Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цивилизации Центральной и Южной Америки
Территория от Центральной Мексики до Гватемалы и Никарагуа – одна из областей Америки, где в древности культурное и общественное развитие индейских народов достигло особенно высокого уровня. На землях, прилегающих к Мексиканскому заливу, открыты многочисленные памятники археологических культур, в частности, культуры древних ольмеков (2-1 тыс. до н.э.). Хозяйственной основой всех высокоразвитых обществ древней Америки было ручное и мотыжное земледелие. Самыми известными, среди этих обществ, являются общества майя, инков, ацтеков и муисков. История древних майя охватывает 1 – 15 век н.э. и подразделяется на ряд эпох. Майя были создателями довольно большого числа – свыше ста – городов-государств ( самые известные – Паленке, и Чичен_Ица на территории современной Мексики, Тикаль в Гватемале и Копан –в Гондурасе), которые возникали, развивали хозяйство и культуру, воевали друг с другом, а в 9-10 вв. н.э. сами подверглись завоеванию и отчасти разрушению вторгшихся с запада племён тольтеков. На территории полуострова Юкатан возникло майя-тольтекское государство, которое в середине 15 в. распалось. Это облегчило испанским конкистодорам завоевание края. Хозяйство майя базировалось на подсеке участков тропического леса, его выжигании и посеве кукурузы и других растений в земле, удобренной золой. В первые год-два такие участки давали обильный урожай, а затем быстро истощались, и приходилось всё начинать заново. Обработку участка вели группы семейных общин, объединённые между собой по территориальному признаку. Кроме собственных полей они должны были обрабатывать поля для жречества и для общегосударственных нужд. В центре небольшой сельскохозяйственной общины возникало городское поселение, где жили правители, воины, жречество. Здесь же воздвигались и храмовые сооружения. Наиболее распространённой их формой были ступенчатые пирамиды с плоской вершиной. Во главе города и округи стоял местный правитель халач-виник (великий человек). Бывшие в его подчинении сановники и правители собирали с населения дань, созывали военное ополчение, распоряжались общественными работами по строительству храмов, дорог. В тесном союзе с правителями жило жречество, располагавшее большим влиянием, прежде всего потому, что в его руках были все астрономические вычисления, От правильного определения даты начала дождей зависел урожай. Календарь майя и их математические расчёты поражают совершенством и точностью. Располагая всего тремя цифровыми знаками и используя позиционные системы счисления, они определили продолжительность солнечного года с точностью до одной минуты. Год майя имел 18 месяцев и 5 дней без названия в конце года. Вершиной развития майя считается их письменность. Она известна как в каменной резьбе стел и барельефов, так и в рукописях, из которых сохранились лишь три отрывка. Высокого развития у майя достигло ремесло, Обработка золота и резьба по камню выделилась в специальные профессии, Оживлённо шла и торговля как внутри каждой области, так и между соседями. Столь высокое развитие культуры, знаний, искусства покоилось на широком применении рабского труда, на эксплуатации полузависимых общинников, на постоянном ведении войн с соседями ради установления гегемонии. Среди причин, приводивших к упадку и гибели государства этого региона, называют и нараставшие противоречия между ограниченными возможностями производства и непомерно разраставшимися тратами господствующего класса. Одним из наиболее крупных государств, разгромленных конкистодорами в 16 в., было государство ацтеков (или астеков). Ацтеки, ил теночки, - группа племён юго-ацтекской языковой семьи, которые до 13 в. жили где-то на Севере. В 13 в. они вторглись в долину Мехико, основали здесь свой город Теночтитлан, постепенно покорили или склонили к военному союзу соседние племена и создали целую государственную систему, в которой занимали господствующее положение до столкновения с испанцами. Основы материальной культуры были заложены в этом регионе намного раньше появления воинственных ацтеков. Они оказались лишь наследниками прошлого развития местного населения, основанного на орошаемом земледелии и ремесле. Использовался труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса, бобы, кабачки, красный и зелёный перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак и масличные культуры. Особенно интересен магей (разновидность агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумагу, а из сока – сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при отправлении ритуалов. Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных изделий из керамики, камня (кремня), нефрита, обсидиана, украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском строительстве они пользовались адобе – сырцовым кирпичом. Города имели правильную планировку. Большинство семей свободных ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших свои храмы, резервы обрабатываемой земли, общинное руководство. Глава кальпульи (калыпулек) распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин. Жизнь ацтеков в большой степени была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков во главе сильного объединения племен, но не принесло им друзей, что, несомненно, облегчило конкистодорам взятие их столицы, г. Теночтитлана и завоевание Мексики. Календарь ацтеков сходен с календарём майя. Единая система письма у них не успела сложиться, Ацтеки пользовались рисунчатым письмом, отчасти – иероглифами и некоторыми фонетическими знаками. На горном Западе Южной Америки в доколумбовую эпоху сложилось крупнейшее государство древней Америки – Империя инков или Тауантинсуйю. Как и у ацтеков у инков можно проследить сочетание двух формообразующих начал. С одной стороны, это организация собственно инков, народа или племени, занимавшего господствующее положение в силу своего происхождения и племенного родства. Главный город инков, место их постоянного жительства, Куско, делился на две части: Ханаан и Хурин. Каждая из частей делилась на родовые группы. Правитель государства, верховный инка, должен был выбираться поочерёдно из жителей то одной, то другой части города. Во время торжественных церемоний инки располагались в соответствии со своей принадлежностью к частям города и «родам». Тот же принцип учитывался при назначении военачальников, правителей. Все инки были формально равны между собой, и никто не мог быть лишён свободы. Говорили они между собой только на особом языке, во всяком случае, в присутствии не инкского населения. Только инки могли носить расцвеченные одежды, украшения из золота и драгоценных камней. В подчинении инков были области, населённые разными по происхождению группами населения. Инки стремились к ликвидации областных различий: ввели обязательный общий язык кечуа, часть населения покорённых долин переселялась в другие области, сознательно перемешивая разные группы, стремясь подорвать областной сепаратизм. Объединению населения отдельных областей-долин способствовало и проведение дорог, тянувшихся через всё государство с севера на юг. Дороги эти были так хорошо сделаны, что частично служат и теперь. Основой хозяйства инков было земледелие. На склонах горных долин устраивались сложные системы террас, орошаемых из реки. Каждая семья наделялась участком земли, который обязана была обработать. Земли группы семей входили в общую общину. Общины объединялись системами орошения и административной властью в областные единицы, во главе которых был наряду с местным старшиной и администратор инка. Кроме собственных полей, урожай с которых шёл на личное потребление и общинные нужды, во всех общинах были особые поля: «поле инка», »поле солнца». Урожай с них шёл в пользу государства и верховного жречества. Платили общинники и некоторые другие подати. Они же содержали как собственную администрацию, так и инкскую. Между разными областями страны по дорогам и тропам шёл усиленный обмен товарами, Было хорошо развито и ремесленное производство. Инкское государство располагало медными и оловянными рудниками, из бронзы делали не только оружие, но и орудия труда. Кроме этого было развито гончарство и ткачество. Большую роль в жизни инков играли жрецы. Верховный инка (Сана Инка) считался сыном солнца и в аграрных культах играл главную роль – в тот же день и час, когда вонзит свою золотую мотыгу в землю Сана Инка, в стране начинали посев кукурузы. Культ солнца был центральным в религиозной системе. Жречество держало в своих руках и научные вычисления в астрономии. Инки не создали настоящей письменности. Они пользовались так называемым узелковым письмом («кипу»). С помощью особых шнурков – их цвета, положения, формы завязанных на них узелков – фиксировались и передавались сведения о виде, количестве и времени (дате) собираемой подати. Государство инков было разгромлено конкистадором Писарро в 1531-1533 гг. Но борьба инкского населения против испанцев шла ещё 40 лет. Не прекращалась она и позже. Последнее восстание было уже в 20 в. Южную часть перешейка между Американскими материками и значительную часть современной Колумбии населяли народы, говорившие на языках чибча. Одни их них – чибча-муиски – создали вокруг города Богота, высокую цивилизацию. Система их хозяйства была похоже на ту, которая существовала у майя: выжигание участков тропического леса, разведение кукурузы и других растений, среди которых значительное место занимали маниока и батат. Здесь развилось своеобразное террасное земледелие. Всё это сочеталось с охотой, служившей источником мясной пищи. В области расселения муисков существовало несколько небольших государств, то враждовавших между собой, то объединявшихся в союзы. Во главе каждого из них стоял верховный правитель, приобретавший в глазах подданных черты полубога – простому смертному нельзя было на него смотреть, говорить с ним. Правителя окружала знать, жившая в просторных домах, имевшая многочисленных жён и наложниц, слуг и воинов. Общинники обязаны были платить подати на содержание как знати, воинов, так и жречества, Неуплата подати каралась: у входа в дом неплательщика привязывали пуму, ягуара и до тех пор пока родственники или сам хозяин не уплатит подать, он не мог выйти из дома. Вражда между государствами муисков облегчила испанским завоевателям захват и колониальное покорение края.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы