Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народы Западной, Северной, Центральной и Южной Европы⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Человек на территории Европы появился ещё в нижнем палеолите. Первоначально были заселены южная и центральная Европы. В период верхнего палеолита на территории Европы уже жили люди, принадлежавшие к современному виду человека. В эту эпоху люди заселили почти всю Европу, кроме её самой северной части. В мезолите была заселена и северная часть Европейского континента. На каких языках говорили древнейшие обитатели Европы, неизвестно. От древнейших неиндоевропейских языков в Западной Европе сохранился лишь язык басков.. Из индоевропейцев в Европу раньше всего проникли племена пеласгов, эллинов, затем италийские и кельтские племена. В Римской империи (конец 1 в. до н.э. – 2-я половина 5 в. н.э.), в её западной части, происходила массовая романизация (от названия Roma – Рим) европейского населения. Завоёванные римлянами народы перенимали культуру и язык завоевателей – латынь, однако, латынь смешивалась у них с местными языками ( в основном кельтскими), отчасти искажаясь, отчасти приобретая новые формы. Так возникла вульгарная (народная) латынь, которая дала начало современным романским языкам. В современной Европе насчитывается несколько десятков разных народов, однако, этнический состав её населения менее сложен, чем в других крупных регионах мира, поскольку почти все европейские народы относятся к одной – индоевропейской – языковой семье. Самые крупные ветви этой семьи – романская, германская и славянская. К романской ветви индоевропейской языковой семьи относятся испанцы, португальцы, галисийцы, каталонцы, андоррцы, французы, валлоны, франко-швейцарцы, монегаски (коренные жители Монако), итальянцы, румыны и др. Народы германской языковой группы живут на севере, северо-западе и в центре Европы. В настоящее время германская группа подразделяется на две подгруппы – западную и северную. На языке западногерманской подгруппы говорят немцы, австрийцы, лихтенштейнцы, германо-швейцарцы, эльзасцы, люксембуржцы, голландцы, фламандцы, англичане, шотландцы. К этой же группе обычно относят живущих в Европе евреев, поскольку раньше большая их часть говорила на языке идиш, близком к немецкому. В северо-германскую, или скандинавскую, подгруппу входят шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, и датчане. В Европе представлены также две самостоятельные ветви индоевропейской языковой семьи, к которым относятся языки греков и албанцев. Представители индоиранской ветви – цыгане. Три этноса Европы – венгры, саамы (лопари), финны принадлежат к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Мальтийцы относятся к афразийской языковой семье. Один коренной народ Европы – баски – в языковом отношении занимает изолированное положение. Язык басков не удалось отнести ни к одной языковой семье. В настоящее время в Европе представлены довольно многочисленные группы иммигрантов (арабы, берберы, турки, курды, индийцы, пакистанцы и др.). Кроме того, для Европы характерны внутри региональные межгосударственные миграции, что делает этнический состав населения стран ещё более пёстрым. В расовом отношении современное население Европы однородно: за исключением саамов, которые по своему физическому облику занимают промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, основное население Европы относится к европеоидной расе. Среди европеоидов можно выделить три группы антропологических типов: северную, южную и переходную. Для северной группы характерны светлые волосы, светлая кожа и голубые, серые или синие глаза. К ней относятся шведы, норвежцы, датчане, финны, часть англичан, голландцы, северные немцы и ряд других народов севера Европы. У представителей южной группы тёмные волосы, сравнительно смуглая кожа и чёрные глаза. К ним относятся: испанцы, португальцы, итальянцы (кроме северных), румыны, албанцы, греки и др. Большая часть народов Европы принадлежит к переходным расовым типам, представители которых по своим расовым признакам занимают промежуточное положение между северной и южной группами. Они шатены, кожа у них несколько темнее, чем у представителей северной группы, но не такая смуглая, как у народов, живущих на юге. Цвет глаз у представителей переходной группы варьируется: у них встречаются голубые, серые, синие, зелёные, карие глаза. К переходной группе относится большинство французов и немцев, северные итальянцы, население Бельгии и Швейцарии, австрийцы, венгры. Преобладающей религией народов Европы является христианство, представленное здесь своими основными направлениями: католицизмом, протестантизмом разных течений и православием. Католицизма придерживается большинство населения в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Ирландии и некоторых других. Крупнейшие течения протестантизма в Европе – это лютеранство, англиканство и кальвинизм. Лютеранство исповедует большинство жителей Германии и подавляющее большинство населения Скандинавских стран и Финляндии. Англикане составляют свыше половины населения Великобритании. Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов и Шотландии. Православия придерживаются греки, румыны, и часть албанцев. В Европе имеется также одна страна – Албания, где самой крупной религиозной группой являются мусульмане. В крупных европейских городах имеются также иудейские общины. В прошлом основными занятиями европейцев были земледелие и животноводство. Эти виды хозяйства сохраняются в Европе и ныне. Важнейшими сельскохозяйственными культурами в северных районах Европы являются ячмень, рожь, овёс, а в центральных – пшеница, рожь, сахарная свёкла. На юге Европы помимо пшеницы и ржи выращивается завезённая из Америки кукуруза, в некоторых районах культивируется также рис. Широко распространилась в Европе и такая культура, как картофель. В Европе издавна были развиты садоводство и огородничество. Из технических культур на севере Европы выращивают лён и коноплю, на юге – хлопчатник и табак. Во многих странах, особенно в Голландии, Дании, Германии, Англии, развито цветоводство. Важную роль в хозяйстве большинства народов Европы играет животноводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот. Животноводство ориентировано на производство молока и молочных продуктов. В прибрежных районах очень развито рыболовство. В сочетании с добычей других морепродуктов: креветок, устриц, мидий. Особенно большое значение оно имеет у норвежцев и исландцев. Со времён средневековья существовало высокоразвитое ремесло, на базе которого позднее сформировалась разнообразная промышленность. У саамов развито тундровое оленеводство т рыболовство. В настоящее время в большинстве стран Европы резко преобладает городское население. Среди европейских городов есть очень древние: Рим, Афины, Париж, Лондон, Кёльн. В старых городах, как правило, сохраняется их историческая часть, сосредоточены наиболее древние исторические памятники, придающие каждому городу уникальность и самобытность. Для Европы характерна большая концентрация населения в самых крупных городах, в которые входят и прилегающие к городу населённые пункты. Среди сельских поселений имеются как многодворные, так и однодворные. Однодворные поселения – хутора – чаще всего встречаются в горных районах Франции, на севере Испании, на севере Италии, на северо-западе Германии, западе Англии и в Норвегии. Многодворные сельские поселения различаются по своей застройке, В Центральной и Южной Европе преобладают деревни кучевого плана, когда дома и прилегающие к ним усадьбы расположены в беспорядке, улицы кривые и запутанные. На востоке Германии имеются также круговые деревни, Дома в такой деревне строятся вокруг площади и обращены к ней своими фасадами. Кое-где на западе встречаются уличные деревни, хотя этот тип поселений более характерен для восточноевропейских народов. В Европе можно встретить и рассеянные, или разбросанные, деревни, представляющие собой нечто среднее между группами однодворных хуторов и многодворными деревнями. Они распространены в Западной Европе. В данном регионе Европы распространено несколько типов сельских жилищ. Для юга Европы характерен средиземноморский дом. Это двухэтажное, реже трёхэтажное, каменное здание. Внизу здания располагаются хозяйственные, наверху – жилые помещения. Крыша такого дома двускатная, черепичная. В таких домах живут испанцы, южные французы, южные итальянцы. На севере Италии, в гонных районах Швейцарии и Австрии, на юге Германии наиболее распространённым является так называемый альпийский дом. Он также двухэтажный, его нижняя часть каменная, а верхняя – деревянная, срубная, с галереей. Крыша у такого дома тоже двускатная, держится на продольных балках. Жилые помещения располагаются на обоих этажах, хозяйственные – только на первом. На большей части Франции и Нидерландов, в Бельгии, Великобритании, Центральной Германии, равнинных районах Австрии и Швейцарии распространены дома западного среднеевропейского типа. Один из его вариантов – верхненемецкий дом. Это постройка в один-два этажа – кирпичная или с каркасом из деревянных перекрещивающихся балок, промежутки между которыми заполняются разнообразным материалом (глина, бутовый камень, кирпич и т.д.). В Скандинавии и Финляндии распространены одноэтажные срубные жилища. Североскандинавский дом состоит из отапливаемого жилого помещения, не отапливаемых сеней и коморы. В южноскандинавском доме к отапливаемому жилому помещению с двух сторон примыкают холодные сени. Паннонский дом, распространённый в Венгрии, представляет собой одноэтажные глинобитные сооружения с соломенной крышей. Вдоль дома делается галерея на столбах. Традиционная пища в разных частях Европы заметно различается. На юге Европы едят пшеничный хлеб, на севере, наряду с пшеничным, широко распространён ржаной. На севере используют в основном животное масло, на юге – растительное. Из напитков в Великобритании, Ирландии, а также Нидерландах предпочитают чай, в других странах – кофе, причём в Центральной Европе его пьют обычно с молоком или сливками, а в Южной Европе – чёрный. В южных странах утром едят мало, а в северных странах – завтрак более плотный. На юге употребляют больше фруктов. В прибрежных районах значительное место в рационе занимают рыба и другие морепродукты. Характерные особенности отличают пищу каждого народа данного региона. Так, французы по сравнению с другими европейскими народами употребляют в пищу большее количество хлебобулочных изделий. Для приготовления закусок, первых и вторых блюд французы используют много овощей, корнеплодов и клубнеплодов: картофель, разных сортов лука, капусты и салатов, стручковой фасоли, шпината, помидоров, баклажанов. Очень популярны спаржа и артишоки. По сравнению с другими народами Европы они меньше используют молока и молочных продуктов, если не считать сыра. Насчитывается не одна сотня сортов французского сыра, среди которых весьма популярен мягкий сыр с внутренней зелёной плесенью – рокфор и мягкий сыр с внешней плесенью – камамбер. Излюбленными традиционными блюдами французов являются бифштекс с жареным во фритюре картофелем., рагу под белым соусом бешамель. Из первых блюд особенно распространён луковый суп с сыром. Деликатесами французской кухни считаются устрицы, улитки и поджаренные задние лапки больших лягушек. Французы занимают первое место в мире по употреблению виноградных вин. Вино подают к столу дважды в день – на обед и ужин. Излюбленным кушаньем итальянцев являются макаронные изделия, все блюда из которых называют пастой. Пату готовят с томатным соусом, маслом и сыром или мясом. К пасте часто подают фасоль, горох, цветную капусту. Значительное место в рационе итальянцев занимает сыр. Традиционными его сортами являются пармезан (твёрдый сухой сыр), моцарелла(сыр из молока буйволиц), пекорино (солёный сухой сыр из овечьего молока). Итальянцы едят также ризотто – плов с ветчиной, твёрдым сыром, луком, креветками и грибами, поленту – густую кукурузную кашу, которую перед подачей на стол режут на куски. Из специй и приправ итальянцы предпочитают маслины, каперсы (почки одноименного растения), цикорий и мускатный орех. Англичане едят довольно много мяса (говядину, телятину, баранину, нежирную свинину). Самыми популярными блюдами из мяса считаются ростбиф и бифштекс. К мясу обычно подают томатный соус, пикули (мелкие маринованные овощи), картофель и овощи. Традиционным кушаньем англичан являются также разнообразные: мясные, крупяные, овощные (их подают в качестве вторых блюд), а также сладкие фруктовые. Утром англичане, любят есть жидкую овсяную кашу (порридж) или пшеничные (кукурузные) хлопья с молоком. Излюбленным праздничным блюдом англичан является рождественский плам-пудинг из сала, хлебных крошек, муки, изюма, сахара, яиц и различных пряностей. Его обливают ромом, поджигают и пылающим подают на стол. Для немцев характерно употребление в пищу всевозможных колбас, сосисок и сарделек. Весьма распространённое блюдо – сосиски с тушеной квашеной капустой. Популярен также картофельный суп с сосисками и гороховый с колбасой. Немцы готовят также разнообразные блюда из свинины и птицы. Овощи обычно едят в отварном виде. Популярен вареный горох, бобы, картофель. Немцы готовят много блюд из яиц: яйца фаршированные, запеченные, яичницу, омлет. Любят немцы и различные бутерброды. Традиционный напиток немцев – пиво. Основу пищи скандинавских народов составляют рыба и морепродукты. Рыбные блюда на столах датчан, шведов, норвежцев, исландцев бывают почти ежедневно. Датчане любят сельдь, макрель, угря, камбалу и лосося в отварном или солёном виде. Копчёная и вяленая рыба распространена меньше. Популярное блюдо норвежцев – сельдь с картофелем. Они также едят жареную треску, камбалу, палтуса. Любимое же их кушанье – клипфикс – высушенная на скалах обезглавленная треска. Очень распространены у скандинавских народов бутерброды. В Дании бутерброд даже называют королём кухни. Разных бутербродов здесь насчитывают до 700 видов: от простого ломтика хлеба с маслом до так называемого многоэтажного бутерброда, именуемого «любимым бутербродом Ганса Христиана Андерсена». Такой бутерброд состоит из нескольких ломтиков хлеба, перемежающихся несколькими прослойками бекона, помидоров, печёночного паштета, студня и белого риса. Едят его, снимая один слой за другим. Многоэтажные бутерброды готовят также с использованием различных морепродуктов. Заметное место в скандинавской кухне занимает молоко. Скандинавские народы любят пить свежее молоко, из молока готовят различные каши и супы, им запивают блюда из картофеля, из него делают кисломолочные продукты. В настоящее время в Западной, Центральной, Северной и Южной Европе повсеместно распространён европейский городской костюм, родиной которого была Великобритания. У мужчин этот костюм составляют брюки, рубашка с длинными рукавами и пиджак, у женщин – юбка, блузка с рукавами и жакет. Такой костюм распространился в 19 в. Отдельные элементы традиционной одежды продолжат бытовать, причём не только в сельской местности, но и в городах. Так, в городах Шотландии мужчины нередко носят национальные клетчатые юбки (килт). Самыми отмечаемыми праздниками у жителей Европы являются Рождество Христово и Пасха, причём у католиков и протестантов главным считается Рождество, а у православных – Пасха. На Рождество принято наряжать елку. Этот обычай возник во второй половине 18 в. в Эльзасе. На Рождество принято делать друг другу подарки. Детям подарки кладут либо в обувь под кроватки, либо в специальный чулок, считается, что их принёс Рождественский Дед (англичане и немцы называют его Санта-Клаусом, французы – Пер-Ноэлем, итальянцы – Баббо Натале). Рождество обычно празднуется в кругу семьи. В отличие от него Новый год часто отмечается в кафе.
Западные и южные славяне
Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи. К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки и лужицкие сербы. К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев и герцеговинцев. В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм – малых рас. Так, словенцы, чехи, словаки могут быть отнесены к альпийскому типу. Западные и южные славяне в большинстве своём исповедуют христианство различных направлений – православие, католицизм, протестантизм, униатство. Православие исповедуют сербы, большинство болгар, черногорцев и македонцев; католицизм – поляки, хорваты словенцы, большинство чехов, словаков; протестантизм – некоторая часть чехов, словаков и лужичан; униатство – отдельные группы населения Польши и Словакии. Славяне с давних пор были оседлыми земледельцами и скотоводами. Но им свойственны и другие виды деятельности: охота, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы и др. Славяне сеяли просо, пшеницу, овёс, ячмень. У южных славян шире всего были распространены пшеница и с 17 в. кукуруза. В Польше, Чехии, Словакии выращивание кукурузы началось в 19 в. В это же время стала выращиваться гречиха. Из бобовых издавна выращивали горох, бобы, чечевицу, фасоль. Эти культуры возделываются в этих странах и в настоящее время. Их технических культур славяне издревле возделывали лён и коноплю. В 17 в. в Болгарию турками был завезён табак. Второй специфической для Болгарии культурой была масленичная роза, завезённая из Малой Азии. Её разводили с целью получения ценного парфюмерного сырья – розового масла. На Балканах получило развитие шелководство и разведение тутового шёлкопряда. Шелковичных червей в этих местах разводили ещё во времена Византийской империи. В 17 – 18 вв. началось массовое насаждение тутовых деревьев. Издавна на баканах практиковалось виноградарство и виноделие. Югославянские вина широко экспортируются и пользуются спросом на международном рынке. Южные и западные славяне издавна разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и домашнюю птицу. У южных славян в качестве тягловой силы в прошлом использовались волы и буйволы. В конце 19 веке в животноводстве произошли значительные изменения. Снизилось значение отгонного овцеводства, разведения коз и волов. Заметно выросло свиноводство и разведение лошадей. С древних времён большое развитие у славян получило пчеловодство – особенно в лесных районах Польши, в Карпатах и на Балканах. Охота у зарубежных славян имела второстепенное значение, хотя служила одним из видов спорта. Одним из традиционных занятий у южных и западных славян было рыболовство. Издавна здесь существовали рыболовецкие артели, арендовавшие у феодалов право на ловлю рыбы за часть добытого улова. В Польше, Чехии, Словакии, странах Балканского полуострова рыболовецкие артели, кооперативы и государственные рыбные предприятия широко распространены и сегодня. Одним из наиболее распространённых видов хозяйственной деятельности у зарубежных славян стало домашнее ткачество. Главным сырьём для него служили конопля и шерсть. На основе славянских и античных традиций развивалось керамическое производство., для которого было характерно красочное, художественное оформление изделий. Традиционным народным промыслом стала обработка дерева. Традиционное сельское жилище в центральноевропейских и балканских славянских странах отличалось большим разнообразием типов. Южнославянский тип, имевший много подтипов, бытует на Балканах. Для него типично наличие кышты – комнаты с открытым очагом типа камина. Кроме неё, в таком доме имелось одно, а чаще – два жилых помещения. Для этого типа характерна галерея, расположенная под навесом крыши и опирающаяся на столбы. В комнате с очагом непременно был водник – место у стены, где вешались вёдра, держали посуду, ложки. Рядом стоял ларь с мукой и другими припасами. Ели за низким круглым столиком, сидя на низеньких трёхногих табуретках. Спали на скамьях вдоль стен или на полу. В равнинных местностях Балканского полуострова строительным материалом в 19 в. служили глина и камень. Глинобитные постройки возводили двумя способами. В одних случаях стены наращивали постепенно, выкладывали их, слой за слоем, из смеси глины с мякиной и соломой (такая смесь называется саман). Более сложным было набивание глины в дощатую опалубку, которая после высыхания стены удалялась. Строили дома и из обожжённого кирпича. Подобные постройки встречаются также у западных славян. Восточный среднеевропейский тип распространён у поляков, чехов, словаков, лужичан. Это срубный или каркасный «подсеневый» дом. Своё название он получил от пристроенного с торцовой стороны навеса – подсеней, опирающегося на несущие столбы. Углы сруба скреплялись самыми разными способами: « в остаток», « в замок», «в гладкий угол», «на шип». Конструкция крыши чаще всего была стропильной, двускатной или четырёхскатной. Покрывали её дранкой или соломой. Современное сельское жилище южных и западных славян значительно отличается от традиционного. Повсеместно прослеживается унификация планировки. Жилища обставлены городской мебелью фабричного производства. Усиливается дифференциация функций помещений, что свидетельствует о развитии народного быта. Основу женского и мужского костюма у зарубежных славян в прошлом составляла рубаха из домотканого льна или конопляного полотна. Наиболее архаичной была рубаха туникообразного покроя с наплечными вставками. В Черногории и Болгарии рубаха имела вырез на груди и вышивку по вороту и рукавам. Рубахи шились длинными и короткими. Разнообразием форм и фасонов отличалась верхняя одежда южных и западных славян (полушубки, кафтаны, накидки). Древнейшей её разновидностью можно считать несшитую плащевидную одежду, сохранившуюся до наших дней в костюме болгарских и черногорских горцев, у некоторых групп хорватов, поляков, лужичан. Многообразием местных форм отличались и головные уборы мужчин и женщин. Девушки летом ходили с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или две косы. Старинные женские головные уборы были сложны и даже причудливы: двурогие, однорогие, в виде цилиндра, усечённого конуса. Повсеместно носили шапки, отороченные мехом, платки, косынки, чепцы. Разнообразны были и типы традиционной обуви – кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на деревянной подошве. В некоторых районах Болгарии, Сербии, Боснии, Герцеговины, Черногории на покрое одежды заметно сказалось турецкое влияние. Жители этих мест переняли у турок женские шаровары, мужские красные фески, головные полотенца, суконные шапочки, повязываемые сверху платком. Ещё в конце 19 – начале 20 вв. у славян существовали два типа семьи: малая и большая. Большая семья у славянских народов представляла собой коллектив родственников численностью до 30 и даже 50 и более человек. В организации хозяйства, домашнем быту, обрядовом поведении соблюдалась строгая иерархия, Она проявлялась в главенстве старшего мужчины, в подчинении младших братьев старшим. Старший из мужчин, владелец семейного имущества, был хозяином в доме. Почётное место в доме принадлежало и хозяйке. Она распоряжалась всеми домашними работами и распределяла их между женщинами семьи. В самом тяжёлом положении находилась младшая невестка: она выполняла самую трудную работу, Дети с самого раннего возраста приучались к труду, к беспрекословному послушанию и уважению старших. Браки у южных и западных славян прежде заключались. Как правило, по воле родителей. Большую роль в этом играл экономический фактор. Свадьбы чаще всего устраивались осенью после уборочных работ. а также весной во время масленицы. Серьёзным препятствие к браку могли служить конфессиональные различия. Во время предварительных переговоров жених вместе с посредниками – близким родственниками жениха – выясняли его «шансы» и степень достатка невесты. Спустя несколько недель устраивались смотрины девушки. При благоприятном исходе сватовства следовали сговор и помолвка, во время которой решались все вопросы, связанные с браком и приданым молодым. Последние обменивались кольцами и полотенцами. Во время сговора кое-где руки молодых клали на хлеб и торжественно соединяли. На свадебный пир приглашали жителей деревни, В свадебной церемонии участниками свадебного поезда жениха были неженатые мужчины, а свадебного поезда невесты – девушки. Большая роль на свадьбе принадлежала старшей свахе. Руководил церемонией староста – уважаемый всеми женатый человек. При подъезде молодых после церковного венчания к дому молодого мужа свекровь осыпала их зерном, цветами, что должно было способствовать их богатой и красивой жизни. Новобрачная входила в дом по белому полотенцу и подходила к очагу, прикосновение к которому означало приобщение к новому делу. У южных и западных славян встречались и другие формы брака. Например, соединение молодых людей без согласия родителей невесты. В этом случае девушка, предварительно сговорившись с парнем, уходила к нему из дома. В его доме устраивалась скромная свадьба. После этого молодая жена просила прощения у своих родителей. У зарубежных славян имело место и умыкание невесты. Если девушка не отвечала парню взаимностью, он вместе со своими товарищами мог её похитить. Культурное единство и историческая общность зарубежных славян проявляется прежде всего в народных обычаях. Центральное место среди зимних праздников у славянских народов Европы занимают рождественские праздники. Очень торжественно отмечали сочельник.К рождественскому сочельнику в избу вносили снопы разных злаков и ставили их по углам, оставляя там до праздника. Трёх королей (6 января) Под скатертью праздничного стола расстилали сено или солому. Все эти действия совершались для получения обильного урожая в новом году. В течение всего рождественского цикла большое значение придавалось количеству блюд на праздничном столе. Считалось, что чем больше их будет, тем больше оснований рассчитывать на достаток в доме в наступающем году. Самое яркое явление во всей весенней обрядовой традиции – праздник проводов зимы и встречи весны. У западных славян он известен как мясопуст, запусты, у южных он именуется бела сирна неделя, у восточных называется масленицей. Содержание летник праздников – например, Иванова дня (24 июня) – состояло в защите урожая от стихийных бедствий и скота от болезней. Характерны обряды, направленные на вызывание дождя. Так, у южных славян в деревне выбирали самую красивую девушку (или самого красивого парня), надевали ему или ей на голову венок и поливали водой. Эта ритуальная процессия ходила из дома в дом. Среди осенних праздников у зарубежных славян одним из самых почитаемых был «праздник урожая». У южных славян он называется дожинки, или обжинки. Этот древнейший земледельческий праздник приходится на август – сентябрь, он сопровождается магическими действиями и обрядами, призванными сохранить выращенный и обеспечить будущий урожай. Содержание многих обрядов в наши дни значительно изменилось. Они теряют свой первоначальный магический и религиозный смысл, но не перестают быть семейными и общественными.
Народы Прибалтики Прибалтику населяют три крупных народа: литовцы, латыши, эстонцы. В антропологическом отношении все они принадлежат к европеоидной расе. Среди латышей и особенно эстонцев преобладают светло-пигментированные типы. По языку прибалтийские народы делятся на две группы. Языки литовцев и латышей составляют небольшую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков угро-финской группы уральской семьи. Он близок карельскому и финскому. Прибалтика была освоена человеком с древнейших времён. Этническая принадлежность её первого населения неизвестна. В эпоху бронзового века в южных районах Прибалтики распространились пришедшие с юга и юго-востока племена, знавшие земледелие, скотоводство и металлургию бронзы. По своему антропологическому типу они были ярко выраженными европеоидами. Считают, что они говорили на индоевропейских языках. Осев в Прибалтике они постепенно ассимилировали местное неолитическое населении. Северные районы Прибалтики занимали продвинувшиеся с востока племена финно-угорского происхождения. С этого времени прослеживается чётко археологическая граница, проходившая по Северной Латвии и делившая Прибалтику на две культурные области. К северу от этой границы шло формирование прибалтийских финнов – предков эстонцев, ливов, води, которые упоминаются на страницах начальной русской летописи. К югу от указанной границы складывались летто-литовские племена, занимавшие более обширную территорию и находившиеся в постоянных, этнокультурных контактах с восточными славянами. К концу 1 тыс. н.э. образовался ряд территориальн0-племенных группировок, положивших начало современным литовцам и латышам. В состав латышей вошли известные летописцам земигола, летьгола, корсь и селы; в состав литовцев – жмудь и аукштайты. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в 13 в. свою государственность.В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики в народность, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской нации. Древнейшими занятиями народов Прибалтики были земледелие, скотоводство и рыболовство. Основными зерновыми культурами на севере служат рожь и ячмень, в более южных районах – пшеница. Выращивают также овёс. Из технических культур на севере преобладал картофель, на юго-западе – лён. Животноводство хотя и уступало земледелию, но было распространено весьма широко. Особенно было развито разведение крупного рогатого скота., ориентированное на молочное и молочно-мясное производство, и свиноводство. Современное сельское хозяйство основано на многопольном севообороте и фермерской системе трудовых отношений. В прибрежных районах Латвии и Эстонии основным занятием служило рыболовство. Рыбаки были самой бедной группой населения, им приходилось постоянно заниматься теми или иными дополнительными промыслами. Издавна народов Прибалтики, особенно литовцы, занимались добычей и обработкой янтаря. Как свидетельствуют летописи, уже около 50 г. до н.э. римляне покупали янтарь у местного населения. В сельской местности с древнейших времён были распространены деревни (кучевого и уличного плана) и однодворные поселения типа хуторов. Число последних стало расти после отмены крепостного права и особенно в 20-е гг. 20 века. В Прибалтике существует целый ряд городов, которые имеют древнюю историю, прежде всего столицы прибалтийских государств. Крестьянское жилище народов Прибалтики за время своего существования претерпело значительные изменения. В феодальный период в Прибалтике бытовало несколько типов крестьянских жилищ. В Эстонии и Северной Латвии существовали жилые риги, представлявшие собой высокие срубные постройки с соломенной крышей и печью, топившейся по-чёрному. Осенью в риге сушили снопы. В восточных районах Латвии и Литвы крестьянское жилище не отличалось о жилища соседнего русского и белорусского населения и состояло из избы с русской печью, холодных сеней и клети. На западе Литвы и Латвии в середине жилища находились отапливаемые сени, по бокам которых располагались жилые помещения. Традиционная одежда народов Прибалтики свою законченную форму приобрела в феодальный период. Она целиком изготовлялась из тканей домашнего производства. У всех трёх народов сложилось по нескольку комплексов традиционной одежды, характерных для определённых местностей. Основу женского костюма у эстонцев в древний период составляла туникообразная рубаха, несшитая поясная одежда, передник и полотенчатый головной убор. Ворот рубахи закалывали подковообразной фибулой. В 18 – 19 вв. эта одежда испытала сильное западноевропейское влияние. На смену ей пришли полосатые юбки, короткие пышные кофты и головные уборы разных типов. Женская одежда латышей и литовцев имела много общих черт. Женщины носили рубахи разного покроя с длинными рукавами, юбки, передники, безрукавки в виде лифа, наплечные покрывала, полотенчатые головные уборы, чепчики. Мужской костюм прибалтийских народов во многом напоминал одежду немецкого городского населения. Его основу всюду составляла полотняная рубаха, короткие или длинные штаны, куртка. Верхнюю одежду подвязывали шерстяным или кожаным поясом. С середины 19 в. среди населения Прибалтики постепенно распространяется женский городской (европейский) костюм, и к концу 19 – началу 20 в. во всём регионе у женщин господствует городская одежда. У мужчин традиционная одежда была вытеснена городским костюмом – в середине 19 в. Для народов Прибалтики уже давно характерна малая семья, состоящая из супругов и их детей. Полновластным хозяином в семье был отец, впрочем, он оставался им только до тех пор, пока сохранял трудоспособность и мог управлять хозяйством. Затем власть переходила к старшему сыну, который обычно наследовал дом и земельный участок. Младшим сыновьям доставалась лишь небольшая доля имущества, дочери получали приданое. Нередко младшие братья становились, по сути дела, батраками в хозяйстве старшего брата.
Русский народ Великороссы - один из крупнейших народов мира и самый многочисленный народ Российской федерации. Его численность составляет 115 млн. человек. Всего же в мире проживают 146 млн. русских. Русские говорят на языке восточнославянской подгруппы славянской ветви индоевропейской языковой семьи, имеют русский алфавит, один из вариантов кириллицы. В русском языке различаются два основных наречия, различия между которыми преимущественно фонетические. В литературном русском языке и в северорусских говорах «г» произносится твёрдо, в южнорусских областях (в Воронежской, Белгородской, Орловской) – мягко, с придыханием, как в украинском. Северорусское население «окает», ясно произнося «о» в безударном положении, а южнорусское – «акает», отчётливо произнося «а». Ещё одно различие состоит в произношении окончаний третьего лица глагола: твёрдое «т» - в северорусских говорах (идёт, идут) и мягкое – в южнорусских (идёть, идуть). Исследователи выделяют также среднерусские говоры. К ним принадлежит московский говор, который лёг в основу русского литературного языка, который начал складываться в 14 – 15 вв. Русские являются представителями большой европеоидной расы. В северных областях преобладает атланто-балтийская малая раса. Она характеризуется высоким ростом и светлой пигментацией глаз и волос. В центральных районах Восточной Европы распространён восточно-европейский тип среднеевропейской расы – со значительно большей пигментацией, чем у северной группы. Население северо-восточной зоны относится к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской расы. У южных великороссов в антропологическом типе ощущается примесь средиземноморских и монголоидных элементов, являющихся результатами исторических контактов русских с носителями монголоидных расовых типов. У русских в восточных районах их расселения монголоидность выражена ещё сильнее. С конца 10 в. на Руси распространилось христианство в форме православия. Во второй половине 17 века в России возникло старообрядчество или раскол. Старообрядцы отличались наибольшим консерватизмом в отправлении религиозных культов и в быту. Так, они строго исполняли запреты на бритьё бороды и курение табака, общение с православными, признавшими реформу Никона. Основным занятием русских издавна было пашенное земледелие. Русские крестьяне употребляли разные виды орудий для обработки различных земельных участков: при распашке целины и залежей – тяжёлые плуги, для обработки старопахотных полей – более лёгкие орудия (среди н< Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3026; Нарушение авторского права страницы