Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение об искуплении святых каппадокийцев.
Свт. Василий Великий У свт. Василия Великого мысли об искуплении представлены, например, толкованием на псалом 48: 7-8: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их и не будет того во век…» всякая душа человека подклонилась под тяжкое иго рабства общему всем врагу, и, утратив свободу, данную Творцом ее, отведена в плен грехом. Но всякому пленнику нужна для освобождения цена искупления. Брат не может искупить брата. Диавол, взяв нас в рабство не освободит нас от своего мучительства дотоле пока не пожелает обменять нас, побужденный к такому каким-нибудь достоценным выкупом посему предполагаемое выкуп должно быть не однородно с порабощенными, но в большей мере превышать их цену что бы диавол добровольно освободил из рабства пленных. Но никакой человек не в силах победить диавола, что бы освободил он из под своей власти однажды ему подпавшего. Освободить от этого рабства мог только Богочеловек. В творениях свт. Василия встречается значительно развитый взгляд на существенное значение страданий и крестной смерти Иисуса Христа как умилостивительной жертвы за грехи людей коею оскорблен святость и правда Божия. Василий говорит, что эту жертву не мог принести никто. Ее мог принести только Богочеловек Иисус. Ценой Искупления стала свята я и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Основанием искупительного значения страданий и смерти Христовой заключается в их добровольности. Св. Василий говорит, что смерть Христа избавляет нас от греха и смерти.
Свт. Григорий Богослов. Учение св. Григория об Искуплении неразрывно связано с его антиарианской и антиапполинарианской полемикой. Как и другие богословские идеи св. Григория оно так же неотделимо от учения об обожении вокруг которого построена вся богословская система св. Григория. Спасение для человека в соединении с Богом. Но воплощением Слова еще на завершается спасение. Со всей силой св. Григорий подчеркивает искупительное значение крестной смертью. В ней высший дар Божий – «отдание Бога, агнец, закланный за наши грехи» Крест есть жертва – «очищения немалой части и не на малое время, целого мира и на веки». Св. Григорий со всею силою подчеркивает жертвенный характер смерти Спасителя. Он подробно сопоставляет эту жертву с преобразовательными жертвами Ветхого Завета. Крест есть жертвоприношение. Христос – истинный агнец, примиритель и Архиерей. Он приемлет на себя весь грех человеческий и поэтому страждет изображая в себе нас. Как глава целого Тела. Св. Григорий со всей резкостью старается выразить величайшую таинственность принятия и усвоения Спасителем нашей клятвы и греха. «Конечно, воспринятый грех не осквернял Безгрешного. Вольно восходя на крест Богочеловек возносит на него наш грех и распинаемый сраспинает его на нем». «По мысли св. Григория смысл крестной смерти не выражается до конца в понятиях жертвы и воздаяния» Св. Григорий подверг сильной критике теорию выкупа, принесенную диаволу. Диавол недостоин никакого выкупа. Говорить о смерти Сына Божия я, как о жертве диаволу оскорбительно, но нельзя говорить и о том, что Сын Божий принес Себя в выкуп Отцу, что Отец мог желать смерти Своего Собственного Сына. Св. Григорий применяет метод апофатики. Отбрасывая, причем не без некоторой иронии один за другим непригодные образы, которыми обычно пытаются выразить дело нашего спасения, совершенное Христом. Он приходит к невыразимости тайны победы над смертью: «Остается исследовать вопросы догмата оставляемые без внимания многими но для меня весьма требующие исследования. Кому и для чего пролита сия излаянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и архиерея и жертва? Мы были во власти лукавого проданные под грех. А если цена Искупления дается не иному кому как держащему во власти. Спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но от самого Бога за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу: то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену и во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, который не принял и Исаака, приносимого Отцу, но заменил жертвоприношением место словесной жертвы, дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец не потому что требовал или имел нужду, но по домостврительству и потому что человеку нужно было освятится человечеством Бота, чтобы Он сам избавил нас, преодолев мучителя, силою и возвел нас к Себе через Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покровительствующим? Таковы дала Христовы, а большее да будет почтено молчанием» Св. Григорий не отказывается от традиционной терминологии «выкупа». Однако, воспринимает ее лишь как «образ», «помогающий лучше понять таинство спасительного подвига Богочеловека» Крестная жертва Спасителя нужна не Богу Отцу, но нам. И была она следствием любви, а не гнева Отца. Крест – победа над сатаною и адом. Крест – жертва благоприятная, но не выкуп Богу. Крест – необходимость человеческой природы, а не Божественной правды. Основание этой необходимости в грехе человека и в заражении им души и тела, ибо через падение Адама плоть отяжелела и стала смердящим трупом, а душа стала «трупоносицей». Плоть очищается и как бы обличается через крестное пролитие крови. Крест св. Григорий называет «крещением кровью и мучительством» В другом месте св. Григорий говорит о двояком очищении, дарованным Христом «одно – вечного Духа и Им очистил во мне повреждения, рождаемый от плоти; другое – нашей крови (ибо своего называла ту кровь, которой источил Христос – Бог мой). Искупление первородных немощей избавления мира». Крест – некое сроддение и потому крещение есть сопричастие кресту, соумирание и спогребение, возрождение через гроб и из гроба. «Ибо мне необходимо потерпеть сие спасительно изменив что быв как из приятного произошло скорбное, таки из скорбного приятное». На Кресте восстанавливается первозданная чистота человеческой природы. Св. Григорий говорит об искупительном подвиге 2-го Адама, который «расплатился» за каждый грех Адама в отдельности. Смерть Спасителя на Кресте стала воссозданием всецелого Адама, всего человечества. Св. Григорий подчеркивает универсальный характер крестной жертвы Спасителя. Мы возымели нужду в Боге, воплотившемся и умершем, что бы нам ожить. Много было в то время чудес… Но ни одно из них не уподобляется чуду моего спасения. Не многие капли крови воссоздают весь мир, и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока собирая и связуя нас воедино». Искупительный подвиг Спасителя имеет отношение к каждому человеку. Христос умирает за каждого конкретного потомка Адама, начиная с самого Григория. Он рассматривает события связанные со страданием и смертью Христа как имеющие непосредственное отношение к его собственному спасению. Свт. Григорий Нисский Исходным пунктом в учении об Искуплении у св. Григория Нисского служат общие положения, что «всю надежду спасения нужно полагать во Христе», потому что сам по себе человек совершенно не имеет средств для возвращения в свое первобытное состояние. «Человеку нельзя было иначе очиститься от порока как только через Того кто как Агнец вземляй грехи мира уничтожит Собою всякую порочность» Поэтому нисходя к человеческим бедствиям Сын Божий пришел на землю, сделался совершенным человеком и хотя не совершил никакого греха, однако как грешник заключил себя под клятву потому что взял на себя все наши грехи. С принятием грехов Он принял на Себя и «происшедшую через грех нашу вражду с Богом, убил ее в Своей человеческой природе и т. о. Примирил нас с Богом». Т.к. начало нашего удаления от Бога заключается в отрицании человеком Божественной воли, то Спаситель прежде всего исполнил за людей послушание Отцу и эти м послушанием исцелил грех древнего непослушания. С исцелением греха, непослушание, виновность перед Богом все-таки оставалась. Что бы загладить и эту виновность, а равным образом уничтожить и всю массу личных грехов каждого человека нужно было принести за них достойную жертву очищения. Такую именно жертву Спаситель и принес Своей крестной смертью. Через нее Он освятил и очистил нашу жизнь с начала и до конца с рождения и до смерти. И потом ц что только смертью можно было возвратить нас к бессмертию. Спаситель принял добровольную смерть, по мнению св. Григория, Христос не делал предательства Иуды, нападения иудеев, суда Пилатова. А прежде самих страданий, принес Себя в примирительную жертву. Это оригинальное мнение св. Григорий основал на повествовании о Св. Вечери, когда Спаситель предложил апостолам в пищу и питие Свои Тело и Кровь. По мнению Григория «предложив ядаемое Тело Свое в пищу, Он ясно показал, что жертвоприношение Агнца уже совершилось. Очевидно, как агнец, взявший на себя грехи мира великий архиерей, священнодействовавший Себя приношении в жертву Богу, Спаситель совершил таинство примирения человек с Богом еще в тот тайный вечер, когда дал своим ученикам в пищу Тело Свое» Но эта жертва примирения в представлении свт. Григория нисколько не исключала видимой, кровавой жертвы Спасителя на Кресте, потому что кровавая смерть сама по себе была необходима для разрушения греховного царства смерти. Согрешивший человеческий род сделался рабом греха и подчинился господству диавола. Свергнуть это господство человек не имел никаких сил. Поэтому можно было освободиться только кем-нибудь более могущественным, чем диавол. А такое могущество принадлежит только Богу. Но если бы Бог, опираясь на свою силу, потребовал бы у диавола освободить человека на свободу, то такой способ возвращения был бы несправедлив, потому что человек добровольно продался в рабство. Вследствие этого Богу, благоволившему освободить человека от власти диавола, надлежало употребить справедливый способ возвращения. «Диавол не мог взять плату, меньшую стоимости людей, и он пожелал взять за них человека необыкновенного рожденного без мужа, вскормленного Девой, прославляемого от ангелов». «Усматривая в Нем столь великую силу, враг видел, что предлагаемое ему в обмен больше того, чем он обладает, а потому и выбирает Его стать ценой за содержимым под стражей смерти». По мнению свт. Григория, сын Божий воплотился, чтобы диавол не узнал Его счел Его за простого человека, которого он легко может удерживать в своей власти. Под прикрытием плоти Божество было не столь страшно для диавола, сколько желательно для него, и потому-то он не убоялся взять себе ценного выкупа за людей самого воплотившегося Бога. Диавол не знал, что это Бог. Он судил по полти и думал, что смертью победил Искупителя людей, но жестко обманулся. Св. Григорий соглашается, что Спаситель вовсе не был неизвестен бесовской силе. Если же Лицо Спасителя было хорошо известно враждебным. Ему силам ада, то понятно, что теория обманного похищения не выдерживает никакой критики. Вместе с него падает и теория выкупа, ради мнимого обоснования которой и была придумана эта теория. Нужно отметь, что эти теории не играли большой роли в богословии свт. Григория. Они лишь отчасти нужны были для обоснования кровавой смерти. Но в чем же именно состоит очистительная сила кровавой смерти Спасителя? Когда и как Он разрушил греховное царство смерти? Св. Григорий говорит: «Не избавит ни брат, ни какой другой человек, но каждый сам должен себе умалять, если даст Богу измену за вся и цену избавления души своея: виновный во грехе человек в силу сознания своей виновности, не может приблизится к Богу, если не загладит предварительно своей вины пред Ним…». Для того, чтобы загладить свою вину и освободиться от погибели, человеку только остается умолить Бога, что бы Он позволил виновному заменить себя кем-нибудь другим. Но т.к. одному человеку заменить себя другим человеком невозможно в силу греха, тот воплотившийся Сын Божий Сам сделал такую замену, принес Себя в жертву. Как истинный врач человечества Спаситель исцелил от болезни греха всех узников ада, когда сошел в самое сердце земли. На вопрос о том, какое лекарство употребил Господь для исцеления, св. Григорий отвечает кратко и не совсем определенно. «От сближения смерти с жизнью, тьмы со светом, тления с нетлением происходит уничтожение худшего, превращение его ни в что и благодеяние тому, кто очистился от этих зол» Всемогущее действие силы Божией св. Григорий представляет в виде огня. Как только совершилось очистительное действие огня, человеке был воссоздан, возвращен в свое первобытное состояние. Христос после трехдневного пребывания в аду восстал и воздвиг с собою всех мертвых, переселил их в рай.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы