Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция внутренних элементов книги. Основной и дополнительный тексты. Комментарии. Приложения.
Материал, помещаемый в книге, по своему характеру и назначению неодинаков и неоднороден. Различны по своей природе и по способу восприятия текст и иллюстрация. Во многих книгах наряду с основным текстом имеется и дополнительный: примечание, приложение. Есть в тексте система заголовков, справочно-вспомогательные элементы. Каждая книга имеет свою архитектонику. Выявить ее, упорядочено и удобно расположить для читателя весь неоднородный материал книги это основная задача оформления ее внутренних элементов. Оформление основного и дополнительного текстов. Если в основной текст не внедрены иллюстрации или другие виды текста, то он располагается на всю ширину и высоту книжной полосы, чаще всего одним столбцом. В некоторых изданиях текст располагается в 2 или 3 колонки. Делается это для того, чтобы дать читателю сравнительно короткую удобочитаемую строку. При этом принимается во внимание не только формат книжной полосы по ширине, но и кегль шрифта. Если при кегле 10 п. двухколонное строение полосы применяется главным образом в широкоформатных изданиях (напр., в изданиях по изобразительному искусству), то при шрифте 8-го кегля двухколонное строение полосы целесообразно даже в изданиях среднего формата (напр., в справочниках). В широкоформатных изданиях, если текст набирается 7 кеглем, обоснованно расположение текста в 3 колонки (Большая Советская Энциклопедия). К дополнительным текстам относятся предисловие, вступительная статья, примечания, комментарии, приложения, методические указания и материалы для самостоятельной работы; подробные, поясняющие или подтверждающие основную мысль автора элементы текста, напр., описание опытов. Такие тексты содержат нужные читателю сведения, но все же передающие не основное содержание книги. Следовательно, читатель работает над такими текстами иначе, чем над основным, отсюда и особенности в оформлении и компоновке различных видов дополнительного текста. Комментарии оформляют в основном также, как и затекстовые примечания (более мелким шрифтом). В учебниках часто встречаются специфические виды текстов. Такие, как вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, упражнения, отрывки из документов и т.д. Все эти виды текста необходимо оформить так, чтобы привлечь к ним внимание обучающихся. В таких случаях можно использовать и набор шрифтом без увеличения интерлиньяжа, и набор шрифтом пониженного кегля, и использование другой гарнитуры и др. Текстовые приложения большей частью набирают шрифтом пониженного кегля, чтобы более четко отделить приложение от основного текста, их нач. с новой полосы. 25. Начальные и концевые полосы книжных изданий В современных книгах принято верстать книги со спуском, размер спуска по всей книге должен быть одинаковым. Высота спуска 1/3 или ¼ полосы набора. Конкретное значение зависит от высоты полосы и должно быть достаточным для расположения заголовков всех уровней. Кроме спуска применяются следующие элементы: инициалы (буквицы), заставки. Виды инициалов: шрифтовые наборные, рисованные; орнаментированные; сюжетно-тематические. Заставка: орнаментальная и сюжетно-тематическая. Оформление концевых полос: если соотнести полосы, то начальная полоса имеет более важное значение, чем концевая. Особенно важно их различие, если они расположены на одном развороте. По стилю и технике оформления начальные и концевые полосы должны совпадать. Если начальная полоса орнаментальная заставка, то концевая сюжетная часть. 26. Виды книжной верстки. Верстка текста с иллюстрациями. Способы подачи иллюстраций зависят: 1) От того, к чему относится иллюстрация (к целому разделу или ко всей книге) 2) От композиционных принципов конструирования книги (симметричная или ассиметричная) Способы расположения иллюстраций: 1) Открытая верстка (иллюстр. Располагаются вверху или внизу полосы) – это наиболее актуальная на сегодняшний день верстка. 2) Закрытая верстка: текст располагается и выше и ниже иллюстр., размещается в непосредственной близости к своему тексту 3) Верстка в оборку: иллюстр. словно обрамляется текстом. Существует три вида: А) открытая оборка – иллюстр. находятся в одном из углов нижнее полосы и обрамляется текстом с двух сторон. Б) закрытая оборка – иллюстрация обрамляется текстом с трех сторон В) глухая оборка – иллюстрация обрамляется текстом с четырех сторон. Такой прием используется только при верстке в колонки, иллюстрации располагаются по центру полосы набора, чуть выше середины набора. В оборку верстаются иллюстрации, которые уже формата полосы. Минимальная ширина оборки в изданиях среднего и большого формата при наборе основного текста кегль 8 будет равна – 2 квадратам, если кегль 10 – 2, 5 квадрата, кегль 12 – 3 квадрата. В изданиях малого формата при наборе кеглем 10 и 8 мин. Размер оборки – 1, 5 квадрата. Оборка позволяет приблизить иллюстрации к своему тексту. 4. Верстка с выходом на поле. Прием используется для повышения заметности иллюстрации. В книге это прием позволяет при небольшом формате издания поместить крупную иллюстрацию. 5. Верстка под обрез – иллюстрации располагаются так, чтоб ее края при технологическом процессе попали под обрез (обрезка составляет 5 мм) 6. Верстка на полях: такая верстка подходит для легких карандашных рисунков. Такая верстка не очень распространена, т.к требует увеличения шпроты полей и дополнительного расхода бумаги. 7. Полные иллюстрации: занимают целую полосу или разворот. Таким образом верстаются иллюстрации, близкие по формату к размеру полосы или группы мелких, но близких по содержанию и характеру иллюстраций. Такую группу назыв. Таблица иллюстраций. На полосе размещают иллюстрации, относящиеся к соседств. С данной полосой текста или к целому разделу, или ко всей книге. Схемы расположения иллюстраций в книжных изданиях: 1. Симметричная композиция. В рамках симметричной композиции иллюстрации, близкие по размеру к формату книжной полосы. Помещают на отдельной полосе, по возможности, на том же развороте, что и текст, к которому они относятся. Если иллюстрация расположена «лежа» на полосе, то ее помещают так, чтобы верх был обращен к левому краю страницы, а низ - к правому. Это удобно для перехода от чтения к рассматриванию рисунка и наоборот. Для иллюстрации небольшого размера чаще применяется закрытая верстка или оборка. Может применяться и открытая верстка, но только если иллюстрация прямоугольная и ее ширина равна ширине книжной полосы. Применяется и верстка с выходом на поля, но при условии что разворот будет построен симметрично или уравновешенно. Традиционные схемы верстки: Единственную на развороте иллюстр часто ставят по принципу золотого сечения или в оптическом центре (закрытая верстка и глухая оборка). Две иллюстр. На смежных полосах выравнивают по нижней или средней линии или размещают по диагонали. 2. Ассиметричная композиция. Характерно более широкое применение открытой верстки, даже если иллюстр. Не прямоугольна и по ширине не равна формату полосы. Можно частично выпустиь иллюстр. На поля или даже под обрез. Это позволяет увеличить размер иллюстраций и иллюстр. Теряют пространственную ограниченность, они продолжаются за линией обреза, что усиливает впечатление. Для нескольких небольших иллюстраций возможно расположение в ряд по вертикали. В изданиях художеств. литературы распространена верстка иллюстраций на полях, особенно этот прием уместен при верстке поэтического текста с короткими строками набора. При иллюстрир. Поэтических произведениях обоснованным будет и выход иллюстр. на поля. Разворотные иллюстрации при ассиметричной композиции могут занимать одну полосу целиком, а вторую – частично. На сегодняшний день широко распространено мнение, что полосную иллюстр. Лучше располагать на правой странице. Известный ксилограф, график и живописец Павловский рекомендовал размещать иллюстр. На левой странице. Создаваемые художником-иллюстратором рисунки по-настоящему живут только в рамках этой книги. Их характер, тематика, размер, а отсюда и восприятие читателем, эмоциональное воздействие на него тесным образом связано с их расположением, со всем композиционным строением книги. Поэтому современные художники не ограничивают иллюстрир.книги, а создают весь ее макет, конструируют ее. В научно-позновательных иллюстрац. Распространено вынесение в отдельную колонку, т.к. они, как правило, графически не однородны с текстом, а поэтому должны быть четко от него ограничены. Следует уменьшить размеры таких рисунков. В научно-позновательных книгах подписи к иллюстр. Даются практически всегда, в изданиях художественных – редко. Подписи помещаются под иллюстр., шрифтом поноженного кегля на весь формат иллюстр. При небольшой ширине иллюстр. Подпись может распологаться рядом с ней, это позволяет избежать оборки. Подписи к нескольким открыто заверстанным иллюстрациям на полосе или даже на развороте могут быть собраны вместе и заключены в зависим.иллюстр. прямоугольники. Допустимо и другое расположение подписи, если оно связано с общим замыслом оформления.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2162; Нарушение авторского права страницы