Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение об искуплении Ансельма Кентерберийского, )Фомы Аквинского.



Отцом юридической теории является западный схоласт Ансельм Кентербе-рийский. Суть учения его сводится к следующему:

Первородный грех – преступление справедливого порядка, установленного Богом и, следовательно, представляет собой оскорбление Его величия. «Грешить значит не исполнять в отношении к Богу того, в чем человек повинен Богу или похищать принадлежащую Богу честь. Бог в Своем абсолютном самобытии не может быть лишен славы, но Он хочет, чтобы Его слава открылась во всем мире, где нарушены эти божественные права, там они должны быть восстановлены». Бог – существо бесконечное, следовательно, бесконечно и оскорбление, нанесенное Ему преслушанием. Бесконечное величие и справедливость Бога требует бесконечного искупления. «Восстановить Божественные права можно двояким образом: или подвергнуть грешника наказанию, которое по необходимости должно быть вечным, или принести достаточное удовлетворение Богу за грехи человека». Человек же – существо конечное. Эта конечность не поваляет выполнить всех условий бесконечного искупления, даже если все человечество будет перенесено в жертву ради того, чтобы удовлетворить Божественную справедливость.

«Человек не мог принести такое удовлетворение, ибо он стал рабом греха и грех настолько велик, что не только мир, но и целый ряд миров не был бы достаточен, чтобы удовлетворить правде Божией».

Христос осуждается на Крестную смерть вместо всего грешного человечества, чтобы правда Божия бала удовлетворена. «Искупление должно быть ходатайственным, заменяющим собой дело человека, не имеющим значения для Самого Богочеловека. В этом смысле, послушание, оказанное Богочеловеком Его жизнью, представляющее совершенное исполнение Закона Божия, не имеет удовлетворяющего значения так как Богочеловек, как человек, как всякое разумное существо, обязан бал для Себя Самого оказать такое послушание Богу. Но так как это послушание Он это послушание неизменно сохранил и был безгрешным, то Он не должен был подлежать смерти, которая есть оброк греха. Приношение в жертву Его жизни должно считаться ходатайственным. Эта жертва соответствует требованию бесконечного ценного дела, ибо жизнь Богочеловека есть благо бесконечного достоинства. Смерть Сына Божия имеет бесконечную удо-влетворяющую силу. Смерть Христа не только достаточествующая, но и преизобилующая».

Учение об искуплении Лютера, Кальвина.

Лютер

Мартин Лютер назвал свое богословие «богословием креста». От начала и до конца, спасение является делом Божьей благодати, купленной на Голгофе. Искупление Иисуса Христа, совершенное Им на кресте, - вот что делает спасение доступным для нас.

 

Лютер противопоставил свое богословие креста с другими концепциями, которые он назвал богословием славы. Мы можем иметь богословие креста, только если будем учить, что спасение приходит строго от Божьей благодати на основании креста. Если мы добавляем что-либо к этому, делая человеческие дела частью процесса спасения, то мы удаляемся от того, что Иисус Христос сделал для нас и начинаем прославлять человека. Человек становится со-искупителем, в результате чего появляется богословие славы, восхваляющее человеческие достижения. Все богословие Лютера вращалось вокруг искупления только верой и богословия креста.

Кальвин

Чего Христос достиг Своей смертью? За кого умер Христос? Стараясь найти ответы на эти вопросы об искуплении в работе Кальвина «Наставление в христианской вере», мы покажем, что Кальвин выдвигал три основные идеи. Первая идея заключается в том, что смерть Христа обеспечила фактическое прощение грехов. По мнению Кальвина, существуют некоторые люди, чьи грехи Христос действительно простил посредством Своей смерти. Во-вторых, грехи всех избранных, и только избранных, были прощены смертью Христа. Другими словами, результатом смерти Христа является искупление грехов точно установленного количества людей (в этом смысле правильнее будет говорить об ограниченном искуплении). Третья основная идея Кальвина заключается в том, что смерть Христа предназначалась только для искупления избранных. Спасение избранных напрямую связано с тем, чего именно Христос намеревался достичь Своей смертью.

 

Теперь мы по очереди рассмотрим эти три основные идеи, стараясь, насколько это будет возможно, выразить их словами самого Кальвина.

 

(а) Фактическое прощение грехов. Основываясь на понимании Кальвином миссии и задачи, возложенных Отцом на Иисуса Христа, это были три служения: Пророка, Царя и Священника.1 Как Пророк, «Он был помазан Святым Духом, дабы быть провозвестником и свидетелем благодати Отца… Иисус Христос принял не только такое помазание, которое позволяет учить словом, но помазание, распространявшееся на все Его Тело, дабы в каждодневной проповеди Евангелия распространялась сила Святого Духа».2 Как Царь, «Он обладает силой для сохранения непрерывности Церкви, дабы посреди всех переживаемых ею тяжких превратностей, посреди бурь и потрясений, которые угрожают ей гибелью, она оставалась невредимой».3 Как Священник, «…потребовалось, чтобы с заступничеством, дав необходимое удовлетворение, выступил Священник, способный открыть нам доступ к благодати и утишить Божий гнев. Поэтому, для исполнения этой миссии должен был явиться Иисус Христос со Своей жертвой».4 Христос «навеки примирил Бога с нами».

 

Кальвин пишет: «Допустим, человеку объявят, что грехом он был отчужден от Бога, что он был наследником вечной смерти, лишенным всякой надежды на спасение и на милость Бога, рабом сатаны, узником в оковах греха, обреченным на страшную и позорную гибель; но при этом объявят также, что его заступником стал Иисус Христос и, приняв на Себя наказание, которое уготовил всем грешникам справедливый Божий суд, Своей кровью изгладил и обратил ни во что пороки, которые были причиной вражды между Богом и людьми, что Бог был удовлетворен этой платой и Его гнев утишился; объявят также, что это стало основанием, на котором покоится Божья любовь к нам, связующим звеном, удерживающим нас в Его благоволении и милости. Разве такие слова не сильнее заденут за живое? Ведь в них гораздо лучше выражается то бедствие, от которого спас нас Бог».5

 

А также,

 

…вот в чем заключается наше освобождение от греха: всё, что могло быть нам вменено в вину, чтобы утроить над нами судебный процесс перед Богом, было перенесено на Иисуса Христа (Ис. 53: 12). И этот факт возмещения должен приходить нам на память всякий раз, когда нас тревожат сомнения и страхи, дабы мы не думали, что мщение Бога, которое принял на Себя Иисус Христос, все еще тяготеет над нами.6

 

И, кроме того,

 

Иисус Христос Своим послушанием приобрел и заслужил для нас милость Отца. Многие места Писания уверенно и твердо свидетельствуют об этом. Мне кажется понятным, что если Христос искупил наши грехи, претерпев казнь, предназначавшуюся нам, и проявив послушание, Он приобрел для нас спасение своей праведностью. Это можно считать заслугой.7

 

Что эти отрывки говорят о взглядах Кальвина? Прежде всего, Кальвин допускает единство дела Христа как Искупителя. Нет ни малейшего признака, указывающего на глубокую пропасть между земной смертью и небесным заступничеством Иисуса Христа. Напротив, Кальвин неоднократно соотносит смерть Христа с заступничеством перед Богом («Бог был удовлетворен этой платой, и Его гнев утишился»). Небесное заступничество Христа отражает и указывает на земное заступничество, дело искупления. Оно не является некоторым дополнением к Его смерти, так как она независима по своей ценности и действенности. Это особенно важно понимать, рассматривая мнение Р.Т. Кендалла о том, что Кальвин проводит определенное различие между смертью и небесным заступничеством Христа. Этот взгляд абсолютно необоснован.

 

Во-вторых, Кальвин учит о том, что Христос Своей искупительной жертвой удовлетворил божественную справедливость таинственным и непостижимым образом. Таинственным, потому что Бог, чью справедливость удовлетворил Христос, является тем же Богом, чья любовь проявлена в миссии Христа. Пояснение этой тайны необходимо искать в первой главе Послания Павла к Ефесянам. В этом отрывке Павел, сообщив о том, что мы были избраны во Христе, говорит, что мы также обрели благоволение во Христе (Еф. 1: 4-5). Как Бог начал проявлять благоволение к тем, кого Он возлюбил прежде создания мира? Он проявил к нам Свою любовь только тогда, когда примирился с нами Кровью Христа.8

 

В-третьих, принимая во внимание то особое место, которое Кальвин отводит идее удовлетворения, а также связанными с ней такими понятиями, как взятие греха, плата за наказание, страдание, очищение и искупление, можно увидеть, что Кальвин считает смерть Христа фактическим искуплением людей. Какой бы ни была цель смерти Христа, она явилась умилостивлением за грехи. Нигде в трудах Кальвина нет предположения ни о том, что смерть Христа сделала возможным искупление только для некоторых людей, ни о том, что искупление возможно для всех, ни о том, что необходимы были еще какие-либо действия со стороны Христа, в дополнение к Его смерти. Напротив, Христос совершил искупление Своей смертью. Он взял наказание на Себя, пострадал и этим успокоил Божий гнев. Если эти выражения что-либо означают, то, прежде всего, они означают, что божественная справедливость была удовлетворена для тех, кому приносит спасение смерть Христа, кем бы они ни были. Благодаря этому, спасение может быть лично получено только по вере. Вера в заслугу Христа исключает человеческие заслуги.9

 

(б) Спасение только для избранных. В соответствии с мнением Кальвина, грехи прощены только избранным.

 

Усыновление, как залог, было дано Аврааму и роду его, но поскольку многие из его потомков были истреблены как испорченные члены, нам нужно, для полной и действенной уверенности в избрании, подняться к Главе, через Которого Небесный Отец собрал Своих избранных и соединил их с Собою.10

 

Также,

 

Отсюда следует, что не весь мир принадлежит своему Творцу, но милость Божья отводит проклятие и гнев Бога от ограниченного количества людей, которые бы в противном случае погибли, а сам мир оставлен на погибель, к которой он и был предназначен. При этом, поскольку Христос выступает в качестве посредника, Он приобретает право избирать вместе с Отцом. «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал», – говорит Иисус (Ин. 13: 18). Если же кто-то спросит, откуда Он их избрал, Иисус отвечает: «от мира» (Ин. 15: 19) – от того мира, который Он исключил из Своих молитв, поручая Своих учеников Отцу (Ин. 17: 9). Утверждая, что знает тех, которых избрал, Иисус указывает на часть человеческого рода. Причем Он отделяет этих людей от остальных не за добродетели, которыми они якобы обладают, но по причине небесного решения.11

 

И, наконец,

 

Устами пророка Исаии Он еще ярче показывает, что обетования спасения относятся к Его избранным, именно о них Бог говорит, что они станут Его учениками, а отнюдь не весь человеческий род (Ис. 8: 16). Следовательно, те, кто утверждают, что учение о спасении распространяется на всех людей без исключения, жестоко заблуждаются: плод его уготован исключительно для сынов Церкви.12

 

Бог-Отец собрал всех избранных во Христе нераздельно вместе. Спасение действенно только для избранных. Согласно Кальвину, Христом спасены избранные люди, избранные и только избранные.

 

Вспоминая то, что уже было сказано о Кальвине, можно оспорить тот факт, что он беспрекословно придерживался мнения об определенном и ограниченном искуплении. Так как можно было бы утверждать, по Кальвину, что поскольку все, за кого умер Христос – спасены, а коль не все спасены, значит, Христос умер не за всех людей. Дж. И. Пакер предлагает следующий аргумент, который можно было бы выдвинуть от лица Кальвина:

 

Если мы собираемся согласиться с заместительной жертвой Христа за всех людей без исключения, мы должны либо признать всеобщее спасение, либо чтобы избежать этого признания, отвергнуть спасительную силу заместительной жертвы за грехи всех людей. А если мы собираемся признать заместительную жертву Христа как эффективное спасающее деяние Бога, мы должны либо согласиться с всеобщим спасением, либо, чтобы избежать этого, ограничить сферу влияния заместительной жертвы, сделав ее жертвой только за некоторых, а не за всех людей.13

 

Кальвин, не будучи универсалистом, мог бы быть приверженцем ограниченного искупления, хотя он не выражает ясно свою точку зрения по этому поводу. И в этом есть здравый смысл. У Кальвина не было ни одной возможности вступить в спор по этому вопросу, так как до появления арминианства пределы распространения искупления не обсуждались в реформатских церквях.

 

Однако, несмотря на кажущуюся правдоподобность вышеизложенного довода, вполне возможно доказать, что Кальвин не побуждал своих читателей к подобным выводам. Он сам делал выводы. Некоторые отрывки из книги Кальвина указывают на то, что он сам придерживался доктрины ограниченного искупления, хотя сама доктрина не занимала настолько видного места в его трудах, как в спорах и дебатах о них позднее.

 

(в) За кого намеревался умереть Христос? Обсуждая тот факт, что Христос одновременно является Судьей и Искупителем, Кальвин пишет:

 

Наше особенное утешение состоит в том, что власть судить дана Тому, Кто повелел и нам вершить суд – как причастникам Его славы (Мф. 19: 28). Так что Он взошел на Свой престол отнюдь не для того, чтобы нас осудить. Как столь милостивый Владыка мог бы погубить Свой народ? Как Глава может уничтожить свои члены? Как адвокат осудит того, кого он призван защищать? Ибо Отец, дав Сыну власть судить (Ин. 5: 22), возвеличил Его так, что предусмотрел утешение для Своих служителей, которые дрожали бы от ужаса перед судом, если бы не имели твердой надежды.14

 

А также,

 

Нет никакого противоречия в том, чтобы воздавать хвалу Отцу за Его дары, которых Он и Создатель, и одновременно прославлять за них Иисуса Христа, потому что эти дары даны в Его распоряжение, и Он раздает их Своим верным как Ему угодно. Поэтому Он и назван вторым Адамом – нисшедшим с небес животворящим Духом (1 Кор. 15: 45). Апостол Павел противопоставляет ту особую жизнь, которую Иисус Христос влагает в Своих, дабы соединить их с Собою, плотской жизни отверженных.15

 

Кальвин показывает свою убежденность в том, что Христос принимает «Свой народ», которым управляет и которому дает жизнь. Как это возможно? Как было сказано, это возможно не только потому, что они решили принадлежать Ему. Они были избраны для спасения. Кальвин наводит читателей на мысль, что Христос, будучи их Искупителем, заботится о тех, кто был дан Ему Отцом. И не просто Искупителем, а их личным Искупителем.

 

Христос учит, что ни в чем другом мы не найдем основания для доверия и твердости духа. Чтобы укрепить нас и избавить от страха среди множества опасностей, ловушек и беспощадной борьбы, Он обещает, что данное Ему Отцом не погибнет вовек (Ин. 10: 28-29).16

 

 

Кто эти люди? Это овцы, которым Пастырь дает вечную жизнь.

 

Подобное мнение выражается более подробно в книге «О вечном Божьем предопределении».

 

На это фальшивое противоречие Кампензе я кратко отвечу, что Христос был для того помазан как Спаситель всего мира, чтобы Он мог спасти лишь тех, кто был избран для Него Отцом из всего мира; чтобы Он дал вечную жизнь только тем, чьим Главой Он является; чтобы Он мог дать «все богатство благодати» исключительно тем, к кому Бог незаслуженно благоволил быть усыновленными и стать Его сонаследниками… Поэтому мы читаем в Писании, что Христос дает жизнь только членам Своего Тела. А всякий, не признающий принятие в Тело Христа как особый дар и милость, никогда внимательно и с молитвой не читал Послания Павла к Ефесянам. Вслед за этим следует третий важный факт, заключающийся в том, что добродетели и привилегии Христа не распространяются и не принадлежат никому другому, но только детям Божьим.17

 

Понимая ту важность, которую Кальвин придает единству дела Христа, а также осознавая, что результаты этого дела распространяются только на части Его Тела, как можно придти к иному выводу, кроме того, что Христос, осознанно и добровольно отдавая Свою жизнь, умирал только «за детей Божьих»?

 

Можно оспорить тот факт, что между умиранием Христа и даянием Им вечной жизни, и между смертью Христа и тем, что Кальвин называет добродетелями и привилегиями Христа, существует отличие. На основании этого отличия можно сказать, что если Христос дает жизнь только некоторым и Его привилегии принадлежат тоже только некоторым людям, Он умер за всех. Но это означает, что отличие проводится там, где его просто не существует. Потому что каким еще образом жизнь и добродетели исходят от Христа, как только не через Его смерть? И зачем говорить, что Христос умер за всех или за весь мир, если целью Его смерти было дать жизнь исключительно избранным?

 

Но кроме этого существуют еще доказательства. В уже процитированном отрывке Кальвин говорит о « Главе, через Которого Небесный Отец собрал Своих избранных и соединил их с Собою. …в членах Христа появляется более превосходная благодать, потому что соединенные со своим Главой, верующие никогда не бывают отрезаны от спасения».18 Избранные являются частями Тела Христа, присоединенные к Главе. Поразительным образом Кальвин называет Христа «Совершителем избрания».19 Если Христос является Совершителем избрания, а число избранных четко установлено, разве возможно, чтобы Христос умер за тех, кого Он не избрал? В том же разделе Кальвин пишет, что «Христос не позволит никому, кто был однажды присоединен к Его Телу, погибнуть». Может ли это означать, что Кальвин придерживается мнения, что Христос дает Свою жизнь тем, кого Он не принял в Свое Тело?

 

Господь Иисус громогласно провозглашает, что Отец дал Ему под защиту всех, кого Он желает спасти (ср. Ин. 6: 37, 39; 17: 6, 12). Посему, когда мы хотим узнать, входит ли в Божий план наше спасение, нужно посмотреть, поручил ли нас Отец Христу, Которого Он поставил единственным стражем всех Своих верных.20

 

Если Бог-Отец поручил Христу быть единственным Спасителем всех Своих верных, и если Христос взял таких людей под Свою защиту, можно ли предположить, по мнению Кальвина, что Христос умер за весь мир?

 

В своей книге о предопределении, приводя толкование на Иоанна 6: 37, Кальвин пишет:

 

Мы видим здесь три вещи, выраженные довольно кратко, но ясно. Во-первых, все, кто приходит ко Христу, были даны Ему Отцом. Во-вторых, те, кого Он получил, были переданы Сыну из руки Отца, чтобы они стали принадлежать только Ему. В-третьих, Христос надежно хранит всех тех, кого Отец передал под Его надежную опеку и заботу, чтобы в конце времен никто из них не погиб.21

 

Христос хранит тех, и только тех, кто вверен Его заботе Отцом, чтобы никто из них не погиб. Возможно ли, чтобы это не включало в себя Его смерти лично за них? В противоречивом трактате «Вечеря Господня против Исихия», Кальвин пишет:

 

Прежде всего, необходимо пояснить, как Христос присутствует среди неверующих, будучи духовной пищей для их бессмертных душ, а также жизнью и спасением мира. Так как он (т.е. Исихий) настолько цепляется к словам, я бы хотел знать, как грешники могут есть Плоть Христа, Который не был распят за них, и как они могут пить Кровь, которая не была пролита во искупление их грехов? 22

 

Если Христос хранит только избранных и не умер за нечестивых, не будет ли разумно сделать вывод, что Он умер только за избранных?

 

Последняя цитата:

 

Вопрос заключается не в том, что является силой и добродетелью Христа или насколько она действенна, но в том, кто эти люди, за которых Он отдал Себя. Если собственность Христа пребывает в вере и если вера исходит от Духа усыновления, это означает, что только Он избирает детей Божьих, которые по воле Божьей становятся причастниками Христу. Евангелист Иоанн говорит о деле Христа как о «собирании вместе всех детей Божьих» воедино посредствам Его смерти. Из всего этого мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что примирение предлагается всем людям через Христа, наивысшая польза от него принадлежит исключительно избранным людям, чтобы они были собраны вместе и стали причастниками вечной жизни.23

 

Согласно Кальвину, Христос исполняет задачу, заключающуюся в собирании всех детей Божьих, избранных, воедино посредством Своей смерти. Разве не разумно признать, что Христос совершает это сознательно и намеренно, и что Своей смертью Он намеревался спасти только избранных? Джон Мюррей абсолютно прав, говоря, что «избрание занимает основное место в учении Кальвина, и избрание предполагает дифференцирование у источника всего процесса спасения. Очевидность этого указывает на то, что Кальвин уделял особое внимание дифференцированию искупительной жертвы Христа».24

 

Что же было показано в этой главе? Учение Кальвина о деле Христа от воплощения до небесного заступничества, является делом, в центре которого находится смерть Спасителя, которая искупила грех, удовлетворив божественное правосудие. Смерть Христа приносит спасение избранным людям, так как она предназначалась только для избранных.

 

Представленный факт имеет один важный недостаток. Ничего не было сказано о взгляде Кальвина на такие библейские тексты как Иоанна 3: 16, на который часто ссылаются, как на учение о неограниченном и всеобщем искуплении. Но этот вопрос будет подробно рассмотрен позднее.

 

Почему эти вопросы столь важны? Мы рассмотрим взгляды Р.Т. Кендалла, который отвергает мнение о том, что, по Кальвину, Христос умер только за избранных. Он утверждает, что доктрины, которые он обнаружил в работах Кальвина, не были там изначально, но являются более поздними дополнениями и искажениями, представленными Теодором Беза, и заимствованными пуританами. По его мнению, эти искажения повлекли за собой другие, а именно, неправильное понимание Реформации и библейского учения о вере и уверенности в спасении, а также всей природы обращения. Очевидно, что это не незначительные, технические вопросы, а вопросы, проливающие свет на многие стороны практического христианства. Согласно Кендаллу, взгляды на смерть Христа идут рука об руку с взглядами на природу спасающей веры и уверенности в спасении. Он утверждает, что пуритане исказили учение Кальвина об искуплении, неизбежно исказив также его учение о вере и уверенности в спасении. Но что учил Кальвин о вере и уверенности в спасении?

Билет 5


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Изучение нового материала
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  3. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  4. IV. Изучение технологических свойств руд.
  5. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  6. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  7. Библейское учение о Божьей неизменности
  8. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  9. В МФЦ г. Петрозаводска состоялось торжественное вручение паспорта гражданина РФ.
  10. Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения
  11. Влияние Византии на просвещение. Владимир Мономах и его «Поучение детям»
  12. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь