Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды книжной верстки. Модульная система верстки.



Во многих сложных случаях упорядоченное, организованное размещение иллюстр. Может быть достигнуто с помощью модульной системы верстки.

Термин «модуль» заимствован из архитектуры. Многие художники: Лисицкий, Фаворский, Ян Чихольд неоднократно приводили анологию между конструкцией книги и конструкцией издания. Широкое применение в оформлении книги термин «архитектоника» тоже заимствован из архитектуры.

В архитектуре «модуль» (от лат. Маленькая мера) называют еденицу измерения, которая используется для того, чтобы придать соразмерность всему содержанию или его частям. Перенося модульную систему в конструирование книги исходят из того, что помещаемый на ее страницах материал графически неоднороден.

Графическое различие текста и иллюстраций:

Они неодинаково воспринимаются читателем. Поэтому для каждого из этих элементов должно быть отведено свое место на книжной полосе. Конечно, на различных страницах соотношение текста и иллюстр. неодинаково, но на любой полосе место, отведенное иллюстрацию и тексту должно соответствовать тому или другому числу выбранных единиц измерения модулей.

Модульная сетка строится на основе выбранного модуля, по формату равная полосе будущей книги. М. с. делит книжную полосу на клетки одинаковой величины. Размер сетки по ширине и высоте, иначе говоря, основной шаг сетки равен модулю (модуль. единица). Клетки отделены одна от другой небольшими промежутками, или пробельными шагами, которые соответствуют принятым для данного издания пробелам между текстом и илл. или между расположенными рядом илл. При таком построении м. с. вверху книжной полосы можно оставить добавочную полоску (напр., ее высота может быть равна половине основного шага. Она может быть предназначена для колонцифр и колонтитулов).

М. с. – это основа для создания и типовой схемы верстки, а также ее различных вариантов, соответствующих особенностям, помещаемого на той или другой полосе материала.

Организация книж. разворота на основе м. с. На правой стороне разворота обычно помещают 3-4 илл., формат которых различен, но всегда соразмерен выбранному модулю (шагу сетки). Так, одна из илл. по ширине равна четырем модулям, а по высоте трем шагам модульной сетки. Каждый из книж. рисунков по ширине равен двум половинам, а по высоте двум шагам м. с.

При любом варианте оформления разворота на основе модульной сетки существенно следующее: формат каждой илл. должен быть соразмерен модулю. Иными словами, формат изданий как по ширине, так и по высоте должен укладываться в опред. число шагов. При всех вариантах верхний ряд м. с. отводится только для подписей к рисункам. Причем каждая из них начинается от той же вертикали, что и соответ. илл, а по ширине укладывается в один шаг сетки.

В рассматриваемых примерах формат каждой илл. из помещенных на левой полосе разворота как по ширине, так и по высоте соответ. одному шагу сетки. В данном случае такой формат илл. выбран в соответствии с их вспомогательной ролью. Остальная часть полосы занята текстом. Для левой полосы разворота возможны варианты, но главное при этом выдерживать непременно соразмерность всех ее элементов модулю.

Благодаря последовательному, порой даже жесткому соблюдению принципа м. с. можно достичь четкой стр-ры всех разворотов книги и изд. в целом. одульную систему следует рассматривать не как самоцель, а как метод, при помощи которого можно структурно упорядочить компоновку всего материала книги, придать соразмерность всем его элементам. Модульная система может прим-ся и для размещения заголовка и других элементов текста, для компоновки титуль. лста и обложки, для установления размеров полей и даже для построения шрифта.


28. Титульные элементы книги. Виды и оформление титульного листа.

Особое место в книге занимает титульный лист. Его назначение – познакомить читателя с книгой, ввести в нее. Кроме того по данным, расположенным на книге регистрируют издания в книгохранилищах и библиотеках.

Заголовочные данные – это не только название книги и сведения об авторе, но прежде всего – это характеристика каждой конкретной книги, их расположение является существенным для всей композиции титульного листа. На титуле могут быть помещены и изобразительные элементы, например логотип, орнамент, рисунок.

Иногда на титуле могут быть помещены краткая характеристика книги, важная цитата, иллюстр. Эта тенденция особенно характерна для научных и справочных изданий. Таким образом, титульный лист может кратким или подробным в разной мере загруженности.

Виды и оформление титульного листа

Обычно титул располагается на одной странице, но в некоторых изданиях размещают двойной, занимающий две смежные страницы книжного разворота. Он подчеркивает большую значимость издания, улучшает его оформление. Существует два варианта двухполосного титула:

В одном варианте каждая полоса представляет собой законченную, самостоятельную часть композиции. Такой вариант часто применяется в многотомных и серийных изданиях. На левой странице разворота (на контртитуле) могут быть помещены сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом. А на правой странице основном титуле – сведения о данном томе. Подобный титул может использоваться и в переводном издании. При этом слева – титул на языке подлинника, справа – на языке перевода. Такой титул называют разворотным.

В другом варианте композиция двухполосного титула представляет собой единое, неразрывное целое. Текст и изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой. Часто захватывают и корешковое поле. При таком титуле художник-оформитель располагает большим живописным полем, на котором можно расположить крупное изображение или сложную композицию. Распашной титул применяется в хорошо оформленных изданиях худ.л-ры. Чтобы титул хорошо воспринимался читателем, необходимо из всех помещенных на нем разнообразных неодинаковых по значению сведений выделить важнейшие. Сделать явной связь между ними. Выявить их соподчинение и единство. Все достигается прежде всего соответствующим подбором шрифтов, логичной группировкой строк, их обоснованным расположением. Шрифтовое оформление титульного листа может быть решено различными способами. Прежде всего титул может быть одногарнитурным или многогарнитурным. Применяя шрифт одной гарнитуры и даже одного начертания. При двух гарнитурах можно добиться единства, но более сложного. Вместе с тем, сочетание шрифтов дает возможность сильнее выделить те или другие строки титула. Однако, при необоснованном случайном соединении нескольких гарнитур художественная цельность титула нарушается.

Наиболее важное значение для читателя такие сведения: название книги и фамилия автора. Они должны быть выделены более сильно. Обычно название издания дает читателю наиболее существенную информацию и поэтому именно для него назначен самый крупный шрифт. Но если название книги носит формальный характер, например Собрание сочинений, то читателю больше информации дает фамилия автора, для которой выбирается шрифт большей графической силы. Размер шрифта для всех остальных титульных данных выбирается в каждом конкретном случае в зависимости от их значения. Разница в размере шрифтов на титуле може быть и очень значительной, умеренной и совсем небольшой. Встречаются даже титульные листы с небольшой нагрузкой, т.е набранные шрифтом одного кегля. Такое оформление если встречается читателе впервые может показаться оригинальным, но использование его не рекомендуется, так как нарушается логика построения титульного листа.

В обычно наборе внутрисловные пробелы значительно не одинаковы. Так пробелы между буквами А и Д значительно больше, чем между остальными буквами. В особенности между н и м, и и п. При мелком кегле эта разница почти незаметна, но при крупном кегле она бросается в глаза, слова получаются разорванными. Поэтому в строках крупного кегля, начиная с 16 пробелы между буквами в пределах каждой строки должны быть зрительно равны. Некоторые элементы титульных данных могут состоять из нескольких строк. В этом случае следует разделить текст на строки по смыслу, так, чтобы тесно связанные между собой слова находились а одной строке. Нарушение этого логичного принципа с целью получить заранее заданную форму строк в какой-то мере затрудняет понимание надписи.

Что касается расположения, то различные элементы титула разделяются неодинаковым пробелом. Величина пробелов подчеркивает большую или меньшую связь. Вместе с тем возможно различное расположение строк по высоте титула. Например, название книги может находиться на линии золотого сечения, а может быть и смещено вверх и даже расположено в нижней части полосы. Элементы титульного текста могут быть более или менее распределены по всей высоте полосы, а могут быть разгруппированы вверху и внизу с большим пробелом между ними. Большое значение для компановки текста имеет объем помещаемого на нем материала, если он очень велик или очень мал. При небольшой нагрузке титульного листа, особенно если текст состоит из коротких строк целесообразно несколько уменьшить высоту титула по сравнению с высотой рядовых полос. Если этого не сделать, титул будет казаться слишком вытянутым по вертикали. При резких контрастах в размере шрифта асиметричным построением композиция титула производит впечатление динамичной. Особенно разнообразны и широки возможности композиционного решения двухполосного или распашного титула.

При симметричной композиции обычно обе полосы разворотного титула строятся по одному признаку.

Известен вариант оформления, когда каждому элементу основного титула соответствует аналогичный элемент контртитула. Она часто встречается для оформления собрания сочинений. При ассиметричной композиции загрузка и построение основного титула и контртитула бывают неодинаковы, текст может быть распределен даже по диагональным линиям.

Во многих изданиях, особенно худ.л-ры, научно-популярных, школьных учебниках, в книгах для детей в композицию титульного листа вводится рисунок, орнамент, шрифт титула создается художником. Титул может печататься в две краски и в несколько. Рисунок на титуле может представлять собой небольшую виньетку и крупное изображение. Использование второй краски на титуле имеет не только декоративное решение, но 2 –ая краска помогает выделить главное. Использование рисованного шрифта может быть уместно при оформлении худож.изданий и ИЗО изданий.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь