногти произво­дят резкий, угловатый звук. Толстые и тонкие ногти связаны с соответствующими звуками - слабыми или насыщенными, - ногти с округлой поверхностью имеют царапающий призвук.

Следовательно, форма и шлифовка ногтей во многом определяет качество звука во время атаки. Старый спор о том, стоит применять ногти или нет, возникал, вероятно, потому что жесткий тембр у боль­шинства исполнителей, применявших ногти, определялся особенностями жильных струн. В любом случае современный международный стандарт ка­чества звука, установленный Сеговией и его учениками, которые успеш­но применяют ногти, увел вопрос в область чисто умозрительных проти­воречий. Там, где мы зачастую употребляем выражение " хороший звук, тон, тембр", мы имеем в виду разнообразие нюансов, зависящих от углового положения ногтя.

Кроме того, существует определенный вид ногтевого тембра, который является сердцевиной звука, связанной с различными вариантами выра­зительности. Это характерный звук, похожий на колокольчик, сочетаюший объемную звучность с чистотой. Его легче всего услышать в ак­центируемом опорном штрихе (апояндо), взвешенно выполненном с небольшим угловым наклоном ногтя (слишком большой наклон приводит к грязному, замутненному тембру). Если ноготь правильной формы хорошо отшлифован, результат будет прекрасным.

Для определения, правильна ли форма ногтя, нужно внимательно осмотреть его до и после обработки в полупрофиль, как показано ниже.

Это позволяет осмотреть поверхность контакта от точки, где ноготь соприкасается со струной, до точки реализации штриха - т. е. с точки зрения струны.

 

В целом поверхность контакта будет выглядеть, как прямая линия (с неглубоким изгибом, если угол зрения будет чуть ниже, чем на рисунке). Эта " идеальная" форма обеспечивает мягкое, ровное сопро­тивление от контакта до реализации. Любое отклонение от этой линии приводит к отклонению от нормального штриха.

Обычная ошибка при заточке ногтя - слишком острый угол закругления. Это возникает от неправильного понимания роли мякоти при извлечении звука, исполнители, считающие, что касание мякоти предшествует касанию ногтя, тщательно стачивают ноготь в углу и пе­реносят атаку подальше от ногтя. У такого штриха получается двойной контакт: сначала мякотью, затем ногтем.

Кроме того, что замедляется сам штрих, этот вид туше вместо мягкого звука неизбежно сопровождается щелчком ногтя, при его длительном применении происходит быстрый износ в точке касания.



 

Для выравнивания изношенного ногтя, его нужно будет укоротить. Кроме того, при таком штрихе возникает ритмическая неясность, поскольку точка касания мякоти будет меняться от штриха к штриху. Попытки получить хороший звук подобным туше равносильны самоубийству.

Если даже гитарист усовершенствует свой штрих до одновременного контакта мякоти и ногтя, излишний изгиб станет помехой. Пробле­ма станет понятнее, если сравнить ненужное сопротивление при излиш­нем закруглении с мягким, более ровным сопротивлением при скошенной форме ногтя.

Разница между двумя затушеванными секторами ногтя указывает на раз­личную степень сопротивления каждого ногтя во время штриха. Излишне острый выступ ногтя на втором рисунке приводит либо к жесткому тону, либо неэкономному наклону пальца вправо, чтобы избежать неприятного сопротивления. Более умеренная форма выступа на первом рисунке поз­воляет извлекать более округлый звук. Она позволяет массе ногтя, пальца, кисти и даже предплечья находиться на одной линии со штри­хом без лишнего сопротивления. Чувствуется эффективность передачи энергии и получение сильного звука без особых усилий.

Заметьте, что речь идет о форме, а не длине ногтя, оба ногтя на рисунках примерно одинаковой длины. Даже при коротких ногтях звук все равно был бы у " острого" ногтя острее, жестче. Какая же независимо от формы должна быть длина ногтя? В среднем около 1/16 дюйма (около 1, 5 мм - ПИ), если смотреть снизу.

 

Возможны индивидуальные варианты в зависимости от особенности пальца - его положения на кисти и его размера, - относительной ширины ног­тя и особенно формы закругления ногтя. Это закругление разное не только у разных исполнителей, но и на разных пальцах одной кисти. Снизу они выглядят по-разному.

 

Существуют различия между ногтями с симметричным закруглением: один может быть широким и плоским, другой - узким и выпуклым с пиком, выступающим из-за мякоти. Если смотреть снизу, они выглядят примерно так, как показано на рисунке, при правильной заточке (здесь приго­дится типовая заточка, от. которой возможны индивидуальные отклонения)

 

У ногтей с округлой поверхностью закругление выше, у плоских ногтей линия более выпрямлена. Эти различия возникают от обманчивого эффек­та закругления - на самом же деле первый ноготь длиннее в углу, чем второй. Если у ногтя очень плоское закругление, заточка по плоской диагонали лишает его углового выступа, который иначе будет цеплять струну. Следовательно, приемлем более скошенный угол - фактически ноготь в углу должен быть относительно квадратным. Простое, но дей­ственное правило: ноготь, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ЗАТАЧИВАЕТСЯ ТАК, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ С МЯКОТЬЮ В УГЛУ. Разница в профиль, несколько преувеличенная на рисунке, хорошо видна внизу (угол зрения несколько ниже, чем на верхних рисунках)

 

Ногти с высокие закруглением должны быть чуть длиннее, чем с плоские. Почему? Потому что закругление всегда уменьшает сопротивление, а плоский контур увеличивает его. Поскольку ногти всегда закруглены ассиметрично, на каждом из них ПИК ДУГИ должен быть самой длинной частью ногтя, независимо от того, будет он в центре или по краям. Другими словами, очертания ногтя, если смотреть снизу, почти парал­лельны дуге, если смотреть прямо спереди.


Вот типичные формы дугообразного закругления (вид спереди):

Симметричная заточка только у ногтей с центральным пиком (а) Ногти с левым пиком выглядят симметрично в перспективе (б).

 

 

Закругление в области точки соприкосновении значительное, но недос­таточно близкое к точке реализации штриха. Это вызывает ощущение сильного первоначального сопротивления и следующего за ним ощущения потери опоры во время окончания штриха. Ноготь может показаться ко­ротким, если не закруглен ровно по всей длине, как в данном случае. И наоборот, если пик закругления на правой стороне (в), симметрич­ная заточка (если вид снизу) приводит к противоположному, но так же неприемлемому результату.

 

Здесь сопротивление в начале штриха уменьшается благодаря тому, что закругление заточено слишком коротко, в результате появляется выбоина на кромке ногтя, образуется " горб" в контуре ногтя, который ощущается как препятствие для выполнения штриха. Исполнитель может почувствовать в это время, что ноготь его слишком длинный, хотя здесь снова дело в закруглении, а не в длине.

В этих случаях требуется исправительная шлифовка в виде допус­тимого асимметричного контура. Здесь, как и в дальнейшем, этот кон­тур, если смотреть снизу, очень похож на закругление, если смотреть прямо спереди. Пик дуги, будет ли он в середине, справа или слева, - должен стать самой длинной частью ногтя.

 



 


 

Исключительный случай подобной формы закругления встречается, когда ногти закруглены вниз посередине. Но и эта помеха преодолима, не­которым гитаристам удается справиться с ней. Достаточно выровнять ноготь, устранив крутые выбоины и горбы.

Однако в исключительных случаях нарушение профиля может сохраняться. Когда наклон пальцев влево позволяет избежать препятствий.

Индивидуальные особенности ногтей часто отражают особенности сочетания двух типов закруглений. Например, от центрального пика ногтя " а" наклон может быть довольно плавным, как на пальцах " б" и " в". В этих случаях ноготь, когда он заточен правильно, выглядит снизу более заостренным, чем ноготь с большим закруглением. При закруглении типа " г" один пик может быть выше другого. В этом случае линия, соединяющая их, должна быть наклонной, если смотреть снизу, по типу закругления типа " б" или " в". Следовательно, каждый должен путем эксперимента определить для себя, какой вид контура больше всего под­ходит для типа его ногтей. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРАВИЛЬНО ЗАТОЧЕННЫЕ НОГТИ

ВЫГЛЯДЯТ ОДИНАКОВО, ЕСЛИ СМОТРЕТЬ В ПРОФИЛЬ.

Независимо от конкретной формы, в точке реализации ногти должны быть слегка закруглены. Вызывают беспокойство углы. Независимо от то­го, что кисть постоянно находится в одном и том же положении, угол касания ногтя со струной может быть различным, благодаря чему появ­ляется возможность пользоваться тембровыми контрастами.

Независимо от выбранной формы, в точке реализации и в любой части ногтя после точки должно быть мягкое закругление. Угол может усили­вать тенденцию кисти сохранять постоянный наклон, что затормаживает туше и раздражает исполнителя. Решение проблемы - закруглить угол:

 

Независимо от формы закругления ногтя, допустима и полезна различная длина каждого ногтя: на безымянном длиннее, чем на среднем, на среднем длиннее, чем на безымянном. Причина - когда пальцы формируются для ак­корда, возникает разница в углах между ногтем и струной. Безымянный палец обычно короче среднего и разница особо чувствуется.



 

 

НОГОТЬ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА

 

Ногтевой тембр в басовом регистре очень важен в силу его чисто­ты. Конечно, можно пользоваться исключительно мякотью, касаясь струн всей внутренней стороной пальца, например, в пиццикато или для резких аккордовых акцентов при скольжении поперек струн, но это спец­эффекты. Вообще же ансамбль между басами и верхними струнами дости­гается почти всегда скульптурно выпуклым басом. Басовая линия прослу­шивается четче, если применяется ноготь, и лучше сочетается по зву­чанию с верхними струнами. Помимо музыкальных достоинств, есть еще и технические, которые особенно проявляется в арпеджио, где более точно применяется большей палец, и лучше обеспечивается надежность всего движения.

Вообще ноготь большого пальца может выступать над кончиком вдвое больше, чем на остальных пальцах. Как и прежде, длина ногтей - дело второстепенное, главное - их правильная форма, которая определяется степенью и симметричностью закругления ногтя. Нужна различная форма, соответствующая врожденной плоскости или выпуклости ногтей и ногтей с асимметричным закруглением.


Главный критерий формы ногтя большого пальца прост: нужно исхо­дить из направления штриха - с середины ногтя в сторону. Нужна дос­таточная длина по бокам для создания сопротивления, но без зацепов, У ногтя с высоким закруглением форма, если смотреть в профиль, должна быть квадратной с четкими углами.

 

У ногтя с низким закруглением углы закруглены для смягчения сопротивления.

 


Если ноготь асимметрично закруглен в рабочую сторону, нужно увели­чить длину со стороны угла для компенсации сопротивления.

 

Если ноготь асимметрично закруглен в сторону от игровой линии, кромка должна быть скошена к углу для компенсации дополнитель­ного сопротивления плоского контура.

 

Так же, как и для остальных пальцев, в большом допускаются неболь­шие варианты закругления с учетом различной кривизны. Точно эти нюансы определяются индивидуально. Ошибка в затачивании ногтя большого пальца состоит в выборе контура без учета формы закругления. Если для других пальцев нужно увеличение сопротивления ног­тя, то для больного наоборот, лучше ослабление. В противном случае получается замутненный, антимузыкальный звук или же искажает­ся позиция большого пальца, поскольку исполнитель старается ис­пользовать тыльную часть, чтобы обеспечить надежный контакт ногтя. Однако если ноготь имеет контур, повторяющий естественные очерта­ния пальца, штрих сопровождается положительными ощущениями уверен­ности и удобства. Такой ноготь производит насыщенный, чистый тон несколькими возможными оттенками.

 

ПРОЦЕСС ЗАТАЧИВАНИЯ НОГТЕЙ

 

Процесс подготовки ногтей к игре состоит из отдельных стадий затачивания, шлифовки и полировки. Для каждой стадии требуются свои материалы. Так, для заточки требуется маникюрная пилочка высшего ка­чества. Наиболее распространенные пилочки с насечкой на металле бук­вально кромсают и, следовательно, ослабляют ногти. Абразивное полот­но несколько лучше, но и оно ослабляет края ногтей и затрудняет отделку. Можно, конечно, стричь ногти ножницами, но трудно при этом избежать ломки краев ногтей, поэтому они не подходят для столь деликатной работы.

Лучшая пилка - это стальное полотно с насечкой и алмазным покры­тием или покрытием из других драгоценных камней. Подобная пилка сни­мает лишнее и придает аккуратный, опрятный вид и нужную форму, не кромсая и не ослабляя кромку ногтя.

Сядьте, упираясь локтями в колени или на стол. Опора нужна для контроля за движениями при заточке и для того, чтобы держать кисти на уровне глаз. Затачивайте ноготь по прямой линии под углом между ногтем и пилкой около 45 градусов.

Движения должны быть короткими, в обе стороны. Движения в одну сторону, что обычно применяют маникюрши, не совсем правильны. Когда ваша кромка получится правильной и ровной, приступайте к закруглению уголков, которые появились при первой заточке. Чтобы закруглить ноготь с рабо­чей стороны, достаточно одного - двух штрихов. Для противоположного угла, возможно, потребуется более значительное закругление. Теперь осмотрите ноготь снизу: удалось ли получить форму, свойственную особенностям ваших ногтей, проверьте, есть ли отклонения от нужной формы. Их можно устранить легким штрихом пилки сверху.

Следующая стадия - шлифовка. Для нее потребуется наждачная бу­мага высшего качества, предпочтительно номера 500-600. Допускается, в некоторых случаях номер 400, он подходит для изменения формы ногтя. Несколько штрихов со всех сторон устранят следы грубой заточки, выровняют острые края.

Заключительная стадия - полировка. Ее цель - доведение кромки ногтя до блестящей, зеркальной поверхности. Для этой цели подходит бумага для ювелирных работ, силиконо-карбидная бумага номер 500, карборундовая лента с окисью железа или наждачная бумага номер 600 с примесью вазелина. Применяется также любой высокосортный точиль­ный камень, так как бумага может согнуться и помяться. Бумагой нужно пользоваться довольно осторожно при полировке ногтей в различных направлениях.

 

УХОД 3А НОГТЯМИ

 

Тщательный уход за ногтями - обязанность серьезного гитариста, особенно важная для тех, у кого слабые ногти. Но при нужных предуп­редительных мерах, у вас не будет лишних забот.

Прежде всего, ногти должны быть всегда чистыми. Грязь впитывает влагу, что вместе со ссадинами приводит к ослаблению ногтей. Зас­луживают внимание различные ванночки для ногтей, концентрированные растворы для них есть на рынке. В них есть компоненты, делаю­щие ногти более гибкими, предохраняющие от расслоения и ломки. При полировке стимулируется основание ногтя, где происходит прирост в результате прилива крови.

Серьезный гитарист умышленно избегает видов деятельности, опасной для ногтей (сюда не входят естественное изнашивание, неверная за­точка, неправильная техника). Но даже самые безопасные занятия могут повредить ногти: открывание дверей, управление автомобилем, заточка карандаша, звонки по телефону и другие. В повседневной деятельности часто возникают ситуации, приводящие к непредсказуемым повреждениям ногтей. Лучший способ избежать риска - научиться пользоваться левой ру­кой, вместо правой, если это возможно. Когда это войдет в привычку, это станет еще одним эффективным элементом гитарной техники с благи­ми итогами.

Начинающие часто считают, что отличный звук и оптимальная техни­ка правой руки - результат правильной позиции кисти и формы ногтей. Так-то оно так, да не совсем: задача, к сожалению более сложная.

Правильная позиция и форма ногтей - первое условие. Остальные условия были изложены выше. Это правильная посадка, положение правой и левой кисти, оптимальные условия деятельности пальцев, подготовительные действия при смене позиций. Правильная форма и заточка ногтей приравниваются у гитариста к подбору нужного смыч­ка для скрипача. Сознательное применение всевозможных сторон ги­тарной техники тесно связано с более тонкой стороной искусства игры на гитаре - использованием музыкальных эффектов.

Процесс исполнения музыки на гитаре, как и на других инстру­ментах, требует постоянного контроля сознания. Этой простой, но весьма существенной стороне игры на гитаре посвящена остальная часть книги, в которой рассматриваются ее различные аспекты.

 

*****

 

Чарльз Дункан « Искусство игры на классической гитаре»

(перевод – П.Ивачев, 1988)

ГЛАВА 5

· АРТИКУЛЯЦИЯ

 

В музыке термин АРТИКУЛЯЦИЯ относится в основном к способу атаки и реализации, что соответствует двум фазам штриха – подготовительной и заключительной. Артикуляция отличается от фразировки, которая определяет, как группируются звуки для выразительных целей. В главном зна­чении артикуляция выражает отношение исполнителя к длительности зву­ков, вне зависимости от пауз, обозначенных в нотах. Существует множество вариантов исполнения написанных нот – от стаккато, уменьшающим длительность ноты вдвое, до легато, в котором длительности выдерживается полностью, и ноты звучат без ощутимого перерыва.

Этот термин может относиться к технике как духовых, так и струнных, по степени УДАРНОСТИ в атаке. Однако качество атаки не следует смешивать с динамической интенсивностью, четко артикулированные ноты могут звучать и громко, и мягко. Понять суть дела лучше поможет сравнение музыкальной артикуляции с речевой, где различные согласные со­четаются с одинаковыми гласными. В этом смысле разница между легато и стаккато примерно такая же, как и между словами ОУТ и ТОЙ, если их повторять без перерыва. На диаграмме это будет выглядеть так: (по оси отложена интенсивность и время, верхняя линия легато, нижняя – стаккато)

 

На смычковых инструментах залигованные ноты играются одним движением смычка. На духовых легато достигается непрерывным потоком воздушного столба. Перерыв между звуками достигается определенными движениями смычка или прекращением выдоха. В зависимости от вида удара и применяемой техники, звуки приобретают новые оттенки и названия: мартеле, спиккато, деташе, стаккато. Каждая нота состоит из отдельного импульса, четкой атаки и отделяется от другой.

 

Многие авторитеты в области техники игры на различных инструмен­тах сходятся в одном: применение различных видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы извлечения звука на данном ин­струменте. Приведенная ниже цитата полностью подтверждает данную точку зрения:

«Стаккато или короткая нота – основной вид произношения ноты. От стаккато берут начало все другие виды произношения… Начинающим обычно трудно играть очень короткие ноты, и чтобы сделать их короче и короче, нужны многие месяцы». (Вейсборг, Искусство игры на духовых)

«Мартеле – один из основных штрихов, и овладение им благотворно сказывается не только на развитии техники правой руки, но и на использовании смычка. Мартеле – несомненно ударный штрих с острым акцентом в начале каждого штриха, подобно согласной в потоке речи, и всегда с паузой между звуками». (И. Галамян, Принципы игры на скрипке).

«Если при разучивании пассажа легато вы примените туше стаккато, он лучше врежется в вашу память в том порядке, в каком ноты следуют одна за другой (и следовательно, пальцы)...

Подобные упражнения изнуряюще действуют на нашу центральную нервную систему, так как требуют строгого звукового контроля наряду с контролем над сопутствующими ощущениями. В результате появляется ощущение силы в пальцах». (Кочевицкий, Искусство игры на фортепиано).

Каждый автор озабочен в конечном счете тем, как добиться плавности, точности, певучего тона (вероятно КАНТИЛЕНЫ – П.И.) и т. д. Но каждый, будь то гобоист, скрипач или пианист, идет одним путем к конечной цели – овладением ударностью или отрывистой артикуляцией.

 

Поскольку это соображение относится ко всем оркестровым инструментам, в основе его лежат, вероятно, общие психологические, механические и музыкально-педагогические факторы. Нет сомнения, что они в полной мере относятся и к гитаре. Для читателя, очевидно, не секрет, что подлинное легато на гитаре невозможно. Причина проста – природа инструмента позволяет успешно применять артикуляцию стаккато, так как после неизбежной отрывистой атаки следует быстрое затухание звука. Но это не должно пугать – то же самое происходит на арфе, клавесине и фортепиано, но с разной скоростью затухания.

В любом случае звук формируется отрывисто, а затем более или менее быстро затухает. Поэтому легато, так, как его понимают духовики и струнники, теоретически невозможно на всех щипковых инструментах и даже на фортепиано.

Совершенно иное дело – иллюзия легато. Однажды Ванду Ландовску спросили, как ей удается добиться легато на таком стаккатном инструменте, как клавесин, она ответила коротко: " мое стаккато всегда легато." В этом высказывании содержится простейшая истина, которая должна глубоко запасть в душу гитариста. Сам термин легато в какой-то мере обманчив. Кроме обозначения способа артикуляции, он может также обозначать общее впечатление связности и плавности. Но этого можно добиться не только приемом легато, а рядом различных художественно-выразительных средств игры. Как же возникает иллюзия эффекта легато?

Прежде всего, не следует подчеркивать тесную связь между нотами. Это типично для духовых инструментов. Нельзя также добиваться легато путем сдерживания атаки – это приведет к ослаблению звука. Впечатление легато лучше всего достигается стремлением к ровной интенсивности и такому ритмически точному положению звука, при котором все сочетание звуков становится абсолютно симметричным. Процесс подготовки штриха, описанный выше в главе 3, как раз и является наиболее надежным и простым способом достижения подобной четкости атаки. Из этого следует, что плавное легато на гитаре естественно возникает из владения артикуляцией стаккато. Наши рекомендации покажутся парадоксальными, но...

 

1. Каждой ноте на любом инструменте должна предшествовать пауза, пусть минимальная. Отличаются они скорее степенью, чем видом.

2. Игра на любом инструменте выдвигает общие проблемы, присущие процессу создания музыки: соблюдение равной интенсивности звука, использование разнообразных тембровых красок, глушение нежелательных, немузыкальных звуков, точное соблюдение ритма. Подобные проблемы входят в область артикуляции.

 

Что касается гитары, то поскольку возможен единственный способ артикуляции – ударный, его усовершенствование отражается на общем качестве звука. Происходит это путём превращения неизбежных недостатков в музыкальные достоинства. Прежде всего, постоянные " мертвые зоны", возникающие между нотами, нужно использовать как точную артикуляцию ритмических пауз. Освоенные подобным образом, они воспринимаются на слух как музыкальные. Поскольку артикуляционная пауза маскирует касание пальца, начало звука практически становится менее отрывистым.

4. Артикуляционные паузы перед нотами позволяют осуществлять контроль над тембром и ритмом. Они улучшают чистоту музыкального про­изношения, обеспечивая, благодаря паузе, возможность взять " дыхание". Пауза может быть увеличена для надежной подготовки перед акцентом. Она может быть уменьшена до нуля, когда фактически и начинается гитарное легато. Подготовительные усилия уменьшаются, как только исполнитель становится более уверенным в своем туше. Ему остается только давать указания пальцам: " штрих... штрих" – и прислушиваться к ровному, поющему звуку. Иллюзия легато возникает от уменьшения отрывистого стаккато, а так же от ощущения легкости исполнения.

5. После достижения определенной скорости, артикуляционная пауза становится равной по времени с извлечением звука любым способом. При увеличении скорости артикуляции стаккато создается впечатление чёткости исполнения. Ценность этого при быстрой игре трудно переоценить. (см. следующую главу).

Изложенное выше нельзя рассматривать как уступку ограниченным возможностям гитары. У гитары много общего в области техники с другими инструментами, а потому приведенные цитаты, надеюсь, не окажутся обременительным. Одна аналогия заслуживает внимания: смычковая техника 19 века, описанная Моцартом.

«Каждый звук даже при сильной атаке обладает небольшим, чуть слышным

мягким призвуком в начале штриха, иначе звук превращается в неприятный, непонятный шум».

Это написано Моцартом за четверть века до того, как вошел в употребление смычок конструкции Франсуа Турта, т. е. тогда, когда на скрипке применялись только жильные струны. Туго натянутый, вогнутый внутрь современный смычок и применение металлических струн изменили технику игры на скрипке. Можно принять без сомнений, что атака на современных инструментах более плавная, чем во времена Моцарта. Современный инструмент не только допускает, но и стимулирует это. Слабо натянутый смычок и струны во времена Моцарта содействовали большему отделению звуков друг от друга, что практически было неизбежностью, вызванной особой эффектностью и утонченностью музыки тех времен.

В своем блестящем трактате, посвященном истории скрипичной техники, Дэвид Войден пишет:

" Старым смычком трудно было добиться немедленного давления на струну, как теперь новым. Нужно было начинать с легкого касания, затем быстро нажать струну вглубь и снова ослабить нажим. Чем короче был штрих смычком, тем естественней возникал артикулируемый звук. В быстрых пассажах цепь звуков, извлеченных, подобным образом, напоминает жемчужины, нанизанные на нить, каждый звук отделяется от другого, хотя и исполняются они без перерыва".

Это лучшие рекомендации для игры на гитаре. Как они подходят! Хотя и касаются хорошего исполнения гамм в умеренном темпе, но всеобщность применения очевидна каждому, кто внимательно прослушивает записи таких гитаристов, как Сеговия, Вильямс и др.

 

Вытекающее отсюда правило – сначала на гитаре необходимо овладеть а


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь