Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Молитвенное приготовление к евангельскому чтению
Кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение отрывка из Евангелия о Воскресении Христа из мертвых. По церковному уставу до чтения Евангелия положено несколько приготовительных молений. Сравнительно продолжительная подготовка молящихся к чтению Евангелия объясняется тем, что Евангелие является, так сказать, книгой " за семью печатями" и " камнем преткновения" для тех, кого Церковь не научит ее понимать и внимать ей. Кроме того, Святые Отцы учат, что для того, чтобы извлечь максимальную духовную пользу из чтения Священного Писания необходимо христианину прежде помолиться. В данном случае этому и служит молитвенное введение в чтение Евангелия на Всенощной. Молитвенное приготовление к евангельскому чтению состоит из следующих литургических элементов: сначала диакон говорит " вонмем" (будем внимательны) и " премудрость". Затем следует " прокимен" того Евангелия, которое будет читаться.. Прокимен и прокимный стих возглашаются диаконом, и прокимен повторяется хором трижды. Славословием " Яко свят еси…" и пением " Всякое дыхание да хвалит Господа" заканчивается полиелей – торжественное хвалебное введение к слушанию Евангелия. Это славословие, в сущности, имеет такой смысл: " пусть все, что имеет жизнь, хвалит дающего жизнь Господа". Далее мудрость, святость и благость Господа, - Творца и Избавителя всякой твари, разъясняется и проповедуется святым евангельским словом. " Премудрость прости услышим святаго Евангелия". Слово " прости" значит прямо. Это слово является приглашением стоять прямо и почтительно, с благоговением и душевной прямотой выслушать Слово Божие. Чтение Евангелия Как мы уже не раз говорили, кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов - проповедников воскресения Христова. Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они попеременно читаются на субботних всенощных одно за другим, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам. Чтение воскресного Евангелия происходит из алтаря, так как эта главнейшая часть православного храма в данном случае изображает собой Гроб Господень. В другие праздники Евангелие читается среди народа, потому что среди церкви поставляется икона отмечаемого святого или священного события, смысл которого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит Священную Книгу для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедывал. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены мироносицы, и все поют " Воскресение Христово видевше". С момента полиелея все возрастает торжество и радость нашего общения с Христом. Эта часть Всенощной внушает молящимся, что в лице Иисуса Христа небо сходит на землю. Церковь также внушает своим чадам что, слушая песнопения полиелея, надо все время иметь в виду грядущий день и с ним Трапезу вечности - Божественную Литургию, которая является не только образом Царства Небесного на земле, но его земным свершением во всей его непреложности и полноте. Царствие Небесное нужно встречать духом сокрушения и покаяния. Вот почему сразу после радостного песнопения " Воскресение Христово видевше" читается покаянный 50-й псалом, начинающийся словами " Помилуй мя, Боже". Лишь только в святую пасхальную ночь и всю пасхальную неделю один раз в году дается разрешение на такой вполне беспечальный, беспокаянный и до конца радостный восторг, когда 50-й псалом выпадает из богослужения. Далее в стихире" Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече (т. е. как предсказал), даде нам живот вечный (т.е. жизнь вечную), и великую милость" - дан синтез воскресного торжества и покаяния." Великая милость", которую Христос оказывает кающимся, и есть дарование" живота вечного". По мысли Церкви, Воскресение Христово освятило природу всякого, кто соединяется с Христом. Это освящение показано в важнейшей подвижной части Всенощного Бдения – каноне. Канон Чудо Воскресения Иисуса Христа освятило природу человека. Эту освященность Церковь являет молящимся в следующей после евангельского чтения части Всенощной - " каноне". Канон в современной богослужебной практике состоит из 9-ти од или песней. Каждая песнь канона состоит из определенного числа отдельных тропарей или строф. Каждый канон имеет какой-нибудь один предмет прославления: Пресвятую Троицу, евангельское или церковное событие, моление Богородице, ублажение святого или святых данного дня. В канонах воскресных (на субботних всенощных) прославляется воскресение Христово и грядущее за ним освящение мира, победа над грехом и смертью. В праздничных канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира. В этих канонах Церковь, как бы торжествует, созерцая отблески этого преображения, победы Христа над грехом и смертью. Каноны читаются, но начальные стихи каждой отдельной его песни поются хором. Эти начальные стихи называются " ирмосами" (от греч. связывать.) Ирмос является образцом для всех последующих тропарей данной песни. Образцом для начального стиха канона - ирмоса - служит отдельное событие из Священного Писания Ветхого Завета, имеющее в себе преобразовательный, то есть пророчески-символический для Нового Завета смысл. После канона, в последний раз на Всенощной слышится малая ектенья – являющаяся сокращенным вариантом Великой или Мирной ектеньи. В воскресном Всенощном Бдении, после малой ектеньи и возгласа священника, диакон возглашает " Свят Господь Бог наш"; эти слова повторяются хором трижды. Светилен В это время в монастырях, строго придерживающихся буквы церковного устава, или в тех местах, где Всенощное Бдение действительно продолжается " всю ночь" – восходит солнце. И это приближение света отмечается особыми песнопениями. Первое из них носит название " светилен", что имеет приблизительно такой смысл: " возвещающий приближение света". Это песнопение называется также греческим словом " экзапостиларий" – глагол, который означает " высылаю", потому что для пения этих духовных песен певец " высылается" с клироса на середину храма. Отметим, что к числу светильнов-экзапостилариев относятся широко известные песнопения Страстной Седмицы – " Чертог Твой вижду Спасе мой", а также другой светилен Страстной недели " Разбойника благоразумного". Из наиболее известных богородичных светильнов упомянем тот, который поется в праздник Успения Божией Матери – " Апостолы от конец". Стихиры на хвалитех Вслед за светильном поется стих – " Всякое дыхание да хвалит Господа" и читаются 148-й, 149-й и 150-й псалмы. Эти три псалма называются " хвалитными", так как в них часто повторяется слово " хвалите". С этими тремя псалмами соединены особые стихиры, называющиеся " стихирами на хвалитех". Как правило они поются в конце 149-го псалма и за каждым стихом краткого 150-го псалма. Содержание " стихир на хвалитех", как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память определенного святого или святых. Великое славословие Как мы уже упомянули, в древности или даже теперь, в тех монастырях, где Всенощная действительно совершается " всю ночь", во второй половине утрени восходит солнце. В это время Светоподатель Господь прославляется особым, древнейшим христианским гимном – " Великим Славословием", начинающимся словами " Слава в вышних Богу, и на земли мир". Но сначала священник, стоя в алтаре перед престолом, при открытых царских вратах, возглашает: " Слава Тебе, показавшему нам свет". Окончание утрени Утреня на Всенощном Бдении кончается " сугубой" и " просительной" ектеньями – теми же самыми ектеньями, которые читались в начале Всенощной на вечерне. Затем преподается последнее благословение священника и " отпуст". Иерей молитвенно обращается к Богоматери со словами " Пресвятая Богородице, спаси нас! " Хор отвечает богородичным славословием " Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…" Вслед за этим священник еще раз славословит Господа Иисуса Христа возгласом " Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор отвечает " Слава, и ныне…" показывая этим, что слава Христа есть также слава Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Таким образом Всенощная кончается, как и началась – славословием Святой Троицы. Часы Вслед за последним благословением священника читается " Первый час" – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения. Как мы уже говорили, главная мысль утрени – радостное сознание верующих, что каждый, кто соединится с Христом, спасется и воскреснет вместе с Ним. По мысли Церкви соединиться с Христом можно только с чувством смирения и сознания своего недостоинства. Поэтому Всенощная не заканчивается торжеством и радостью утрени, а к ней присоединяется еще третья часть, третье богослужение – Первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу. Вслед за молитвой " Иже на всякое время…" священник выходит из алтаря в смиренном виде – в одной епитрахили, без блестящих риз. Храм погружен в полумрак. В такой обстановке священник заканчивает Первый час и, таким образом, все Всенощое Бдение, молитвой Христу, в которой Он прославляется как " свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир". В конце молитвы священник упоминает Божию Матерь, обращаясь к Ее иконе на иконостасе. Хор отвечает торжественным гимном из Благовещенского Акафиста Богоматери " Взбранной Воеводе". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы