Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТНОЛОГИИ



Всякая наука не только удовлетворяет потребность в познании, в постижении окружающего людей реального мира, накапливая о нем фактические сведения и объясняя его с помощью теорий и гипотез, но также играет существенную прикладную, практическую (прагматическую) роль: выявляет, указывает и обосновывает возможности таких социальных действий, с помощью которых могут быть достигнуты те или иные реальные цели. Сведения о соседних племенах и народах с древнейших времен, несомненно, практически использовались в межэтнических общениях. Известно также, что с возникновением в середине XIX в. этнологической науки материалы этой дисциплины время от времени фигурировали при обсуждении и решении политических и иных практических вопросов.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, постановка прикладных целей и задач в рамках самой этнологической науки, включение практических выводов и рекомендаций в состав планируемых исследовательских результатов - такая проблематика впервые выдвинута сторонниками функционалистского направления в течение первой четверти XX в. Несколько позднее, а отчасти синхронно с функционалистами (в то же время резко критикуя их теоретические и методологические принципы) практические задачи ставили и решали советские этнографы 20—30-х годов. Позднее прикладные этнологические исследования становятся обыденным явлением в мировой науке.

И хотя практика (известно, что теория ищет, но лишь практика находит подтверждение истины) как будто бы говорит о существенной роли прикладных этнологических разработок, тем не менее нельзя оставить без ответа вопрос: может ли общество сколько-нибудь существенно воздействовать на этнические или межэтнические процессы, в состоянии ли оно и, если да, то в какой мере, влиять на них? Иначе говоря: не иллюзия ли это (особенно в свете наблюдаемых жесточайших и, кажется, нескончаемых межэтнических конфликтов в разных регионах планеты), не напрасна ли надежда на возможность, желательность и благотворность управленческих решений и действий в сфере этнических процессов и межэтнических взаимоотношений?

Ответ на эти вопросы не может быть ни легким, ни простым. Управленческие воздействия в этнической сфере по сложности нисколько не уступают подобного рода акциям в любой другой области социальной жизни (экономике, администрации, культуре и т.п.), превосходя их по трудности исполнения, в частности, по причине отсутствия аппарата управления. Сложность усугубляется особой трудностью приобретения достоверной информации. Нет сомнения также, что при обсуждении данной темы следует с особой тщательностью отделять достаточно точные и правдивые данные, собранные и зафиксированные с соблюдением требований научной достоверности, от чрезмерно эмоционально окрашенных сообщений, основанных на " здравом смысле", обыденном сознании, включающем в свой состав *Ч негативные стереотипы по отношению к " этническому врагу". "

Имеются и другие трудности, в том числе научного характера. Известно, что чем более развита наука, чем полнее разработана ее теория, методология, методика и исследовательская техника, тем шире ее прикладные возможности, тем более она готова и способна выдвигать конструктивные практические идеи. Чем лучше изучены законы строения этноса в целом и его отдельных компонент, тем содержательнее могут стать прикладные исследования и разработки этнологов, эффективнее - их советы и рекомендации. И хотя в современную эпоху уровень развития этнологии не может считаться во всех отношениях оптимальным, тем не менее мобилизация и использование ее теоретико-методологических возможностей будучи теперь явно недостаточно востребованным, при более интенсивном привлечении к практической деятельности могли бы оказать во многих случаях значительную помощь и уж во всяком случае уберечь от существенных ошибок.

Ответ на поставленные выше вопросы в общей форме, каковы бы ни были трудности, возникающие на пути практического использования этнологических знаний, можно дать положительный. Да, этнические явления и процессы поддаются управленческим воздействиям и существуют социальные силы, средства и инструментарий, с помощью которых удается влиять в желаемом направлении на функционирование и развитие этих объектов.

Такие управленческие акции, однако, следует решительно отличать от произвольного и нередко злостного манипулирования социально-этническим сознанием отдельных этнических общностей (ведущих к кровавым вспышкам, националистическим погромам и т.п.). Когда речь идет о серьезных попытках управления этническими явлениями и процессами, то под этим подразумевается прежде всего научное знание реальных глубинных тенденций функционирования и развития этносов и создание на этой основе оптимальных условий для их развертывания и протекания. Оптимизация в рамках закономерности — вот принцип научного управления, не имеющий ничего общего с волюнтаристским произволом.

Одним из приемов прикладной этнологии, ранее других нашедших применение в практической жизни, является метод профессиональной экспертизы. Следует, впрочем, признать, что добросовестность такой экспертизы может в значительной степени зависеть от социально-политической ориентации экспертов. Ярким примером тому служит Мултанское дело (1892-1896 гг.) по обвинению группы крестьян-удмуртов в якобы совершении ими человеческого жертвоприношения. Приглашенный первоначально в качестве эксперта этнограф, отличавшийся консервативными взглядами казанский профессор И.Н.Смирнов, исходя из наличия, как он полагал, в фольклоре удмуртов следов (пережитков) человеческих жертвоприношений, пришел к выводу, что и в современную судебному процессу эпоху нельзя исключить возможности оживления этого пережитка.

Вывод, что и говорить, был предвзятым, содержал в себе не только историко-этнологическую и логическую ошибки, но и выглядел как прямое прислужничество перед государственным обвинением. И лишь при пересмотре дела, которое состоялось благодаря вмешательству российской демократической общественности (В.Г.Короленко, А.Ф.Кони и др.), и привлечении объективных и демократически настроенных экспертов-этнологов (С.К.Кузнецова и Г.Е.Верещагина) защите удалось добиться оправдания ни в чем неповинных людей.

Как уже говорилось выше, в 20-30-е годы использование этнологических (социально-культурно-антропологических) знаний получило заметное развитие. Известный ученый, один из основоположников функционалистского течения в этой науке, Б.К.Малиновский - выступал с лекциями перед чиновниками - администраторами британских колоний; некоторые из последователей Б.К.Малиновского и А.Р.Рэдклиффа-Брауна сотрудничали с колониальной администрацией, иные из них вносили предложения, направленные на улучшение положения колониальных народов. Российские этнологи немало сделали для приобщения народов Севера и Сибири к современным формам культуры (создание письменности на местных языках, внедрение гигиенических навыков и мн. др.); принимали деятельное участие в сложной и длительной кампании по преодолению обычая кровной мести у народов Северного Кавказа; участвовали в работах по составлению карт расселения народов страны и т.п.

Нужно, правда, с большим сожалением отметить, что уже в 30-е годы и позднее (в период сталинского автократизма и террора) не только прикладные исследования и разработки в области этнологии (этнографии) были прекращены, но и сама наука оказалась сведенной до уровня вспомогательной исторической дисциплины. И лишь в наше время - очень медленно и постепенно - прикладной этнологии удается заявлять о своих практических возможностях и служить делу взаимопонимания и сближения народов.

Задачи и возможности прикладной этнологии следует понимать широко и разноаспектно. Этнос - многокомпонентное социальное образование, и данные прикладной этнологии могут быть полезны в разных случаях и по разным поводам. Вот некоторые из них:

деятельность (теоретическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий;

обнаружение (прогнозирование) потенциальных межэтнических конфронтации и их предупреждение;

содействие формированию государственной и(или) общественной этнологической службы в стране, способной взять на себя заботу по многостороннему изучению народов России и сопредельных стран и по разработке программ их сотрудничества и сближения;

проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия;

исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов и, в случае необходимости, создание программ этнозащитных мероприятий;

изучение этнических аспектов экономических программ (например, изучение этнического своеобразия покупательского спроса на те или иные изделия промышленности);

распространение этнологических знаний в самых широких кругах народов путем преподавания основ этой науки в школах (в том числе написание учебных программ, учебников и иных пособий) и т.п.

Любой этнический процесс осуществляется через деятельность и общение людей по поводу производства, социальной жизни, культурной активности и многих других форм и проявлений социальной и индивидуальной жизни. Поэтому для прикладной этнологии существенны не только выражения этнического сознания и самосознания (значение которых, впрочем, никто не отрицает), но также внутренняя организация этноса, его субэтническая стратификация на разнообразные слои, круги, группы, общины и институты, сложные взаимодействия которых обусловливают психологические установки, воздействуют на формирование ценностных (среди них этнических) ориентации, влияют на формирование потребностей и интересов, в том числе имеющих этнический оттенок.

Полезно также принять во внимание, что среди разнообразных стратов, кругов, сословий и иных крупных социальных структур обычно удается различить такие, которые занимают в данном обществе доминирующее положение и интересы которых могут быть более или менее определенно установлены.

Из сказанного видно, что в определении этнических интересов, тенденций, противоречий и т.п. необходимо исходить из позиций, занимаемых этими влиятельными, нередко доминирующими слоями, а уже после этого учитывать программы, лозунги и призывы политических организаций, движений, партий и союзов. Сделать это трудно и сложно, но эффективность прикладных разработок и рекомендаций зависит от того, насколько удастся преодолеть подобного рода трудности. Ибо разные слои, фракции и сегменты этносов по одному и тому же " этнически окрашенному" вопросу чаще всего занимают различные позиции и придерживаются неодинаковых взглядов. Полное этническое единство постоянно декларируется, но очень редко отвечает реальному состоянию сознания и положения социальной мобилизации масс.

Таков один из важнейших методологических принципов, необходимый в качестве отправной точки для начала серьезного прикладного этнологического исследования. В современной науке разработан обширный набор конкретных методов и приемов, с помощью которых осуществляются такого рода исследования и разработки. Разумеется, что в них используются все методы, которыми пользуется этнологическая наука.

Вместе с тем реализация прикладных этнологических исследований требует и специальных методов. Выше уже упоминалось о методе профессиональной экспертизы, о прогнозировании межэтнических напряженностей и конфликтов. При улаживании такого рода конфликтов может оказаться полезным метод переговоров между противоборствующими сторонами. В ряде случаев бывают эффективными использование пропагандистских приемов, включение в процесс взаимодействия аппарата государственного управления, общественных и религиозных организаций и проч. Особенно полезным и эффективным будет создание Государственной этнологической службы, укомплектованной высокопрофессиональными кадрами. Однако, как бы то ни было, каждый этнолог, работая в области прикладной этнологии, не может не руководствоваться мыслью о том желанном будущем,

" Когда народы, распри позабыв, В счастливую семью соединятся" (А.С. Пушкин).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате ознакомления с предшествующими главами учебника можно сделать ряд существенных заключений. Прежде всего становится яснее и понятнее общая этническая картина мира, основанная на данных науки. Этнология (этнография) в состоянии фиксировать и воспроизводить эту картину не только в виде, так сказать, сиюминутной фотографии, но и в форме исторического процесса ее становления. Именно поэтому этническая картина современного мира делается нам ближе, доступнее и отчетливее. Она раскрывается перед нами не как беспричинное скопление масс разноэтничного населения, но как закономерный результат сложного и трудного этноисторического развития социальной жизни на нашей планете.

Опираясь на знания этнологии, кроме того, легче себе представить реальное многообразие этнических культур и региональных цивилизаций на Земле.Ихизучение дает возможность ощутить и постигнуть несводимость каждой культуры или региональной цивилизации к другой или другим, их высокую общечеловеческую значимость. Из этого следует, что их наличие представляет собой объективную основу разнообразных культурных связей, взаимодействий и обмена, но принадлежность к ним людей не может рассматриваться в качестве права на какие-либо преимущества, какую-либо исключительность. Этнология (этнография) как наука подкрепляет своими материалами и выводами самую высокую ценность принципов равноправия народов, важность и историческую ценность всех этнических культур, значимость интерэтнической солидарности народов в борьбе за социальную справедливость и культурный прогресс.

Опыт изучения эмпирических данных нашей науки отчетливо выявляет существенную роль этнического (национального) фактора в мировой и отечественной истории, а также в современной жизни общества. Накопленный опыт свидетельствует о том, что бытующее утверждение, будто лишь вXX в. этот фактор приобрел важное значение, скорее всего ошибочно. Этнический фактор, несомненно, оказывал свое воздействие в течение всей истории человечества и продолжает действовать в наше время; однако способы, формы и характер его проявления могли и могут быть разными: они имеют эпохальные и региональные особенности. Так как население Земли состоит из многих этносов, то и отношения между социальными группами, институтами и отдельными людьми часто приобретают этническую окраску.

Изучение этнологии (этнографии), наконец, Помогает обществу выработать соответствующие понятия и термины, т.е. адекватный язык, при помощи которого можно обсуждать этнические проблемы. Без такого специального языка этническое познание, понимание и объяснение того, что относится к этносам или связано с ними, оказались бы неэффективны.

И в самом деле: чтобы иметь возможность достигать все более полного знания, все более ясного понимания возникновения, эволюции и функционирования этносов; чтобы установить " природу" их внутреннего строения и формы внешнего проявления; чтобы представить себе пути и характер их развития в будущем, - для всего этого требуется совершенствование знаний об этносах и межэтнических отношениях. Оно осуществимо, очевидно, при условии более глубокого познания сущности, глубинных свойств тех объектов, которые изучает этнология (этнография), при условии, следовательно, постижения законов, определяющих их бытие. Только на основе знания объективных законов строения, функционирования и эволюции этносов возможно научное объяснение того, что с ними происходило в прошлом и происходит в наше время.

Понятно, что все это удастся осуществить лишь путем усиления работы по сбору и накоплению информации, представляющей этнологический (этнографический) интерес. Этнологов ожидает интенсивная работа в экспедициях, архивохранилищах, библиотеках, фондах музеев и т.п. Вместе с тем международный и отечественный опыт говорит о том, что предстоящая деятельность в этой области должна отличаться — по сравнению с прошлым — качественно новыми особенностями. Требования, предъявляемые к этнологической информации многими современными исследователями, состоят в том, чтобы такая информация была собрана и содержалась бы в более организованном виде - в виде банков данных по разнообразным аспектам нашей науки, снабженных автоматизированными информационно-поисковыми системами. Предстоит продолжить работу по компьютеризации переработки этнографической информации.

Решение встающих перед этнологией (этнографией) задач предполагает расширение, обогащение арсенала ее методов, технических приемов и средств научной работы. К уже освоенным философским и общенаучным способам исследования и подходам должны присоединиться структурно-функциональный, системный, экспериментальный и др. Методы сбора, переработки и интерпретации эмпирических данных следует организовать таким образом, чтобы обеспечить изучение зарождения этносов, их исторической эволюции, современного функционирования, а также прогнозирование тенденций их развития в обозримой перспективе.

Что касается современных технических устройств, то этнология нуждается в компьютерах, видеокамерах, магнитофонах и прочем ничуть не менее, чем другие отрасли науки.

Этнология существует и действует в системе наук, но ее связи и взаимодействие с другими науками складывались и складываются неодинаково. На том этапе, когда, например, отечественная этнология видела свои приоритетные задачи в изучении этногенеза, истории культур и институтов, возникло ее тесное взаимодействие с физической антропологией (расоведением), историей, археологией, географией и исторической лингвистикой. Актуализация изучаемых этнологией проблем побудила этнологов к уже имевшимся добавить связи с социологией, социальной статистикой, психологией и кибернетикой. В наше время необходимость осуществлять прогнозирование этнических процессов, несомненно, побудит этнологов освоить также методы экстраполяции, экспертных оценок и имитационного моделирования этнической динамики. Этнографию (этнологию) справедливо относят к числу гуманитарных - исторических - наук. Это верно не только потому, что наша наука исследует определенные (этнические) аспекты бытия человека и социальные человеческие общности (этносы), но еще вследствие того, что она ставит перед собой гуманные цели. Одна из главнейших целей, вытекающая из предмета науки и смысла ее социальных функций, состоит в том, чтобы способствовать позитивному взаимопониманию между народами, культурному сближению и взаимообогащению, всем формам мирных контактов, связей, обменов и взаимодействий. Исследование этносов может успешно и продуктивно сопрягаться с современными движениями за возрождение национальных (этнических) культур, с инициативами по созданию этнографических музеев, с ростом интереса к фольклору, национальному народному искусству и т.п.

В ответ на возникающий общественный запрос, очевидно, будет возрождаться и усиливаться тот раздел нашей науки, который называют прикладной этнологией. Прикладная этнология может сыграть позитивную роль при изучении тенденций развития этносов, межэтнических отношений (в том числе путем исследования межэтнических противоречий и конфликтов), при планировании и осуществлении разнообразных экономических, культурных и иных программ; выступая в качестве научных экспертов, специалисты-этнологи смогут содействовать оптимизации протекания этнических процессов.

Заключая сказанное выше, следует также отметить, что осуществление всех намечающихся тенденций будет в решающей степени зависеть от уровня квалификации и достаточного количества кадров профессиональных этнологов (этнографов), от тех, кому предстоит работать в будущем.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1490; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь