Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение об искуплении в византийском богословии после вселенских соборов: свтт. )Фотий и Николай Мефонский.



Свт. Николай Мефонский

Свт. Николай Мефонский был одним из участников Константинопольких Соборов 1156 – 1157 гг. Поводом к возникновению споров, приведших к созванию Соборов, явилось столкновение между известными преподавателями высшей духовной школы Михаила из Солуня, Никифора Василаки – с одной стороны и диакона Василия – с другой.

Услышав слова Василия,. Объяснившего Евангелие о том, что «один и тот же Сын Божий и бывает жертвой и вместе с Отцом приемлет жертву», они сделали вывод, что Василий вводит 2 ипостаси, «ибо принести жертву – это одно, а принять ее – этот другое».

Этот богословский спор принял вскоре массивный характер. К мнению Никифора Василаки присоединившись некоторые иерархи, а также кандидат на антиохийский патриарший престол диакаон Сотирих Полиевкт, впоследсвтии упорно защищавший это мнение.

Сввт. Николай Мефонский явился защитником православного учения, заключенного в общепринятых, заключенном в общепринятых словах молитвы. В опровержении мнения Сотириха он написал насколько превосходных полемически-догмаических сочинений.

Первый Собор 1156 г. был созван вновь избранного Киевского митрополита блаженного Константина, который пред отправлением в далекое путешествие к своей новой пастве хотел знать определение собора в отношении прорекаемых слов «Ты еси Приносяй и Приносимый»

В начале соборных актов оба мнения по основному вопросу формулируется следующим образом: «В царствование Мануила Комнина подверглось обсуждению учение, выраженное в словах: «Ты еси Приносяй, Приносимый и Приемлющий». Одни (еретическая партия) утверждали, что Крестная Жертва была принесена Одному Отцу и Духу, но н е в коем случае не Самому Слову, говоря, что если последнее допустить, тот Единый сын Божий полностью разделится не 2 лица, каковое разделение вводил пустослов Несторий». Другие (православные) в согласии со словами упомянутой молитвы утверждали, что принесена и Самому Сыну – Единому и Нераздельному Существу Безначальной Троицы»

Придерживающиеся первого мнения утверждали, чтот не только Мироспасительная Крестная Жертва, но и Евхаристия, совершаемая ежндневно в Его воспоминание, приносилась приносится не Сыну, но только Одному Отцу. Этого мнения держались Сотирих, Михаил Солунский, Евстафий, еп. Диррахия.

Собор 1156 г. принял в свое определение мнение Киевского митр. Константина.

«Животворящая Жертва, как первоначально, когда она была совершена Спасителем Христом, так и после и доныне, приносится не только одному Безначальному Отцу Единородного, но и Самому Вочеловечившемуся Слову; точно также не лишен этой богоприимной чести и Св. Дух. Приношение же произошло и происходит повсеместно Единому Триипостасному Божеству…»

свт. Николай является главным деятелем, подготовившими решения Собора 1157 г. Его, несомненно, можно назвать самым замечательным и глубоким богословом XII века.

На этом Соборе так же рассматривался вопрос о том, кому принесена Мироспасительная Жертва. Православное учение об этом выражено в первом и втором анафематствовании этого Собора. «И Первоначальная Жертва принесена и литургийная ежедневно приносится Христом Естеству всей Св. Троицы в т.ч. и Самому Себе.

Обосновывая это православное учение, свт. Николай Мефонский исходит из 2-х положений, необходимых для правильного употребления понятия «естество» и «ипостась».

Первое положение состоит в том, что природа сама по себе без ипостаси ничего не может делать: ни страдать, ни приносить, ни принимать. Поэтому нет неипостасной природы. Св. Николай Мефонский указывал на то, что никто из языческих философов не говорил о том, что идеи бескорыстны. Они не допускали чистых, безипостасных природ, которые могли бы действовать сами по себе.

Это положение находится в основе всей святоотеческой христологии. Однако, софистическая аргументация Сотириха была основана на нарушении этого правила. Он обвинял православных в том, что выражения: «Христос Свою человеческую природу принес не только Отцу, но и Своему Божеству вводит разделение по Нестоорию, т.к. если одно из преград приносит, а другая принимает, то совершенно необходимо и приносящую и принимающую жертву, как Бога называть Ипостасями, и следовательно, появляются 2 ипостаси как у Нестория»

Второе положение, определяющее правомочность употребления понятий «естество» и «ипостась» св. Николай формулирует так: «Не должно ни естество противополагать ипостаси, ни ипостась – естеству, но естество – естеству, как во Христе, и ипостась – ипостаси, как в Триипостасном Божестве»

Принимая это положение во внимание, мы видим, что суждение: «Жертва (человеческая природа) принесена Богу (Св. Троице) – истинное, так и здесь естество (приносимое человечество) противополагается другому естеству (Божеству). Суждение же о том, что спасительная жертва принесена только Богу Отцу, является ложным, т.к. человеческое противополагается Ипостаси Бога Отца.

Для доказательства своего основного положения Сотирих измыслил особую теорию двойного Искупления, которая, во-первых, из двоякого освящения, и, во-вторых – из двоякого примирения. Первым освящением Сотирих называет освящение человеческой плоти Спасителя, которое она получила при ипостасном соединении с нею Бога-Слова.

Но так как пред Своей смертью Спаситель сказал: «И за них Я посвящаю Себя» (Ин.17: 19), то Сотирих считает, что вторым освящением Христос назвал принесение Себя в жертву. Эта жертва принесена Отцу. Следовательно, имеют место 2 освящения человечества Христа, разделенные повремени. Первое освящение произошло при Воплощении Спасителя, а второе – через принесение Им жертвы Отцу при распятии.

Св. Николай Мефонский показывает противоречивость этой концепции. С одной стороны, плоть Христа освящена и совершенна вследствие соединения с Богом-Словом, а с другой стороны, она же оказывается все еще в недостаточной и несовершенной и нуждается еще в принесении жертвы Отцу для второго, более совершенного освящения и усовершенствования. Это противоречие может вытекать из Арианской предпосылки о том, что Бог Сын чем-то недостаточен и несовершенен по сравнению с Отцом. Поэтому и первое освящение несовершенное второго, исходящего из Отца.

В полемике с Сотирихом выяснилось 2 сотириологических принципа на которые опирается св. Николай Мефонский. Первый принцип состоит в том, что всякое действие Св. Единосущной и Нераздельной Троицы также едино и нераздельно. Если действует одна из ипостасей Троицы, то в этом действии участвуют 2 другие. Не существует действий какой-либо Ипостаси, изолированных и независимых от действий других Ипостасей.

Прилагая этот принцип к освящению человечества, св. Николай заключает невозможность 2-х освящений. Из этотго принципа вытекает то, что вся Св. Троица участвует в домостроительстве нашего спасения. Хотя совершителем был Воплотившийся Сын Божий, но содействующими были Отец и Св. Дух

Св. Николай, в согласии с литургической молитвой св. Василия Великого, утверждает, что Христос принес Себя Самого, как Богу, и Сам принял жертву, как Бог.

Сотирих создал также еще и концепцию 2-х применений. Св. Николай, возражая Сотириху, указывает на соответствие у него 2-х освящений и 2-х примирений: «В двойном освящении разделяются природные действия в двойном примирении – хотения, как будто отец не соблаговолил Сыну, примирившему через воплощение, и не примирился до тех пор, пока и Сам ничто не получил, как и Сын, и стал участником в прибыли».

Рассечение единого домостроительства Св. Троицы, совершенного воплотившимися Сыном Божиим на 2, которое измыслил Сотирих, должно быть отвернуто, так как нарушает прежде всего указанный святоотеческий принцип единства и единого действования Св. Троицы. Первозданный Адам был создан Богом – Св. Троицей. В раю Он наслаждался общением с Нею же. Через свое падение Адам и все человечество удалено от Бога – Св. Троицы. Примириться люди должны не только с одной из Ипостасей, но и вообще с Богом – Св. Троицей.

Основная ложь Сотириха в его теории 2-х примирений заключалась в том, что он подменил понятие примирения. Разделив единое примирение на 2, Сотирих был вынужден измыслить для каждого из этих примирений характерный признак, и подменил нравственное отношение между человеком и Богом чисто внешними отношениями выгоды и расчета.

Св. Николай обращает внимание на то, что недопустимо применение к Богу грубых представлений или приписывание Ему каких либо страстей, в частности – гнева.

Каждое из обычных человеческих выражений, применяемых к Богу, должно пониматься в богоприличном смысле. Так,. Все выражения Священного Писания, в которых говорится о гневе, ярости Бога, св. Николай предлагает понимать иносказательно, разумея под гневом Божиим – скорби и несчастья, которые посылаются человеку как следствия приобретенного им греховного состояния.

 

Билет 4


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь