Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение об искуплении св. апостола Павла (2 глава послания к евреям)
" Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние" (Евр.2: 2) " …и всякое", - говорить, - " преступление и непослушание получало праведное воздаяние". Не так, чтобы одно получило, а другое нет, но: " всякое". Ничто, говорит, не осталось ненаказанным, но " получало праведное воздаяние", - (" воздаяние" ) вместо - наказания. Почему же он так выразился? Павел обыкновенно не слишком строг в выборе выражений, но иногда употребляет безразлично менее точные вместо более точных, как, например, в одном месте он говорит: " пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10: 5); и в другом месте он употребляет " воздаяние" вместо наказания, так же, как здесь называет наказание " воздаянием": " ибо праведно", - говорит, - " пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою" (2 Фес. 1: 6, 7). Т.е. правда не потеряла свою силу, но Бог исполняет ее и подвергает согрешивших наказанию, хотя бывают явны не все грехи, а только те, которыми прямо нарушаются заповеди. (cвт.Иоанн Златоуст)
" видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания." (Евр.2: 9-10)
" А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". (Евр.14-15) "...Если же угодно тебе, чтобы выражено было сие другими словами, скажу так: поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство греху, - то посему и пришел Христос избавить их от сего рабства. Если же и сие невразумительно, то пусть будет сказано яснее, так как апостольская мысль для многих неудобопонятна. Сказано: избавит сих от страха смерти, влагающего в них мысль о небытии, и приведет к помышлению о нелицеприятном суде после здешней кончины. Ибо помышляющие о сем охотно идут путем, ведущим к добродетели, окрыляемые надеждою получить венцы, и избегают греха из страха будущих наказаний..." (прп.Исидор Пелусиот)
" Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа" (Евр.2: 16-17) ...смотри, сколько Он доставил благ: разрушил смерть, освободил нас от власти диавола, избавил от рабства, почтил своим братством, и не только удостоил братства, но и других бесчисленных (благодеяний), - Он восхотел быть нашим первосвященником пред Отцом: " чтобы быть милостивым", - продолжает (апостол), - " и верным первосвященником пред Богом". Он принял, говорит, плоть нашу единственно по человеколюбию, для того, чтобы помиловать нас. Нет другой причины такого домостроительства Его, кроме одной этой; Он видел, что мы повержены на землю, погибаем и подвергаемся насилию смерти, и умилосердился. " Для", - говорит, - " умилостивления за грехи народа". Что значить: " верным"? Истинный, сильный, потому что один только Сын есть верный первосвященник, могущий избавить от грехов тех, которых Он первосвященник. Потому, чтобы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. " Пред Богом" - присовокупляет (апостол), т.е. в отношении к Богу. Мы были, говорит, враждебны Богу, были осуждены, преданы бесчестию; не было никого, кто бы принес за нас жертву; Он видел нас в таком состоянии и умилосердился, не только доставив нам первосвященника, но сделавшись сам первосвященником верным. Потом (апостол) показывает, как Он верен, продолжая: " для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2: 17, 18)(cвт.Иоанн Златоуст) Билет 2 1. Учение об искуплении в доникейский период: \іужи апостольские, свящ. Ириней Лионский, Ориген. Ириней Лионский Св. Ириней был знаком с сочинениями св. Иустина поэтому естественно, что мы находим некоторое сходство между их воззрениями на догмат искупления. Как и Иустин Ириней учит, что люди созданы Логосом, который был близок человечеству и особенно народу иудейскому в продолжении всего ветхозаветного периода. Св. Ириней держится того убеждение, что Христос сошел бы на землю и воплотился даже в том случае если бы люди не пали т.к. образ Божий в первом Адаме, даже не согрешивши не был проявлен в ясной и совершенной степени. Логос должен стать тем, что мы есть за тем, чтобы мы стали тем, что Он это по св. Иринею Имеет значение совершенно безотносительно грехопадению. Н т.к. человек пал, то теперь стоит вопрос о спасении и восстановлении падшего человечества. Человек был побежден диаволом через непослушание заповеди через что и утратил «бытие по образу и по подобию Божию», через непослушание вошел грех в человеческий род, и через грех появилась смерть как наказание него. Спасти человека мог только Бог. И притом не сам по себе, а в соединении с человеком, поэтому, чтобы совершить домостроительство нашего спасения Сын Божий, который есть Слово Божие воплотился и снизошел даже до смерти. Мысль о том, что не Бог без человека, ни человек без Бога не может спасти человечество, красной нитью проходит по всему сотериологическом богословию Иринея. Спасти падшего мог только Логос через Свое воплощение, страдание и смерть. Для осуществления этой цели, Христос, воплотившись в своем Лице в полном совершенстве совместил и соединил человеческую природу, состоящую из души, духа и тела. Уже в самом Богочеловеке идеально восстановление человеческая природа показана ее святое, обожение состояние. «Через самое рождение от Девы Марии Сын Божий воссоединил себе древние создание Адама» Согласно св. Иринею главное дело Христа заключается в спасении рода человеческого. Его учение о Логосе тесно связано с историческим Иисусом, как в Евангелии от Иоанна. Для полного и действительного спасения рода человеческого Богочеловеку необходимо было искупить, изъять людей от власти диавола, чтобы объяснить каким образом Христос уничтожил в человечестве власть, диавола и грех, св. Ириней обращается к истории грехопадения. «Итак, явно Господь пришел к своим и был поносим своим собственным созданием, которое носится им самим и непослушание, бывшее по поводу древа исправил своим послушанием на Древе; и обольщение, которому несчастно подверглось уже обрученная мужу Ева, разрушено посредством истины…И как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление через наказание перворожденного, и хитрость змея побеждена простотой голубя, и т. о. разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти» Господь победил диавола, отразил все его искушения и оказал совершенное послушание воли Божией, Христос Своим послушанием окончательно победил диавола, связал его теми же узами, которыми тот связал человека и соделал его пленником. Христос не заново творит мир, а воссоздает творение в его первозданной чистоте и гармонии, нарушенной грехом первого человека, возглавляет и разрушает процесс развития человека и мира. Сокрыв от диавола свое Божество, Христос признанный диаволом только за человека пострадал, умер, сошел во ад. Где явил себя как Слово и Бог. Он крепко связал диавола и «расхитил его сосуды». Искупление рассматривается св. Иринее как явление Божественной благости и правды. Ориген Объективной в радикальном смысле является разработанное Оригеном учение о том, что освобождение человека от рабства вины и саморазрушения стало возможным благодаря тому соглашению между Богом, Сатаной и Христом, в котором Сатана был обманут.
Сатана получил власть над Христом, но он не имеет права осуществлять эту власть над тем, кто невиновен. Именно поэтому и была сокрушена его власть и над Христом, и над теми, кто остается со Христом. Эта концепция Оригена основана на совокупности тех библейских эпизодов, в которых выражена победа Христа над демоническими силами.
Эта линия мысли недавно была вновь акцентирована в понятии «Сhristus Victor» (Аулен). Судя по всему, в такой формулировке учения об искуплении всякое отношение к человеку отсутствует полностью. Космическая драма (а в случае Оригена это почти комедия) происходит где-то над человеком, а весть об этой драме наделяет человека уверенностью в том, что он свободен от демонической власти. Но не в этом заключается реальный смысл объективного типа.
В триумфальных стихах Павла о победе любви Бога во Христе над всеми демоническими силами именно опыт любви Бога предшествует применению этого опыта к символизму, включая и демонические силы, — и, следовательно, к символу победы Христа над демонами. Без опыта преодоления экзистенциального отчуждения символ «Сhristus Victor» никогда не мог бы возникнуть ни у Павла, ни у Оригена.
Однако одного только этого общего соображения недостаточно для того, чтобы дать оценку объективной теории искупления. Необходимо изучить сами по себе конкретные символы. То, что сатана был обманут, имеет глубокое метафизическое измерение. Это указывает на ту истину, что негативное живет за счет того позитивного, которое оно искажает. Если бы оно полностью преодолело позитивное, то оно могло бы себя разрушить.
Сатана никогда не может удержать Христа, потому что Христос представляет позитивное в существовании тем, что он представляет Новое Бытие. Обман, жертвой которого стал сатана, является широко распространенным в истории религии мотивом, потому что сатана как начало негативное независимой реальностью не обладает.
Мир, в который пришло христианство, был наполнен страхом перед демоническими силами, которые считались как источниками зла, так и орудиями наказания (таким было мифологическое выражение саморазрушительного характера экзистенциального отчуждения). Эти демонические силы препятствуют душе воссоединиться с Богом. Они держат человека в рабстве и под контролем экзистенциального саморазрушения. Христианство принесло весть об освобождении от этого демонического страха. И процесс искупления — это процесс освобождения. Однако освобождение от страха перед разрушительной и карающей силой возможно лишь в том случае, если что-то происходит не только объективно, но еще и субъективно.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы