Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хозяйство и культура Чёрной Африки



В Африке представлены две большие группы хозяйства – присваивающее и производящее. К первой группе относятся, например, саан (бушмены) в Южной Африке и пигмеи экваториальной Африки. У них сложился хозяйственно-культурный тип бродячих охотников пустынь и сухих саванн и бродячих охотников экваториальных лесов. Производящие типы хозяйства более разнообразны, и именно они характеризуют африканское хозяйство в целом. Здесь выделяются различные типы с преобладанием скотоводства либо земледелия.

В земледелии – по набору выращиваемых культур и способу ведения хозяйства – выделяются: 1) зона сухих саванн с производством зерновых; 2) зона экваториального пояса, где важнейшую группу культур составляют корнеплоды. В Африке распространены по преимуществу красноземные почвы с тонким плодородным слоем. Традиционным является подсечно-огневое, переложное земледелие. На залежах производится выпас стад, принадлежащих соседям-скотоводам. Другое средство сохранения плодородия земли – одновременное высаживание на поле культур, взаимодополняющих друг друга: кукурузы и бобовых, сого и камышевидное просом и т.п.

Расчисткой новых полей в Африке занимаются мужчины. Все остальное делают на поле женщины. Они занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих растений, употребляемых в пищу как приправы, используемых для приготовления прохладительных напитков, мазей и других лекарственных средств. Типичный представитель земледельцев сухих саванн – народ хауса в Западной Африке. Основные культуры этого пояса – зерновые.

В экваториальном поясе основа земледелия – это корнеплоды и клубневые (ямс, кассава – разновидность маниока). Большое место в хозяйстве занимает масличная пальма. В этих районах у мужчин больше работы – вырубка и выжигание леса под поля, корчёвка пней, расчистка участков. Но основная нагрузка, как и в саваннах, ложится на плечи женщин, Девочки уже с семи-восьми лет помогают матерям и старшим сёстрам работать в поле. В экваториальной зоне, как правило, получают по два урожая в год.

Рацион питания земледельческих народов сухих саванн состоит из блюд, приготовляемых из зерновых, Главные из них – каши: жидкая просяная фура и более густая туво из сорго или риса. В каши добавляют острые приправы и подливы – с солью чесноком, жгучим перцем (пили-пили), томатами и пряностями. Из пшеничной, просяной и кукурузной муки пекут лепёшки и хлеб (уплощённой формы). Народы саванн очень любят фуфу – шарики из варёного риса, которые едят с овощными или мясными соусами и подливами. У земледельцев экваториального пояса место зерновых занимают клубневые (ямс, маниок) Некоторые их виды содержат ядовитые вещества, поэтому их долго вымачивают, разминают до тестообразного состояния и только потом варят. Из маниока готовят муку-тапиоку, используемую для приготовления лепёшек или густой каши, которую едят с соусами, курицей, мясом или рыбой. В пищу употребляют и дичь, добытую на охоте В случае недостатка животной пищи охотно используют для еды сушеных насекомых (кузнечиков, саранчу, муравьёв)

Скотоводческие народы Чёрной Африки разводят крупный рогатый скот, коз и овец. В прошлом почти все они были кочевниками. К таким народов относятся: фульбе в Западной Африке, тсвана, зулу, кой-коин (готтентоты) в Южной, масаи и другие нилотские народы – Восточной. Перекочёвки связаны с погодными сезонами и перемещениями мухи цеце. Сейчас кочевой образ жизни сохраняют только немногие народы, большинство же сочетает скотоводство с земледелием.

Большинство африканцев перешло от кочевого скотоводства к отгонному. По окончании сезона дождей и сбора урожая скотоводы угоняют свои стада к югу, где проводят сухое время года. На этот период строятся временные жилища, а в основных поселениях остаются старики, женщины и дети. С началом дождей мужчины-пастухи возвращаются на север, стараясь успеть домой к началу полевых работ. Стада на это время мужчины оставляют на попечение юношей, а сами занимаются подготовкой полей. С окончанием сезона дождей они вновь отгоняют скот на южные пастбища.

Скот для скотовода – главная ценность; его количество определяет место человека в обществе. Так как скот – очень большая ценность, пищу скотовода-африканца составляет молоко, молочные продукты, а также продукты земледелия, которые раньше выменивали у земледельцев, а теперь многие выращивают сами. Режут скот очень редко: обычно по поводу свадьбы, рождения детей, посещения наиболее уважаемых гостей.

Скотоводы – искусные кожевники. Они изготовляют большие кожаные сумки, переплёты для книг, пояса, сёдла, высокие сапоги для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей. Кожевники хауса тонко выделывают сафьян, Из бычьей кожи изготавливают также плотные, но очень тонкие, почти прозрачные сосуды танду (для мёда и масла), коробочки, футляры. Лучшие ткачи Западной Африки также хауса. Раньше они снабжали своими тканями весь окрестный регион, вывозили их в Северную Африку. Ткачество – ремесло мужское, Для окраски используются растительные красители: индиго, лимонный сок, корни и стебли некоторых видов тростника. В Западной Африке использовали горизонтальный ткацкий станок, в Центральной – вертикальный. В экваториальной зоне для ткачества широко использовали волокна из листьев и черешков пальмы-рафии.

Жилища африканских народов разнообразны. Их типы зависят от характера хозяйственной деятельности, культурно-этнических традиций, доступных строительных материалов, Кочевники возводят лёгкие переносные жилища, крытые шкурами или циновками. Жители полупустынь, земледельцы и полуоседлые скотоводы используют для строительства глину, камень и ветви кустарников; в зоне саванн для возведения жилищ чаще употребляют древесину, а для их покрытия – стебли проса, хлопчатника и других растений. Основные материалы для строительства жилищ в лесных районах – это пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых растений. Тяжёлую работу по возведению дома выполняют мужчины, а остальное (покрытие жилища листьями и соломой, обмазка стен, украшение) – женщины. Семья занимает комплекс из нескольких хижин..

Жилища у многих народов Западной, Центральной и Южной Африки – это круглые хижины; у жителей гвинейского побережья и бассейна реки Конго хижины прямоугольные. Некоторые народы (группы хауса и ашанти в Гане, вагого в Восточной Африке) строят поставленные вплотную друг к другу замкнутые комплексы помещений. Двери всех хижин выходят во внутренний двор, а вход располагается в особой проходной хижине. Скотоводы юга располагают жилища по кругу, образуя крааль с двором для скота в центральной части. Семья обычно занимает несколько хижин – для женщин с маленькими детьми, для подростков мужского и женского пола, для хозяйственных нужд. В помещениях обычно только спят и укрываются от непогоды, а вся жизнь проходит на воздухе. Во дворе располагается и очаг, на котором готовят пищу.

Охотничье-собирательским хозяйством в Африке занимаются пигмеи и саан (бушмены). Пигмеи живут в экваториальных лесах Центральной Африки. Они владеют искусством охоты вдогон(путём преследования дичи), но также используют множество разных ловушек. Охота – дело мужчин. Женщины занимаются собирательством, которое даёт до 70% всей потребляемой пищи. Они собирают ягоды, коренья, насекомых, а также мёд, лекарственные растения, обмениваемые на зерно, ткани, утварь у соседей-земледельцев. Пигмеи ведут полукочевую жизнь. Они знают лишь коллективную собственность. В стойбище вся добыча делится между всеми. Пигмеи очень внимательно относятся к природе: не позволяют себе рубить большие деревья, загрязнять проточную воду, убивать животных больше, чем нужно для пропитания. Сейчас жизнь пигмеев осложнена тем, что почти во всех странах их земли оказались в национальных парках, где охота на крупных животных запрещена. В Камеруне и Конго власти пытаются вовлечь пигмеев в современную жизнь.

Саан (бушмены) приспособились к жизни в полупустынях и пустынях Южной Африки. Они выносливые охотники. Саан охотятся с луком и стрелами. Лишь недавно они сменили каменные наконечники для стрел на стекло и железо, вымениваемые у соседей-земледельцев. Женщины занимаются собирательством семян, плодов, съедобных кореньев, диких дынь. У саан не было жилищ: они укрывались в кустарниках, делая заслоны от ветра (отсюда происходит название: бушмены – люди кустарников). В песках Калахари они живут группами по 50 – 150 человек. В сухое голодное время они разбиваются на семейства по 10 – 12 человек: так легче прокормиться. Саан умеют найти воду в самых безводных местах.

Некоторые народы Чёрной Африки ( малинке – Западной, зулу – Южной Африке и ряд других имели в прошлом ранние государства или союзы племён. Другие этнические группы жили родоплеменным строем.. Почти у всех народов существовали и во многих случаях сохраняются большие семьи – кланы, общинная собственность. Африканская община, по представлению её членов, включает в себя не только ныне живущих людей, но и предков. Родство чаще считается по отцовской линии. Но по гвинейскому побережью и в центре материка есть народы, ведущие счёт родства и по материнской линии. Главой семьи у них считается дядя – брат матери, а не отец. Дети старше десяти лет уходят жить к братьям матери, а их место занимают племянники – дети сестры. В наши дни материнский счёт родства вытесняется отцовским. Свадьба – результат договора родственников. Отец (если счёт родства ведётся по отцу) или дядя ( в случаях материнского родства) жениха выплачивает выкуп за невесту. Скотоводческие народы платят скотом, земледельцы и горожане – всё чаще деньгами. Во многих странах существует полигамия – мужчина имеет право иметь несколько жён. Каждая из них обычно имеет собственное жильё и хозяйство. Существует обычай экзогамии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь