Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оседлые рыболовы северо-западного побережья
Северо-Западную часть Северной Америки в хозяйственном отношении можно разделить на два района. Один из них, более северный, занимали алеуты, расселённые до сих пор на Алеутских осровах. Южнее жили разноязычные племена – тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. И хотя эти племена относятся к разным языковым группам, их объединяет основной способ ведения хозяйства – рыболовство и зверобойный промысел. Уровень развития этих прмыслов был настолько высок, что у индейцев Северо-Западногопобережья появились зачатки социального неравенства, рабство. Море и реки не просто изобиловали рыбой и морским зверем. Во время периодических ходов рыбы на нерест в верховья рек добыча её оказывалась очень простым делеом.. Реки буквально кишели рыбой. На каждую семью заготавливали более тысячи крупных лососей. Ловили рыбу и других пород. Особенно знаменита рыба свеча, вся пропитанная жиром настолько, что действительно её употребляли для освещения. Ловили рыбу преимущественно пассивными способами: перегораживали реки заколами, ставили ловушки, сети, реже применяли неводы. Многие приёмы лова сохранили исейчас промысловое значение. Немало давал и зверобойный промысел. Привлечённые обилием рыбы сюда стекались стада тюленей, моржей, котиков. Добыча их была не столь проста, но постоянно давала много шкур, мяса, жира. Дляохоты на морского зверя применяли гарпун, копья, а в море выходили на вместительных лодках, выдолбленных из огромных стволов деревьев. Алеуты пользовались каяками и лодками наподобие эскимосских. Сухопутная охота имела меньшее значение, но и она поставляла в хозяйство пушнину, мясо диких коз, овец. Изобилие пищи привело к тому, что индейцы устраивали загоны, в которых пойманных животных не убивали, а только стригли. Их шерсть шла на производство красивых орнаментированных покрывал-накидок. Водоросли, ягоды, корнеплоды, которые собирались на берегу, дополняли рацион питания. Орудия охоты и оружие делали из дерева, камня, кости. Медь, которую выменивали у атапасских племён, чаще хранилась как сокровище в больших пластинах. Плавить медь не умели. В общественной организации этих племён можно проследить два слоя. Два уровня отношений. Для сородичей, членов данного племени сохранялась, хотя далеко не последовательно, система родовой организации со всеми еёподразделениями. Племена делились на фратрии, которые, в свою очередь, делились на роды. Роды имели своего покровителя тотема, считавшегося их общим предком. Но рост численности отдельных родов приводил к тому, что внутри возникали дополнительные подразделения – например, род ворона делился на род крыла ворона, род головы ворона и т.д. Члены рода были тесно связаны между собой ощими культами, общими правами на наследование имущества родственников, местом поселения.Перед домами родовых общин ставился резной столб с изображением в условной манере символов тотема. У некоторых племён в таких домах жили отдельные группы близкородственных семей по отцовской линии. Но у тлинкитов сохранялся ещё материнский счёт родства, Племенные связи были прочными. Племенной совет, состоявший из родовых старейшин, устанавливал порядок использования угодий, организовывал промысел в море, строго следил за охраной племенных владений от посягательств соседних племён, вёл войны для захвата рабов. Однако фактически в племенном совете решающим словом пользовались наиболее богатые индейцы, располагавшие большим количеством лодок, рабов, имущества. Они чаще других избирались в племенной совет. Бедные сородичи считали себя обязанными их поддерживать, так как получали от богатых помощь, подарки. Чтобы поддерживать своё влияние богатеи иногда устраивали особый праздник в честь покровителя-тотема, – потлачь – церемонией раздачи подарков приглашённым. Это был важный ритуал в жизнииндейских племён всего побережья Тихого океана от Орегона до Аляски. Раздача подарков сопровождалась многодневными пирами, танцами, пением, атлетическими соревнованиями, азартными играми и рассказами по вечерам у очага. Усроитель демонстративно раздавал свои богатства сородичам. Всё это через некоторое время с лихвой компенсировалось обязательным отдариванием, помощью в рыбной ловле и промысле морского зверя. Устроитель приобретал больше, чем затратил, главное же было в упрочении своего влияния среди соплеменников. В обществе северо-западных индейцев существовало первобытное рабство. Рабами становились пленённыев войнах иноплеменники. Труд рабов широко использовали в домашнем хозяйстве (заготовка впрок рыбы, мяса, обработка шкур, приготовление снастей) и в морском промысле, где они были гребцами в лодках.Войны часто велись толь для захвата новых рабов, но количество их было небольшим. Оружием служили стрелы, деревянные копья с медными наконечниками. Голову и тело воина оберегали деревянные шлемы и доспехи. Индейские племена северо-запада Северной Америки славились своими тканями, сырьём для которых служила собачья шерсть (на юге) или шерсть горных коз (на севере). Самым известным изделием тлинкитских ткачей являются накидки – так называемые чилкиты. Эти индейские племена строили деревянные дома (например, огромный дом народности селиш длиной 160 метров), лодки – целые корабли до 15-22 м. в длину, вырезали из дерева обрядовые маски, ритуальные предметы. Производственная база алеутов была скромнее: не так много рыбы и гораздо труднее было добывать морсого зверя. Общественная структура носила несколько иной характер, Обычно племенные группы занимали один или несколько соседних островов, Родовые связи были мног слабее, господствовал отцовский род, Но издесь было известно рабство и использование рабов в морском промысле и на других работах.
Охотники прерий К западу от Миссисипи до Скалистых гор тянутся травянистые холмистые степи, получившие название прерии, что означает «большая травянистая равнина». Среди прерийных индейцев в первую очередь заслуживают упоминания племена большой языковой семьи сиу. Кроме племён, говорящих на сиу, в прериях жили племена алгонкинов, команчи языковой группы шошонов. Вся жизнь индейцев прерий была связана с двумя животными – бизонами и лошадью. Бизон давал мясо, шкуры для одежды и обуви, крышу для палаток из тех же шкур. Охота на бизонов была коллективной, загонной. Основным оружием индейцев доколумбовой эпохи был лук из рога или твёрдого дерева и длинные копья с каменными наконечниками. В середине 16 в. европейцы завезли в Северную Америку лошадей. Лошади, вырвавшиеся на свободу из испанских скотоводческих ферм и одичавшие в прериях, получают в Америке название мустангов. Индейцы быстро привыкли к ним, приручили, научились ездить верхом. На лошадях они покорили прерии, заселив их всего за несколько лет уже в после колумбовую эпоху. Только тогда и родился индеец. Культура прерийных индейцев – самая молодая индейская культура Северной Америки. Лошадь играла важную роль в жизни и хозяйстве индейцев. Главным занятием по-прежнему оставалась охота, Но теперь она (даже одиночная) стала намного продуктивнее, так как появилась возможность активно преследовать бизонов на лошадях, загонять их в ловушки. Определённое значение имело облегчение транспортировки мяса к стойбищам. Наряду с бизонами добывали и другую дичь, в том числе и пушных зверей, которые особенно ценились как средство обмена. Но главное изменение было в коневодстве. Без лошадей индеец становился уже беспомощным. Он не мог наравне с другими участвовать в загонной охоте, не мог равноправно вести перекочёвки с места на место – теперь для всего этого использовали лошадь. Всё социальное положение стало фокусироваться на том, сколько лошадей имеет семья. Собственность на лошадей возвысила мужчин. Лошадь, а за ними и другое имущество, добываемое теперь с их помощью, стали наследоваться по мужской линии, характер поселений изменился на патрилокальный. Племенная организация в таких условиях стала играть всё большую роль: племенной совет, племенные вожди, собрание взрослых воинов-охотников племени – все эти институты развились и окрепли. Появилась потребность закрепить в памяти события. Покрышки типии у вождей разрисовывались сценами их подвигов, существовали начатки и своеобразного пиктографического летописания, когда каждый год «записывался» рисунками наиболее значительных событий. Колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами. Предрекать будущее, отвращать непогоду с помощью шаманского бубна и трещотки. Наряду с шаманами большую роль в религиозных церемониях в качестве распорядителей и вожди. Вся одежда мужчин и женщин изготовлялась из выделанных бизоньих шкур. Основным будничным одеянием мужчины была набедренная повязка и ноговицы, закрывавшие ноги выше щиколотки. Мужчины и женщины обувались в мокасины, богато украшенные иглами дикобраза. Женщины носили длинные прямые одеяния из замши. Боевые рубахи, украшенные скальпами носили только вожди и самые прославленные воины племени. Самым великолепным украшением индейцев прерий была налобная повязка с орлиными перьями, которых могло быть до 50 штук. Каждое птичье перо в повязке означало какой-нибудь мужественный поступок воина, носящего это украшение. Перья были по-разному окрашены и особым образом подрезаны. Налобные повязки были своего рода орденскими ленточками индейцев. Носили их вожди и великие воины. Воины, кроме того, украшали себя ожерельями из когтей гризли. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук. В бою индейцы прерий защищали себя щитами из оленьей или бизоньей кожи. Индейцы прерий не отличались особой воинственностью, Свою первую оборонительную войну они начали только после того, как белые вопреки договорам стали лишать индейцев последней принадлежавшей им земли. Самобытная культура индейцев прерий продержалась только до середины 19 в., когда здесь появились европейцы – охотники за бизоньими шкурами, именно шкурами, так как только шкуры интересовали торговцев. Хорошо вооружённые и снабжённые боеприпасами они за 50 лет полностью истребили всех бизонов. Последний погиб в 1881 году. Теперь это редкий вид животных. В то же время из-за Миссисипи нарастающей волной начинается продвижение европейских колонистов. Отчаянные попытки индейских племён отстоять свои права на угодья и независимость с трудом, но были подавлены регулярной армией США. Когда-то гордые и независимые племена были либо почти полностью уничтожены, либо перемещены в резервации. В другой части Нового Света, в степях Южной Америки, пампе, жили племена охотников на гуанако, страусов и другую степную дичь. Нередко эту часть Америки называют Патагонией, а жителей – патагонцами. До появления европейцев они, как и жители прерий. Были пешими охотниками и собирателями. Добыча их была очень ограничена и уровень культуры невысок. Орудиями лова служили лук и стрелы, лассо, пращи и особый снаряд – бола. К концам нескольких ремней привязывали камни. Пущенная умелой рукой бола запутывала ноги гуанако или страуса. Появление лошадей у жителей пампы превратило их не только в искусных наездников, но и в великолепных конных охотников. Добыча резко возросла. Стала преобладать массовая облавная охота, после которой мясо заготавливалось впрок. Женщины занимались собирательством, вели домашнее хозяйство, в котором стала всё большее место занимать переработка того, что добывали мужчины. Изменился и характер общественной организации. Основной единицей стала группа семей (0-40), во главе которой стоял вождь – предводитель и на охоте и на войне. В поселениях утвердился патрилокальный принцип. Сыновья селились в одном шатре с отцом. Такой шатёр (тольдо) имел заднюю общую стену, общую крышу, а жилища семейных пар отделялись одно от другого занавесками из шкур. Передней стены не было – здесь разводились костры. В шатрах хранилось и немудрёное имущество каждой семьи – кожаная и деревянная посуда, одеяла из шкур, подстилки. Несложной была и одежда – набедренная повязка у мужчин и передник у женщин. В прохладную погоду набрасывали на плечи меховой плащ. На ногах носили мокасины, для которых нередко просто снимали чулком кожу с ног лошадей или гуанако и подшивали её снизу. Беда пришла с появлением европейцев-скотоводов. Воинственные и мужественные индейцы не подчинились пришельцам. Разгорелась длительная война, шедшая с переменным успехом. Только к 1883 году, после почти поголовного истребления индейцев, аргентинский скот смог спокойно пастись в пустынной пампе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы