Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УКРАШЕНИЯ И ПЛАСТИКА ПРАВОЙ РУКИ



Среди многих требований исполнительской техники одно из важнейших – строгая определённая позиция правой руки. Это объясняется тем, что мастер-исполнитель может создавать различные колористические эффекты с помощью малозаметных изменений кисти. Однако есть исключения из этого общего правила.

Одно из них, когда ребро кисти касается струн у нижнего порожка для приглушения их и создания эффекта ПИЦЦИКАТО, иногда называемого ЭТУФЕ (фр.) или АПОГАДО (исп.). Для лучшего контакта мякоти ладони со струнами, нужно касаться над самым порожком. Если ребро ладони расположено на струнах слишком далеко от него, струны будут заглушены и нужные ноты не прозвучат. Лучший тон получается при использовании мякоти большого пальца в апояндо, но иногда бывает интересно извлечь звук ногтем. Разновидность пиццикато можно получить в результате игры

мякотью без глушения ребром ладони у подставки.


Другой приём, ТАМБУРО, – эффект литавр выполняемый ударом большого пальца по струнам перед самым порожком. Этот редкий колоритный эффект подготавливается опорой мизинца сразу же над подставкой и выполняется резким движением большого пальца путём быстрого поворота предплечья с осью вращения в локте.

 

Движение кисти при этом не являются полностью независимым. Кисть, как мячик, отскакивает от струн. Забавный, “острый” звук можно получить тыльной стороной ногтя большого пальца. Это особенно уместно, когда первая струна должна прослушиваться особенно чётко (см. Турина, " Фандангильо", 82-92 такты).

Третье исключение – в способе исполнения аккордов. В аккордовых цепях, в каденциях и окончаниях, для выразительности широко используются различные украшения. Самое простое – это АРПЕДЖИАТО или “ломаный аккорд”.

Арпеджирование аккордов – один из самых очаровательных гитарных эффектов, если конечно им не злоупотребляют. Если равнодушный или бездумный исполнитель пользуется этим эффектом без разбора, он становиться надоедливым. Есть немало исполнителей, не применяющих арпеджиато где попало и как попало, а лишь тогда, как и в случае с вибрато, когда использование этого приёма позволяет достичь определённого музыкального результата.

В основном арпеджирование – средство обогащения музыкальной текстуры и сонористики. Расположение нот во времени воспринимается на слух также, как расположение звуков в музыкальном пространстве. Широкая клавиатура фортепиано позволяет получить особенно красочные широкие АРПЕДЖИО. Но не на гитаре. Её узкий диапазон и небольшая звучность благоприятствуют частому использованию АРПЕДЖИАТО не только в арфообразных аккордах, но и при выделении голосов в полифонических структурах. В “Слезной паване” Дауленда благодаря арпеджированию выделяется линия среднего голоса.


 

Проблема возникает, когда аккорды расположены слишком широко, тогда арпеджиато становится ритмически расплывчатым, а также когда штрих большого пальца совпадает с началом доли, а остальные пальцы попадают на её середину и окончание. Часто верхняя нота является мелодической, тогда в арпеджиато сдвигается акцент. Это допустимо лишь как преднамеренный агогический приём.

Мало применять арпеджиато как особый, эпизодический приём, можно отдельные ноты в арпеджиато исполнить настолько слитно, что оно окажется незаметным на слух. Когда арпеджиато опережает начало доли, тогда это начало совпадает с верхней, мелодической нотой арпеджиато. Так следует начинать каждое арпеджиато. Арпеджиато можно рассматривать как орнаментированный затакт. Арпеджированный аккорд ритмически точнее “прямого”.


 

Драматическим эпизодом выглядит начало второй вариации (" Ария и вариации" ) Фрескобальди:

 


 

 

Для создания музыки величественного характера хорошо начинать все арпеджированные аккорды так, чтобы верхняя, мелодическая нота падала на начало доли.

Аккорд звучит хорошо, если использовать скольжение большого пальца. Приём скольжения большим пальцем лучше всего представить себе как последовательность штрихов с опорой, когда большой палец буквально падает на соседнюю струну. Для большего эффекта пользуйтесь мякотью большого пальца, открытой кистью и толчком вниз, идущим от локтя. Запястье неподвижно, а большой палец скользит по линии, перпендикулярной струнам. Подчеркните звучание верхней струны небольшим поворотом вовнутрь.

 

 

 

Ломаный аккорд, арпеджиато, исполняется по иному, чем обычное арпеджио “р-i-m-а”, к типу которого оно относится. Если в обычном арпеджио кончики пальцев упругие, то в арпеджиато они должны быть гибкими. Не артикулируйте отдельно каждую ноту ломаного аккорда, все ноты исполняются одним движением кисти, с подготовкой пальцев как для одного аккорда. Более естественно выделение верхней ноты, хотя возможен акцент на басовой ноте, другие ноты играют второстепенную роль. В ломаных аккордах более чем из четырёх нот большой палец извлекает две-три басовых ноты непрерывным апояндо-скольжением, как исключение в данном случае используется ноготь.

В зависимости от того, сколько звуков извлекает большой палец: один, два или три, естественный ритм ломаных аккордов будет выглядеть следующим образом:


 

 

Лучший способ освоения этих арпеджиато – это практические навыки точного соблюдения ритмического рисунка. Начинайте с крупных длительностей, затем постепенно переходите на более мелкие, соблюдая ровность временных интервалов и ритмической пульсации. Когда большой палец извлекает более одной ноты, обращайте особое внимание на ровность длительностей и участие ногтя при извлечении звука.

 

 

В последнем такте звук извлекается большим пальцем - “метёлочкой” – получается звуковое пятно, в котором невозможно различить на слух отдельные ноты, предшествующие акцентируемой верхней в аккорде, т.е. последней в арпеджиато. Для достижения этого эффекта нужно бросить кисть влево так, как будто вы смахиваете пылинку с одежды. Это уменьшает сопротивление ногтя и ускоряет последовательность нот.

Логическим следствием подобной формы скольжения большого пальца является применение этого приёма для получения быстрых последовательностей в аккордах. Пользуйтесь непрерывной последовательностью скользящих ударов (апояндо) мякотью большого пальца с одинаковым усилием для всех струн. Направление движения большого пальца, как и прежде, перпендикулярно струнам.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Работа со словарём. Научитесь одним движением руки открывать нужную букву в словаре.
  2. Гримерный. Структура гримерного цеха- грим, пастиж, пластика. Виды обслуживания съемочных групп.
  3. Двигательные изменения в состоянии слабости: Использование руки как при подъеме.
  4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИНТЕРЬРА
  5. Иметь большие руки еще недостаточно. Форма бицепсов и трицепсов также имеет важное значение наряду с пропорциями верхней и нижней части руки.
  6. Каждый кроликовод должен уметь правильно вынимать своего питомца из клетки и брать его на руки.
  7. Как успокоить даже злобное животное одним прикосновением руки
  8. Координация действий отдельных производителей только по принципу «невидимой руки» А. Смита характерна для экономической системы.
  9. Крепость царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VII вв. до н. э.)
  10. Лягте на спину, руки по бокам или лежат на животе. Закройте глаза, расслабьтесь и дышите легко, глубоко и медленно.
  11. МЕХАНИЗМЫ ПОЗИЦИИ ЛЕВОЙ РУКИ
  12. Особенности строения папиллярных узоров, типичные для правой и левой рук


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь