Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектоника книги. Рубрикация. Способы расположения заголовков.
Архитектоника книги выражается в делении её на части, главы, параграфы. Это деление отражается в системе заголовков или рубрикации. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру произведения, облегчает работу над книгой. Различают заголовки: тематические (название раздела), нумерационные (например, глава1), смешенные (состоят из двух частей: нумерац. И тематической). Тематический заголовок дает читателю информацию о содержании раздела, поэтому ее обычно выделяют сильнее. Но в некоторых изданиях и нумерационная часть заголовка играет важную роль, наприм. в учебниках. В таких случаях нумерационная часть заголовков выделяется не менее сильно, а иногда сильнее чем тематическая. Большое значение имеет нумерационная часть заголовка при индексной системе рубрикации. По этой системе перед каждым заголовком в книге проставляется цифровой индекс. Книга делится на главы, параграфы и пункты, т.е имеет заголовки трех степеней. Заголовки 1-ой степени получают индекс, показывающий порядковый номет главы в книге, например 5 –ая глава индекс – 5. У заголовков второй степени индекс состоит двух частей: 1-ая часть – номер главы, в которую входит параграф. 2-ая часть – порядковый номер параграфа в этой главе. В учебниках снабжены заголовками как основной, так и методический тексты. Эти группы заголовков должны отличаться по оформлению друг от друга. Выявить соподчинение заголовков или их различный характер можно с помощью шрифтовых средств, так и путем их различного расположения. При прочих равных условиях прописной шрифт сильнее строчного, шрифт более крупного кегля, сильнее более мелкого. Полужирный сильнее светлого, но слабее жирного. Прописной шрифт 8 кегля и строчной шрифт 10 кегля равносильные. Такое сочетание для оформления соподчиненных заголовков не подходит. Если исходить из сравнительной силы шрифтов, то при многостепенной рубрикации пришлось бы использовать шрифты крупного кегля, которые казались бы пропорционально велики на сравнительно небольших страницах книги. Избежать этого можно путем различного размещения заголовков. Широко применяются следующие способы расположения заголовков (перечисляются в порядке возрастающей силы): Первый способ – в подбор: заголовок верстается в одном абзаце с текстом. Второй способ – в подверстку: заголовок верстается отдельной строкой, между окончанием последнего абзаца одного раздела и началом 1-ого абзаца следующего раздела. Третий способ – со спуском. Заголовки верстаются над текстом начальной полосы с заметным отступом от верхнего края. Четвертый способ – шапкой: заголовки верстаются вверху начальной полосы с круглым пробелом между заголовком и последующим текстом. Пятый способ – форточкой: специальный способ верстки. Шестой способ – маргиналии. 1. Заголовок «В подбор» обычно начинается с таким же отступом, как все абзацы в данной книге. Выделяют такой заголовок чаще всего полужирным шрифтом(строчным), а иногда разрядкой или курсивом. Кегль шрифта такой же как для следующего заголовка текста. 2. «В подверстку» могут быть расположены заголовки не только одной, но и двух, трех степеней. В соответствии с их значимостью они набираются шрифтами различной силы. Заголовок, расположенный в подверстку отделяется (отбивается) как от предыдущего, так и то последующего за ним текста. В таком случае логично, если самый меньший пробел отделяет заголовок от примыкающего к нему текста, а больший пробел – от предшествующего текста. Два заголовка «в подверстку» более высокой или низкой степени могут следовать один за другим. В таком случае меньший пробел отделяет низший заголовок от последующего текста. Пробел между заголовками несколько больше, а самый больший пробел отделяет высший заголовок от предыдущего текста. 3. И 4 со спуском и шапкой равные по силе заголовки, одинаково отбиваются на протяжении всей книги. Заголовки со спуском и заголовки шапкой помещаются на начальных полосах. Со спуском с некоторым отступом от верха полосы. Второй – от самого ее верха. Такими заголовки могут начинаться одинаково крупные, структурные разделы, например главы. В этом случае их следует рассматривать как равносильные. Но возможен и другой вариант: заголовок-шапка объединяет несколько разделов, каждый из которых начинается с новой полосы спусковым заголовком. В этом случае спусковые заголовки подчинены заголовку шапки. Если заголовок не помещается в одну строку, то для удобства чтения его надо делить на строки по смыслу так, чтобы не разрывать особенно тесно связанные между собой группы слов. Из тех же соображений нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, а также не допускаются в заголовках переносы части слов. При всех упомянутых способах расположения, заголовки разделяют текст, заставляют читателя сделать паузу при переходе к новому разделу. В большей части книг такие паузы необходимы, но в некоторых книгах изложение отличается такой плавностью, что паузы между мелкими разделами текста мешают чтению. Однако заголовки таких разделов нужны, они помогают читателю ориентироваться в материале, полезном при повторении и конспектировании. В подобных случаях заголовки низшей степени могут быть оформлены в виде «форточек» или маргиналий (боковушек, фонариков). 5.Форточка – это заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге одинакова и составляет приблизительно ¼ длины строки. Высота врезки немного превышает высоту, помещаемого в ней заголовка. Для компактности такие заголовки набирают шрифтом пониженного кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с форточкой не воспринималась «как рваная», строка над врезкой должна начинаться без отступа и перекрывать врезку не менее, чем на ширину 3 букв. Если концевая сторона предыдущего абзаца не перекрывает форточку, то последнюю начинают не из первой строки текста, а несколько ниже. Заголовки, набранные форточкой обычно выключают на середину врезки и отделяют от строк, закрывающих врезку сверху и снизу одинаковым пробелом. При таком оформлении заголовки и выделяются из основного текста и не мешают непрерывному чтению, а выглядят компактно. 6.Маргиналии ( от лат «марго»‑ поле) – это заголовки, расположенные на полях, как правило, на наружных боковых. Обычно их набирают шрифтом пониженного кегля, но светлым начертанием. Применяют маргиналии редко, т.к. они требуют значительного увеличения наружных боковых полей. Заголовки в виде форточек и маргиналий должны быть предельно краткими. В противном случае, плохо воспринимаются и мешают быстрому чтению. В некоторых изданиях на полях выносят тексты, близкие к развернутым важным заголовкам, которые хотят особенно сильно выделить. В книге могут встречаться самостоятельные, хотя и небольшие разделы, которые не имеют ни словесных, ни нумерационных заголовков. Такие разделы отличают от предыдущего текста «немой» рубрикой, которая обычно представляет собой какой-либо специальный знак или просто увеличенный пробел. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов. Возможные строения и оформления рубрикации: Обычно архитектоника всех разделов книги одинакова. Например, каждая часть делится на главы, главы на параграфы. Пропуск одного звена сразу заставляет усомниться в логичности и обоснованности рубрикации. То же самое относится к таким случаям, когда заголовку высшей степени подчинен только один заголовок. Например, в главе только один параграф Но нельзя считать недостатком рубрики, если в каком-нибудь разделе книги нет деления на самые мелкие подразделы. Возможно, что одни параграфы разделены на пункты, а другие нет. Возможен случай, когда какой-нибудь раздел текста по структуре сложнее остальных и в нем необходимы заголовки промежуточной степени. Например: учебник географии делится на главы, каждая из которых посвящена описанию какой-нибудь части света. Главы делятся на параграфы, в которых описываются разные страны. Заголовки этих разделов должны быть по силе промежуточными заголовком глав и параграфов. Кроме рубрики основного текста в книге могут быть заголовки, относящиеся и к дополнительным текстам, чтобы читатель сразу отличил такие заголовки от остальных. Для них подбирают шрифты заметно отличающиеся по начертанию, а также выделяют их расположение. Например, при выключке основных заголовков в красную строку, выключают их в край. Стройность рубрикации может нарушаться особенностями структуры литературного произведения. Система спокойного и динамичного оформления книги (дополнение) Существует три принципа оформления размещения строк заголовка относительно друг друга и полосы набора. Первая схема симметричная. В этом случае все заголовки размещены таким образом, чтобы середина любой строки заголовка совподала с вертикальной осью, проведенной через центр полосы набора (имеет широкое распространение при спокойной композиции) Вторая схема – нессиметричная (применяется при дмнамичной композиции). А) флаговая с выключкой влево или вправо до края полосы набора. Б) флаговая с выключкой влево или вправо с втяжкой. В таком случае все заполненные в издании выключки на проведение в новом месте – вертикальная ось. Втяжка должна быть единой, равной абзацному отступу. В) флаговая с выключкой влево или вправо с выходом в поле. В этом случае все заголовки выключаются на вертикальную ось, проведенную за пределами полосы набора. С выходом поля1 ¼ квадрата. Многоосевое расположение заголовков позволяет применять не одну, а две или три оси, проведенные как в пределах полосы набора, так и с выходом на поле. Третья схема – смешанная, когда заголовки одной ступени соподчинения могут быть построены по симметричной схеме, других ступеней по нессиметричной и наоборот. При этом можно следить, чтобы не утратилась композиционная стройность страницы с заголовками, не было бессмысленных скачков и пестроты. Графические приемы, использованные в сочетании с композиционными и шрифтовыми делятся на: 1) Связанные с применением наборных элементов 2) Элементов, рисованных художником (значки, орнаменты, буквы, рисунки) Одним из графических приемов является цвет: 1) Весь заголовок цветной 2) Размещение заголовка на цветной плашке 3) Отдельные части заголовка выделяются цветом 4) Только первая буква заголовка выделяется цветом.
20. Архитектоника книги. Основные способы расположения заголовков. Смотрите 19 вопрос. К основным способам относятся первые 4: в подбор, в подверстку, со спуском, шапкой.
21. Архитектоника книги. Специальные способы расположения заголовков: смотреть 19 вопрос – форточки и маргиналии.
Композиция внутренних элементов книги. Основной и дополнительный тексты. Предисловие. Материал, помещаемый в книге, по своему характеру и назначению неодинаков и неоднороден. Различны по своей природе и по способу восприятия текст и иллюстрация. Во многих книгах наряду с основным текстом имеется и дополнительный: примечание, приложение. Есть в тексте система заголовков, справочно-вспомогательные элементы. Каждая книга имеет свою архитектонику. Выявить ее, упорядочено и удобно расположить для читателя весь неоднородный материал книги это основная задача оформления ее внутренних элементов. Оформление основного и дополнительного текстов. Если в основной текст не внедрены иллюстрации или другие виды текста, то он располагается на всю ширину и высоту книжной полосы, чаще всего одним столбцом. В некоторых изданиях текст располагается в 2 или 3 колонки. Делается это для того, чтобы дать читателю сравнительно короткую удобочитаемую строку. При этом принимается во внимание не только формат книжной полосы по ширине, но и кегль шрифта. Если при кегле 10 п. двухколонное строение полосы применяется главным образом в широкоформатных изданиях (напр., в изданиях по изобразительному искусству), то при шрифте 8-го кегля двухколонное строение полосы целесообразно даже в изданиях среднего формата (напр., в справочниках). В широкоформатных изданиях, если текст набирается 7 кеглем, обоснованно расположение текста в 3 колонки (Большая Советская Энциклопедия). К дополнительным текстам относятся предисловие, вступительная статья, примечания, комментарии, приложения, методические указания и материалы для самостоятельной работы; подробные, поясняющие или подтверждающие основную мысль автора элементы текста, напр., описание опытов. Такие тексты содержат нужные читателю сведения, но все же передающие не основное содержание книги. Следовательно, читатель работает над такими текстами иначе, чем над основным, отсюда и особенности в оформлении и компоновке различных видов дополнительного текста. Предисловие и близкие к нему по содержанию материалы часто печатаются таким же шрифтом, как основной текст книги и по оформлению не отлич. от него. С таким оформлением не всегда можно согласиться. Предисловие часто содержит важные для читателя сведения. В нем дается принципиальная характеристика книги. Предисловие задает направление всей работе писателя над книгой. Такое предисловие целесообразно выделить, набрав его шрифтом того же кегля, что и основной текст, но при этом увеличить междустрочный интервал. В соответствии с общим характером оформления книги предисловие выделяют и другими способами (курсивом того же кегля этот способ приемлем для сравнительно короткого предисловия, так как курсив читается хуже прямого шрифта), набором на более узкий формат. При необходимости более экономичного и компактного оформления можно выбрать для предисловия шрифт несколько пониженного кегля (напр., при 19 кегле основного текста можно оформить его 9, но при этом увеличить интерлиньяж). В этом случае предисловие будет хорошо читаться и вместе с тем заметно отличаться от основного текста. Во многих книгах различают предисловие аннотационного характера. В соответствии с его значением его можно набрать шрифтом пониженного кегля (на 2 п. меньше, чем кегль основного текста).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2525; Нарушение авторского права страницы