Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Справочно-вспомогательные элементы, примыкающие к титулу. Выходные данные.



Перед разворотом, на котором расположен титул в некоторых изданиях иногда помещают авантитул. На нем располагается либо некоторые титульные данные, либо какой-нибудь небольшой текст.

В старину выходной лист называли шмуцтитулом (титул для грязи), предохраняющий настоящий титул от загрязнений. Это значение давно забыто. Перед титульным листом на одном развороте с ним может быть помещен фронтиспис – вступительная иллюстрация, отображающая основную идею книги или представляющая собой портрет автора. Чаще данный элемент встречается в изданиях худ л-ры, но уместен и в научных изданиях. Иногда его печатают на особой бумаге в две или несколько красок, все это подчеркивает его значение. При разворотном титуле фронтиспис помещают между титульным листом и 1-ой страницей текста. Возможна и такая композиция, когда титул и фронтиспис меняются местами. Вместо обычного фронтисписа, занимающего одну страницу может быть дано более развернутое изобразительное вступление в книгу.

Шмуцтитулом называются отдельные страницы, на которых размещены заголовки крупных разделов книги. Шмуцтитул оформляется в соответствии с оформлением основного титула, но несколько сдержаннее. Шмуцтитул занимает две страницы, его оборот оставляют пустым. Очевидно, что его широкое использование привело бы к увеличению расхода бумаги, поэтому применение шмуцтитулов должно быть обоснованным.

Особенности оформления выпускных данных. Поскольку выпускные данные предназначены не для читателя, во многих издательствах на их оформление не обращают должного внимания. Такое отношение неправильное, поэтому такие данные выполнять нужно в книжном деле функционально. Выпускные данные необходимо оформлять так, чтобы ими удобно пользоваться в работе, но вместе с тем необходимо обращать внимание на компактность их расположения. В композицию выпускных данных могут быть включены изобразительные элементы, перекликающиеся с оформлением титульного листа или характерной для данного издания книжной полосы.

 

30. Внешнее оформление книги. Назначение обложки и переплета.

К внешним элементам книги относится обложка, переплет, форзац, суперобложка.

Форзац необходим для всех изданий, которые выпускаются в переплете. Суперобложка и футляр не являются обязательными элементами и применяются для ограниченного круга изданий. От оформления внешних элементов в большей мере зависит: какое впечатление произведет книга на читателя. Важнейшие элементы книги – обложка и переплет имеют двоякое значение. С одной стороны они делают книгу достаточно прочной, с другой – они дают читателю первоначальную, общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть существенная разница. Внешние элементы книги читатель начинает изучать не только, когда читает книгу, но и когда видит книги через витрины книжных магазинов. Внешнее оформление книги выполняют не только информационную функцию, но и рекламно-прлопагандистскую, поэтому их оформление должно соответствовать не только типу книги, виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге. Внешнее оформление должно быть декоративным и целесообразным. Разумный характер и мера этой декоративности должна соответствовать содержанию и назначению книги.

Обложка – это бумажное покрытие книжного блока. Она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок. Материалом для обложки является плотная бумага, важнейшая бумага – покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Прочность бумажной обложки может увеличиться посредством припресовки к ней прозрачной, синтетической пленки. Прочность издания зависит от способа скрепления ее с книжным блоком. В бумажной обложке выпускаются издания предназначенные на краткий или средний срок.

Переплет прочнее обложки, но его прочность зависит от материала и особенностей конструкции. Переплетная крышка состоит из нескольких деталей: корешка, наружного материала для оклейки сторон, и отстава (полоска плотной бумаги, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны), он увеличивает прочность и упругость корешка.

Текст на переплете или обложке должен быть напечатан крупным шрифтом. На обложке и переплетах, сторонки которых оклеены бумагой помещают больше сведений, чем на переплетах, оклеенных тканью. Это связано с тем, что на бумагах можно отпечатать более мелкий шрифт. Шрифтовая информация на переплете имеет информационное значение. Важно, чтобы шрифт был не только четким, а вся композиция логична и обоснована. В композицию на обложке или переплете часто входят изо-элементы (символич, тематич). Но изображение на обложке не должно быть шаблонным. На задней стороне обложки могут быть помещены изо-элементы, продолжение лформления передней сторнки, а также аннотация. На корешке переплета печатают название книги, автора.

 

Внешнее офрмление книги. Оформление и особенности конструкции: супероблоржка, форзац, футляр.

Изначально суперобложка была бумажная. Сегодня для суперобложки используют другой материал – синтетическая пленка. Постепенно суперобложка стала использоваться как полноценный элемент оформления книги, придающее ей изящество и художественную законченность. Такому использованию суперобложки способствовало то обстоятельство, что на оклеенных тканью или ее заменителем переплетах нельзя отпечатать сложное изображение, нельзя использовать свет как на бумаге. Сдержанное оформление переплета стала дополнять связанным содержанием книги и декоративным оформлением суперобложки. Суперобложка такого типа вводит читателя в книгу, украшает ее, но защитных функций не выполняет, а требует бережного отношения к себе. Суперобложка применяется для изданий с особо художественным, внешним оформлением. На суперобложке помещают набранную крупным шрифтом информацию о книге. На задней стороне и заднем клапане суперобложки можно поместить информацию не только о данной книге, но и о близких по содержанию и читательскому назначению изданиям. Подобную информацию можно помещать и на задней стороне обложки и на свободных страницах, которые иногда остаются в конце книги. Если принято решение покрыть суперобложкой не переплет, а обложку, то в этом случае необходимо ее необходимо приклеивать к корешку книги.

Форзац используется как элемент художественного оформления. Он является необходимым элементом книги в переплете. Один из форзацев соединяет первый лист книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки, а второй, последний лист блока с задней сторонкой Форзацы увеличивают прочность скрепления. На форзаце могут быть помещены рисунок, орнамент, узор и даже текст, связанный с содержанием книги. Даже сам цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью форзаца является узорный форзац из тисненой бумаги. На изобразительный форзац смотрели как на декоративный элемент. В соответствии с таким взглядом над форзацем художники работали, оформляя книги подарочного типа. Но изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но и познавательное значение. Такой форзац употребляется в учебниках, научно-попул изданиях. При этом на форзац часто выносятся такие рисунки, которые и по тематике и по размеру мало отличаются от иллюстраций в тексте. Часто на нем помещают крупные рисунки, карты, таблицы, занимающие весь разворот.

Такое решение является более обоснованным, но самый лучший вариант, когда на форзаце помещен специально подготовленный изо-материал. Если на форзаце дается позновательный материал, то целесообразно помещать на передних и задних страницах различные изображения.

Форзац – это промежуточное звеном между переплетом и титульным листом, и он не имеет такого важного значения.

Некоторые сувенирные, уникальные подарочные издания, редкие книги выпускаются в картонных футлярах. Сегодня футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий с улучшенным, художественным оформлением футляр разрабатывают соответственным образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, такого рода футляр определяет весь облик издания. Его оформление влияет на первое впечатление читателя о книге. В футляре может быть высечено окно, закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете. Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу изданий вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вынимать книги и ставить их в футляр. Возможно использование футляра усложненной конструкции с несколькими отделениями. Такие футляры нужны для изданий с приложениями. Чтобы правильно выбрать и оценить внешнее оформление книги, необходимо хорошо знать ее содержание, понимать ее основную идею. Поэтому вопросы внешнего оформления книги должны решаться с редактором, дизайнером и автором.

 

 

32, Общая характеристика газетных изданий. Форматы газетной полосы.

Газетное издание – это листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата издательства в специфике данного периодического издания.

Газета – это периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным и другим вопросам, а также литературные произведения, рекламу, фотографии, иллюстрации.

Листовое издание – это издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления.

Периодическое издание – это издание, выходящее через определенный промежуток времени постоянными для каждого ввода числом номеров, не повторяющихся по содержанию, но однотипно оформленных с нумерованными и датированными выпусками, имеющими общее название и одинаковый формат. Газета является официальным изданием и характеризуется периодичностью выхода в свет. Особенностями продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит издательство или редакция. В настоящее время газеты характеризуются увеличением объема и красочности. В Беларуси известны газеты «Белорусского Дома печати».

Форматы газет. Для газетной продукции стандартом предусмотрены следующие форматы РУЛОННОЙ БУМАГИ С ШИРИНОЙ РУЛОНА 42, 60, 84, 126, 168 см и форматы листовой бумаги 60× 84, 42× 60, 30× 42. Для газет стандартом предусмотрено три основных формата: А2 - 420× 594 мм, 60× 84 ½ бумажного листа. А3 - 297× 420 мм, 60× 84 ¼ . А4 - 210× 297 мм, 60× 84 1/8.

Форматы газетной полосы набора. Для формата А2 формирование отдельной полосы набора 21 ½ × 30 ½ квадрата. Для формата А3 14 ½ × 21 кв., А4 - 10× 15, 5 кв.

Область применения: формат А2 используется для печати республиканских, областных, ведомственных газет: «Республика», «СБ», «»ЛЕСНАЯ. Формат А3 используется для большинства районных и городских газет, тематических газет.Выпускаются воскресные, субботние и праздничные номера больших газет. Формат А4 используется редко для газет, которые не издаются общественными организациями. Формат А4 издает специальные выпуски газет формата А3 и вкладыши в газеты формата А3. Если типография печатает газеты разного формата, то для учета объема работ все газеты приводят к одному формату. Форматом приведения является формат А2 в 4 полосы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь